Научная статья на тему 'Некоторые аспекты виктимности в динамической концепции преступности и преступного поведения'

Некоторые аспекты виктимности в динамической концепции преступности и преступного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
560
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / ЖЕРТВА / ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ВИКТИМНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власов Андрей Владимирович, Жикривецкая Юлия Владимировна

В статье рассмотрены различные аспекты виктимности в динамической концепции преступности и преступного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власов Андрей Владимирович, Жикривецкая Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты виктимности в динамической концепции преступности и преступного поведения»

ву преподавателя. В меню ЭУММ включены пункты: лекции, практические занятия, литература, приложения.

Достоинством данного ЭУММ является удобство и простота спроектированного интерфейса, позволяющего привлечь внимание студентов к изучению модуля «История педагогической мысли», возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого студента и успешное усвоение учебного материала. Тем самым электронные методические комплексы позволяют существенно повысить качество обучения и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями. Эффективность использования ЭУММ «История педагогической мысли» показывает результаты дифференциального зачета.

Библиографический список

1. Абиева Э.Г. История педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов / Э.Г. Абиева [и др.]. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2009. - 14 с.

2. Основы общей и медицинской педагогики: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. / Н.И. Алиев [и др.]. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2011. - 19 с.

3. Агаханова Р. А. Условия формирования профессиональной компетентности студентов автомобильно-дорожного института на основе электронных средств обучения / Р.А. Агаханова, Т.Г. Ве-зиров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 1. - С. 21-27.

4. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. - Ростов/н-Д.: Феникс, 2011. -544 с.

5. Хадикова Е.Н. Роль гуманитарных технологий в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» / Е.Н. Хадикова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 6 (43).

А.В. Власов Ю.В. Жикривецкая

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВИКТИМНОСТИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрены различные аспекты виктимности в динамической концепции преступности и преступного поведения.

Ключевые слова: виктимология, жертва, эгоцентричность, преступление, психосексуальные этапы развития, виктимность несовершеннолетних.

Термин «виктимология» в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. victima - жертва и греч. logos - учение) [1, с. 109]. Эта наука возникла в результате изучения жертв преступлений и изначально развивалась в рамках криминологии. Мысль о жертве как криминогенном факторе витала в воздухе. Обращение к жертве все более ясно представлялось необходимым в интересах борьбы с преступностью.

Установить ученого, которого можно было назвать единственным «отцом» или основоположником виктимологии в ее современном понимании, довольно трудно. Создание ее связывается с именами Ганса фон Гентига (1888-1974) и Бенджамина Мендельсона (1900-1998).

© Власов А.В., Жикривецкая Ю.В., 2014

Время рождения виктимологии, очевидно, следует соотнести с 1941 по 1947-1948 гг., когда были опубликованы разработанные ими ее основополагающие положения. Итак, в 1941 г. появилась статья немецкого криминолога, эмигрировавшего в США, Ганса фон Гентига «Замечания по интеракции между преступником и жертвой» [1, с. 119], в которой он впервые противопоставил таким составляющим преступления как «жертва» и «преступник», которые до этого рассматривались как механические, статические понятия, динамическую концепцию преступности и преступного поведения, согласно которой жертва преступления не должна рассматриваться как пассивный объект, она - активный субъект процесса криминализации. Он показал, что, исследуя происхождение ситуаций по значительному количеству уголовных дел, можно найти жертву, которая либо поддается, либо содействует, либо провоцирует, то есть является одним из причинных факторов. Взаимоотношения между преступником и потерпевшим, писал он, вероятно, соответствуют взаимоотношениям между хищными и травоядными животными. Разница в отношениях между хищными и травоядными животными в мире животных и в отношениях между преступником и потерпевшим заключается в том, что хищным зверям приходится самим охотиться за добычей, в то время как жертва преступления во многих случаях, по-видимому, сама активно вводит в искушение преступника. Если мы считаем, что есть прирожденные преступники, есть и прирожденные жертвы».

Но в отличие от Г. Гентига, который никогда не использовал этот термин и не выводил виктимологию за пределы криминологии, Б. Мендельсон рассматривал ее как самостоятельную научную дисциплину [10, с. 542]. В его докладе «Новые психосоциальные горизонты: виктимология», сделанном на конференции психиатров, состоявшемся в Бухаресте в 1947 г., и в более поздней работе «Новая отрасль биопсихосоциальной науки - викти-мология» содержатся многие основополагающие положения виктимологии:

1) рассматривается понятие «жертва» (называется пять групп жертв: совершенно невиновная («идеальная») жертва; жертва с легкой виной; жертва, равно виновная с посягателем; жертва более виновная, чем посягатель; исключительно виновная жертва);

2) вводятся понятия «уголовная чета» (дисгармоничное единство носителя агрессии и жертвы и, наоборот, гармоничное единство, как например, бывает при криминальном аборте со смертельным исходом), «кандидат в жертвы», «добровольная жертва», «жертва - провокатор», «жертва - агрессор», « индекс жертвенности».

Исходя из всего этого можно выявить жертв преступления и характеристику их поведения. Чтобы ответить на вопрос о том, что следует положить в основу таких классификаций, необходимо выяснить, какова значимость субъективных и объективных характеристик потерпевших. Анализ уголовных дел и материалов о предотвращении преступлений свидетельствуют о том, что демографические и ролевые признаки потерпевших имеют вполне определенное криминологическое значение. Пол, возраст, профессия, специальность, должностное и семейное положение и другие факторы нередко играют существенную роль в механизме преступления и даже выступают в качестве необходимого условия совершения того или иного преступления. Например, потерпевшей от изнасилования или насильственного лесбиянства может быть только женщина, от развращения несовершеннолетних - только лицо, не достигшее четырнадцати лет, от мужеложства - только лицо мужского пола. Пол и возраст, значимы в особенностях психологического плана, например, подросткам или пожилым людям. В преступлениях некоторых видов криминологически значима и национальность потерпевшего. В частности, в преступлениях, связанных с пережитками местных обычаев (например, кровной мести).

Потенциальная виктимность и реальная виктимизация, как свидетельствуют многие исследования, не совпадают. Так, женщины в целом потенциально более виктимны, чем мужчины, однако в США из 1000 американцев - 105, а из того же количества американок -лишь 80 ежегодно становятся жертвами. Мужчины в 2,5 раза чаще подвергаются нападению при отягчающих обстоятельствах.

Различным возрастам присуще свои психофизические характеристики, особенности. В этом отношении наиболее виктимны, так сказать, полюса возрастных групп: несовершеннолетние и лица преклонного возраста. Общеизвестные психофизические особенности детского и подросткового возрастов - любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспосабливаться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, наконец (в ряде случаев), физическая слабость - делают указанную возрастную группу повышенно виктимной. Эти же качества могут способствовать становлению не только потерпевшего, но и преступника. Практика показывает, что наиболее виктимным среди несовершеннолетних оказываются подростки в возрасте 12-14 лет. Это тот возраст, когда при отсутствии жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определенному времени возникает проблема выбора профессии. В этот период наиболее активно формируется личность, создается нравственное лицо индивидуума. Здесь приходится ориентироваться не только на формальное совершеннолетие - достижение восемнадцати лет, - но и фактическое, так как иногда человек справляется с возникшими задачами и в 16-17 лет, а в иных случаях не способен решить их в двадцать лет.

Повышенная виктимность несовершеннолетних [9, с. 110] определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье. Важнейшим проявлением повышенной виктимности несовершеннолетних является также негативное воздействие взрослых на их психику, приводящее к формированию антиобщественной установки личности. Специфическим проявлением повышенной виктимности несовершеннолетних является то, что они вовлекаются в преступную деятельность, занятие проституцией, пьянство.

Особенности психофизического порядка определяют и повышенную виктимность лиц пожилого и преклонного возраста. Прежде всего, здесь виктимологически проявляется физическая слабость, особенно у женщин; сказываются и определенные болезненные возрастные изменения. Так, преступником могут быть использованы слабая память, снижение половой потенции и др. Подходы к потерпевшему преступник находит, ориентируясь на чувство одиночества, овдовевшей женщины; возможны и иные варианты, когда действует преступница в расчете на одинокого пожилого мужчину.

Но, несмотря на потенциально высокую виктимность, фактически, лица старше своего возраста значительно реже становятся жертвами преступлений, а в возрастной группе старше 65 лет из 1000 жертвами становятся лишь четыре человека. Возрастная группа до 35 лет также не самая виктимная: из 1000 жертвами насилия становятся 35 человек. В США наиболее виктимизированными являются лица в возрасте от 16 до 19 лет (из 1000 - 91). Интересно, что по данным профессора М. Ханделана (США), обычно жертвы преступлений и преступники относятся к одним и тем же возрастным группам. Очевидно, что для анализа виктимно-генного значения указанных параметров классификация потерпевших по возрасту нужна.

Целесообразно классифицировать потерпевших и по полу. Есть преступления, в которых потерпевшим может быть лицо только определенного пола. Естественно, при изучении

лишь этих категорий преступлений такая классификация не имеет смысла. Однако в тех случаях, когда дело касается изучения преступлений, в которых потерпевшими могут быть лица обоего пола, такая классификация полезна, поскольку позволяет установить степень и удаленный вес виктимности женщин и мужчин применительно к отдельным преступлениям и в целом. В связи с этим следует заметить, что ненужность классификации по полу в «однополых» преступлениях не снимает необходимости учета данного признака, так как эта демографическая категория четко проявляется, как только мы «плюсуем» потерпевших от указанных преступлений к потерпевшим от других преступлений. Иначе говоря, пол потерпевших в конечном итоге обязательно обретает значение, как только проводится более-менее широкое виктимиологическое обобщение. Таким образом, следует признать, что классификация потерпевших по признакам пола, как и по ряду других демографических признаков, нужна.

Потерпевших целесообразно классифицировать по их ролевой занятости. Лица, занимающие определенные должности или занимающиеся определенного рода общественной деятельностью, именно в силу специфики своей работы чаще, чем другие, оказываются потерпевшими от преступления. Так, работники милиции, народные дружинники, сторожа, кассиры, инкассаторы, военнослужащие - при исполнении обязанностей по караульной службе или патрулированию, т.е. лица, обязанные противодействовать преступнику, рискуют при этом здоровьем и даже жизнью. При нарушениях правил безопасности в таком же положении могут оказаться специалисты опасных профессий [10, с. 36]. В сущности, мы имеем дело с групповым виктимным предрасположением, которое следует различать с точки зрения характерного поведения потерпевших: оно может быть типично активным - для милиционера, часового, ибо они вмешиваются в ситуацию, и типично пассивным, если потерпевший подвергается нападению, например, водитель такси, инкассатор (это подход с токи зрения выбранных и невыбранных ситуаций).

Из всего этого в психологии появилось несколько теорий, которые могут объяснить феномен формирования психологии жертвы, или повышенной виктимности. Иногда также используются термины «синдром жертвы», «феномен жертвы», «менталитет жертвы» [8, с. 81]. Из криминальной статистики можно заметить, что пострадавшими часто являются люди из-за собственной доверчивости, наивности, легкомыслия, рассеянности, несобранности. Молодые и не очень молодые женщины оказываются во власти групп насильников, очаровавших их манерой и внешностью. Школьницы, возвращаясь поздно из гостей, соглашаются доехать до дома в машине с незнакомыми мужчинами.

Группой теории, объясняющей формирование виктимности, которую мы рассмотрим в дальнейшем, будет теории периодизации развития личности. Особенности раннего детства, специфика протекании психосексуальных этапов развития [2, с. 39], фиксация на определенном этапе обусловливает особенности характера человека. Характер, в узком смысле слова, проявляется как типичный паттерн поведения или направленность - это устойчивый или структурированный способ реагирования. В основе психодинамичеких концепций развития лежит выдвинутое З. Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируется в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (в первую очередь, родителям), впоследствии проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (перенос, трансферт), определяя тем самым его взаимодействие в социуме, семейные отношения и пр.

Известная фрейдовская периодизация личностного развития делает основной акцент на развитии либидо (Фрейд, 1989), рассматривая его как важнейшую силу развития вообще и

описывая в основном развитие психосексуальное. Она включает 3 этапа: оральный (первый и половина второго года жизни), анальный (от полутора - двух лет до трех лет), фаллический (между тремя-четырьмя и, примерно, шестью годами). При этом, по мнению З. Фрейда, может происходить как бы «застревание» на определенных этапах развития, приводящее к формированию у взрослого человека личностных черт, описываемых как оральный или анальный характер [10, с. 187].

Хотя большинство аналитических диагностов сейчас, рассматривая этапы развития ребенка, не так сильно подчеркивают либидо, отличаясь в этом от Фрейда, психоаналитики никогда всерьез не подвергали сомнению три его положения:

1) существующие психологические проблемы являются отражением их младенческих предшественников;

2) взаимодействия в ранние годы создают шаблон для более позднего восприятия жизненного опыта, и мы бессознательно соотносим его с категориями, которые были важны в детстве;

3) идентификация уровня развития личности - это кардинально важная часть понимания характера человека.

В психоаналитической теории развития продолжают выделять все те же три фазы инфантильной психологической организации:

- первый и половина второго года жизни (оральная фаза по Фрейду);

- промежуток от полутора-двух до трех лет (анальная фаза по Фрейду);

- время между тремя-четырьмя и примерно шестью годами (эдипова фаза по Фрейду).

Приблизительность этих стадий отражает индивидуальные различия детей, последовательность их всегда одна и та же, даже если ребенок опережает или отстает в развитии [7, с. 106].

Другой ведущей современной психодинамической концепцией периодизации лично-стно-социального развития является схема Э. Эриксона, с точки зрения которой психическое развитие индивида, формирование идентичности проходит через ряд психосоциальных кризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношение в социуме. Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются, наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности (эпигенез).

Итак, из всего можно выделить, что у людей с повышенной виктимностью обнаруживается типичная модель поведения, более характерная для ребенка, чем для взрослого человека. Наиболее общие характеристики виктимности [6, с. 34]:

1) трудность в принятии решений;

2) стремление опереться на совет, поддержку других людей. Они специально создают ситуации, когда решение за них принимает кто-то другой. Они позволяют другим людям распоряжаться их жизнью;

3) люди с повышенной виктимностью часто делают неприятные для себя, но необходимые для других вещи, полагая, что привязываются к себе других людей. В отсутствии контакта они чувствуют себя беспомощно и дискомфортно, даже если контакт деструктивный. Они делают все, чтобы быть незаменимыми;

4) беспомощность в ответ на критику и неодобрение. Попытка любой ценой восстановить положительное отношение к себе;

5) нечеткая граница Я, проявление любой инициативы сопровождается чувством

страха;

6) многие подавленные эмоции прорываются в виде злости и агрессивности, оставляя после себя чувство вины и стыда;

7) зависимость от оценки окружающих;

8) боязнь одиночества, в одиночестве испытываются растерянность и тревожность;

9) отсутствует чувство внутренней значимости;

10) отношения «прилипания» к другому, без которого не выжить;

11) отсутствие границ. Они не знают, где заканчивается их личность и где начинается личность другого человека;

12) люди с повышенной виктимностью не умеют переживать свои эмоции. Общение с другим человеком проводит к поглощению;

13) люди с повышенной виктимностью берут ответственность за чувство, состояние другого человека. Жизнь сосредоточена вокруг того, что другие люди подумают о них. Желание быть «хорошим»;

14) главная цель - угадать желание окружающих и его удовлетворить, знать и чувствовать, что нравится и что не нравится другим;

15) проявление заботы об окружающих, роль «мученика»;

16) жертвы ставят себя в центр событий с постоянным, непомерным расширением ответственности. Они берут на себя ответственность за чувства других, за содержание их мыслей, за их жизнь. Это мягкая, но разрушительная эгоцентричность. Несмотря на кажущуюся мягкость их трудно в чем-либо убедить, предположить альтернативу;

17) нечестность - они стремятся создать видимость отсутствия проблем или кризиса в отношениях. Им свойственная скрытность, двойная мораль;

18) у людей с повышенной виктимностью слабо выражена духовность, им свойственна приземленность.

Таким образом, можно говорить о виктимологии как о науке будущего. Она имеет свое происхождение, структуру, классификацию, признаки, просто ее развитие началось относительно недавно и для дальнейшего изучения потребуются еще долгие годы. Среди авторов, занимавшихся виктимологией, следует назвать Дж. Симсона, Г. Маккола, П. Статмена, К. Миядзова, Д.В. Ривмана, В.С. Устинова, Ю.А. Клейберга.

Во многом психология поведения жертвы зависит от его жизни, развития, воспитания. Ведь можно предположить, к примеру, что у ребенка, нормально развивающегося всегда найдутся люди, которые его окружают, они не дают ему оставаться в одиночестве. Еще в детстве в человеке закладывается чувство ответственности, не перед окружающими, а перед самим собой, так как каждый должен отвечать за свои действия и их последствия. Делая логичный вывод из аспектов виктимности можно сказать, что это все приобретенные человеком физические, психологические и социальные черты и признаки, которые в последствии могут его предрасположить к превращению в жертву.

Библиографический список

1. Балашов Д.Н. Криминалистика: учебник. / Д.Н. Балашов. - М.: Инфра-М, 2012. - 503 с. - Гриф: доп. УМО по юрид. образованию вузов Рос. Федерации.

2. Варчук Т.В. Учение о жертве преступления // Юридическая психология. - 2008. - № 4. - С. 39-42

3. Взаимосвязь представлений о гендерных стереотипах и склонности к агрессии у несовершеннолетних правонарушителей // Юридическая психология. - 2009. - №3. - С. 42-46.

4. Демографический профиль жертв преступлении // Борьба с преступностью за рубежом. - 1994. -№ 4. - С. 4

5. Зверев В. О. Эмоциональные состояния жертв террора // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - №2. - С. 36-38.

6. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов. - М. -2008.

7. Криминология: учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е Эминова. - М.: Норма, 2009. - 800 с. -Гриф: Доп. МО РФ

8. Молоствов А.В. Образ жертвы как специфическая черта субъектности преступника // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 1. - С. 81-88.

9. Морозова Т. А. Проблемы назначения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних и ее результатов // Судебная экспертиза. - 2010. - № 2. - С. 110-115.

10. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: учеб. / А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2008. - 640 с.

А.В. Внуков

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК РЕГУЛЯТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена анализу ценностных ориентации личности студента, выступающих в качестве регуляторов социального поведения. В статье рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к регулированию социального поведения студенческой молодежи на основе выявления и учета ценностных ориентации личности студента. Статья адресована специалистам в сфере социологии управления, образования и педагогики.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивация, личность, студенческая молодежь, регуляторы, социальное поведение, образование.

Ценностные ориентации, несущие в себе деятельностный аспект, закономерно могут выступать в качестве регуляторов социального поведения личности и социальной группы. Человек оценивает важность для себя определенного объекта и, исходя из этой оценки, формирует мотивацию к деятельности. Формирование целей деятельности соотносится с осознанием значимости того или иного объекта.

Социальная сторона проблематики, связанной с ценностями, имеет особую значимость в сложные и переломные исторические эпохи, когда многие общественные нормы и традиции обесцениваются, прежде актуальные идеологические понятия подвергаются переосмыслению, вызывают сомнения в своей правильности, зачастую начинается поспешная их замена новыми идеалами и ценностями, подчеркивается временность общественных ориентиров. Таким образом, ценностный аспект для отдельного человека и для общества в целом приобретает актуальность и важность. Отечественный исследователь З.И. Равкин подчерки-

© Внуков А.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.