Научная статья на тему 'Радикальные фундаменталистские организации как инструмент внешней политики Ирана'

Радикальные фундаменталистские организации как инструмент внешней политики Ирана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
916
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / "САТДЖА" / "ИСЛАМСКИЙ ДЖИХАД" / "ХЕЗБОЛЛА" / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "SATJA" / "ISLAMIC JIHAD" / "HEZBOLLAH" / ISLAMIC REVOLUTION EXPORT / ISLAMIC FUNDAMENTALISM / FUNDAMENTALIST MOVEMENTS / TERRORISTIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хандогин Кирилл Юрьевич

В настоящее время различные проиранские фундаменталистские организации, возникшие в ходе реализации концепции экспорта исламской революции, используются иранским руководством в качестве инструмента внешнеполитического влияния и защиты национальных интересов на региональном уровне.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

arious pro-Iranian fundamentalist organizations, emerged in the process of realization of Islamic revolution export concept, are currently used by the Iranian officials as an instrument of the foreign policy influence and protection of national interests in the region.

Текст научной работы на тему «Радикальные фундаменталистские организации как инструмент внешней политики Ирана»

Кирилл ХАНДОГИН

РАДИКАЛЬНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА

В настоящее время различные проиранские фундаменталистские организации, возникшие в ходе реализации концепции экспорта исламской революции, используются иранским руководством в качестве инструмента внешнеполитического влияния и защиты национальных интересов на региональном уровне.

Various pro-Iranian fundamentalist organizations, emerged in the process of realization of Islamic revolution export concept, are currently used by the Iranian officials as an instrument of the foreign policy influence and protection of national interests in the region.

Ключевые слова:

экспорт исламской революции, исламский фундаментализм, фундаменталистские движения, «Сатджа», «Исламский джихад», «Хезболла», террористическая деятельность; Islamic revolution export, Islamic fundamentalism, fundamentalist movements, «Satja», «Islamic Jihad», «Hezbollah», terroristic activity.

ХАНДОГИН

Кирилл

Юрьевич —

аспирант

Сибирского

иаститута

международных

отношений и

регионоведения

kirill. handogin@

Mmail.com

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. стали эпохой резкого усиления влияния идей иранской Исламской революции на все мусульманские страны, в особенности те, где существуют большие шиитские общины. Одной из основных целей Исламской революции в Иране было объединение мусульманского мира в борьбе против империализма. Идея создания «религиозно-освободительного движения мусульман» была тесно связана с основополагающей концепцией внешней политики Ирана времен Хомейни — концепцией экспорта исламской революции.

Идея экспорта исламской революции получила свое документальное закрепление в Конституции Ирана. Статья 11 Конституции Ирана создает условия для продолжения революции в стране и за ее пределами. Иран пытается путем развития отношений с другими исламскими странами и народными движениями найти свой путь образования единой мировой исламской уммы: «Правительство ИРИ обязано сделать так, чтобы его общая политическая линия основывалась на союзе исламских народов»1.

Первой организацией, начавшей проповедовать активный экспорт исламской революции в другие страны, была организация иранских фундаменталистов под названием «Сатджа». Она была основана весной 1979 г. Мохаммедом Монтазери (сыном одного из лидеров Исламской революции, аятоллы Хусейна Али Монтазери) и его ближайшим помощником Мехди Хашеми. «Сатджа» установила контакты со многими фундаменталистскими группировками на арабском Ближнем Востоке. Но вскоре деятельность этой организации привела к конфликту ее руководства с правящей Исламской революционной партией. Под давлением правительства «Сатджа» была распущена, а Мохаммед Монтазари и Мехди Хашеми перешли в Корпус стражей исламской революции (КСИР).

Иран после провозглашения Исламской республики стал открыто вмешиваться в дела Афганистана, распространяя идеи исламского фундаментализма. Крупнейшей проиранской фундаменталистской организацией, действовавшей в Афганистане против правительственных войск, была организация «Наср» (перс. — победа), возглав-

1 Конституция Исламской Республики Иран. — Тегеран, 2007, с. 56.

ляемая Шейхом Мазари. Помимо организации «Наср», в Афганистане действовало еще 7 фундаменталистских группировок моджахедов-шиитов, базировавшихся в Иране.

Иран прекратил экспорт исламской революции в Афганистан в 1980 г., после того как в афганский конфликт открыто вмешался президент Пакистана Зия-уль-Хак при поддержке властей США и Великобритании1. Однако в течение 80-х гг. Иран продолжал предоставлять финансовую и ограниченную военную помощь группировкам моджахедов, которые придерживались идеологии Исламской революции, но предпочитали не вести активных боевых действий на территории Афганистана.

После вывода советских войск из Афганистана и установления режима талибов в Кабуле Тегеран вновь расширил диапазон своей активности в Афганистане. Движение «Талибан» объединяло представителей традиционного афганского суннизма, враждебного к шиизму. Поэтому, кроме шиитских организаций, Иран стал поддерживать другие местные группировки (в основном таджиков и их лидеров — Ахмад Шах Масуда и Исмаил Хана) с целью противостояния режиму талибов.

После ввода коалиционных сил НАТО на территорию Афганистана в 2001 г. главная цель Ирана состоит в том, чтобы консолидировать свое влияние в Афганистане и использовать местные проиранские шиитские группировки для противодействия интересам США в регионе. В случае вывода иностранных сил из Афганистана — использовать свои возможности, чтобы оказывать воздействие на решения, касающиеся будущего Афганистана.

В 1980-х гг. политика экспорта исламской революции осуществлялась и на Ближнем Востоке, где при поддержке властей Ирана была созданы известные проиранские террористические группировки шиитских фундаменталистов «Исламский джихад» и «Хезболла» (араб. — партия Аллаха).

Организация «Исламский джихад» была образована в 1979—1980 гг., первоначально как альянс нескольких радикальных па-

1 Крысин М.Ю. Джихад. От Кашмира до Нью-Йорка. - М., 2005, с. 109.

лестинских группировок фундаменталистского толка. Ее основателем выступила группа палестинских студентов в Египте: Абд-уль-Азиз «Фатхи» Шкаки, Абд-уль-Азиз Одах и Башир Муса. Несмотря на то что основатели «Исламского джихада» были суннитами, они взяли на вооружение идеи шиитской Исламской революции 1979 г. в Иране, в т.ч. концепцию «велаят-э факих», типичную только для шиитских фундаменталистов. Идеология организации рассматривает Израиль как «сионистское еврейское образование» и главного врага мусульман, призывает к джихаду против него ради освобождения Палестины. С начала 1980-х гг. эта организация развернула террористическую деятельность на оккупированных Израилем территориях Палестины и Ливана.

«Исламский джихад» долгое время не поддерживал никаких связей с другой крупной исламистской организацией на Ближнем Востоке — ХАМАС, и даже выступал в роли ее соперника за влияние в секторе Газа. Однако с 1994 г., т.е. с момента образования палестинской автономии, «Исламский джихад» начал координировать некоторые свои теракты с руководством ХАМАС. В то время группировка ХАМАС начала активно использовать в своей деятельности самоубийц-шахи-дов, которые уже давно использовались в террористических целях «Исламским джихадом». В феврале 1995 г. обе группировки совместно провели крупный теракт с использованием террористов-смер-тников на перекрестке Бейт-Лид около г. Нетания. После смерти Шкаки в 1995 г. руководство ХАМАС уже не рассматривало «Исламский джихад» как возможного конкурента. В результате на 1995—1997 гг. пришелся пик активности «Исламского джихада» и наибольшее число терактов против Израиля.

Среди других проиранских фундаменталистских группировок в регионе Ближнего Востока, активно прибегающих для достижения политических целей к силовой практике, следует назвать «Хезболла» — шиитскую организацию, созданную в 1982 г. в ливанской долине Бекаа под влиянием победы Исламской революции в Иране и в ответ на оккупацию израильскими войсками Южного Ливана. Появление в Ливане партии «Хезболла» и других религиозно-политических организаций, выступающих за

возврат к исламским нормам общественной жизни, произошло в условиях отсутствия твердой государственной власти в стране. Тогда часть ливанских мусульман увидела путь решения проблем в возврате к «истинному» исламу. В наибольшей степени этот процесс затронул крупнейшую в стране шиитскую общину, которая всегда являлась малоимущей, угнетенной и политически пассивной. Целью организации было объявлено изгнание израильских оккупантов из Ливана, а перспективными задачами — уничтожение Израиля, установление исламского контроля над Иерусалимом, создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. К концу 1982 г. Иран послал в Ливан бойцов Корпуса стражей исламской революции с целью помочь утверждению здесь революционного исламского движения, которое приняло бы участие в джихаде против Израиля.

Духовным лидером партии «Хезболла» в 1980-х гг. являлся Шейх Мохаммед Хусейн Фадлалла — верховный идеолог и богослов, следящий за исполнением исламских законов в шиитской общине в Ливане. Лидер Исламской революции Хомейни присвоил ему титул аятоллы, фактически сделав равным себе.

На всем протяжении 80-х — 90-х гг. «Хезболла» вела непрерывную партизанскую войну против израильских войск на оккупированном юге Ливана. С конца 80-х гг. координирующей структурой в контактах между иранским руководством и лидерами партии «Хезболла» является Корпус стражей исламской революции

(КСИР). При этом случаев непосредственного участия иранских спецслужб в террористических акциях, предпринимаемых ливанской партией «Хезболла», никогда не наблюдалось. Ежегодная помощь Ирана партии «Хезболла» оценивается от 30 до 100 млн долл.1 Часть этих средств руководство организации направляет на строительство школ, больниц и жилых домов в шиитских районах Ливана.

После президентских выборов в Иране в июле 2005 г. взаимодействие между Тегераном и партией «Хезболла» вышло на новый уровень. Тегеран впервые перевел отношения с этой группировкой из разряда секретных связей по каналам иранских спецслужб в официальный формат. Визит в Тегеран в августе 2005 г. лидера партии «Хезболла» Х. Насраллы стал одним из первых зарубежных визитов в Иран при новой администрации М. Ахмадинежада.

Проиранские религиозно-политические организации фундаменталистского толка активно действуют в регионах Ближнего и Среднего Востока с 80-х гг. ХХ в., когда Иран официально проводил политику экспорта исламской революции. Именно в это время были созданы крупнейшие движения, такие как «Хезболла» в Ливане. В настоящее время региональная нестабильность позволяет Ирану использовать эти организации в качестве инструмента для реализации своих внешнеполитических интересов.

1 Риядов В. Ливанская «Хизбалла». Свой среди чужих, чужой среди своих? // http://world.ng.ru/ тетога^ит/2001-06-07/5_ЫгЪо11а.Ыт1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.