Научная статья на тему 'РАБОТА В ПАРАХ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ'

РАБОТА В ПАРАХ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА / РАБОТА В ПАРАХ / МЕТОД "ВЕДУЩИЙ-ВЕДОМЫЙ" / СЕНСИТИВНЫЕ УЧАЩИЕСЯ / СТРАТЕГИЯ КОНТРОЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕРЦЕПТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева А.Н.

в статье приведён интерактивный метод работы в парах для проведения аудиторных, практических и самостоятельных занятий. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны данного метода. Сделаны выводы, что работа в парах, как с равноправными партнёрами, так и по принципу «ведущий-ведомый», имеет достаточно большую эффективность и может быть использована на практических занятиях как вспомогательным методом обучения, так и основным. Работа в паре во многом зависит от личностной совместимости студентов, работающих в паре, поэтому педагогу необходимо воспользоваться своими перцептивными способностями при делении группы на пары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK IN PAIRS AS A METHOD OF STUDYING AT A TECHNICAL UNIVERSITY: PROS AND CONS

the article provides an interactive method of working in pairs, for classroom, practical and self-study. The positive and negative aspects of this method are considered. It is concluded that work in pairs, both with equal partners, and according to the principle of "leader-follower" have a fairly high efficiency, and can be used in practical training as an auxiliary teaching method, as well as the main one. Pair work largely depends on the personal compatibility of students working in pairs, so the teacher needs to use his perceptual abilities when dividing the group into pairs.

Текст научной работы на тему «РАБОТА В ПАРАХ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

должны быть обговорены ещё в задании. В них указывают время, выделяемое, как на работу, так и на ответ, количество участников, участвовавших в презентации.

Можно сделать вывод, что использование метода синдикатов, охватывает всю аудиторию, и превращает процесс обучения в интерактивный, улучшая межличностное общение в коллективе.

Список литературы /References

1. «Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» опубликована на сайте УзА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kun.uz/ru/news/2019/10/09/shavkat-mirziyoyev-utverdil-konsepsiyu-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-do-2030-goda/

2. Авдеева Анна Николаевна. Принципы построения и проведения интерактивной лекции // Вестник науки и образования, 2020. № 8-1 (86). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n7printsipy-postroeniya-i-provedeniya-interaktivnoy-lektsii / (дата обращения: 26.10.2021).

3. Авдеева А.Н. Взаимодействие с проблемными студентами в процессе аудиторного обучения // Научные исследования и разработки 2020 года: материалы II международного научно-исследовательского конкурса (Саратов, 22 апреля 2020). Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2020. С. 57-60. ISBN 978-5-907199-798.

4. Авдеева Анна Николаевна. Некоторые аспекты метода постановки вопросов и ответов при проведении аудиторных занятий // Вестник науки и образования, 2020. № 20-2 (98). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/nekotorye-aspekty-metoda-postanovki-voprosov-i-otvetov-pri-provedenii-auditornyh-zanyatiy/ (дата обращения: 26.10.2021).

РАБОТА В ПАРАХ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Авдеева А.Н. Email: Avdeeva6119@scientifictext.ru

Авдеева Анна Николаевна - кандидат технических наук, доцент, кафедра материаловедения и машиностроения, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приведён интерактивный метод работы в парах для проведения аудиторных, практических и самостоятельных занятий. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны данного метода. Сделаны выводы, что работа в парах, как с равноправными партнёрами, так и по принципу «ведущий-ведомый», имеет достаточно большую эффективность и может быть использована на практических занятиях как вспомогательным методом обучения, так и основным. Работа в паре во многом зависит от личностной совместимости студентов, работающих в паре, поэтому педагогу необходимо воспользоваться своими перцептивными способностями при делении группы на пары. Ключевые слова: коллективная работа, работа в парах, метод «ведущий-ведомый», сенситивные учащиеся, стратегия контроля, педагогические способности, перцептивными способностями.

WORK IN PAIRS AS A METHOD OF STUDYING AT A TECHNICAL UNIVERSITY: PROS AND CONS Avdeeva A.N.

Avdeeva Anna Nikolaevna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MATERIALS SCIENCE AND MECHANICAL ENGINEERING, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article provides an interactive method of working in pairs, for classroom, practical and self-study. The positive and negative aspects of this method are considered. It is concluded that work in pairs, both with equal partners, and according to the principle of "leader-follower" have a fairly high efficiency, and can be used in practical training as an auxiliary teaching method, as well as the main one. Pair work largely depends on the personal compatibility of students working in pairs, so the teacher needs to use his perceptual abilities when dividing the group into pairs.

Keywords: teamwork, work in pairs, "leader-follower" method, sensitive learners, control strategy, pedagogical ability, perceptual ability.

371.311.4

На протяжении всего обучения, студент приобретает не только знания, но и пополняет свои коммуникативные навыки, приобретённые в школьные годы, продолжая формировать свою личность, что в дальнейшем, определит его судьбу. Поэтому очень важно, использовать многофункциональные методы обучения, способные раскрыть многогранность каждого индивида.

Работа в парах является разновидностью работы в группах, и имеет свои особенности и недостатки. Обычно, такой вид работы, используют для проверки знаний, либо для накопления дополнительного навыка, либо для выполнения самостоятельной работы [1]. В каждом из этих видов работ, возможно два варианта, первый из которых, когда оба партнёра равноправны, второй - один из участников пары выступает в роли лидера - ведущего, а второй - ведомый. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Первый повод воспользоваться работой в парах - проверка знаний. Но педагогический опыт диктует, что более эффективными в этом случае оказываются тестирование и «блиц - опрос», которые держат в напряжении всю аудиторию, и занимают меньше времени. Работа в парах в аудитории - очень трудно контролируемый процесс, даже если даны чёткие инструкции о временном интервале и объёме работы. Любая групповая работа, в том числе и парная, провоцирует шум, который становиться естественным показателем активной работы, но отрицательно влияет на эффективность. Обычно, чтобы не терять аудиторного времени, для образования пары используют рядом сидящих, и двусторонний процесс, может превратиться в односторонний, за счёт разноуровневого знания предложенного материала. Ещё одним существенным недостатком метода, являются конфликты между студентами, работающими совместно. Это может быть нежелание одного из партнёров, контролировать себя равностоящим, или незнание материала обоими, либо просто личностная неприязнь, и пара выпадает из работы. Парная работа становиться коллективной, при условии высокого уровня развития и сплоченности [2]. Самым главным препятствием, для использования этого метода служит невозможность контроля правильных ответов со стороны педагога. После работы в парах приходится тратить дополнительное время на перепроверку ответов. Использование некоторых принципов построения интерактивной лекции [3] и методов правильной постановки вопросов [4], корректного взаимодействия с проблемными студентами [5] и тотальный контроль провокаций [6] могут сгладить неровности процесса проведения

81

работы парами в аудитории, но, как показывает практика, добиться идеального результата не получается.

Второй повод, использовать пары - приобретение практических навыков, используя партнёра как «тренажёр». При использовании этой техники, возникают все вышеперечисленные трудности, и в данном случае, эффективнее использовать метод групп, или индивидуальных ответов у доски, в которых сохраняется фронтальный вид обучения.

Самостоятельная работа студентов - это оптимальный вариант использования работы в парах. По многим техническим дисциплинам, в программу входит курсовой проект, курсовая работа, или расчётно-графическая работа, которая выполняется каждым студентом индивидуально, и вызывает много трудностей. Многие студенты, которых психологи причисляют к аудитам и кинестетикам, с неохотой работают с учебниками, им легче услышать и почувствовать, а терминология преподавателя бывает сложна, и тогда на помощь приходит согруппник. Зная это заранее, педагог может начинать задавать уже первые задания в аудитории, по дисциплинам, включающим большой объём самостоятельной работы, разбив аудиторию на стабильные пары. Так как тандемы создаются на первых занятиях, и преподаватель ещё не знает до конца возможности каждого, основанием для деления, может стать оценка, на которую претендует учащийся. Изначальная дифференциация студентов должна быть только добровольной, то есть студент заранее соглашается на роль либо «ведущего», либо «ведомого», что может отразиться на итоговой оценке, но не на знаниях. На роль «ведущего» обычно соглашаются студенты максимально активные, с высоким уровнем знаний, с условием, что за правильные ответы «ведомого», они получат дополнительные баллы. Правила взаимопомощи и оценивания результатов, обговариваются заранее, и в одной группе, для каждой пары могут иметь специфически-индивидуальный характер. Возможен вариант, когда не вся группа соглашается на постоянное сотрудничество, и тогда пара работает только в течение одного аудиторного занятия.

В Республике Узбекистан, одной из главных, перспективных задач, является «поднятия на качественно новый уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития молодого поколения, внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных форм и методов обучения» [7]. Рассмотренный метод, отвечает поставленным задачам, и может быть использован в процессе обучения в ВУЗе. Работа в парах, как дополнительный элемент учебного процесса, является инновационным, индивидуализированным методом обучения, который повышает коммуникационные навыки студентов, формируя полноценную личность.

Список литературы /References

1. Шорохова Елена Николаевна. Работа в парах, как одна из форм группового метода обучения в процессе формирования коммуникативных учебных действий. Электронный ресурс. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-raboty-v-parakh.html/ (дата обращения: 10.11.2021).

2. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.

3. Авдеева Анна Николаевна. Принципы построения и проведения интерактивной лекции // Вестник науки и образования, 2020. № 8-1 (86). Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-postroeniya-i-provedeniya-interaktivnoy-lektsii (дата обращения: 10.11.2021).

4. Авдеева Анна Николаевна. Некоторые аспекты метода постановки вопросов и ответов при проведении аудиторных занятий // Вестник науки и образования, 2020. № 20-2 (98). Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-metoda-postanovki-voprosov-i-otvetov-pri-provedenii-auditornyh-zanyatiy/ (дата обращения: 10.11.2021).

5. Авдеева Анна Николаевна. Взаимодействие с проблемными студентами в процессе аудиторного обучения // Научные исследования и разработки 2020 ГОДА: материалы II международного научно-исследовательского конкурса (22 апреля 2020 г., Саратов). С. 57-60.

6. Avdeeva Anna Nikolaevna. DISPUTED KINDS OF INFLUENCE IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY // EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR), 2020. Volume: 6 Issue: 10 October. P. 496-498.

7. Узбекский феномен // Народное слово. 6 Сентября 2019. Электронный ресурс. Режим доступа: https://xs.uz/ru/post/uzbekskij-fenomenn/ (дата обращения: 16.11.2021).

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ Абдуллаев Й.З. Email: Abdullaev6119@scientifictext.ru

Абдуллаев Йулчи Зияевич - доцент, факультет допризывного военного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение. Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к Родине и верность к Отечеству выступают объектами ценностного отношения. Как предметная ценность патриотизм рассматривается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре. В данной статье изучается патриотическое воспитание молодежи.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, социальные ценности.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH Abdullaev Yu.Z.

Abdullayev Yulchi Ziyaevich - Docent, FACULTY OF PRE-CONSCRIPTIONMILITARY EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the problem of patriotic education of the younger generation is relevant at all stages of the development of human society. Currently, in connection with the cardinal transformations in all spheres of the life of our society, this problem is acquiring special significance. Patriotism expresses a person's attitude to the Motherland and Fatherland, i. e. love for the Motherland and loyalty to the Fatherland are the objects of value attitudes. As an objective value, patriotism is viewed as a phenomenon that is good, true, and just in its

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.