Научная статья на тему 'Радикальная идеология новых религиозных объединений как фактор угрозы национальной безопасности России'

Радикальная идеология новых религиозных объединений как фактор угрозы национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1027
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SECULAR STATE / RELIGIOUS GROUPS / RELIGIOUS CULTS / RELIGIOUS EXTREMISM / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Володина Нина Витальевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы деятельности новых религиозных культов, движений и организаций и их радикальных идеологий в числе угроз национальной безопасности России. Также анализируются вопросы противодействия религиозному экстремизму с учетом тенденции развития новых религиозных культов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with topical issues of the activities of new religious cults, movements and organizations and their radical ideologies among the threats to Russia's national security. In it also analysed the issues of combating religious extremism, given the development trends of new religious cults.

Текст научной работы на тему «Радикальная идеология новых религиозных объединений как фактор угрозы национальной безопасности России»

РАДИКАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ВОЛОДИНА Нина Витальевна

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы деятельности новых религиозных культов, движений и организаций и их радикальных идеологий в числе угроз национальной безопасности России. Также анализируются вопросы противодействия религиозному экстремизму с учетом тенденции развития новых религиозных культов.

Annotation. The article deals with topical issues of the activities of new religious cults, movements and organizations and their radical ideologies among the threats to Russia's national security. In it also analysed the issues of combating religious extremism, given the development trends of new religious cults.

Ключевые слова: светское государство, религиозные объединения, религиозные культы, религиозный экстремизм, национальная безопасность.

Keywords: secular state, religious groups, religious cults, religious extremism, national security.

Новые религиозные культы, движения и организации широко распространены по всему миру, в том числе и в Российской Федерации. Рассмотрение такого современного феномена особенно важно с точки зрения религиозного экстремизма. Внимания заслуживает вопрос о том, как новые религиозные образования могут осуществлять свою деятельность: в правовом поле или преступным криминальным путем.

В связи с возникшей опасностью распространения религиозного экстремизма и связанного с ним терроризма, а также в целях противодействия этим явлениям возникает необходимость изучения новых религиозных культов, движений и организаций, признанных во многих странах мира экстремистскими и террористическими.

Несмотря на многочисленные запреты во многих государствах продолжает вести активную деятельность известная международная религиозная организация псевдобуддийского толка «Аум Синрикё» (яп. -

путь или учение об истинном АУМ; «АУМ» -одна из буддийских мантр), в настоящее время (с 2000-х гг.) именуется как «Алеф». Учение включает элементы буддизма, индийской йоги и прочих восточных учений. Основатель - Сё-ко Асахара (с 1970-х гг. начал заниматься йогой и создавать учение). С 1986 г. организация становится религиозной и приобретает известность в Японии. В настоящее время имеет центры в разных странах.

Организация построена по централизованному принципу, с абсолютным подчинением нижестоящих вышестоящим, существуют конспирация, режим секретности и тотальная слежка за последователями этой организации. Каждый имеет личный номер и новое имя. Для деятельности организации характерно использование наркотических и психотропных средств. Представители культа готовятся к «концу света», также найдены списки мирового правительства из 20 министров.

Специалисты определили «Аум Синрикё» как экстремистский культ с антисоциальной направленностью, стремившийся к захвату власти и имеющий заводы по производству оружия массового поражения и военизированные формирования. Со стороны этой организации сохраняется высокая вероятность террористических акций. Известны многие криминальные действия этой организации, например газовая атака в токийском метро в 1995 г. В этом же году японской полицией арестован Сёко Асахара, ему предъявлено обвинение по 17 статьям, позднее он приговорен к 17 годам лишения свободы.

На территории России «АУМ Синрекё» действует с лета 1992 г. В 1995 г. она прекратила свою деятельность как религиозная организация, но в течение 20 лет не переставала осуществлять свою деятельность как религиозная группа. В 2016 г. Верховный Суд РФ признал «АУМ Синрекё» террористической

организацией и запретил ее деятельность на территории страны. О запрете секты ходатайствовала Генеральная прокуратура РФ.

Другой пример инглиизм (Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов) - одно из направлений в славянском неоязычестве. Сформирована в 1998 г. Александром Хиневичем.

В 2001 г. доцент кафедры теологии и мировых культур Омского государственного университета В. Яшин писал: «Довольно тесные контакты инглиистическая церковь поддерживает с религиозным отделением РНЕ, барка-шовцы, в частности, обеспечивают безопасность и поддерживают порядок во время массовых мероприятий инглингов».

Таким образом, новые религиозные культы, движения, организации используются в качестве террористических.

Появление и массовое распространение новых религиозных объединений закономерно и обусловлено светскостью Российского государства (согласно Конституции РФ), а также расколом традиционных религий и т. д. В настоящее время зарегистрировано свыше 450 новых религиозных организаций. Популярность некоторых новых религий и оккультизма, представляющих собой во многих случаях некие суррогаты и скорее усиливающие у людей чувство растерянности, могут приводить к трагедиям.

Как отмечают современные ученые, например В.Н. Чайкин, «со стороны российских СМИ и многих представителей государственных органов срабатывают стереотипы упрощенного представления проблемы» о новых религиозных образованиях в современной Рос-сии1, а недооценка новых религиозных радикальных идеологий в последующем может быть той последней каплей для разрушения и расчленения нашего государства. Пока есть время противостоять этому негативному явлению, необходимо обратить внимание на предупреждение, вырабатывая механизмы противодействия новым радикальным идеологиям на основе имеющейся теоретической базы для практического применения правоохранительными органами и при совершенствовании российского законодательства.

1 Чайкин В.Н. Культы и актуальные вопросы национальной безопасности в современной России // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. 2016. № 3. С. 109.

Постепенно происходит изменение религиозной карты России, а образовавшиеся новые религиозные объединения часто осложняют межконфессиональные отношения в стране. Многие из новых религиозных культов и движений ведут свою деятельность без государственной регистрации, поэтому сбор статистических данных сложен, что вызывает трудности при осуществлении надзорной деятельности по соблюдению свобод и прав человека и предотвращению религиозного экстремизма в среде новых религиозных культов, движений и организаций.

Обращаясь к американскому футурологу А. Тоффлеру, отметим высказанную им метафору, отражающую суть проблемы возникновения новых религиозных культов, движений и организаций как «рынка спиритуальных товаров». Ученый предвидел возможность использования их для террористической и антигосударственной деятельности. Опираясь на религиозный плюрализм, он отмечал как отрицательные, так и положительные стороны новых религиозных образований. По убеждению Тоффлера, «в самой гуще этого спиритуально-го супермаркета... взойдут семена некой позитивной культуры, соответствующей нашей эпохе»2. Одновременно он предупреждал об опасности и указал на неподготовленность лидеров «к встрече» с экстремизмом новых религиозных культов, движений и организаций, преследующих политические цели.

Предположения ученого подтвердились во многих случаях, например, последователи «Ананды марго» совершили самосожжения, мотивированные политическими амбициями харизматического лидера. Международное общество, так называемый орден «Ананда марго» (полное название «Ананда марга прачарак сангх» - Общество пропаганды пути к блаженству) создано в Индии в 1955 г. выходцем из семьи обедневших бенгальских брахманов Прабхатом Ранджан Саркаром. Цель - построить новое общество, свободное от кастового деления. Созданная религиозная система основана на принципе гуруизма, принятом в виде организационной и идеологической основы, и заключается в слепом и безоговорочном подчинении ученика наставнику и младшего старшим. Политические тактика и стратегия определяются главой общества и его близким

2 Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980. P. 310.

окружением. Для того чтобы произвести впечатление на вступающих в ряды этого ордена, обряд приема осуществляется на кладбище или на площадке для кремирования трупов после длительного поста, при психологической обработке. Обряд инициации создает некий психологический настрой и ощущение принадлежности к ордену, который якобы заботится о своих членах и жестоко наказывает отступников. Обратим внимание на структуру, где лидер обладает неограниченными полномочиями, например назначает генерального секретаря и др.

В ордене «Ананда марго» созданы департаменты, сформированные по принципу «теневого правительства»:

- департамент внутренних дел, занимающийся разведкой и контрразведкой;

- департамент по связям с общественностью, осуществляющий пропаганду и агитацию;

- департамент образования, уделяющий большое внимание в первую очередь молодежи, воспитываемой в рамках идеологии общества) и др.

Также действуют отряды добровольной службы (численность их неизвестна), владеющие оружием и тактикой рукопашного боя. Руководство для достижения целей открыто пропагандирует насилие, с презрением относится к демократии и выступает против европейских ценностей. Известны случаи террористических актов, совершенных членами «Анан-ды марго» в отношении политических лидеров по всему миру. Основные зарубежные центры, превратившиеся в очаги международного терроризма действуют в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Найроби, Маниле, Сиднее и т. д. В настоящее время штаб-квартира находится в Калькутте. Предполагается, что в руководстве общества «Ананда марго» имеются высокопоставленные чиновники, полицейские, офицеры армии и даже судьи, поэтому, несмотря на преступления и нарушения, совершаемые последователями этого общества, «Ананда марго» успешно действует в мире, а предписания ограничения его деятельности через судебные инстанции отменяются3. С 1990-х гг. это общество нелегально проникло и в современную Россию.

Что касается Российской Федерации, то появление подобных экстремистских новых

религиозных культов, движений и организаций можно связать с таким явлением, как возрастающая коррупция и набирающая силу организованная транснациональная преступность.

Хочется обратить внимание на тот факт, что в последние годы особенно усиливаются тенденции по запрещению деятельности новых религиозных организаций, которые чаще всего определяют как тоталитарные секты. Некоторые ученые склонны к мнению о том, что подобные религиозные направления представляют собой организации, соединяющие психический террор и экономическую преступность.

Отметим, например, одну важную особенность распространения новых религиозных культов и движений. Некоторые религиоведы, например В.Н. Порус и другие, усматривают некую сложность религиозных исканий, когда люди видят в религии не путь к Богу, а к объединению по национальности, крови, по совокупности символических действий4.

В современном российском обществе по ряду причин достаточное количество людей в поисках смысла жизни обращаются к новым «гуру» и к практике гаданий, задумав решить немедленно все свои «больные» вопросы. Настало время, когда законы должны регулировать деятельность религиозных объединений, а также влиять на поведение предводителей и последователей новых религий. Для выполнения такой непростой задачи мало юридических знаний, нужны и дополнительные знания в области философии и религиоведения. Что касается правовой составляющей, то в Информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 3 февраля 2013 г. «О совершенствовании надзора за соблюдением федерального законодательства учреждениями профессионального религиозного образования» говорится о мероприятиях по профилактике и своевременному пресечению экстремистских проявлений в духовных учреждениях, а также указывается, что координация данной работы осуществляются в рамках выполнения совместного распоряжения Генеральной прокуратуры РФ № 270/27р, МВД России № 1/9789, ФСБ России № 38 от 16 декабря 2008 г. «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению

3 См. подробнее: Новые религиозные культы, движения и организации в России : слов.-справ. М., 1997. С. 56-59.

4 Порус В.Н. О перспективах религиоведения. М., 2007.

С.72.

идей национальной розни и религиозного экстремизма».

Чтобы разобраться в вопросах, касающихся новых религиозных объединений, в первую очередь необходимо рассмотреть особенности и влияние на общество или личность новых религий, количество которых увеличивается с каждым годом (по темпам роста они являются самыми быстрорастущими по сравнению с другими конфессиями).

Отметим, что на территории Европы, начиная с 1960-1970-х гг., а затем в перестроечный период и в России получили широкое распространение так называемые «внеконфессио-нальные», «альтернативные» религиозные образования, также их называли «нью эйдж» или «Религии нового века». Однако идея «нью эйдж» известна в философских учениях вед и гностиков и в древних религиях.

Очень часто такие религиозные объединения называют сектами или культами, а также «оппозиционными религиями» или «религиозными новообразованиями». Нередко исследователи определяют их как изгоев и называют «тоталитарными сектами» или «деструктивными культами». Обратим внимание, что термин «тоталитарные секты» имеет оценочное значение, его принято использовать в качестве негативного, хотя тоталитарными являются все разновидности религиозных институтов и все догматические и доктринальные учения. Таким образом, негативно-оценочное использование термина «тоталитарные секты» имеет противоречивый характер. Юридического понятия «секта» не существует, но именно этим понятием часто пользуются юристы, касаясь новых религиозных культов, движений. Теоретическое понятие «секта» дается, например, в работе Ирвина Робертсона, который относит к сектам более мелкие, обособленные группы верующих внутри какой-либо религии и считает, что такое религиозное объединение отделилось от какого-либо вероучения и ему противостоит5.

Чаще всего используются два понятия: «традиционные религии» и «нетрадиционные религии». Следует оговориться, что под традиционными религиями понимают религиозные образования, сохраняющиеся длительное время и передающиеся на определенной территории, среди определенного этноса или

5 Робертсон И. Пособие для изучения культов. М., 2004.

С. 10.

общности людей. Нетрадиционные религии -это религиозные комплексы, унаследованные от прошедших эпох определенным этносом и не свойственные их религиозной духовности, которые не укоренились в культуре, в быту, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины. Для определенных этносов нетрадиционными могут быть мировые религии, например, буддизм традиционен для Бурятии, но нетрадиционен для Дагестана6.

По вопросам терминологии для устранения путаницы до сих пор ведутся различные дебаты, и чаще всего ученые применяют термин «новые религиозные движения», который, по их мнению, более точно может передать отличительные признаки определенного типа религиозного образования и избегать их уничижительных характеристик, таких как «ереси» или «ловцы человеческих душ».

Новые религиозные движения - это сложный и достаточно противоречивый современный феномен, в котором непросто разобраться. Изучение теологических и религиоведческих публикаций позволяет говорить о том, что представители известных религиозных организаций используют термины, и из контекста их изложения можно понять, в нейтральном, негативном или позитивном значении применяется понятие. Кроме того, одни «новые религиозные движения» тяготеют к Востоку, другие - к Западу. Существует и такая вера, как, например, «Бахаи», построившая свою концепцию глубокой экологии на восточных и западных традициях. В основе учения содержится понимание процесса созидания как священного и целостного и осознание роли человека, обладающего сознанием и состраданием.

Разобраться и понять природу новых религиозных движений, а также их классифицировать пытался, например, Б. Уилсон, который сделал интересные выводы в книге «Магическое и второе пришествие»7. Занимаясь типологией новых религиозных движений, он исходил из классификации христианства, предполагая, что появление так называемых сект внутри раннего христианства вызвано теологическими проблемами. Ранее секты рассматривались как протестные движения против

6 Новые религиозные движения и организации в России. М. : Изд-во РАГС, 1997. С. 17.

7 Wilson B.R. Magis and the Millenium. L., 1973. P. 9.

церкви, но можно предположить, что в нашем современном обществе появление некоторых новых религий нацелено против отдельных институтов общества, а может быть, и против того или иного государства. Если учесть, что новые религиозные движения располагают большими материальными средствами и ведут активную миссионерскую работу, то можно сделать соответствующий вывод об актуальности рассматриваемой проблемы.

Ученые указывают, что нетрадиционные религии с конца 1980-х гг. в России являются типологическим социальным явлением, многократно повторяющимся в истории. Их особая активность проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений8.

В России новыми религиозными движениями, например, считаются молокане, духоборы, хлысты, евангелисты и баптисты, бахаи и толстовцы. С позиций методологии молокане, духоборы и хлысты чаще всего относятся к так называемым сектам, возникшим на базе православия, а евангелисты и баптисты - протестантизма, восходящего к штудизму и методизму на российской территории.

Изучение и анализ деятельности новых религиозных культов, движений и организаций имеет особое значение, так как в настоящее время при сложившейся обстановке антироссийские силы пытаются любым способом разрушить социально-экономическое пространство нашей страны и расчленить Россию с помощью такого феномена, как радикальные религиозные идеологии новых религиозных об-

разований деструктивного характера. Активно используются коммерциализация личностных отношений, прозелитизм с вложением значительных финансовых средств и т. д.

Деятельность новых религиозных радикальных образований со стороны последователей традиционных религий вызывает также ответные экстремистские действия, что приводит к конфликтным ситуациям. Отметим, что активно используются религиозные лозунги экстремистскими политическими силами и группировками, происходит сращивание религиозного экстремизма и криминальной деятельности .

Итак, новые религиозные объединения имеют разные культурные традиции: одни тяготеют к традициям Востока, вторые - к традициям Запада, а третья категория взросла на российской почве. Некоторые представляют синтез элементов разных культур и конфессий. По типу организации новые религиозные культы, движения и организации чаще всего с авторитарной властью лидера, с централизованной структурой и четкой иерархией. Новые религии в современном мире создают качественно новые религиозные доктрины и изменяют парадигмы религиозного сознания, в определенных случаях используя новую религиозную радикальную идеологию. В целях противодействия религиозному экстремизму с учетом тенденции развития новых религиозных культов, движений и организаций рассмотренные вопросы могут приниматься во внимание при совершенствовании российского законодательства.

Библиографический список

1 . Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. - М. : Ин-т философии РАН, 1999. - Ч. 1.

2 . Григорьева, Л.И. Религии «нового века» и современное государство (социально-фило софский очерк). - Красноярск, 2002.

3 . Забарчук, Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности Российского государства // Журнал российского права. - 2008. - № 6.

4 . Новые религиозные движения и организации в России. - М. : Изд-во РАГС, 1997.

5 . Новые религиозные культы, движения и организации в России : слов.-справ. - М., 1997.

6 . Порус, В.Н. О перспективах религиоведения. - М., 2007.

7 . Робертсон, И. Пособие для изучения культов. - М., 2004.

8 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. М. : Ин-т философии РАН, 1999. Ч. 1. С. 1-14 ; Григорьева Л.И. Религии «нового века» и современное государство (социально-философский очерк). Красноярск, 2002. С. 51.

9 Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности Российского государства // Журнал российского права. 2008. № 6.

8. Чайкин, В.Н. Культы и актуальные вопросы национальной безопасности в современной России // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. - 2016. - № 3.

9. Toffler, A. The Third Wave. - N. Y., 1980.

10. Wilson, B.R. Magis and the Millenium. - L., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.