ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ И ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ КАК ИСТОЧНИК РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
АБДУЛГ АНЕЕВ Ренат Рафаилович
Аннотация: статья посвящена криминологическому анализу деструктивных религиозных объединений как основного источника распространения крайних религиозных воззрений в современном обществе.
Annotation: the article is devoted to criminological analysis of destructive religious associations as their primary source of extreme religious beliefs in modern society.
Ключевые слова: негативное социальное явление, религиозный экстремизм, деструктивное религиозное объединение, духовная жизнь общества.
Key words: negative social phenomenon, destructive religious organization, the spiritual life ofsociety.
Религиозная картина современного мира представляет собой сложное и многоликое явление с наличием большого количества религиозных течений, оккультных практик и мистических учений. Многие из ныне живущих людей воспринимают религию как неотъемлемую и необходимую, выдержавшую проверку временем, составляющую их жизни, как часть себя1, другие, напротив, считают, что религия как таковая - это переживший свое время историзм, не имеющий под собой никакой научной и логической основы. Исходной посылкой большинства дискуссий по этому поводу, как отмечает Ю. Хабермас, является стремление выбрать между двумя моделями - светской и религиозной, где сама религия может быть либо полулегальной сферой частной жизни отдельных граждан, либо официальным институтом, затрагивающим почти все стороны общественной жизни2.
В современном российском обществе наряду с общепринятыми религиозными учениями параллельно существуют и активно развиваются разного рода деструктивные культы и тоталитарные секты. Еще в 2002 г. Патриарх РПЦ Алексий II указал на нарастающую угрозу, исходящую от такого рода организаций. По словам Патриарха, «в России активно действуют старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему религиозных ценно-
1 Остапенко В.С. Проблемы становления современной религиозной картины мира. М., 2007. С. 3.
2 Habermas J., Ratzinger J. Dialektik der Säkularisierung. Über Vernunft und Religion. Freiburg ; Basel ; Wien, 2006. S.7.
стей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству». Эти движения, секты и культы «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами»3.
По данным специалистов, примерное количество последователей религиозных сект в России составляет от 3 до 5 миллионов человек, из них 500 тысяч человек - в возрасте от 18 до 25 лет4. Ориентировочно около 500-900 тысяч человек являются представителями деструктивных религиозных объединений5. Хотя, как справедливо отмечает А.Л. Дворкин, установить точное количество сект и их адептов вряд ли кому-либо под силу. Невозможно даже
упомянуть их все или дать сколь-нибудь исчер-^ 6 пывающий список .
Таким образом, проблема популяризации деструктивных культов и тоталитарных сект на территории Российской Федерации как источника распространения религиозного экстремизма более чем велика. В связи с этим актуальной представляется позиция П. Концена, состоящая в том, что большинство современных явлений такого рода активно компилируют из различных тезисов бессмысленные мировоззрения, которые служат защитой от страха жизни и ненависти, превращают радость
3 Международная конференция по проблемам религиозного экстремизма. Екатеринбург. иИЬ: http://iriney.ru/document/018.htm
4 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. М., 2004. С. 203.
5 Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера : справ. Белгород : Миссионерский отдел МП РПЦ, 2002. С. 11.
6 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2002. С. 4.
обета в универсум страха7 и, тем самым, формируют благоприятную почву для культивирования религиозной экстремистской идеологии.
Стремление большинства деструктивных религиозных объединений занять свою нишу в духовном сознании общества, попытки легализовать свою деятельность на территории страны и привлечь к ней как можно больше новых последователей неизбежно приводят к определенной социальной напряженности и формированию на этой основе конфликтов, часто принимающих религиозный окрас.
По этому поводу Ю.В. Ахромеева считает, что любая секта или деструктивный культ -это не только особая социальная группа, но и субкультура, очень часто выступающая и как контркультура. Теми и другими на первом этапе движет протест против существующей системы ценностей и миропорядка. Они выступают в роли радикальных противников существующей религиозной традиции и официальных церквей8. Аналогичную позицию высказывает и Э. Трёльч. По его мнению, тоталитарным сектам и деструктивным культам присущ приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественны-
9
ми , в результате чего деструктивные религиозные объединения стремятся получить столь желаемые рычаги давления как на светскую, так и на духовную власть, реализовать возможность манипулятивного воздействия на массы с целью пропаганды собственных крайних идеологических воззрений, нередко прибегая при этом к агрессии и жестокости. Причем применение данных методов зачастую возводится идеологическими догмами в ранг «дозволенного Богом». Наиболее ярким примером этому является секта «восточного»10 направления «Аум Синрикё», которая, по утверждению Б. Тхамма, проповедует апокалипсическую силу - силу, которая понимается как очищение и обновление человечества только с помощью тотального или почти тотального разрушения планеты11.
В результате чего идеология, в основе которой лежит превосходство одних религиозных взглядов над остальными, стремление
7 Conzen P. Fanatismus. Psychoanalyse eines unheimlichen Phänomens. Kohlhammer, 2005. S.73.
8 Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма : дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2009. С. 55.
9 Скворцова Т. А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. C. 37.
10 Дворкин АЛ. Указ. соч. С. 87.
11 Thamm B.Terrorismus. München, 2002. S. 269.
к безграничному контролю над всеми аспектами жизни социума, активно закладывается в сознании ее последователей и в дальнейшем выступает средством достижения целей деструктивных религиозных объединений. К тому же, «в отличие от традиционных религий, приобщение к новым религиозным движениям и культам происходит не постепенно, эволю-ционно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, поведения, отношения к окружающему социуму.
В настоящее время, по утверждениям специалистов, деятельность деструктивных религиозных объединений представляет высокую опасность для всего российского общества, так как характеризуется склонностью ее приверженцев к экстремизму и даже к терро-ризму12. К тому же, об опасности, исходящей от такого рода явлений, указывают данные, приводимые Д. Ричи о сроках реабилитации лиц, вышедших из-под влияния тоталитарных сект и деструктивных культов. Так, для полного восстановления покинувшему кришнаизм необходимо в среднем 11 месяцев, отказавшемуся от мунизма требуется 16 месяцев, а бывшему сайентологу для этого нужно около 25,5
месяцев13.
Таким образом, мы полагаем, что деструктивные религиозные объединения (тоталитарные секты и деструктивные культы) представляется возможным рассматривать как источник распространения религиозного экстремизма по двум ключевым основаниям:
I. По признаку внешней деструктивности. Данное основание характеризует идеологическое отношение деструктивных культов и тоталитарных сект, сформировавшееся на основе насаждения крайнего религиозного мировоззрения и реализации религиозной экстремистской идеологии, к социальным структурам, культуре, традициям и обычаям, а также к самой системе общественного порядка и общепринятым правовым, социальным и религиозным нормам. Это находит свое негативное отражение в следующих социально-теологических аспектах:
1. Полное отрицание и негативное отношение к общепринятой системе социальных ценностей. Общество признается заблудшим, а его идеалы греховными.
12 Латов Ю.В. Отражение в сознании сотрудника ОВД проблем предупреждения деятельности деструктивных религиозных организаций // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2010. N° 2. С. 16.
13 Ritchie J. The Secret World of Cults. An Angus & Robertson Book. London, 1991. P. 73.
2. Пропаганда идеологии непринятия норм существующего общественного порядка путем призыва к отказу от соблюдения мирских запретов и стремлению только к беспрекословному подчинению идеологическим догмам деструктивного религиозного объединения.
3. Враждебное отношение к традиционным религиозным конфессиям и их представителям, что выражается в отказе от политики толерантности к иным религиозным учениям и стремлении к противостоянию с ними.
4. Отказ от принятия и соблюдения правовых норм государства. Формирование собственного правового пространства, основанного только на теологических представлениях и духовных канонах.
5. Противопоставление деструктивного религиозного объединения существующим институтам государственной власти путем непризнания их легитимности и призывом своих последователей к невыполнению их требований.
6. Распространение идеологии непримиримой борьбы со всякого рода инакомыслием и посягательством на истинность учения деструктивного религиозного объединения.
Приведенный перечень также считаем необходимым дополнить элементами, характерными для деструктивных религиозных объединений, выделенными американским психологом Р. Лифтоном14:
1. Требование чистоты - резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Группа, к которой принадлежит адепт, - «хорошая» и «чистая», все остальное -«плохое» и «грязное».
2. Объявление догмы своей группы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
3. Разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет.
4. Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение подвергнуто регулированию, а допуск к информации строго контролируется.
5. Религиозная доктрина провозглашается выше личности - доктрина более реальна
14 Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Totalism: A Study of ’’Brainwashing” in China. University of North Carolina Press, 1989. P. 34.
и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
На наш взгляд, приведенные основания раскрывают внешнюю сторону проявления идеологических догм деструктивных религиозных объединений, указывая на то, что идеология религиозного экстремизма не только влияет на формирование их собственных догматических представлений, но и выступает одним из факторов, способствующих активному осуществлению их деятельности.
II. По признаку внутренней деструктивности. Данное основание раскрывает разрушительное влияние идеологии религиозного экстремизма по отношению к духовному, психическому и физическому состоянию личности адепта деструктивного религиозного объединения. К таковым, на наш взгляд, можно отнести следующее:
1. Воздействие на этическую составляющую личности адепта с целью ее подавления и полного подчинения его воли целям деструктивного религиозного объединения.
2. Преодоление нравственных и духовных барьеров, что способствует устранению самой основы бесконфликтного сосуществования в обществе.
3. Поощрение разрыва всяческих связей с ближайшим социальным окружением (родными, близкими, друзьями), что увеличивает подверженность личности внушению и, тем самым, устраняет основу для самостоятельного и критического мышления.
4. Пропаганда аскетичного образа жизни, с постоянными и длительными постами, депривациями сна и многочасовыми молениями. Таким образом, духовное здоровье адепта ставится выше здоровья физического.
5. Обособление от жизни остального социума, что выражается в отказе от всякого рода посторонней помощи, в том числе и медицинской. Жизнь и смерть зависит только от «воли Божьей», и никакое человеческое вмешательство здесь не приемлемо15.
6. Повсеместное распространение среди адептов так называемого «культа исповеди» -требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины16.
15 Наиболее радикальны в данном вопросе представители секты «свидетели Иеговы», которые отказываются от медицинской помощи (при переливании крови, пересадке внутренних органов и др.), вне зависимости от того, приведет данный отказ к смерти или нет.
16 Пйоп Я.! Указ. соч. Р. 34.
Таким образом, из приведенного перечня оснований мы можем увидеть, что деструктивные культы и тоталитарные секты в процессе осуществления своей деятельности являются одними из источников распространения религиозного экстремизма в современном мире и всем своим естеством способствуют ее формированию, а их деятельность в большей части сопряжена с реализацией радикальной религиозной идеологии путем признания истинной, четко определенной, крайне религиозной идеи, пропагандой категорического непринятия религиозных, социальных, нравственных, политических и иных воззрений, идущих в разрез с провозглашенной единственно верной религиозной доктриной деструктивного религиозного объединения.
В этой связи актуальной представляется позиция Н.Ф. Дика, в соответствии с которой почти все тоталитарные секты и деструктивные культы имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов и разрушенных судеб17.
Это и не странно, ведь идеология деструктивных культов и тоталитарных сект изначально формируется в духе религиозного экстремизма, так как только в данных условиях существует возможность на довольно продолжительный период времени оказывать воздей-
ствие как на личность адепта, так и на окружающий социум. Причем временной промежуток может быть равен нескольким годам и даже десятилетиям, как в случае с «Церковью Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) или с сектой «свидетели Иеговы», которая уже не одно десятилетие осуществляет свою деятельность на территории нашей страны.
По этому поводу А. А. Гарин и А. В. Иванов отмечают, что идеи религиозного этического содержания в сочетании с ограничением питания, депривацией сна, регулярным выполнением специфических физических упражнений в одних случаях способствуют развитию острого душевно-психологического состояние с аффектом экстаза, многоречивостью, периодами психомоторного возбуждения, а в других случаях - возникновению чувства путанности мыслей с чувством агрессивной напряженности в отношении к «иноверцам»18.
Таким образом, крайности в теологических воззрениях, положенные в качестве идеологической основы деструктивных религиозных объединений и помноженные на религиозную безграмотность большей части населения, являются одними из составляющих роста их популярности, где население часто и не подозревает о заключенной в них опасности.
17 Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий. ИЯЬ: http://www.hrono.ru/libris/lib_d/diknf07.php
18 Гарин А.А, Иванов А.В. Тоталитарные секты и деструктивные культы : справ. пособие. Казань : КЮИ МВД России, 2008. С. 5-6.