Список литературы на английском языке / References in English
1. Alekseev S.N. Samyj polnyj obschedostupnyj Slovotolkovatel' i obyasnitel' 150000 inostrannykh slov, voshedshykh v russkij yazyk, s podrobnym, vsestoronnim issledovaniem o znachenii i ponyatii kazhdogo slova [The fullest common explanatory dictionary of 150000 foreign words coming in Russian with the detailed comprehensive reseach on their meaning and concept of each word]. 1898. [in Russian]
2. Gabdreeva N.V. Teoriya i praktika izucheniya frantsuzskikh zaimstvovanij [Theory and reseach of French loanwords]. / N. V. Gabdreeva. - Kazan': Izd-vo Instituta istorii AN RT, 2001. - 195 p. [in Russian]
3. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka [Lexicon of real Great Russian language]. V. 2. / V. I. Dal'. -M.: Russkij jazyk, 1978. - 785 p. [in Russian]
4. Dilaktorskij P.A. Slovar' oblastnogo vologodskogo narechiya v ego bytovom i jetnograficheskom primenenii [Dictionary of regional Vologda dialect in its everyday and ethnographic use] / P. A. Dilaktorskij. - V. 2. [in Russian].
5. Zagorovskaja O.V. Semanticheskoe osvoenie leksicheskikh zaimstvovanij (finno-ugorskie zaimstvovanija v russkikh govorakh Komi ASSR) [Semantic development of loanwords (Finno-Ugric loanwords in the Russain dialects of Komi Republic)]. / O. V. Zagorovskaja. // Semantika slova i sintaksicheskoj konstruktsii [Semantics of word and syntactical construction]. - Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo un-ta, 1987. - P. 37-45. [in Russian]
6. Kazkenova A.K. Motivirovannost' zaimstvovannogo slova (na materiale sovremennogo russkogo jazyka) [Validy of loanwords (based on the Modern Russian language)]. / A. K. Kazkenova. // Voprosy jazykoznaniya [Issues of philology]. -2003. - №5. - P. 72-80. [in Russian]
7. Krysin L.P. Russkoe slovo, svoe i chuzhoe: issledovaniya po sovremennomu russkomu yazyku i sotsiolingvistike [The Russian word, its own and foreign traits: researches on the Modern Russian language and sociolinguistics]. / L. P. Krysin. -M.: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2004. - 888 p. [in Russian]
8. Pravila dlya blagorodnykh obschestvennykh tantsev, izdannye Uchitelem tantsevaniya pri Slobodsko-Ukrainskoj Gimnazii L. Petrovskim [The rules for noble public dances issued by the dance teacher from Slobodsko-Ukraine gymnasium L. Petrovskim]. - Har'kov, 1825. [in Russian]
9. Smirnitskij A.I. Leksikologiya anglijskogo yazyka [Lexicology of the English language]. / Prof. A. I. Smirnitskij; Podgot. k pechati i otred. kand. filol. nauk V. V. Passek. - Moskva: Izd-vo lit. na inostr. yaz., 1956. - 260 p. [in Russian]
10. Shakhmatov A. A. Ocherk sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka [Essay of the Modern Russian literary language]. / A. A. Shakhmatov. - M.: Uchpedgiz, 1941. - 288 s. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.144 Зубко Д.В.
ORCID: 0000-0003-1299-1115, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет МЕДИА В ИНТЕРНЕТЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПУБЛИЦИСТИКИ
Аннотация
В статье речь идет об увеличении на фоне острой общественной полемики в российском обществе потребности в публицистическом осмыслении реальности, в том числе и в пространстве Интернета. Мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность, как основные характеристики Сети, оказали существенное воздействие на формы преподнесения публицистических материалов. В Сети возрастает убеждающий потенциал публицистики, повышается ее актуальность, расширяется потенциальная аудитория. Сетевые публицистические материалы отличаются эстетичным исполнением, высокой степенью интерактивности.
Ключевые слова: публицистика, интернет, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность.
Zubko D.V.
ORCID: 0000-0003-1299-1115, Postgraduate Student, St. Petersburg State University MEDIA ON THE INTERNET: NEW OPPORTUNITIES FOR JOURNALISM
Abstract
The article discusses the increase of the need for journalistic analysis of reality against the background of high public controversy in the Russian society, including the Internet. Multimedia, interactivity and hypertextuality are the main characteristics of the Internet and they have a significant impact on the forms of presentation ofjournalistic materials. The convincing potential of journalism on the web is increasing, as well as its relevance, meanwhile expanding the potential audience. Network journalistic materials are characterized by aesthetic qualities and a high degree of interactivity.
Keywords: journalism, the Internet, multimedia, hypertextuality, interactivity.
Постепенно уходит в прошлое восприятие интернет-среды как сугубо виртуального пространства, кажущаяся эфемерность оказывает вполне реальное влияние на социальную жизнь. Это вызвано тем фактом, что Всемирная сеть представляет собой не только взаимодействие между собой компьютеров и компьютерных сетей, но и во многом взаимосвязь и взаимодействие людей в совокупности с продуктами их деятельности (сообщениями, вебсайтами, текстовыми, звуковыми, изобразительными, мультимодальными каталогами и архивами записей, навигационными маршрутами и т.д.) [1]. «Сеть делает человека информационно компетентным, информационно активным, информационно открытым для проявлений собственного «я» в электронном контексте и для возможностей коммуникативного взаимодействия (влияния) друг на друга субъектов электронного общения» [2, С. 122]. Иными словами, коммуникативная природа интернет-среды превращает ее в новое измерение культуры.
Этим фактором вызван неугасающий интерес журналистов к новому каналу доставки сообщений аудитории. Несмотря на обилие в сети разнообразной информации, источником которой становятся рядовые пользователи, СМИ, осваивая интернет-пространство, остаются все также востребованы аудиторией. С. В. Ерофеев отмечает, что эпоха интернет-СМИ стала самой короткой и наиболее стремительно развивающейся [3]. Печатные издания, телеканалы, радиостанции имеют электронные версии в сети, в 2000-е гг. в РФ получили широкое распространение так называемые новые СМИ - т.е. СМИ, существующие исключительно в пространстве Интернета.
Виртуальная среда просачивается в реальность - часто инфоповодами СМИ становятся записи в блогах и социальных сетях, резонансные видео, размещенные в интернете, судебные процессы, связанные с противозаконной деятельностью в сети. Отмечается и использование обзоров блогосферы (в качестве аналога обзора прессы) традиционными СМИ, появление в сюжетах пользовательских комментариев к записям в социальных сетях [4].
Web-технологии привнесли в журналистику, по классификации А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой, следующие характеристики:
- интерактивность (возможность не только сообщать, но и узнавать реакцию аудитории и учиться у нее);
- персональный подход (возможность учитывать потребности и привычки конкретного пользователя);
- инфоцентричность («встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности информации допускает при участии читателя практически любой степени детализации изложения, не загружая ненужными деталями основное изложение» [5, С. 17]);
- мгновенность (практически сиюминутная скорость доставки сообщений от автора читателю);
- измеримость (в Интернете доступны счетчики количества просмотров публикации);
- гибкость (возможность постоянно обновлять опубликованный материал, предполагает участие пользователей в построении страницы);
- взаимосвязанность (гипертекстовость);
- экономичность (интернет-издание дешевле офлайнового аналога) [5].
- М. М. Лукина отмечает также характерные черты Интернета, важные для сферы журналистики:
- существование контента в цифровой форме (дигитализация);
- емкость содержания и его мультимедийность;
- трансграничность (независимость распространения информации от расположения редакции) [6].
Вместе с тем, несмотря на многообразие подходов к классификации характеристик интернет-публикаций, основными являются: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. Эти три составляющих обособляют интернет-среду от любого другого канала передачи информации. Гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность оказываются определяющими для работы в Сети традиционных электронных СМИ.
Мультимедийность в техническом отношении понимается как «компьютерная система, включающая в себя текстовые, аудио (звуковые) и видео (видовые) компоненты. Пользователь может вступать с ней в своеобразный контакт, задавая вопросы, контролируя или принимая непосредственное участие в том, что происходит на экране» [7]. Применительно к СМИ мультимедийность - это «характеристика представления информации с помощью различных медийных платформ — вербального текста, фотографии, аудио, видео, графики, анимации и других производных от них форм» [8]. Феномен мультимедийности является порождением конвергенции, т.е. стирания границ между различными каналами коммуникации (индивидуальной и массовой), и понимается скорее как прикладная характеристика. Е. Л. Вартанова, обращаясь к теоретическому осмыслению термина «конвергенция» подчеркивает, что на технологическом уровне конвергенция представляет собой «процесс, объединяющий все типы цифровой информации и медиаконтента в интегрирующихся телекоммуникационных, компьютерных сетях и медиа» [9, С. 14]. Мультимедийность явилась порождением дигитализации (оцифровки) информации, а значит возможна только в сетевом пространстве. Мультимедийность дополняет возможности радио и телевидения, снабжает программы поясняющим текстом, фотоиллюстрациями, видеотрансляцией из студии (для радио).
Процесс создания контента вследствие мультимедиазации усложняется. С. Л. Уразова [10] и М. Н. Ким [11] выделяют принцип «мультивариативности», его суть заключена в необходимости создания современными СМИ контента, который впоследствии может быть размещен на различных площадках без серьезной адаптации. Особенно этот принцип актуализирован в редакционной практике традиционных СМИ, имеющих свой интернет-сайт. Например, при создании радиопрограммы должны быть учтены особенности привычного и удобного восприятия аудиторией информации не только посредством аудиального канала, но и визуального, т.к. передача будет размещена в Сети. Программу снабжают заголовком, лидом, краткой информацией о передаче (дата выхода, имя ведущего и гостей программы); возможно, фотоиллюстрациями, видеозаписью и расшифровкой программы.
Другой важнейшей характеристикой текста в интернете становится гипертекстуальность. Гипертекст - «текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, что позволяет не только читать его горизонтально, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок просматривать «вглубь». Использование гипертекста в журналистике придает материалам третье измерение -глубину» [8]. Отметим, что технология гипертекста используется в СМИ повсеместно, она придает тексту насыщенность, встраивает его в общее информационно-коммуникативное пространство. Пользователь сайта радиостанции, например, может одним нажатием клавиши «мыши» перейти по интегрированной в текст передачи или во встроенный аудиоплеер ссылке на тематически схожую программу или выпуск передачи от другого числа или перейти к странице, где размещена статья, на которую ссылается автор публикации.
Интерактивность как еще одна важная составляющая Сети во многом определяет эффективность медийных продуктов. Пользователю интересно самому взаимодействовать с контентом, создавать собственную драматургию повествования, выбирая тот или иной путь взаимодействия с мультимедийными элементами публикации, в отдельных случаях принимать непосредственное участие в формировании издания (например, присылать собственный контент, голосовать в опросах, проводимых редакцией; предлагать авторам темы публикаций), общаться с журналистами и
другими пользователями ресурса. Часто интерактивные возможности современного медиаполя являются не только необычным дополнением программ, присланные в редакцию через Сеть видеоролики, фотографии, ссылки становятся инфоповодами, звонки в студию во время прямого эфира могут повлиять на ход дискуссии.
Вышеназванные характеристики, а также такие сущностные особенности интернета как полемичность, неоднородность, обновляемость и открытость как нельзя лучше коррелируют с диалогичностью, злободневностью публицистики. По замечанию профессора МГУ А. А. Тертычного, феномен публицистики как особого вида гражданского творчества последовательно использовал все доступные площадки для обращения к обществу и распространения своих взглядов в массы. В настоящее время наиболее перспективным каналом массовой коммуникации оказывается интернет [12].
Вместе с тем, интернет оказал влияние на форму преподнесения публицистического слова. Несмотря на то, что в публицистике особую ценность всегда имели внутреннее содержание и стиль изложения, а не внешнее оформление, восприятие современного человека сильно рассредоточено, информационное поле перенасыщено информацией, в силу этого аудитория становится тяжело вовлекаемой в анализ общественных проблем, не хочет чувствовать свою ответственность за происходящее в социуме. Профессор И. В. Кирия утверждает: «Современный человек скорее визуал (то есть предпочитает воспринимать информацию преимущественно в виде изображений), а количество альтернативных коммуникационных возможностей настолько велико (есть кино, телевидение, радио, Интернет и т.д.), что ему проще бросить читать на полпути сложный текст, чем дочитывать дальше. Удержать его поможет лишь «переупаковка» части текстовой информации в визуальную или аудиовизуальную» [13].
Сетевая монологическая публицистика в силу этих причин становится лаконичной. Вместе с тем, наряду с сокращением объема публикаций некоторыми СМИ наблюдается и тенденция к размещению на сайтах изданий объемных текстовых публицистических материалов, снабженных мультимедийными элементами, этим отличаются, например, публикации «Новой газеты». Такие материалы называются лонгридами (от англ. long read — долгое чтение). А. А. Золотухин и Ю. Н. Мажарина подразделяют лонгриды на традиционные (объемный текст + статичные фотоиллюстрации, документы) и мультимедийные [14]. Мультимедийные лонгриды представляют собой длинный текст с превалированием элементов мультимедиа, позволяющих аудитории полностью погрузиться в текст.
В Сети возрастает убеждающий потенциал публицистики: система гиперссылок позволяет автору публикации аргументировать свою позицию, сославшись на размещенный на другом сайте документ, аудио- и видеосвидетельство о предмете публикации. Убеждать аудиторию помогает и размещение в самом тексте публицистической статьи мультимедийных элементов.
Вместе с тем, увеличивается и потенциальная аудитория публицистов: размещаемый в интернете материал можно легко и бесплатно распространять на различных ресурсах, например, в социальных сетях посредством размещения ссылки на произведение автора. Немаловажно для популяризации публикаций и использование тэгов (дескрипторов) -элементов гипертекста, лексических единиц информационно-поискового языка, служащих «для описания основного смыслового содержания документа или формулировки запроса при поиске документа (информации) в информационно-поисковой системе» [15]. Иначе говоря, тэги - аналог «ключевых слов».
Рассмотрим классификацию тэгов электронной версии «Новой газеты». Тэги могут быть тематического характера (например, «политика», «экономика», «культура», «ЧП» - в этом случае они могут соответствовать разделам сайта), событийного («выборы», «наводнение»), иметь характер поиска по персоналиям или регионам («михалков», «мединский», «путин», «петербург»), наименованиям учреждений, организаций («минкульт», «зенит»), иногда указывают на жанр («блиц-фельетон» [16]). При помощи тэгов пользователю легче ориентироваться на сайте и искать информацию по интересующей его проблеме.
Повышается и актуальность публицистических материалов. Традиционные СМИ привязаны ко времени выхода номера, программы. Размещение же материалов в интернете дает возможность публицисту реагировать мгновенно (обновляемость сетевых разделов чаще всего очень условна). Ряд традиционных представленных в Сети СМИ («Новая газета», «Коммерсантъ», «Эхо Москвы» и др.) встраивают в структуру сайта собственные блог-платформы, где публицисты (это могут быть штатные журналисты редакции, общественные деятели) по договоренности с редакцией могут оперативно публиковать свои размышления о различных явлениях действительности.
Формы, в том числе жанровые, представления в интернете публицистических произведений крайне разнообразны. Подробно жанровый профиль сетевых публицистических произведений исследовал А. А. Тертычный, он отмечает, во-первых, повышенный уровень персонификации журналиста в жанрах публицистического интервью и беседы по сравнению с публикациями в журналах и газетах (в таких материалах автор наравне с интервьюируемыми участвует в разговоре, вопросы журналиста дополняются емким комментированием). Во-вторых, повышенное, по сравнению с публикациями в традиционных СМИ, желание авторов подкреплять свой авторитет в глазах аудитории, это выражается в превалировании в качестве гостей в публикациях, носящих диалогический характер, в первую очередь публичных людей, чью позицию разделяет автор [12]. На наш взгляд, подобная тенденция может быть связана с интерактивными возможностями интернета - пользователи могут публично высказывать свое мнение в форме текстовых комментариев, на некоторых ресурсах доступно и использование для комментирования других семиотических систем: добавление видеозаписей, изображений и аудиозаписей, отражающих отношение пользователя к публикации, а также голосование.
Публицистические публикации в Сети в общем и целом характеризуются как предельно актуальные, эстетично и качественно выполненные, трансграничные, мультимедийные, высоко интерактивные, гипертекстуальные, приспособленные для комфортного чтения с различных электронных устройств. Публицистика, умело используя технический и гуманитарный потенциал интернета, постепенно возвращает себе былые позиции.
Список литературы / References
1. Войскунский А. Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке /Войскунский А. Е. // Учен. зап. кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1. - М., 2002. С. 82-101.
2. Клюев Ю. В. Мультимедиа и радиовещание / Ю. В. Клюев // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Мультимедийный потенциал журналистики. / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб. : С.-Петерб. ун-т, И-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций». - 2016. - № 1 (10). С. 121-130.
3. Ерофеев С. В. Интернет-журналистика на рубеже XX-XXI вв. / С. В. Ерофеев / ФГОУ ДПО Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2011. 84 с.
4. Мельник Г. С. Перспективы медиа в пространстве интернета / Г. С. Мельник // Журналистский ежегодник. № 21, 2013. С. 10-12.
5. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.
6. Интернет-СМИ. Теория и практика / под ред. М. М. Лукиной. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 348 с.
7. Мультимедиа // Научно-технический энциклопедический словарь on-line. [Электронный ресурс] Словари и энциклопедии on-line. Проект Academic.ru. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/ (дата обращения: 17.09.2017).
8. Лукина М. М. Интернет-СМИ как часть медиасистемы // Интернет-СМИ: теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов / под. ред. М. М. Лукиной. - М. : Аспект Пресс, 2010. 348 с.
9. Вартанова Е. Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.
10. Уразова С. Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде. Творческий аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобаческого. № 5 (1), 2011. С. 287-293.
11. Ким М. Н. Планирование и производство мультимедийного продукта / М. Н. Ким // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Мультимедийный потенциал журналистики. / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб.: С.-Петерб. ун-т, И-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций». 2016. № 1 (10).
12. Тертычный А. А. Интернет-публицистика : жанровый профиль / А. А. Тертычный // Учен. зап. Казанского университета. Т. 156, кн. 6. 2014. С. 7-16.
13. Кирия И. Что такое мультимедиа? Журналистика и конвергенция : почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. - М. 2010. С. 13-29.
14. Золотухин А. А., Мажарина Ю. Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? / А. А. Золотухин, Ю. Н. Мажарина // Вестн. Воронежского гос. ун-та. 2015. №2. С. 93-96.
15. Современная энциклопедия. [Электронный ресурс] 2000. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/16102 (дата обращения 24.08.2017).
16. Бронштейн Б. Какого пешего еще надо? [Электронный ресурс] // Новая газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/16/73497-kakogo-peshego-esche-nado (дата обращения 24.08.2017).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Vojskunskij A. E. Internet - novaja oblast' issledovanij v psihologicheskoj nauke [The Internet - a new area of research in psychological science] / Vojskunskij A. E. // Uchen. zap. kafedry obshhej psihologii MGU [The scientists notes of the Department of General psychology of Moscow state University]. Vyp. 1. - M., 2002. P. 82-101. [in Russian]
2. Klyuev Yu. V. Multimedia i radioveshchaniye [Multimedia and radio broadcasting] / Yu. V. Klyuev // Sovremennaya periodicheskaya pechat v kontekste kommunikativnykh protsessov. Multimediynyy potentsial zhurnalistiki [Current periodicals in the context of the communication processes. The multimedia potential of journalism] / edited by B. Ya. Misonzhnikov. SPb. : S.-Peterb. un-t. I-t «Vyssh. shk. zhurn. i mas. kommunikatsiy». - 2016. - № 1 (10). - P. 121-130. [in Russian]
3. Erofeev S. V. Internet-zhurnalistika na rubezhe XX-XXI vv. [Internet journalism at the turn of XX-XXI centuries.] / S. V. Erofeev / FGOU DPO Institut povyshenija kvalifikacii rabotnikov televidenija i radioveshhanija. - M., 2011. 84 p. [in Russian]
4. Mel'nik G. S. Perspektivy media v prostranstve internet [Perspectives of media in the Internet space] / G. S. Mel'nik // Zhurnalistskij ezhegodnik [Journalism Yearbook]. № 2-1, 2013. P. 10-12. [in Russian]
5. Kalmykov A. A., Kohanova L. A. Internet-zhurnalistika [Internet journalism]. / A. A. Kalmykov, L. A. Kohanova. - M. : JuNITI-DANA, 2005. 383 p. [in Russian]
6. Internet-SMI. Teorija i praktika [The Internet media. Theory and practice]e / edited by M. M. Lukina. - M. : JuNITI-DANA, 2005. 348 s. [in Russian]
7. Mul'timedia // Nauchno-tehnicheskij jenciklopedicheskij slovar' on-line. [Electronic resource] Slovari i jenciklopedii on-line. Proekt Academic.ru. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/ (accessed: 17.09.2017). [in Russian]
8. Lukina M. M. Internet-SMI kak chast' mediasistemy [The Internet media as part of media system] // Internet-SMI: teorija i praktika: Ucheb. Posobie dlja studentov vuzov [Internet media: theory and practice: a Textbook for University students] / edited by M. M. Lukina. - M. : Aspekt Press, 2010. 348 p. [in Russian]
9. Vartanova E. L. Mediaindustrija i konvergencija [The media industry and convergence] // Internet-SMI: teorija i praktika: Ucheb. Posobie dlja studentov vuzov [Internet media: theory and practice: a Textbook for University students] / edited by M. M. Lukina. - M.: Aspekt Press, 2010. 348 p. [in Russian]
10. Urazova S. L. Konvergencija kak faktor zhiznesposobnosti massmedia v cifrovoj srede. Tvorcheskij aspect [Convergence as a factor in the viability of media in the digital environment. The creative aspect] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobacheskogo [Vestnik of lobachevsky state university of nizhni novgorod]. № 5 (1), 2011. S. 287-293. [in Russian]
11. Kim M. N. Planirovanie i proizvodstvo mul'timedijnogo produkta [Planning and production of multimedia product] / M. N. Kim // Sovremennaya periodicheskaya pechat v kontekste kommunikativnykh protsessov. Multimediynyy potentsial zhurnalistiki [Current periodicals in the context of the communication processes. The multimedia potential of journalism] / edited by B. Ya. Misonzhnikov. SPb. : S.-Peterb. un-t. I-t «Vyssh. shk. zhurn. i mas. kommunikatsiy». - 2016. - № 1 (10). - P. 121-130. [in Russian]
12. Tertychnyj A. A. Internet-publicistika : zhanrovyj profil' [Online journalism : a genre profile] / A. A. Tertychnyj // Uchen. zap. Kazanskogo universiteta. [Scientific notes of Kazan University] T. 156, kn. 6. 2014. P. 7-16. [in Russian]
13. Kirija I. Chto takoe mul'timedia? Zhurnalistika i konvergencija : pochemu i kak tradicionnye SMI prevrashhajutsja v mul'timedijnye [What is the media? Journalism and convergence : why and how traditional media into multimedia] / pod red. A. G. Kachkaevoj. - M. 2010. P. 13-29. [in Russian]
14. Zolotuhin A. A., Mazharina Ju. N. Longrid, snoufoll, mul'timedijnaja istorija - kak novye vershiny zhurnalizma? [Longed, snowfall, a multimedia history - as new heights of journalism?] / A. A. Zolotuhin, Ju. N. Mazharina // Vestn. Voronezhskogo gos. un-ta. [Proceedings of Voronezh State University] 2015. №2. P. 93-96. [in Russian]
15. Sovremennaja jenciklopedija [Modern encyclopedia]. [Electronic resource] 2000. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/16102 (accessed: 24.08.2017). [in Russian]
16. Bronshtejn B. Kakogo peshego eshhe nado? [What Hiking want?] [Jelektronnyj resurs] // Novaja gazeta. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/16/73497-kakogo-peshego-esche-nado (data obrashhenija
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.085 Колчина Т.Ф.1, Борисенко Е.Г.2, Кравченко О.А.3, Фомина Ж.В.4
1 Аспирант, 2кандидат педагогических наук, доцент, 3кандидат филологических наук, 4кандидат филологических наук, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия БОНУСНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАЛЬНЫХ ТИТРОВ В СОВРЕМЕННОМ
КИНОТЕКСТЕ
Аннотация
В статье рассматривается понятие кинотекста и титров как его вербальной составляющей. Дается понятие бонусного материала как компонента финальных кинотитров. Автор выделяет сходства и различия в использовании бонусного материала как компонента финальных кинотитров в американской и русской лингвокультурах. Автор анализирует существующие подходы к тексту фильма и описывает его как полностью связанное сообщение, его лингвистические и индексальные характеристики. Статья представляет собой попытку проанализировать текст фильма как явление вербальных и невербальных компонентов.
Ключевые слова: кинотекст, кинотитры, финальные кинотитры, бонусный материал.
Kolchina T.F.1, Borisenko E.G.2, Kravchenko O.A.2, Fomina Zh. V.4
Postgraduate student, 2PhD in Pedagogy, Associate professor, 3PhD in Philology, 4PhD in Philology,
Volgograd State Physical Education Academy POST-CREDIT SCENE AS A COMPONENT OF THE FINAL CREDITS IN A MODERN FILM TEXT
Abstract
The article deals with the concept of the film text and credits as its components. Post credit scenes as one of the final credits component in the film text are considered. Explores of the similarities and differences in the use of the post credit scenes as components of the final credits in American and Russian cultures are defined. The author analyses the existent approaches to the film text and describes it as a completely connected message and its linguistic and indexical characteristics. The article is an attempt to analyze the film text as a phenomenon of verbal and nonverbal components.
Keywords: film text, film credits, final credits, post credit scenes.
Cinematography - the branch of human activity, which consists in the creation of moving images, this is 1. a form of art whose works are created with the help of cinematography; 2. the branch of culture and national economy, which produces movies and shows them to the viewer. Cinematography was invented in the XIX century and became extremely popular in the XX century. The concept of cinema includes cinema art - a kind of modern visual art, whose works are created with the help of moving images, and film industry (the film industry) is the economic sector that produces movies, special effects for movies, animation, and demonstrates these works for viewers.
Movie is one of the youngest and at the same time one of the most popular arts. Major means of movie - image (shot on film people, events, objects, and landscapes) and audio (taped human speech, music, singing, and various noises).
A. V. Fedorov interprets the film text as the message expounded in any form (fiction, documentary, animation, educational, non-fiction) and cinema genre (drama, romance, comedy, detective, etc.) [9, P. 19]. T. A. Vinnikova defines this concept as "a dynamic communicative and meaning unity that occurs through the interaction of genetically heterogeneous (verbal and nonverbal) components. It is intended to visual-auditory perception, which is provided by the interaction of multilevel cognitive processes of reception" [1, P. 6]. Comprehensive linguistic definition was suggested by G. G. Slyshkin and M. A. Yefremova. They define the film text as "a connected, whole and complete message, expressed with verbal (linguistic) and nonverbal (iconic and / or indexical) signs in accordance with the design of the collective functionally differentiated author with the help of cinematographic codes, fixed on a material medium and intended for reproduction on the screen and the audiovisual perception by spectators" [7, P. 153].
Modern researchers unanimously say that the film text is always a kind of collective work since the product involved the whole staff crew. The most important constitutive feature of the film text is a collective, functionally differentiated author. Collective authorship is one of the most important differences between the film text and, for example, literary text, despite the fact that the literary text can also be a result of the authors activities. Literary text does not differentiate authorship, while in addition when the collective author observed functional differentiation - we know who wrote the script, made costumes, played the roles of, written music, etc [7, P. 25-26].