Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (2), с. 365-369
УДК 327.8
РОЛЬ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
© 2014 г. Е.П. Тоцкая
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 27.09.2013
Анализируются современные политические процессы на Среднем и Ближнем Востоке и роль Исламской Республики Иран в формировании политического облика региона.
Ключевые слова: международные отношения, региональная политика, исламский фундаментализм.
Процесс религиозного возрождения в мусульманских странах в настоящее время представляет собой одну из наиболее важных глобальных тенденций общественного развития. Ряд проблем, связанных с социально-экономическим и политическим развитием стран, представленных регионом Среднего и Ближнего Востока, обусловил обращение многих мусульман к традиционным исламским духовным ценностям в поисках альтернатив западной и иным моделям общественного развития. В этих условиях одной из основных угроз международной безопасности становится рост влияния фундаменталистских движений на политические процессы, происходящие в мусульманском мире.
Многочисленные теракты, совершенные экстремистами из мусульманских стран в конце XX - начале XXI века, доказали человечеству тот факт, что религия по-прежнему может являться инструментом для достижения политических целей. В настоящий момент распространение радикальных идей исламского фундаментализма остается одной из главных проблем мирового сообщества. Более того, исламские фундаменталисты ведут активную борьбу за создание всемусульманского халифата в мировом масштабе.
Особый интерес в этом плане представляет собой теократический режим Исламской Республики Иран. После Исламской революции 1979 г. Иран стал одним из религиозно-политических центров по распространению фундаменталистской идеологии в регионах Ближнего и Среднего Востока наряду с Саудовской Аравией. Приход к власти в 2005 году неоконсерваторов во главе с президентом Махмудом Ахма-динежадом ознаменовался усилением фундаменталистских тенденций во внешней политике Ирана. Данные тенденции нашли свое отраже-
ние не только в радикальных призывах в речах иранского президента, но также в поддержке проиранских фундаменталистских организаций на Ближнем Востоке. Примером может служить финансовая помощь Ирана исламистской партии «Хезболла» во время израильского вторжения в Ливан в июле-августе 2006 года [1]. Подобные организации становятся инструментом Ирана в реализации своих национальных и внешнеполитических интересов на региональном уровне. Именно поэтому перспективы дальнейшего развития региональных фундаменталистских тенденций, а также их внутреннее содержание, обусловленное культурными и социально-экономическими условиями Ближнего и Среднего Востока, представляют особую актуальность в контексте современных политических процессов.
Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что современная система исламского фундаментализма также представляет непосредственную угрозу для национальной безопасности Российской Федерации. Ряд организаций из стран Ближнего и Среднего Востока пытаются распространить свое идеологическое влияние на мусульманское население России, активно финансируя экстремистские группировки на Северном Кавказе.
Немаловажно также то, что среди наиболее важных глобальных тенденций общественного развития в начале XXI века выделяется процесс увеличения значения религии, которая стала приобретать особую роль в процессе проведения как внутренней, так и внешней политики. Это связано прежде всего с формированием фундаменталистских движений внутри мировых религий. Мы можем определить современный религиозный фундаментализм как возвращение к истокам веры и к традиционным рели-
гиозным ценностям прошлого, а также преобразование политической и общественной жизни общества на основе религиозных принципов и норм [2, с. 66].
Необходимо констатировать тот факт, что основными причинами возникновения фундаменталистских тенденций является прежде всего реакция консервативных религиозных кругов общества на секуляризацию и модернизацию. Невозможность решения ряда социальных проблем в условиях существующих светских режимов также служит одной из основных причин развития вышеуказанных процессов.
Особое понимание и поддержку религиозный фундаментализм приобрел в мусульманском мире. Исламский фундаментализм - это современный, сложный и многогранный феномен, имеющий культурно-исторические корни и выполняющий в мусульманском обществе политические функции.
Как следует отметить, основное содержание идей исламского фундаментализма, сформулированных его главными идеологами, к которым следует отнести Аль-Ваххаба, Сейда Кутба и Маудуди, сводится к следующим положениям.
В первую очередь, необходимость возрождения традиционных исламских ценностей и возвращения к истинному исламу как религии единого Бога и, следовательно, необходимость очищения его от языческих обычаев, любых нововведений и ересей.
Убежденность приверженцев фундаменталистских идей в том, что мусульманский образ жизни по определению превосходит все другие можно отнести к следующему положению. Необходимо подчеркнуть, что одной из главных особенностей ислама как религии является его значительное влияние на правовой аспект в государстве, поскольку он содержит свод юридических и нравственных норм, называемый шариатом. Поэтому Коран, как часть шариата, объявляется исламскими фундаменталистами единственным источником всех человеческих ценностей, законов, стандартов, в соответствии с которыми должна быть сформирована социально-политическая система в мусульманских странах.
Сторонники исламского фундаментализма опираются также на концепцию о сращивании религиозной и политической составляющих в общественной жизни мусульман и построения «идеального» исламского государства. Согласно этой концепции, исламские фундаменталисты провозглашают идею свержения существующих светских режимов в большинстве мусульманских государств, так как любое обще-
ство, не основанное на принципах шариата, по их мнению, является незаконным и противоестественным. Взамен этим режимам они предлагают построение «идеального» исламского государства в масштабах всей мировой мусульманской общины - «уммы» [3]. Благосостояние и процветание такого государства будет обеспечиваться благодаря строгому и неукоснительному следованию религиозным принципам и нормам ислама.
К последнему положению мы можем отнести обязанность всех последователей фундаменталистских движений вести постоянную «священную войну» («джихад») с целью свержения светских режимов в мусульманских государствах и распространения идей ислама по всему миру. Характерной чертой фундаменталистов является тенденция к монополизации истины. Вследствие этого исламские фундаменталисты обвиняют мусульман, поддерживающих светские правительства в своих странах, в «неверии» и подвергают их «такфиру» (отлучению от общины правоверных) [3]. Таким образом, отлученные от общины мусульмане объявляются предателями и, по мнению исламских фундаменталистов, подлежат уничтожению.
Проанализировав предпосылки и условия возникновения современного исламского фундаментализма, следует выделить две основные причины распространения подобных идей в странах Ближнего и Среднего Востока в последней четверти XX века.
К первой из причин, спровоцировавших бурный рост фундаменталистских движений в мусульманских странах, мы можем отнести недовольство части населения своим социально-экономическим положением. Социальной базой фундаменталистов являются неимущие слои населения и представители нижних страт среднего класса. Чаще всего идеологическому влиянию подобных движений подвергается молодежь, особенно студенты из малоимущих семей и безработные выпускники университетов. Именно среди молодых людей радикально настроенные лидеры фундаменталистских организаций находят активных сторонников своих идей.
Следующим важным фактором, который способствовал усилению выше обозначенных тенденций в общественно-политической жизни мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока, стало формирование в конце 70-х годов ХХ века двух конкурирующих региональных центров исламского фундаментализма - в Саудовской Аравии и Иране [4, с. 109]. Высокие цены на энергоносители стали причиной воз-
растания идеологического влияния в регионе Саудовской Аравии, политической элите которой удалось реализовать идею фундаменталистов о создании исламского государства. В Иране же после победы Исламской революции 1979 года к власти пришли представители духовенства, которые установили в стране особую форму правления в виде исламской республики. Таким образом, в обоих государствах представители власти смогли воплотить в жизнь представления фундаменталистов о модели исламского государства и стали способствовать возникновению фундаменталистских организаций, которые на сегодняшний день выполняют функцию проводников влияния двух соперничающих режимов.
Анализируя все вышесказанное, следует сделать вывод о том, что Иран в настоящее время является ключевым элементом в системе регионального исламского фундаментализма. Истоки иранского варианта исламского фундаментализма следует искать в основных направлениях шиитской философской мысли в ХХ веке. Интересен также тот факт, что сторонниками создания в Иране государства, основанного на принципах исламского фундаментализма, были такие мусульманские философы, как М. Бакир ас-Садр, Али Шариати и Мортеза Мотаххари. Принцип «велаят-э факих», подразумевающий под собой правление верховного шиитского духовного лидера, был разработан иракским аятоллой Бакиром ас-Садром и стал впоследствии основой для создания современной политической системы Ирана. В соответствие с этой концепцией «велаят-э факих» - это принцип общественно-политического устройства, воплощенный в виде канонизированной власти общепризнанного, справедливого богослова-правоведа - «факиха», который представляет собой высшую инстанцию духовной, шиитской авторитетности и выбран из среды высшего шиитского духовенства. Ему принадлежит вся полнота духовной, государственной, политической и военной власти.
Также важно подчеркнуть, что немаловажную роль в формировании идеологии иранской Исламской революции 1979 г. сыграли концепция революционного шиизма Али Шариати и теория развития исламского общества М. Мо-таххари. Идеи этих мусульманских мыслителей стали отражением попытки возрождения ислама в качестве универсальной идеологии, способной решить большинство социальных, экономических, политических и культурных проблем.
Несмотря на значительный вклад выше упомянутых теологов, главным идеологом создания
фундаменталистского государства в Иране стал Рухолла Мусави Хомейни. Являясь одним из основных теоретиков современного исламского фундаментализма, имам Хомейни смог систематизировать представления мусульманских философов о модели исламского государства в своей книге «Исламское правление». В этой книге Хомейни развивает и теоретически обосновывает принцип «велаят-э факих» [5]. По мнению аятоллы Хомейни, Коран и Сунна содержат все законы и установления, нужные человеку для того, чтобы достичь счастья и совершенства его государства, а наилучшим образом привести их в исполнение могут только знатоки шариата, так называемые «факихи».
Таким образом, в настоящее время Исламская Республика Иран представляет собой государство с теократической формой правления. Кроме того, после победы Исламской революции 1979 года и установления теократического правления в стране насильственно укреплялось господство единой государственной идеологии. Такой идеологией в Иране стал «неошиитский» исламский фундаментализм, с помощью которого правящему режиму удалось подвергнуть процессу исламизации все сферы общественной жизни.
Другим существенным фактором, определившим роль Ирана в формировании политического образа региона и становление Ирана в качестве одного из центров регионального исламского фундаментализма, стала концепция «экспорта исламской революции», разработанная аятоллой Хомейни. По мнению имама Хо-мейни, существовавшая на тот период система международных отношений являлась несправедливой, а мир был разделен на две части: «угнетателей», так называемых «мостакберин», и «угнетенных», или «мостадафин». К первой категории были отнесены западные страны во главе с США, а также СССР и страны соцлагеря, а ко второй - страны третьего мира. Ориентируясь на эту установку, Р. Хомейни заложил в основу внешней политики Ирана два основополагающих принципа: «экспорт исламской революции» и «Ни Запад, ни Восток - только ислам!» [5]. Кроме того, имам Хомейни провозгласил распространение идей иранской Исламской революции в других мусульманских странах с целью консолидации всего исламского мира в борьбе против империализма и сионизма. В 80-х годах ХХ века внешнеполитическая линия Исламской Республики Иран основывалась именно на принципах концепции «экспорта исламской революции». В соответствии с ней в тех мусульманских странах, где существовали
шиитские общины, создавались проиранские фундаменталистские организации, основной задачей которых было осуществление исламской революции. На протяжении 1980-х годов такие организации создавались в различных странах Ближнего и Среднего Востока: в Ливане была образована партия «Хезболла», в Палестине радикальная группировка «Исламский джихад», в Ираке организация «Высший Совет Исламской Революции Ирака» и т.д. [6]
Анализируя деятельность проиранских религиозно-политических организаций фундаменталистского толка в регионе Ближнего и Среднего Востока, необходимо обратить особое внимание на то, что в настоящее время данные организации широко используются иранским руководством в качестве инструмента внешнеполитического влияния и защиты национальных интересов. Именно благодаря финансированию и военным поставкам подобным группировкам Иран может практически беспрепятственно вмешиваться в политическую ситуацию в том или ином регионе или стране. Так, например, иранское руководство с помощью поддержки шиитского движения «Армия Махди» пытается влиять не только на внутриполитическую ситуацию в Ираке, но и на расстановку сил в регионе.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что современная политическая ситуация демонстрирует значительное усиление роли проиранских фундаменталистских движений в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке, а региональная политическая нестабильность и многочисленные локальные конфликты лишь усложняют сложившиеся политические условия. Вследствие этого некоторые из подобных движений начинают осуществлять самостоятельную дея-
тельность, не согласовывая свои действия с Тегераном. Тем не менее остальные движения выше обозначенных организаций остаются мощным орудием Ирана в борьбе за региональное лидерство. Более того, Иран заинтересован в дальнейшей поддержке радикальных палестинских движений, используя их в своих внешнеполитических целях на пути к доминированию на Ближнем Востоке. Современный иранский вариант фундаментализма развивается в соответствии с теоретическими построениями идеологов исламистского движения. Делая основной упор на доктрины аятоллы Хомейни, он обеспечивает себе более универсальную социальную базу, чем исламский фундаментализм ваххабитского толка. Это позволяет идеям иранского варианта фундаментализма находить сторонников во многих мусульманских странах и служить интересам Ирана на Ближнем и Среднем Востоке.
Список литературы
1. Мирский Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. М., 2008. 163 с.
2. Челищев В.И. Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность. М., 2006. 150 с.
3. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. 568 с.
4. Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 7. С. 108-117.
5. Яременко В. Аятолла Хомейни и исламская революция [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.polit.ru/ analytics 2007/ 02/09/iran_print.html
6. Пластун В.Н. Деятельность экстремистских сил и организаций в странах Востока. Новосибирск, 2005. 476 с.
THE ROLE OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN REGIONAL POLITICAL PROCESSES
E.P. Totskaya
The article examines contemporary political processes in the Middle East and the role of the Islamic Republic of Iran in the shaping of the region's political image.
Keywords: international relations, regional politics, Islamic fundamentalism.
References
1. Mirskij G.I. Islamizm, transnacional'nyj terrorizm i blizhnevostochnye konflikty. M., 2008. 163 s.
2. Chelishhev V.I. Fundamentalizm v sovremen-nom mire: istoki, social'naja priroda i politicheskaja sushhnost'. M., 2006. 150 s.
3. Zhdanov N.V. Islamskaja koncepcija miropo-rjadka. M., 2003. 568 s.
4. Malysheva D. Islamsko-fundamentalistskij proekt v realijah sovremennogo mira // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 1999. № 7. S. 108-117.
5. Jaremenko V. Ajatolla Homejni i islamskaja revoljucija [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.polit.ru/ analytics 2007/ 02/09/iran_print. html
6. Plastun V.N. Dejatel'nost' jekstremistskih sil i organizacij v stranah Vostoka. Novosibirsk, 2005. 476 s.