Научная статья на тему 'Иран на «Сирийском перепутье»'

Иран на «Сирийском перепутье» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
462
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / СИРИЯ / ИРАНСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА / КОРПУС СТРАЖЕЙ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (КИОС) / РЕЖИМ Б. АСАДА / "ХЕЗБОЛЛА" / ДАИШ / IRAN / SYRIA / IRAN'S NUCLEAR PROGRAMME / ARMY OF THE GUARDIANS OF THE ISLAMIC REVOLUTION (AGIR) / B. HAFEZ AL-ASSAD'S REGIME / HEZBOLLAH / ISLAMIC STATE OF IRAQ AND SAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аливаиви Мохаммед Асаад

Исламская Республика Иран на протяжении 6 лет прилагает все возможные и невозможные усилия для того, чтобы удержать режим Б. Асада у власти как можно дольше. При этом старания Тегерана наверняка обусловлены сохранением за ним возможности использования сирийской территории и ресурсов с целью реализации его национальных интересов при любых возможных сценариях развития ситуации в регионе, в том числе и в случае падения режима Б. Асада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRAN AT “SYRIAN CROSS-ROAD”

Islamic Republic of Iran for more than 6 years makes all possible and impossible efforts to keep the regime of B. Hafez al-Assad for a long time. The efforts of Teheran are conditioned on keeping the ability to use Syrian territory and resources to realize its national interests at all possible script of development of the situation in the region, including the case of B. Assad’s regime downfall.

Текст научной работы на тему «Иран на «Сирийском перепутье»»

УДК 327.8

ИРАН НА «СИРИЙСКОМ ПЕРЕПУТЬЕ»

© Мохаммед Асаад АЛИВАИВИ

доктор исторических наук, доцент Открытый университет Аль-Кудс 51000, Палестинская национальная автономия, г. Восточный Иерусалим, ул. Абдел Намаид Шаман

E-mail: asad.ewaiwi@gmail.com

Исламская Республика Иран на протяжении 6 лет прилагает все возможные и невозможные усилия для того, чтобы удержать режим Б. Асада у власти как можно дольше. При этом старания Тегерана наверняка обусловлены сохранением за ним возможности использования сирийской территории и ресурсов с целью реализации его национальных интересов при любых возможных сценариях развития ситуации в регионе, в том числе и в случае падения режима Б. Асада.

Ключевые слова: Иран; Сирия; иранская ядерная программа; Корпус Стражей Исламской Революции (КИОС); режим Б. Асада; «Хезболла»; ДАИШ

Экономическая изоляция Ирана, которая стартовала с 1979 г. и в последующие десятилетия, только расширялась и укреплялась, тем не менее, не смогла воспрепятствовать стремлению Тегерана играть роль одного из лидеров региона наряду с Саудовской Аравией. К тому же в июле 2015 г. Иран и страны «шестерки» (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана [1].

Соглашение предусматривает серьезные ограничения иранской ядерной программы. Завод в Форду превращается в технологический центр, реактор в Араке должен быть перестроен в соответствии с проектом международного консорциума (куда войдут Иран, страны «шестерки» и, возможно, другие государства), а отработанное топливо из него будет вывозиться за пределы страны. Кроме того, Тегеран обязуется не обогащать уран выше порога в 3,67 % и ограничить объемы этого урана 300 кг на срок в 15 лет (сейчас иранские запасы превышают 10 т). Все процедуры обогащения должны проводиться исключительно на заводе в Натанзе, где останется лишь треть от ныне действующих центрифуг (5060 единиц). В обмен на уступки с Ирана будут сняты экономические, финансовые и энергетические санкции.

При этом США удалось продавить продление оружейного эмбарго на пять лет с момента заключения сделки, так как для американцев этот вопрос был принципиальным. Однако в рамках этой сделки нужно

было предотвратить не только ядерную, но и конвенциональную войну, - после выхода из-под всех санкций Иран, окруженный врагами, начал бы процесс модернизации армии, что привело бы к ответным действиям со стороны Саудовской Аравии и, как следствие, к гонке вооружений. И в перспективе, учитывая наличие целого ряда саудовско-иранских конфликтов на периферии (открытых в Йемене, Ираке и Сирии, подавленного в Бахрейне и потенциального в Омане), - к большой войне. Тегеран сопротивлялся до последнего, требуя полного снятия оружейных санкций сразу же или максимум через полгода после подписания соглашения, однако все-таки уступил [2].

Отметим, правда, что «шестерка» согласилась закрывать глаза на нарушение Тегераном оружейных санкций в плане экспорта иранского оружия его союзникам в регионе. Все понимают, что без иранской поддержки Сирия, Ирак и «Хезболла» не смогут противостоять боевикам ДАИШ.

Тем временем, от Конгресса США зависела отмена лишь части американских санкций в отношении Ирана, сохранение которых для Ирана оказалось не столь критичным. В то время как основным грузом, лежавшим на плечах Тегерана, являлись карательные меры против компаний Европейского союза, которые осмеливались на сотрудничество с Ираном [2].

Впрочем, как и следовало ожидать, Палата представителей Конгресса США подавляющим большинством голосов (419 из 435) одобрила продление на 10 лет закона об этих

санкциях. Акт позволяет президенту вводить ограничения для компаний, которые инвестируют в иранский энергетический сектор, его действие истекает 31 декабря 2016 г. Санкции по ядерной программе Ирана были сняты 16 января 2016 г. после того, как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердило выполнение Тегераном обязательств в рамках соглашения с «шестеркой», достигнутого в июле 2015 г. в Вене. В ответ Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что продление санкций США в отношении Тегерана еще на 10 лет станет нарушением соглашения по иранской ядерной программе, на что последует незамедлительная реакция.

Головной болью для Ирана является то, что, несмотря на отмену санкций в 2015 г., Иран до сих пор не получил столь ожидаемой экономической свободы. На счетах США заморожено свыше 100 млрд долл., принадлежащих Ирану. Однако в Вашингтоне настроения таковы, что Иран может рассчитывать максимум на 56 млрд долл., остальная же сумма должна пойти в счет уплаты долгов американским нефтяным компаниям. Проблема в том, что даже этой суммы Тегеран пока не получил. Вполне вероятно, что определенная часть политического истеблишмента в Вашингтоне делает все, чтобы не допустить ситуацию, при которой Иран с помощью этих денег сможет решать свои военные задачи в Сирии, Ливане и Йемене. Не будем забывать также о том, что в США активно работают произраильское, просаудоаравийское лобби, не заинтересованные в экономическом и политическом усилении Ирана.

В Иерусалиме наверняка постараются максимально задействовать некоторых богатых американских евреев, имеющих непосредственное влияние на определенных конгрессменов. Ведь их финансовое воздействие на конкретных конгрессменов не стоит недооценивать. Они вполне могут выдвинуть своим «подопечным» в американском конгрессе ультиматум, сопровождаемый угрозой прекращения финансирования их деятельности, в случае их голосования за ратификацию «ядерного соглашения» с Ираном.

В этой связи следует отметить, что премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, согласно высказываниям некоторых экспертов, об-

ладал по определенным вопросам большим влиянием на Конгресс, нежели бывший президент США Б. Обама. Реакция израильского премьера на достигнутое с Ираном соглашение стала более, чем предсказуемой - оно было названо «неприемлемым» и «развязывающим Ирану руки в процессе приобретения ядерного оружия».

Во время предвыборной кампании новоизбранный президент США Д. Трамп пообещал расторгнуть ядерное соглашение с Ираном, в рамках которого Тегеран согласился ограничить ядерную программу в обмен на снятие с него международных санкций. Между тем, президент Ирана Х. Рухани уверен, что Д. Трамп не сможет разорвать сделку [3].

Несмотря на все затруднения, Иран является основным финансовым спонсором режима в Дамаске. В 2014 г. Тегеран перечислил правительству Б. Асада от 6 до 8 млрд долл., что является внушительной суммой. Другой вопрос, что без России иранских сил помочь Б. Асаду выстоять явно не хватило бы.

Иранские лидеры по-прежнему настроены на то, чтобы направить все усилия на выстраивание шиитской дуги - Иран, Ирак, Сирия, Ливан. Этот план все более отдаляется от реальности в связи с фактически складывающей военно-политической ситуацией в Сирии. Так, северо-восток страны с момента создания Федерации Северной Сирии - это, по сути, без пяти минут квази-государство, что уже не позволит сохранить Сирию в качестве прежнего единого государства. Но в сирийском вопросе Иран продолжает настаивать на своем. К тому же у Тегерана большие виды на Йемен, в котором он планирует усилить свое влияние. В связи с тем, что главенствующие задачи Ирана сосредоточены на Ближнем Востоке, то ему по-прежнему придется противостоять в регионе не только США, но и Саудовской Аравии, интересы которой в вопросах нефтедобычи противоречат стремлению Ирана. Усилия Тегерана выйти на уровень нефтедобычи, который был до объявления против него санкций, явно невыгодны Саудовской Аравии, которая уже заполнила иранские квоты [4].

Определенно одно - коль скоро оппозиционным сирийским силам, США, Турции, курдам не удалось свергнуть Б. Асада благодаря своевременному и эффективному вме-

шательству России, то их интерес заключается в том, чтобы расколоть страну. По факту уже можно говорить о Сирии Б. Асада, о территории, подконтрольной разным террористическим группировкам и об уже упомянутой провозглашенной курдами Федерации Северной Сирии.

В Сирии переплетается множество интересов. Если Турция озабочена восстановлением Османской империи в рамках национального пакта с контролем над северной Сирией с Алеппо и над северным Ираком с Мосулом, то интерес Ирана заключается в экспансии шиитского движения в направлении Ирака, Сирии и Ливана [5].

Иранские службы безопасности и разведки консультируют и помогают сирийским военным в удержании Б. Асада у власти. Речь идет о Корпусе Стражей Исламской Революции (КИОС), о наземных частях и соединениях, бригаде «Кудс», разведывательных службах, сотрудниках правоохранительных органов. Развертывание КИОС в конфликте за границами Ирана - знаковое событие, демонстрирующее решимость Ирана и его возможность осуществлять экспансию посредством вооруженных сил за пределами государства [6].

В средствах массовой информации курсируют данные (опубликованные в частности, национальным Советом сопротивления Ирана) из отчетов КИОС, согласно которым военные силы Сирии составляют не более 50 тыс. человек, в то время как Иран задействовал в конфликте на территории Сирии более 70 тыс. иранцев и военных других стран, выплачивая ежемесячные зарплаты более чем 250 тыс. ополченцев и агентов. Число неиранцев в этих вооруженных силах достигает 55 тыс. человек; иракские военные задействованы в количестве 20 тыс. человек (из 10 групп), афганцы - приблизительно от 15 до 20 тыс. человек, численность ливанской «Хезболлы» варьируется от 7 до 10 тыс. человек, пакистанцы, палестинцы и другие вооруженные отряды в своих рядах насчитывают от 5 до 7 тыс. человек. Для сравнения, отряды КИОС насчитывают 8-10 тыс. человек и 5-6 тыс. человек относится к регулярной армии Ирана [7].

На протяжении всего вооруженного конфликта в Сирии Иран осуществлял военные поставки для целей режима Б. Асада

главным образом с помощью авиации. Оппозиционные режиму группировки не раз перекрывали наземные маршруты поставок, налаженные из Багдада в Дамаск. Это наводит на мысль о том, что относительно нечастые заходы иранских кораблей в порты Сирии носят скорее символический характер, нежели преследуют практические цели. Следовательно, воздушное сообщение между Ираном и Сирией является ключевым и уязвимым местом в иранской стратегии. Тегерану не удалось бы оказывать поддержку дамасскому режиму на нынешнем уровне в случае попадания этого налаженного воздушного маршрута в «бесполетную зону» или захвата повстанцами воздушного пространства Сирии.

Иран оказывает поддержку военизированным проправительственным формированиям «Шабиха», в качестве предупредительных шагов на случай падения режима Б. Асада или сжатия его власти до пределов Дамаска и прибрежного алавитского анклава. При этом очевидно, что в случае реализации подобного сценария эти вооруженные отряды попадут в еще большую зависимость от Тегерана, давая ему возможность действовать не только на территории Сирии, но и за ее пределами.

Ливанская «Хезболла» во время конфликта также перешла к более открытым боевым действиям на территории Сирии, когда Б. Асад начал стремительно терять контроль над территорией страны в 2012 г. «Хезболла» поддерживала проправительственные войска мощными и хорошо тренированными отрядами, являющимися в этой войне союзниками иранцев в отстаивании их стратегических интересов в конфликте, о чем открыто заявлял генеральный секретарь Х. Насралла. Тем не менее вовлеченность ливанской шиитской группировки в поддержку позиций Б. Асада не безгранична, так как Х. Насралле приходится тщательно соизмерять свои возможности на полях Сирии с его внутриливанскими обязательствами и выполняемыми им там функциями, дабы избежать отторжения со стороны его основного электората в Ливане. Речь идет о Бейруте и южном Ливане, где «Хезболла» вовлечена в политический процесс и задействована в вопросах безопасности [7]. Как бы там ни было, помогая режиму Б. Асада вернуть под свой контроль Алеппо, Иран получил назем-

ный коридор, соединяющий Тегеран с Бейрутом и позволяющий ему отправлять оружие на нужды «Хезболлы». Скорее всего, Иран будет настаивать на сохранении этого коридора и безусловно на том, что Б. Асад должен пока оставаться у власти.

На стороне Б. Асада также сражаются иракские шиитские ополчения, чье присутствие на территории Сирии было официально признано в 2012 г., когда была сформирована Бригада Абу аль-Фадль аль-Аббас [8]. Это проправительственное военизированное формирование, состоящее из сирийских и иностранных шиитских бойцов, включая членов ливанской «Хезболлы» и базирующихся в Ираке «Асаиб Ахль аль-Хакк» («Лигу праведников» - исламистскую шиитскую военизированную группировку, поддерживаемую Ираном), а также К. Хезболла (шиитскую проиранскую группировку). Наряду с другими вооруженными формированиями, присутствующими на территории Сирии, эти отряды перешли к активным действиям, как только конфликт перерос в масштабы гражданской войны. Отметим, что открытое участие иракских шиитских вооруженных отрядов в сирийском противостоянии является тревожным звонком, предупреждающим об экспансии межконфесионального конфликта по всему региону.

Тем временем оперативная и политическая обстановка за последние месяцы 2016 г. изменилась кардинальным образом. Освобождение Алеппо от террористов - одно из знаковых событий. Кукловоды «сирийской оппозиции» - США и Саудовская Аравия -остались вне игры, в то время как Россия и Турция вышли на авансцену.

Если еще совсем недавно саудиты направляли мельчайшие движения оппозиционных сил, то в декабре 2016 г. в Рияде произошло немаловажное событие. Король Салман ибн Абдул-Азиз аль Сауд в своем обращении к новоутвержденному совету Шуры (неизбираемый, а назначаемый совещательный орган) буквально за несколько дней до освобождения Алеппо ни разу не упомянул Сирию в части своей речи, посвященной внешней политике королевства. Слово Сирия прозвучало лишь в одном предложении относительно гуманитарной миссии Саудовской Аравии в деле облегчения участи сирийских беженцев. Это стало явным посла-

нием сирийским повстанцам, которых он когда-то спонсировал и вооружал, о том, что он более в них не заинтересован.

Что касается Турции, то ее разлад с ушедшей администрацией Б. Обамы достиг своего апогея в момент провалившегося в итоге государственного переворота в июле 2016 г. На протяжении предыдущих лет Анкара добивалась введения бесполетной зоны в небе Сирии и предоставления вооружения Свободной Сирийской Армии для перелома ситуации в войне. Однако Б. Обама ветиро-вал все эти просьбы. На данном же этапе Турция полностью отказалась от своего требования смены режима в Дамаске.

Анкара добивается неформального контроля над территорией на севере Сирии, создав там безопасную зону для размещения беженцев, базу для выступающих против Б. Асада повстанцев, а также защиты от курдов. Большое значение имеет дальнейшая судьба Эль-Баба, контролируемого боевиками ДАИШ города, расположенного примерно в 40 км к северо-востоку от Алеппо. В планы Р.Т. Эрдогана входит поддержка Турцией повстанцев в процессе боев за город, не допустив тем самым его захват курдскими ополченцами. Скорее всего В.В. Путин и Р.Т. Эрдоган договорились о том, чтобы повстанцы смогли покинуть Алеппо и помочь в штурме Эль-Баба.

Россия на фоне происходящих событий достигла некоторых своих целей - в Сирии теперь находится российская военная база, режим Б. Асада пока не пал, а повстанцы, если и не разгромлены, то существенно ослаблены. Россия меньше всего заинтересована в том, чтобы своими действиями настроить большинство суннитского населения против себя. Вероятность того, что ударная волна от сирийского конфликта в виде тех же «дремлющих» террористов докатится до Москвы, весьма высока. Однако у России за плечами опыт Афганистана и урок того, как не следует поступать, преподнесенный американцами в Ираке.

В сирийском конфликте интересы России и Ирана разнородны по своей сути, так как последний обременен идеологическими мотивами. За планом Б. Асада по перекройке этнической карты центральной Сирии стоит Иран, который намерен вытеснить все суннитское население с территории между Да-

маском и границей с Ливаном. С этой целью 300 шиитских семей из Ирака были переселены в пригород сирийской столицы Дарайя, освобожденной от оппозиционных сил в августе 2016 г. Иранцы привезли в Сирию шиитские семьи также для охраны гробницы Зайнаб1. Таким образом, мы наблюдаем осуществление Ираном стратегического, долгосрочного плана. После падения Алеппо Тегеран перешел в полномасштабное наступление на Идлиб с намерением не дать повстанцам какой-либо возможности для передышки. Тем не менее, ситуация не во всем развивается по плану Ирана.

Приход к власти администрации Д. Трампа и одобренное им сближение Москвы с Анкарой, не без согласия Израиля, ведет к тому, что в проигрыше останутся поддерживаемые Ираном военизированные формирования и курдские отряды народной самообороны. Существуют натянутые отношения между Ираном и иранскими курдами, с группой более близкой к Демократической партии Курдистана Барзани - иранской курдской вооруженной оппозиционной группой Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК). Последние обвинили Иран в атаке на Кой-Санджак (город на востоке от Эрбиля - столицы иракского Курдистана), в результате которой погибли пять ее бойцов и иракский полицейский. В прошлом году также происходили кровавые боестолкнове-ния между ДПИК и КСИР на северо-западе Ирана.

Фактический союз между Россией и Турцией в распределении зон влияния в Сирии произошел не без согласия со стороны Саудовской Аравии. Эр-Рияд был так напуган работай российских Воздушно-космических сил (ВКС) в Сирии, «ядерным соглашением» с Ираном и принятым конгрессом США в обход вето президента Б. Обамы законом «Справедливость против спонсоров терроризма» (JASTA), что вынужден предпринимать шаги по налаживанию отношений с администрацией новоизбранного президента США.

При всем при этом, ни Иран, ни Б. Асад не собираются сдавать своих достигнутых

1 Сейида Зайнаб бинт Али ал-Кубра - почитаемая мусульманами-шиитами внучка пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы и Али. Предполагаемая могила находится в мавзолее в Дамаске.

преимуществ в сирийском конфликте и приложат все усилия к тому, чтобы «дожать» повстанцев. Уже вложив в сирийскую кампанию столь значительные средства, Иран не желает допускать такой ситуации, при которой Турция в результате сможет стабилизировать положение и затем усилить Сирийскую Свободную Армию под объединенным командованием.

Сирийские повстанческие отряды также являются «ребятами не робкого десятка», и стремление России усадить их за стол переговоров с Б. Асадом является дерзким шагом. Очевидно лишь одно - мы наблюдаем отступление США из региона Ближнего Востока. По крайней мере, до пределов, позволяющих продолжать отстаивать американские интересы [9].

В то же самое время сложившийся триумвират Иран - Россия - Турция представляется на первый взгляд противоречивым и противоестественным. Определенно одно, что эти три государства объединяет обеспокоенность поведением населения мятежных территорий, которые могут попытаться отделиться. Лидеры этих стран заинтересованы в том, чтобы предотвратить формирование Курдистана. Они также заинтересованы в том, чтобы предотвратить смены режимов и распад соседних с ними государств - если, конечно, этот процесс происходит не под их контролем.

Сирийский конфликт ограничил влияние Ирана в Леванте, но падение режима Б. Аса-да еще более уменьшило бы возможность Тегерана демонстрировать свою военную мощь, в том числе посредством развертывания своих сил и средств на зарубежных театрах военных действий. Иранская «страховочная» стратегия направлена на то, чтобы обеспечить возможность продолжения реализации своих национальных интересов, в случае если, или когда, произойдет падение режима Б. Асада. Так, согласно сценарию, предусматривающему уход Б. Асада в отставку, Тегеран предпринимает шаги, направленные на обеспечение прихода к власти в Дамаске другого представителя алавитов, которых Иран считает наиболее близкими к шиитам. Таким образом, иранцы направляют все свои усилия на то, чтобы за ними осталось право использовать в качестве плацдарма территорию Сирии даже после того, как

оппозиционным силам вдруг удастся взять под контроль ту или иную часть сирийской территории [10]. Представляется, что такая стратегия мудрее и в результате более выигрышная по сравнению с той, которая заключается в ставке на одну из сторон конфликта или предполагает реализацию единственного сценария развития событий.

Список литературы

1. Достигнуто соглашение по ядерной программе Ирана. URL: http://www.bbc.com/russian/ international/2015/07/150714_iran_deal_reached (дата обращения: 11.12.2016).

2. Мирзоян Г. Сделка века. URL: https://lenta.ru/ articles/2015/07/14/iranfinally/ (дата обращения: 01.12.2016).

3. Нетаньяху хочет договориться с Трампом об отмене ядерной сделки с Ираном. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/12/12/netanya hu-hochet-dogovoritsya-s-trampom-ob-otmene-yadernoy-sdelki-s-iranom (дата обращения: 14.12.2016).

4. Будущее Ирана будет зависеть от сирийского вопроса. URL: http://www.aif.ru/politics/opinion /budushchee_irana_budet_zaviset_ot_siriyskogo _voprosa (дата обращения: 02.12.2016).

5. Семен Багдасаров: «Война на Ближнем Востоке только начинается». URL: http://riataza. com/2016/12/05/semen-bagdasarov-voyna-na-blizhnem-vostoke-tolko-nachinaetsya/ (дата обращения: 12.12.2016).

6. Iran's Forces Outnumber Assad's in Syria. URL: https://www.gatestoneinstitute. org/9406/iran-soldiers-syria (accessed: 21.12.2016).

7. Iran hails victory in Aleppo as Shia militias boost Syria's Bashar al-Assad. URL: https:// www.theguardian.com/world/2016/dec/14/iran-aleppo-syria-shia-militia (accessed: 20.12.2016).

8. Отряды шиитов Ирака развернули операцию по освобождению от ДАИШ Тель-Афара. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/10/29/ otryady-shiitov-iraka-razvernuli-operaciyu-po-osvobozhdeniyu-ot-daish-tel-afara (дата обращения: 25.12.2016).

9. Can Turkey and Russia push back Iran in Syria? URL: http ://www. middleeasteye. net/columns/ can-turkey-and-russia-push-back-iran-syria-2109839512 (дата обращения: 13.12.2016).

10. Iranian Strategy in Syria. URL: http://www. un-derstandingwar.org/report/iranian-strategy-syria (accessed: 02.12.2016).

References

1. Dostignuto soglashenie po yadernoy programme Irana [Agreement on nuclear programme is made]. (In Russian). Available at: http://www. bbc.com/russian/international/2015/07/150714_i ran_deal_reached (accessed 11.12.2016).

2. Mirzoyan G. Sdelka veka [Bargain of the century]. (In Russian). Available at: https://lenta.ru/ articles/2015/07/14/iranfinally/ (accessed 01.12.2016).

3. Netan'yakhu khochet dogovorit'sya s Trampom ob otmene yadernoy sdelki s Iranom [Netanyahu wants to arrange with Trump about cancellation of nuclear bargain with Iran]. (In Russian). Available at: https://eadaily.com/ru/news/2016/12/12/ netanyahu-hochet-dogovoritsya-s-trampom-ob-otmene-yadernoy-sdelki-s-iranom (accessed 14.12.2016).

4. Budushchee Irana budet zaviset' ot siriyskogo voprosa [Iran's future depends on Syrian question]. (In Russian). Available at: http://www. aif.ru/politics/opinion/budushchee_irana_budet_z aviset_ot_siriyskogo_voprosa (accessed 02.12.2016).

5. Semen Bagdasarov: «Voyna na Blizhnem Vos-toke tol'ko nachinaetsya» [Semen Bagdasarov: "War in the Middle East is beginning"]. (In Russian). Available at: http://riataza.com/2016/12/05/ semen-bagdasarov-voyna-na-blizhnem-vostoke-tolko-nachinaetsya/ (accessed 12.12.2016).

6. Iran's Forces Outnumber Assad's in Syria. Available at: https://www.gatestoneinstitute.org/ 9406/iran-soldiers-syria (accessed 21.12.2016).

7. Iran hails victory in Aleppo as Shia militias boost Syria's Bashar al-Assad. Available at: https://www.theguardian. com/world/2016/dec/14 /iran-aleppo-syria-shia-militia (accessed 20.12.2016).

8. Otryady shiitov Iraka razvernuli operatsiyu po osvobozhdeniyu ot DAISh Tel'-Afara [Operation of liberating Tal Afar from ISIS made by shiites of Iraq]. (In Russian). Available at: https:// eadai-ly.com/ru/news/2016/10/29/otryady-shiitov-ira-ka-razvernuli-operaciyu-po-osvobozhdeniyu-ot-daish-tel-afara (accessed 25.12.2016).

9. Can Turkey and Russia push back Iran in Syria? Available at: http://www.middleeasteye.net/ columns/can-turkey-and-russia-push-back-iran-syria-2109839512 (accessed 13.12.2016).

10. Iranian Strategy in Syria. Available at: http:// www.understandingwar.org/report/iranian-strate-gy-syria (accessed 02.12.2016).

Поступила в редакцию 26.12.2016 г. Received 26 December 2016

UDC 327.8

IRAN AT "SYRIAN CROSS-ROAD" Mokhammed Asaad ALIVAIVI Doctor of History, Associate Professor Open Al-Quds University

Abdel Hamaid Shoman St., Eastern Jerusalem, Palestinian National Authority, 51000 E-mail: asad.ewaiwi@gmail.com

Islamic Republic of Iran for more than 6 years makes all possible and impossible efforts to keep the regime of B. Hafez al-Assad for a long time. The efforts of Teheran are conditioned on keeping the ability to use Syrian territory and resources to realize its national interests at all possible script of development of the situation in the region, including the case of B. Assad's regime downfall.

Key words: Iran; Syria; Iran's nuclear programme; Army of the Guardians of the Islamic Revolution (AGIR); B. Hafez al-Assad's regime; Hezbollah; Islamic State of Iraq and Sam

Информация для цитирования:

Аливаиви М.А. Иран на «сирийском перепутье» // Вестник Тамбовского университета. Серия Политические науки и право. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 45-51.

Alivaivi M.A. Iran na «siriyskom pereput'e» [Iran at "Syrian cross-road"] Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Po-liticheskie nauki i pravo - Tambov University Review. Series: Politics and Law, 2016, vol. 2, no. 4 (8), pp. 45-51. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.