Список литературы
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 7-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 456 с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
3. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2005. 60 с.
4. Гайсина Г.И. Мир детства как социально-педагогическая проблема // Психолого-педагогические проблемы образования // Педагогическое образование в России, 2011. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf/ (дата обращения: 11.01.2018).
5. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования // Человек и образование. № 1 (26), 2011, Санкт-Петербург. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdl7 (дата обращения: 11.01.2018).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Фенев Е.А.
Фенев Егор Александрович - студент, кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин, Академия строительства и архитектуры Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в данной статье рассматриваются этапы становления интеллектуального развития детей в разные промежутки возраста. Затрагиваются типы форм мышления, познания в сравнении с теориями двух мыслителей. Ключевые слова: мышление, развитие, интеллект, образ, влияние, ребенок, деятельность.
Детство - теоретическое понятие, раскрывающее ранний этап человеческой жизни, когда ребенок начинает изучать окружающий его мир, культуру, вырабатывает необходимые навыки.
О детстве человек начинает задумываться на определенном этапе социального и индивидуального развития, неся в себе наследие того времени, от которого нельзя освободиться так же, как и ребенок не может обойтись без помощи взрослых, как физически, так и психологически.
В самом раннем возрасте человек нуждается в идеях, чувствах, переживаниях взрослого. Так, при общении с родителями у ребенка начинает формироваться мышление. Конечно, существует более ранняя форма мышления, перед постижением динамичной речи, которая также очень важна. Сталкиваясь с тем, что создано руками человека, ребенок вступает в предметно-практическое общение с другими людьми и получает обобщенные знания о способах применения предметов. В возрасте от двух до семи лет у ребенка начинают формироваться знания о закономерностях, ассоциациях. В основном, дети изучают окружающее не на практике, а с помощью наглядных образов. Они не могут абстрагироваться от внешних свойств предмета, их мышление абсолютно подчинено восприятию.
Более обширный процесс познавательной деятельности достигается уже в школе, когда даются понятийные системы в разных направлениях. Ребенок начинает
получать конкретные знания, применяет логическое мышление, которое проявляется, поначалу, в словесной форме. Неотъемлемой частью развития является игра, ведь на этом этапе это сложная и важная деятельность.
Таким образом, немного повзрослев, ребенок может применять некоторые знания самостоятельно, без учета родителей.
Переходя в стадию «переходного возраста» у ребенка начинает формироваться собственное Я. Юность - теоретическое понятие, раскрывающее период в развитии человека, характеризующий переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Интеллектуальное развитие совершенствуется, мышление переходит в форму взаимосвязанных систем, так, дети могут переходить к более сложным задачам, что сопровождается расширением кругозора и применением ранее полученных знаний в различных ситуациях. Способность к комбинаторному мышлению означает, что ребенок может абстрагироваться от действительности и придумать всевозможные образы и ситуации. Совершается переход к высшему типу мышления, который заключается в суждениях и умозаключениях. После знакомства с элементами письма, литературы, музыки переходит на новый уровень словесно-образное мышление [4].
Культура в обществе, где растет ребенок, оказывает значительное влияние на развитие интеллекта. Опыт, накопленный в обществе, усваивается ребенком через такие социальные институты, как детский сад, школа. Окружающая среда значима для установки направленности хода умственного развития. Конечно же, ключевым фактором развития является обучение, оно предоставляет ученику возможность самому форсировать свое развитие, ставит задачи, подталкивающие к переходу на следующую стадию.
Стадии развития интеллекта по Жану Пиаже:
1.Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет). Познание с помощью органов чувств и взаимодействия с предметами; осознание того, что люди и предметы не исчезают.
2. Дооперационная стадия (от двух до семи лет). Стадия эгоцентрического мышления; дети не могут воспринять точку зрения других людей, у них есть только своя.
3.Стадия конкретных операций (от семи до одиннадцати лет). Накопление знаний, начало логического осмысления конкретных событий.
4.Стадия формальных операций (от одиннадцати лет и старше). Развитие способности манипулировать мыслями в голове (абстрактное мышление); дедуктивное и логическое мышление, системное планирование [3].
Пиаже считал, что эти стадии свойственны всем детям непосредственно, однако, последние стадии проходят не все дети.
По теории Жана Пиаже интеллектуальное развитие представляется лестницей, каждая ступень которой поднимает ребенка на новый уровень, обесценивая предыдущий. Дж. Брунер пересмотрел эту теорию и утверждает, что все сферы важны, ведь наличие развитых представлений - действенных, образных и символических определяет богатство интеллекта.
Список литературы
1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб.
пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2005. 60 с.
2. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев
В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А.,
Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). Словарь-
справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
3. Баттерворт Д., ХаррисМ. Принципы психологии развития. М., 2000.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005.