DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.62.004 Зубко Д.В.
ORCID: 0000-0003-1299-1115, Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет РАДИОПУБЛИЦИСТИКА В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА: ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И
ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Аннотация
Популярность и значимость интернета неуклонно растет. Интернет-пространство становится наиболее открытой, свободной, независимой и доступной площадкой для диалога масс на социальные, политические, мировоззренческие темы. Богатый интерактивный и мультимедийный потенциал интернет-среды выступает решающим фактором для освоения новейшей коммуникативной площадки традиционными СМИ, в частности радио. Радиопублицистика как высшая форма реализации возможностей звучащего слова обретает в интернете новую жизнь.
Ключевые слова: интернет, радиовещание, радиопублицистика, мультимедиа, интерактивность.
Zubko D.V.
ORCID: 0000-0003-1299-1115, Postgraduate student, St. Petersburg State University RADIO-JOURNALISM ON THE INTERNET: TECHNICAL FEATURES AND IMPACT POTENTIAL
Abstract
The popularity and importance of the Internet are growing steadily. The Internet becomes the most open, free, independent and accessible platform for dialogues on social, political and worldview topics. The rich interactive and multimedia potential of the Internet environment is a decisive factor for the development of the latest communication platform by traditional media, in particular, radio. Radio-journalism, as the highest form of implementation of the possibilities of a vocable word, acquires a new life on the Internet.
Keywords: the Internet, broadcasting, radio-journalism, multimedia, interactivity.
Радиовещание в современных условиях массового отказа населения от абонентских радиоточек и угасания интереса к FM-вещанию вынуждено было освоить новое коммуникативное пространство интернета и там искать своего слушателя. Технические возможности интернета оказали существенное влияние на ряд традиционных коммуникативных принципов радио. В наибольшей степени трансформации коснулись публицистического радиовещания.
Отметим, что радио после выхода в интернет перестало быть сиюминутным - время и место больше не имеют решающего значения для прослушивания радиопередач, в связи с тем, что радиостанции получили возможность выкладывать на своем интернет-сайте архивные выпуски радиопрограмм. Они доступны для прослушивания через сайт и, в большинстве случаев, для сохранения пользователем на персональном компьютере или ином электронном устройстве, это позволяет аудитории обращаться к уже вышедшим в эфир передачам в любое удобное время в любом удобном месте (дома, в дороге, на работе, на отдыхе).
Новое понимание в сетевом пространстве приобрели доступность и всеохватность радиовещания. Вещание в FM-формате и перевод радиовещания на цифровую основу сделали радиосигнал доступным для приема практически повсеместно, радиопередатчики по умолчанию встроены в мобильные телефоны, плееры, автомобильные магнитолы. Интернет сделал радио еще более доступным. Если диапазон принимаемых частот в радиоприемниках ограничен регионом пребывания слушателя и принимающего устройства, то в современных условиях удешевления интернет-соединения и распространения сетей Wi-Fi слушать выбранную радиостанцию в сети может житель любой точки земного шара. Аудитории также открывается доступ к региональным включениям федеральных радиостанций (например, разветвленной сети ВГТРК). Московская аудитория «Радио России» может посредством интернета слушать не только федеральный эфир, но и передачи из Санкт-Петербурга и других городов, в которых есть филиалы указанной радиостанции.
Трансформации претерпевает и диалогичность радиовещания. Характеристика диалогичности присуща любому виду СМИ, вместе с тем, на радио она «усиливается признаками естественного живого общения, формирующего ткань акустического образа журналиста и героев его передачи» [1, С. 17]. Любой разговор у микрофона обладает свойством диалогичности, т.к. обращенность к слушателю подразумевает его как активного участника контакта [2]. Современное развитие технических средств позволяет говорить о диалогичности не как об абстрактном понятии, а как о вполне реальном прямом общении между автором программы, гостями и слушателями - т.е. об интерактивности радиокоммуникации.
Эта тенденция не обходит и современную радиопублицистику, которая представлена, прежде всего, в формате дискуссионных передач или авторского комментария на актуальные темы. Под интерактивностью в современном ее виде понимается техническая сторона взаимодействия аудитории с радиостанцией, т.е. слушатель имеет возможность принять участие в передаче, стать ее соавтором, комментатором. Структура ряда публицистических передач определена таким образом, что существование программы без активного диалога с аудиторией невозможно (например, «Пятый аргумент» на радио «Эхо Москвы»).
Диалог со слушателем реализуется через богатый арсенал технических средств: мобильная и стационарная телефонная связь, SMS- и пейджинговые сообщения на эфирные номера. Особую популярность в последние годы приобретает связь слушателя со студией посредством разноплановых интернет-сервисов. Это электронная почта, интерактивные возможности которой использовались редакциями радио еще в первые годы зарождения интернет-вещания, и новейшие популярные сервисы: микроблог twitter, мобильный мессенджер telegram, социальные сети.
Особым функционалом для интерактивного взаимодействия обладают официальные мобильные приложения радиостанций (например, звонок в эфир нажатием на соответствующую «иконку» в официальном приложении радио «Вести ФМ»; или комментирование программ, отправка SMS-сообщений и звонки в эфир, возможность быстро делиться понравившимися выпусками в социальных сетях (так называемые кнопки соцсетей) в официальном приложении радиостанции «Эхо Москвы»).
Конвергентные технологии позволяют превратить радиослушателя в зрителя и читателя одновременно. Звучащее слово дополняется другими знаковыми системами, радиопрограмма приобретает свойство поликодовости. Слушателям отдельных радиостанций доступна не только запись программы, но и ее текстовая расшифровка (на сайте «Эхо Москвы» доступны полные расшифровки всех радиопрограмм с 2006 г.; сайт радиостанции «Вести ФМ» содержит частично расшифрованные текстовые версии передач), ряд радиостанций имеет веб-камеры в студии, позволяющие не только слушать, но и смотреть радиопередачу через сайт.
Радиопередачи, размещенные в интернете, приобретают некоторые особенности, характерные для печатных СМИ. Например, наличие заголовков-названий программ. В традиционном радиоэфире тема передачи (а чаще направление дискуссии) может быть озвучена в анонсе или обозначена ведущим, но ее формулировка оказывается не столь существенной, т.к. слушатель вряд ли запомнит точное название темы. Обычно на сайте радиостанции представлены также анонс и краткий лид программы, который не обязательно озвучивается ведущим передачи. А. А. Баранова подчеркивает помимо вышеперечисленных особенностей, отличающих представленные в интернете передачи от их эфирных аналогов, присутствие в текстах расшифрованных радиопередач крупнотекстовых врезок, по мнению автора, они предназначены для удобства восприятия большого текста, привлечения внимания к отдельным ярким фразам ведущего и/или гостей, и в отдельных случаях эпатирования аудитории [3].
Вместе с тем, после размещения программы на сайте повышается ее эмоциональный градус: публицистические программы в интернете имеют яркие агрессивные заголовки, исполненные в сенсационной манере, часто политически интолерантные, упор делается на сиюминутное эмоциональное восприятие слушателем поступающей информации («Между арестом и убийством: риски жить в России» («Полный Альбац» от 28.11.2016», радиостанция «Эхо Москвы»), «Охота на оппозицию: кому выгодна новая волна репрессий?» («2017» от 14.07.2017, радиостанция «Эхо Москвы»), «Цена войны Путина — $377 миллиардов. Андрей Илларионов о войне в Сирии, Украине, о Крыме и будущем Путина» («Лицом к событию» от 22.10.2017, «Радио „Свободная Европа"/Радио „Свобода"»), «Как нас готовят к восстановлению монархии в России» («Пока все в офисе» от 03.07.2017, радиостанция «Фонтанка. Office»).
Расшифровки радиопрограмм бывают снабжены не только заголовочным комплексом, крупнотекстовыми врезками, но и мультимедийными элементами. Мультимедийные публикации пока новшество для отечественного реципиента, они интересны и привлекательны, в большинстве случаев качественно выполнены, эстетичны, технически функциональны.
Радиостанция «Радио „Свободная Европа"/Радио „Свобода"» часто использует подобную форму для актуализации своих передач. Такие расшифровки радиопрограмм по внешней форме напоминают так называемые лонгриды (от англ. long read — долгое чтение), которые представляют собой мультимедийную форму подачи большого текстового материала в новых медиа. М. Н. Булаева определяет лонгрид как «специальный проект редакции СМИ, посвященный конкретному событию или проблеме» [4, С. 371]. Подобные расшифровки передач снабжаются иллюстрациями, аудиозаписью программы, гиперссылками, богатыми возможностями веб-дизайна, возможностью оставлять комментарии.
Отметим, что средства мультимедиа в ряде случаев выступают в качестве мощных рычагов воздействия на мировоззрение и мировосприятие аудитории. Петербургский исследователь радиовещания Ю. В. Клюев отмечает, что развернувшаяся в современных аудиовизуальных СМИ информационная война актуализирует процесс пропагандистского воздействия на реципиента средствами мультимедийности, мультимедийные технологии наиболее активно внедряются на оппозиционных по отношению к российскому правительству радиостанциях [5].
Ставка на развитие интернет-вещания имеет большой успех, в связи с тем, что радиопередача в интернете, снабженная мультимедийными элементами, всегда воздействует не только на аудиальный канал восприятия информации. Агитационные возможности публицистического радиовещания соединяются с техническими возможностями мультимедийных публикаций.
Интернет, вопреки мнениям скептиков, не поглощает традиционные СМИ, но технически обогащает их воздействующий потенциал, становится удобным коммуникативным каналом для распространения информации. Оперативность и мощный воздействующий потенциал аудиальной природы радиовещания соединяются с богатыми техническими возможностями интернет-среды и запускает новый этап жизни радио.
Список литературы / References
1. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учебное пособие / Ю. В. Клюев. - СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. - 151 с.
2. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учебное пособие / Т. В. Васильева и др.; Под ред. С. Ю. Агапитовой, Е. П. Почкай. - СПб. : Специальная Литература, 2004. 288 с.
3. Баранова А. А. Второе рождение общественно-политического радиотекста в условиях конвергенции радио и интернета: специфика интернет-радиотекста / А. А. Баранова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Министерство образования и науки РФ. / Сост. О.Ф. Автохутдинова. -Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, департамент «Факультет журналистики», 2017. - С. 94-98.
4. Булаева М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый формат текста в Интернет-СМИ / М. Н. Золотухин // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции Секции социально-гуманитарных наук. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - С. 369-372.
5. Клюев Ю. В. Мультимедиа и радиовещание / Ю. В. Клюев // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Мультимедийный потенциал журналистики. / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб. : С.-Петерб. ун-т, И-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций». - 2016. - № 1 (10). - С. 121-130.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Klyuev Yu. V. Radiozhurnalistika: osnovy professii : ucheb. Posobiye [Broadcast journalism: basic training : a training manual] / Yu. V. Klyuev. - SPb. : In-t «Vyssh. shk. zhurn. i mas. kommunikatsiy» SPbGU. 2015. - 151 p. [in Russian]
2. Vasilyeva T. V.. Osinskiy V. G.. Petrov G. N. Kurs radiotelevizionnoy zhurnalistiki: Uchebnoye posobiye [Course of radio and TV journalism: a Training manual] / T. V. Vasilyeva i dr.; Pod red. S. Yu. Agapitovoy. E. P. Pochkay. - SPb. : Spetsialnaya Literatura. 2004. 288 p. [in Russian]
3. Baranova A. A. Vtoroye rozhdeniye obshchestvenno-politicheskogo radioteksta v usloviyakh konvergentsii radio i interneta: spetsifika internet-radioteksta [A rebirth of socio-political radio broadcasting in the convergence of radio and the Internet: specifics of Internet radio] / A. A. Baranova // Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF [Materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation. The Ministry of education and science of the Russian Federation]. / Sost. O.F. Avtokhutdinova. - Ekaterinburg : Uralskiy federalnyy universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. Eltsina. departament «Fakultet zhurnalistiki». 2017. P. 94-98. [in Russian]
4. Bulayeva M. N. Multimediynyy longrid kak novyy format teksta v Internet-SMI [Multimedia longed as a new format of text in online media] / M. N. Zolotukhin // Nauka YuUrGU: materialy 67-y nauchnoy konferentsii Sektsii sotsialno-gumanitarnykh nauk [SUSU science: proceedings of the 67th scientific conference of the Section social Sciences and Humanities]. - Chelyabinsk : Izdatelskiy tsentr YuUrGU. 2015. P. 369-372. [in Russian]
5. Klyuev Yu. V. Multimedia i radioveshchaniye [Multimedia and radio broadcasting] / Yu. V. Klyuev // Sovremennaya periodicheskaya pechat v kontekste kommunikativnykh protsessov. Multimediynyy potentsial zhurnalistiki [Current periodicals in the context of the communication processes. The multimedia potential of journalism]. / otv. red. B. Ya. Misonzhnikov. SPb. : S.-Peterb. un-t. I-t «Vyssh. shk. zhurn. i mas. kommunikatsiy». - 2016. - № 1 (10). - P. 121-130. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.62.054 Корницкая А.Б.
ORCID: 0000-0002-4391-801x, старший преподаватель Московский государственный институт международных отношений (Университет) СЕМАНТИКА КОЛИЧЕСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА В АНГЛИЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ
С ВКЛЮЧЕННЫМ КВАНТИФИКАТОРОМ
Аннотация
В статье анализируется набор количественных компонентов, встречающихся в английских фразеологизмах, в сравнении с набором квантификаторов в системе английского языка. Рассматриваются особенности формирования семантики количественного компонента при переходе прототипа в фразеологическую единицу. Результаты показали, что большинство квантификаторов в процессе фразеологизации теряют изначальное значение точного количества и приобретают значение неточного, приблизительного количества, а некоторые вообще утрачивают количественную оценку. В работе также делается попытка классификации приобретенных значений количественных компонентов в ходе фразеологизации свободных словосочетаний.
Ключевые слова: лексикология, семантика, фразеология, фразеологизм, количественный компонент
Kornitskaya A.B.
ORCID: 0000-0002-4391-801x , Senior Lecturer Moscow State Institute of International Relations (University) SEMANTICS OF QUANTITATIVE COMPONENT IN ENGLISH PHRASEOLOGICAL UNITS WITH AN INCLUDED QUANTIFICATOR
Abstract
The article analyses a set of quantitative components encountered among English phraseological units in comparison with a set of quantifiers in the English language. It considers the main features of the formation of quantitative semantics component under the transition of a prototype into a phraseological unit. The results showed that most quantifiers lose the original meaning of an exact number in the process of becoming a phraseological unit and acquire the meaning of an inaccurate, approximate amount. Some of them lose their quantitative evaluation completely. We made an attempt to classify acquired meanings of quantitative components when free word combinations become phraseological units.
Keywords: lexicology, semantics, phraseology, phraseological unit, quantitative component.
Важным моментом для понимания и описания процесса когниции и речемыслительной деятельности человека является восприятие количества и отражение этой категории языком. Количественная оценка мира постоянно присутствует в жизни человека, она необходима в его познавательной, коммуникативной, номинативной и практической деятельности.
Являясь одной из универсальных понятийных категорий, количественная оценка отражена и в грамматическом строе языка, и в его словарном составе, в т.ч. во фразеологии. Во фразеологическом фонде английского языка категория количества представлена как фразеологическими единицами (далее ФЕ), которые целиком имеют