Научная статья на тему 'Сравнительный анализ психологии возрастов Фрейда и Юнга'

Сравнительный анализ психологии возрастов Фрейда и Юнга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4725
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИГМУНД ФРЕЙД / КАРЛ ЮНГ / ПСИХОЛОГИЯ / ВОЗРАСТ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ТЕОРИЯ / ПСИХОЛОГИ / СТАДИИ / ДЕТСТВО / МОЛОДОСТЬ / СТАРОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трунёва Виктория Александровна

В данной статье рассмотрена проблема понимания возраста и деления жизни человека на этапы. Проанализированы два типа периодизации: по Фрейду и Юнгу. В процессе сделан вывод о разнице понимания периодизации жизни человека и его становления. Каждый психолог рассматривает этот вопрос по-своему: с духовной и сексуальной точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ психологии возрастов Фрейда и Юнга»

1. РадугаМ. Воспитание и отношение к детям в Англии. [Электронный ресурс]: Блог о Великобритании. Режим доступа: http://www.m-uk.net/anglichane/vospitame-i-otnoshenie-k-detyam-v-anglii/ (дата обращения: 03.11.2017).

2. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2005. 60 с.

3. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.

4. Явтушенко Д. Как воспитывают детей в разных странах мира. [Электронный ресурс]. Сайт Мамсила. Режим доступа: http://mamsila.ru/feed/513/ (дата обращения: 04.11.2017).

5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. М.: КДУ. Владос-Пр., 2013. 264 с.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТОВ

ФРЕЙДА И ЮНГА Трунёва В.А.

Трунёва Виктория Александровна - студент, инженерно-строительный факультет, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема понимания возраста и деления жизни человека на этапы. Проанализированы два типа периодизации: по Фрейду и Юнгу. В процессе сделан вывод о разнице понимания периодизации жизни человека и его становления. Каждый психолог рассматривает этот вопрос по-своему: с духовной и сексуальной точки зрения.

Ключевые слова: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, психология, возраст, периодизация, развитие, личность, теория, психологи, стадии, детство, молодость, старость.

Возраст - это критерий, который обозначает определенную степень развития человека. Психология возрастов - это многолетний объект обсуждений и споров в научной среде. Многие ученые выдвигают собственные по-своему уникальные теории, отличающиеся от других, о стадиях психического развития человека. Самые популярные теории развития принадлежат таким известным психологам как Зигмунду Фрейду и Карлу Юнгу.

К. Юнг был учеником З. Фрейда, но, несмотря на это, не был согласен с точкой зрения наставника о периодизации. З. Фрейд разбирал возраста по стадиям психосексуального развития [3], что его последователь считал неправильным. К. Юнг считал, что человек, а в частности его бессознательное - совокупность процессов деятельности человека, которые не поддаются управлению разумом, - также обладает духовным началом.

Психоаналитическая теория развития З. Фрейда.

З. Фрейд акцентировал внимание на биологических факторах. Все стадии развития неразрывно связаны с эрогенными зонами, потому как ученый психолог считал, что именно на этих участках тела активно стимулируется либидо человека - его энергия психических влечений.

Стадии психосексуального развития личности:

1. Оральная стадия (0 - 1,5 года). З. Фрейд полагал, что ребенок удовлетворяет биологические потребности (пьет молоко матери) и получает другие приятные ощущения через рот. Психолог отмечал, что на данной стадии появляются 2 типа личности: орально-пассивный (делающий всё возможное ради поощрения) и орально прогрессивный (садистский).

2. Анальная стадия (1,5 - 3 года). Получение удовольствия путем опорожнения. З. Фрейд считал, что родители на этой стадии формируют 2 типа личности ребенка, применяя разные тактики приучения к горшку ребенка, - анально-удерживающий и анально-выталкивающий.

3. Фаллическая стадия (3-6 лет). Изучение половых органов. Психолог выделил 2 комплекса:

• Эдипов - интерес сына к матери;

• комплекс Электры (у девочек) - неполноценность из-за отсутствия пениса.

4. Латентный период (6 лет - подростковый возраст). Формирование эго и суперэго. На первом месте у ребенка стоит не психосексуальное, а духовное развитие. Ребенок учится и сильно проявляет свои творческие способности.

5. Генитальная стадия (зрелость - смерть). Человек достигает зрелости в социально-сексуальных отношениях, то есть приобретает генитальный характер -идеальный тип личности в рассматриваемой нами теории. Тип отличается своим сформированной индивидуальностью и умением находить выход из любой жизненной ситуации.

К. Юнг же выделял следующие стадии периодизации человеческой жизни [2]:

1. Первая половина жизни (пубертатный период - 35-40 лет) - время выхода личности за предыдущие пределы, распространение своего влияния. На этой стадии молодой человек чаще всего выстраивает свою карьерную лестницу и добивается успехов в учебной деятельности. К. Юнг считал, что в данный период главная задача индивида - научиться использовать окружающий мир для достижения своей цели.

2. Кризис середины жизни (35-40 лет). В это время человек начинает утрачивать чувство собственной важности, прежние цели кажутся ему незначительными, неинтересными. Вследствие этого, многие индивиды «копаются в себе» и впадают в депрессию (причем даже люди, добившиеся больших успехов, поддаются этому). К. Юнг говорил, что выход из этого кризиса находит сама душа человека, подталкивая его бессознательное [1] к лечению психического дисбаланса (например, через сны). Таким образом, благодаря кризису, зрелый человек начинает замечать и слушать не только то, что его окружает, но также своё бессознательное, тем самым узнавая свои скрытые потенциалы и открывая новые творческие способности.

3. Старость. На этой стадии у человека возникают проблемы с осознанием неизбежной смерти. Как врач, К. Юнг считал, что старик, который боится окончания своей жизни, похож на молодого человека, разочаровавшегося в жизни. Оба они слабы, боятся жить здесь и сейчас. Психолог утверждал, что если старые люди будут думать о том, что после смерти у них будет ещё одна жизнь, то тогда они будут жить «полноценно», не тратя время на мысли о смерти.

Можно заметить, что К. Юнг отличается от З. Фрейда тем, что:

1. В своей периодизации К. Юнг опускает детство, когда З. Фрейд уделяет ему огромное внимание. Возможно, это связано с трудным детством психолога.

2. К. Юнг не связывает духовное и биологическое развитие.

3. К. Юнг делает акцент на кризис среднего возраста, чего не делает З. Фрейд.

Вывод:

Периодизация - это разделение человеческой жизни на несколько возрастных этапов, включающих в себя особенности развития индивида на данном промежутке времени. Каждый психолог рассматривают периодизацию жизни по-своему. З. Фрейд связал её с сексуальным взрослением, а К. Юнг - с духовным.

1. Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Jung C.W. Изд. 8, 1919. С. 129-138.

2. Юнг К. Стадии жизни // Jung, C.W. Изд. 8, 1930. С. 387-403.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека, 2001. С. 420.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ДЕТСТВО Швалёва А.И.

Швалёва Анастасия Ивановна - студент, инженерно-строительный факультет, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в данной статье рассматривается периодизация жизни человека, а именно, автор делает акцент на важности и необходимости подробного рассмотрения и изучения самого первого этапа жизни - детства. Обозначается основное понятие детства и чем спровоцированы те или иные черты и свойства подрастающего поколения. Описано само понятие детства и его повременная структура. Подробно рассмотрены отдельные периоды развития: рождение и младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Дается изображение особенностей поведения и развития детей в определенный период развития, их индивидуальные привычки, методы приспособления и восприятия действительности, различные развивающие игры, формирование «Я» личного, речи, влияния школы на психику и дальнейший уклад будущей жизни. Представлены локальные методы воспитания детей в разных странах мира, таких как Англия, Турция, Китай и Индия. В качестве примера развития незаурядных способностей у детей до 5 лет представлена работа Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти», где рассказывается о таланте ребенка в этот период времени образовывать «народную этимологию» из слов и словосочетаний путем смешивания и перестановки частей давно известного и применяемого взрослыми слова. Рассмотрено влияние деятельности на становление личности и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Автор приходит к выводу, что данный период является наиважнейшей частью жизни человека, когда закладываются основные качества и способности, необходимые для дальнейшей успешной жизнедеятельности, и насколько важна роль правильного воспитания. Ключевые слова: периодизация, детство, ребенок, возраст, воспитание.

Понятие возрастной периодизации заключается в выделении и разделении временных границ человеческой жизни, определяющихся физиологическими, социальными, психологическими и анатомическими признаками. Детство - это временной отрезок интенсивного развития ребенка. Именно в этот период, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются условия готовности к причастности в общественно-трудовой жизнедеятельности взрослых. Эта готовность проявляется в момент непосредственного обучения, усвоением ребенком опыта предыдущих поколений, достижений их материальной и духовной культуры. У разных стран и национальностей имеются свои особенные черты и свойства воспитания подрастающего поколения. Это спровоцировано некоторыми географическими, национально-культурными факторами, которые влияют на условия жизни, нравы и обычаи народа, уровень развития и общественное мнение. Люди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.