Научная статья на тему 'Принципы построения и проведения интерактивной лекции'

Принципы построения и проведения интерактивной лекции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVITY / INTERACTIVE LECTURE / PSYCHOLOGICAL PATTERNS OF MEMORY / PEDAGOGICAL ABILITIES / LEARNING OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Анна Николаевна

В статье предложены эффективные принципы подготовки и проведения лекционного занятия, опирающиеся на мнемотехнические закономерности памяти. Используя законы осмысления и повторения, установки и интереса, торможения и контекста, оптимального ряда и края, преподаватель не только переходит на интерактивный уровень процесса обучения, но и помогает студенту быстрее и легче усвоить и запомнить новый материал. Сделан вывод, что результат аудиторного обучения во многом зависит от психологической наблюдательности лектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND CONDUCT INTERACTIVE LECTURE

The article offers effective principles for preparing and conducting lectures based on mnemonic laws of memory. Using the laws of comprehension and repetition, motivation and interest, deceleration and context, optimal row and edge, the teacher not only moves to the interactive level of the learning process, but also helps the student to learn and remember new material faster and easier. The author concluded that the result of training in the audience depends largely on the psychological observation of the lecturer.

Текст научной работы на тему «Принципы построения и проведения интерактивной лекции»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ

ЛЕКЦИИ

Авдеева А.Н. Email: Avdeeva686@scientifictext.ru

Авдеева Анна Николаевна - кандидат технических наук, доцент, кафедра вагонов и вагонного хозяйства, Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье предложены эффективные принципы подготовки и проведения лекционного занятия, опирающиеся на мнемотехнические закономерности памяти. Используя законы осмысления и повторения, установки и интереса, торможения и контекста, оптимального ряда и края, преподаватель не только переходит на интерактивный уровень процесса обучения, но и помогает студенту быстрее и легче усвоить и запомнить новый материал. Сделан вывод, что результат аудиторного обучения во многом зависит от психологической наблюдательности лектора.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивная лекция, психологические закономерности памяти, педагогические способности, цели обучения.

PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND CONDUCT INTERACTIVE

LECTURE Avdeeva A.N.

Avdeeva Anna Nikolaevna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF WAGONS AND CARRIAGE FACILITIES, TASHKENT INSTITUTE OF RAILWAY ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article offers effective principles for preparing and conducting lectures based on mnemonic laws of memory. Using the laws of comprehension and repetition, motivation and interest, deceleration and context, optimal row and edge, the teacher not only moves to the interactive level of the learning process, but also helps the student to learn and remember new material faster and easier. The author concluded that the result of training in the audience depends largely on the psychological observation of the lecturer.

Keywords: interactivity, interactive lecture, psychological patterns of memory, pedagogical abilities, learning objectives.

УДК 37.015.31

Лекция - основная форма обучения в ВУЗе. Остальные формы предназначены для расширения и закрепления тех знаний, которые студенты получают, а при оптимально правильной подаче, и усваивают на лекции. В наше время, когда студент самостоятельно быстро и легко может найти любой, необходимый ему материал, можно с уверенностью сказать, что информационная функция лекции ослабевает, при этом роль педагога растёт. Профессиональный лектор должен не только иметь достаточный объём научных знаний по дисциплине, он обязан быть педагогом, умеющим, с учётом психологических закономерностей, создать максимально благоприятные условия для освоения и усвоения информации в процессе аудиторного обучения. Достигнуть этой цели реально, возможно только используя активные и интерактивные методы обучения. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [1, с. 26]. Под интерактивной технологией обучения понимается такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучаемого в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания [2].

Рассмотрим, используя законы памяти [3, с. 185 - 206], некоторые принципы построения и проведения лекции, которые делают её активной, интерактивной и, наконец, результативной. Результатом, должны быть не только навыки критического мышления, а в первую очередь знания, которые студент получает на лекции.

Теоретический материал лекции, с одной стороны, должен обладать высоким научным уровнем, быть обоснован актуальными фактами и нормативными документами. С другой стороны, обратная связь возможна только если информация доступна большей части аудитории. Первый принцип интерактивной лекции - ориентироваться на общий, средний уровень подготовки и развития студентов. Усреднённость, скорее, относится к недостаткам лекции, но чем глубже студенты осознают информацию, тем больше и легче они её запоминают. А дополнительную работу с одарёнными студентами, можно провести в кружках и на индивидуальных консультациях.

У любого лектора, всегда намного больше информации, чем времени, для её изложения. Но стремясь донести до аудитории всё и сразу, есть риск создать в голове у студента страшную мешанину. Исследования показали, что если информация поступает достаточно быстро, то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень - более долговременный (эффект обратной маскировки [4]). Чтобы избежать информационного хаоса, можно воспользоваться мнемотехническим законом контекста, в соответствии с которым, необходимо постоянно сохранять связь с общей картиной. Принцип второй - в процессе изложения нового материала, вернуться и указать, как это может быть соотнесено с уже полученными знаниями - это поможет студентам не только осознать и запомнить информацию, но и «вложить» её в целостную картину лекции и всей изучаемой дисциплины. Иными словами - создать «свой гештальт».

Принцип третий - сначала доносить суть, а после - детали. Психологом Ф.Н. Шемякиным, доказанной что мозг человека сначала улавливает смысл того, что воспринимает, а уж затем различает детали. Для эффективного освоения лекционного материала, структура изложения информации должна соответствовать этой психической особенности.

Принцип четвёртый - задействовать все виды восприятия. Статистика утверждает, а практика подтверждает, что обычно ведущим каналом восприятия информации является зрение. Поэтому лекция должна быть не только услышана, но и увидена, через плакаты, чертежи, блок-схемы, карты, таблицы, графики, фотографии, видеоматериалы. Даже самые простые данные всегда лучше записать на доске. Однако, чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать все каналы восприятия. Самые важные моменты лекции студент должен не только слышать и видеть, но и кратко записывать, чтобы задействовать кинестетическую или тактильную память.

Принцип пятый - лекция должна быть интересной. Интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему [5, с. 105]. Доказано, что интересное и запоминается легче. Можно воспользоваться мнемоническими приемами ассоциаций и рифмизации [6, с. 165 - 168]. Например, комментарии к видеоматериалу сделать в виде песни.

Принцип шестой - мотивация. Эффективность обучения многократно повышается, если студент осознаёт пользу получаемых знаний, например, перспективы, которые они открывают или конкретное местом их применения на производстве. Похвала студента за правильный ответа или интересно и корректно заданный вопрос на паре - тоже средство стимуляции.

Принцип седьмой - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Оптимальный период повторения от двадцати до тридцати минут. Если этот принцип сопоставить со вторым, то структура лекции, должна состоять из нескольких блоков с оптимальной длиной изложения, а в конце каждого блока повторение ключевых определений лекционного материала.

Принцип восьмой - лучше всего запоминается информация, представленная в начале (эффект первичности) и в конце (эффект недавности). Если в начале занятия донести до учащихся план лекции, то они смогут распределить концентрацию своего внимания по ключевым точкам, и тем самым, увеличит осознанность процесса своего обучения. В конце лекции, по всем пунктам плана, должны прозвучать выводы, или краткие тезисы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для подготовки и успешного проведения интерактивной лекции от преподавателя потребуется не только желания личностного роста, но и целый ряд профессиональных навыков и умений.

Принцип девятый - в процессе обучения использовать все свои педагогические способности. Основой, для подготовки лекционного материала, должны стать академические и дидактические способности педагога. Интерактивное общение с аудиторией потребуется от лектора ещё и прогностической способности, для планирования бифуркационных моментов. Для проведения любого вида лекции, педагогу необходима способность ясно и четко выражать

свои мысли и чувства, с помощью речи, мимики и пантомимики, а также авторитарная способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на студентов. Переходя на интерактивный уровень общения, лектор должен непрерывно направлять и корректировать процесс обучения проявляя организаторские способности, и способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Но особую ролю в интерактивном взаимодействии «лектор - студент» играют перцептивные способности преподавателя. Именно психологическая наблюдательность и понимание психического состояния аудитории, позволяет лектору удерживать бурный поток интерактивного общения, в чётко заданном русле.

Какими бы ни были технологии и методы обучения, роль преподавателя в проведении аудиторных занятий остаётся главной и решающей, цель которой - формировать, развивать и направлять мыслительный процесс студента. Только в интерактивном процессе эта роль становится «ювелирной» и «завуалированной», требуя от педагога высокого профессионализма.

Список литературы / References

1. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

2. ПомеловаМ.С., Артюхин О.И. Интерактивные формы обучения в системе курсов по выбору // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 3 (34). С. 59-61.

3. Общая психология. В 3 т. Том II. 4кн. Книга 2. Внимание и память: учебник и практикум для СПО / Р.С. Немов. 6-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 216 с. (Серия: Профессиональное образование). Законы памяти.

4. Захаров И.М., Мямлин В.В., Киренская А.В. Изучение психофизиологических механизмов восприятия и внимания в условиях обратной маскировки в норме и при шизофрении (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. [Электронный ресурс], 2011. № 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/izuchenie-psihofiziologicheskih mehanizmov-vospriyatiya-i-vnimaniya-v-usloviyah-obrataoy-maskkovki-v-norme-i-pri-shizofrenii/viewer/ (дата обращения: 20.03.2020).

5. Изард К.Э. Психология эмоций=The Psychology of Emotions. СПб.: Питер, 2009. 464 с. (Мастера психологии). ISBN 978-5-314-00067-0.

6. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2009. 448 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5978-5- 469-01482-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.