Научная статья на тему 'Периодизация жизни человека: детство'

Периодизация жизни человека: детство Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1755
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ДЕТСТВО / РЕБЕНОК / ВОЗРАСТ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швалёва Анастасия Ивановна

В данной статье рассматривается периодизация жизни человека, а именно, автор делает акцент на важности и необходимости подробного рассмотрения и изучения самого первого этапа жизни детства. Обозначается основное понятие детства и чем спровоцированы те или иные черты и свойства подрастающего поколения. Описано само понятие детства и его повременная структура. Подробно рассмотрены отдельные периоды развития: рождение и младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Дается изображение особенностей поведения и развития детей в определенный период развития, их индивидуальные привычки, методы приспособления и восприятия действительности, различные развивающие игры, формирование «Я» личного, речи, влияния школы на психику и дальнейший уклад будущей жизни. Представлены локальные методы воспитания детей в разных странах мира, таких как Англия, Турция, Китай и Индия. В качестве примера развития незаурядных способностей у детей до 5 лет представлена работа Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти», где рассказывается о таланте ребенка в этот период времени образовывать «народную этимологию» из слов и словосочетаний путем смешивания и перестановки частей давно известного и применяемого взрослыми слова. Рассмотрено влияние деятельности на становление личности и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Автор приходит к выводу, что данный период является наиважнейшей частью жизни человека, когда закладываются основные качества и способности, необходимые для дальнейшей успешной жизнедеятельности, и насколько важна роль правильного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодизация жизни человека: детство»

Список литературы

1. Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Jung C.W. Изд. 8, 1919. С. 129-138.

2. Юнг К. Стадии жизни // Jung, C.W. Изд. 8, 1930. С. 387-403.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека, 2001. С. 420.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ДЕТСТВО Швалёва А.И.

Швалёва Анастасия Ивановна - студент, инженерно-строительный факультет, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в данной статье рассматривается периодизация жизни человека, а именно, автор делает акцент на важности и необходимости подробного рассмотрения и изучения самого первого этапа жизни - детства. Обозначается основное понятие детства и чем спровоцированы те или иные черты и свойства подрастающего поколения. Описано само понятие детства и его повременная структура. Подробно рассмотрены отдельные периоды развития: рождение и младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Дается изображение особенностей поведения и развития детей в определенный период развития, их индивидуальные привычки, методы приспособления и восприятия действительности, различные развивающие игры, формирование «Я» личного, речи, влияния школы на психику и дальнейший уклад будущей жизни. Представлены локальные методы воспитания детей в разных странах мира, таких как Англия, Турция, Китай и Индия. В качестве примера развития незаурядных способностей у детей до 5 лет представлена работа Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти», где рассказывается о таланте ребенка в этот период времени образовывать «народную этимологию» из слов и словосочетаний путем смешивания и перестановки частей давно известного и применяемого взрослыми слова. Рассмотрено влияние деятельности на становление личности и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Автор приходит к выводу, что данный период является наиважнейшей частью жизни человека, когда закладываются основные качества и способности, необходимые для дальнейшей успешной жизнедеятельности, и насколько важна роль правильного воспитания. Ключевые слова: периодизация, детство, ребенок, возраст, воспитание.

Понятие возрастной периодизации заключается в выделении и разделении временных границ человеческой жизни, определяющихся физиологическими, социальными, психологическими и анатомическими признаками. Детство - это временной отрезок интенсивного развития ребенка. Именно в этот период, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются условия готовности к причастности в общественно-трудовой жизнедеятельности взрослых. Эта готовность проявляется в момент непосредственного обучения, усвоением ребенком опыта предыдущих поколений, достижений их материальной и духовной культуры. У разных стран и национальностей имеются свои особенные черты и свойства воспитания подрастающего поколения. Это спровоцировано некоторыми географическими, национально-культурными факторами, которые влияют на условия жизни, нравы и обычаи народа, уровень развития и общественное мнение. Люди

формируют в ребенке привычки, отвечающие требованиям, преобладающим в рамках данной культуры, приспосабливают к привычным правилам поведения.

Детство можно разделить на следующие периоды:

• Рождение и младенчество (от момента рождения до одного года)

• Раннее детство (с 1 до 3 лет) - в этот период развивается речевой аппарат и функциональная независимость ребенка.

• Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) - определяется развитием личности и умственных процессов.

• Младший школьный возраст (с 6 до 11-12 лет) - период вливания ребенка в социальную среду общества, развитие интеллекта.

1. Период младенчества.

В этот период ребенок является беспомощным как с биологической стороны, так и социальной, удовлетворение каких-либо потребностей полностью зависит от родителей. В первые недели он плохо он все еще плохо видит и слышит, беспорядочно двигается. К концу первого месяца после рождения, у младенца появляются первые условные рефлексы, уже можно зафиксировать наблюдающее движение глаз. К третьему месяцу глазные движения достигают хорошего уровня развития. Приблизительно со второго месяца у младенца появляется способность различать простейшие цвета, а позже - формы и очертания предметов. Игрушки должны выделяться формой и иметь яркий цвет, для того, чтобы стимулировать развитие органов. Они должны выполнять определенные функции:

• Развитие органов чувств

• Развитие мелкой и крупной моторики

В возрасте 8 месяцев ребенок начинает испытывать видимое беспокойство при незнакомых людях, к 14-18 - наивысшая точка возникновения страха перед чужими людьми, после он постепенно уменьшается. В этот период речь может касаться только произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний. Субъект и объект еще не получили четкого различения в понятии младенца. До года младенец активно развивается, рост здорового ребенка увеличивается почти в 1,5 раза, а вес - в 2 раза.

2. Раннее детство.

В этот период у ребенка начинает развиваться самостоятельная ходьба, он учится прямой походке, овладевает речью и предметной деятельностью. Память проявляется в активном познавании окружающего мира, появляется новый процесс -воспроизведение воспоминаний. Ребенок старается во всем сравнивать себя с родителями и пытается подражать их поведению [1]. Активно развиваются самостоятельность и гордость за собственные достижения. В этом возрасте очень важна роль игр, где взрослый выполняет какие-либо действия с предметом и просит ребенка их повторить. Самые распространенные виды деятельности: построение башен из кубиков, собирание различных разрезанных картинок и склеивание несложных аппликаций. С помощью игр ребенок познает смысл существования предмета, его назначение, происходит сравнение действий собственных с взрослыми. Именно в этом возрасте формируется «Я» личное.

3. Дошкольный возраст.

Речь становится предметом активности ребенка, формируется образное мышление и складывается произвольное внимание, заметно увеличивается его устойчивость. Именно дошкольный возраст принято считать периодом наибольшего рисования, где работы приобретают сюжетный характер, по которому можно судить половую принадлежность и эмоциональное состояние [2]. Начинается переход от бессознательного к произвольному вниманию, дети учатся описывать картины, пересказывать не только основные черты, но и описывать мелочи. К концу становления дошкольного возраста ребенок имеет достаточно высокий уровень познавательного и личностного развития, именно это позволяет ему успешно учиться в школе.

4. Младший школьный возраст.

Школа, как правило, кардинально изменяет жизнь ребенка. Дисциплина помогает освоить навыки общения и работы в большом коллективе, оказывая тем самым сильнейшее влияние на психику поведения. Родители перестают быть единственным авторитетом для ребенка, отношения со сверстниками становятся партнерскими. В итоге формируется теоретическом мышление, возникает рефлексия как осознание собственных действий, развивается способность к планированию. В этом возрасте интеллект играет ключевую роль, так как память ребенка приобретает ярко выраженный характер познания. Происходит быстрое развитие воли.

В различных странах принято воспитывать детей по местным обычаям и законам.

Так, например, в Англии принято с самого раннего детства прививать высокую самооценку. Ребенка хвалят за любую мелочь, лишь бы он чувствовал в себе уверенность, потому что так, по мнению местных, можно вырасти успешным человеком, способным решать самые сложные жизненные ситуации.

В Турции же детей до самой школы воспитывают в основном мамы. Считается, что знания, необходимые для жизни, ребенок получит в школе, а пока он находится дома, нужно развлекаться. С ранних лет их приручают к взаимопомощи, братья и сестры растут дружными и сплоченными. В основном, дети в Турции взрослеют рано, так как девочки помогают маме по хозяйству, а мальчики -отцу.

В Китае принято воспитывать детей равными, не обращая внимание на пол, потому у них отсутствует разделение домашних обязанностей. Женщина вполне может работать весь день и обеспечивать деньгами всю семью, а мужчина сидеть дома с ребенком. С ранних лет детей приучают к ответственности и труду, в полтора года они начинают осваивать азы чтения и рисование.

В Индии принято воспитывать детей с самого рождения. Основная задача любого взрослого - обучение ребенка терпению и умению жить в гармонии с самим собой. Здесь важно научить ребенка уважать не только человека, но и саму природу. Детей учат сдерживать и контролировать свои эмоции, внушается важность института брака.

Из этого можно судить о том, что детство в разных странах имеет индивидуальные особенности и структуру, в отдельные периоды развиваются определенные качества и способности.

Корней Чуковский излагал в своей работе «От двух до пяти» мысль о том, что все дети в рамках этого возраста настоящие «лингвисты». Он на протяжении сорока лет получал письма от обычных людей со своими историями. Чуковский в произведении рассуждает о настоящем, но неосознанном мастерстве каждого ребенка, о возможности преобразовывать обычные слова в «народную этимологию». Приставки могли свободно отсоединяться от корня, в возрасте трех лет дети способны придумывать новые слова, смешивая давно известные, например, всехный, рогается.

В наше время особо актуально образование, помогающее молодежи заниматься той деятельностью, которая ответственна за выбор жизненного пути. Духовно-нравственное становление личности - это компонент её развития наряду с физическим, психическим и социальными свойствами. Из этого следует, что на современном этапе развития общества проблема духовно-нравственного развития личности является особенно актуальной. Решается она в единстве с образованием, воспитанием и эвохомологической деятельностью.

Вывод: Детство - это временная граница жизни человека, период, где он получает основную информацию для дальнейшей жизнедеятельности и учится применять ее на деле. Не существует определенного алгоритма для воспитания детей, для разных стран и народов оно является индивидуальным.

Список литературы

1. Масару Ибуку. После трёх уже поздно, 1971. С. 90-224.

2. Ченицкий Александр, Бирюков Виктор. Как воспитывать ребёнка до детского сада, 2017. С. 122-160.

ВЫБОР КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПЕРСОНАЛА МЕТОДОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

Шамсутдинова А.Р.

Шамсутдинова Алие Равеловна - студент, кафедра технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье раскрываются особенности выбора квалифицированного персонала методом профессионального психологического отбора. Также рассматриваются проблемы выбора квалифицированного персонала. Ключевые слова: психология, отбор, квалифицированный сотрудник, психологический отбор, профессиональный отбор.

В современном мире выбор профессионального и квалифицированного персонала является актуальной проблемой в связи с ростом рынка труда. Каждый директор желает видеть в своих рядах качественно подготовленный персонал. С течением времени меняется общество, а также меняются критерии оценивания. В наше время многие фирмы и предприятия используют ряд методов по подбору персонала, таких как: предварительный отбор, сбор информации о кандидате, личностные опросники, тесты, групповые методы отбора, собеседование, интервью [3]. Одним из таких методов также является профессиональный психологический отбор.

Профессиональный отбор - это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам [4].

В настоящее время различные предприятия и фирмы имеют в своей структуре специалистов для приёма на работу квалифицированных людей.

Целью этой работы является изучение теоретических основ профессионального психологического отбора, рассмотрение актуальности проблемы качественного подбора персонала.

Одной из целей профессионального психологического отбора является отбор такого сотрудника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата в крайне короткие сроки.

Задачами профессионального психологического отбора являются: определение социальной, профессиональной и психофизиологической пригодности претендентов, выделение мотивов поиска работы, удаление претендентов с неадекватно-корыстной мотивацией.

Для повышения эффективности деятельности организации необходимо использовать более качественные методы выбора персонала. Используя различные методы приема на работу, чаще всего, фирмы отдают предпочтение профессиональному психологическому отбору. Многие управляющие считают, что психологический отбор персонала свидетельствует о самом приемлемом выборе претендентов для каждой должности. Психологический отбор позволяет довольно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.