Научная статья на тему 'Интерактивное обучение с использованием информационных технологий: интерактивные методы на лекционных и практических занятиях (семинарах)'

Интерактивное обучение с использованием информационных технологий: интерактивные методы на лекционных и практических занятиях (семинарах) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1956
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ / СЛАЙД / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / INTERACTIVE FORMS OF TRAINING / LECTURES / SEMINARS / SLIDE PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыпленкова Ирина Васильевна

В статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в вузе. Показана методика проведения семинарских занятий с помощью интерактивного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive Learning with the Use of Information Technology: Interactive Methods in the Lectures and Practical Classes (Seminars)

The article deals with the main approaches to the use of interactive teaching methods in high school. The technique of seminars organization with the help of interactive equipment is presented.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение с использованием информационных технологий: интерактивные методы на лекционных и практических занятиях (семинарах)»

Цыплёнкова И.В. Интерактивное обучение с использованием информационных технологий: интерактивные методы на лекционных и практических занятиях (семинарах) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/spetsvypusk-2/31-spets02/449-00198. - ISSN 2413-4066

УДК 378

Цыплёнкова Ирина Васильевна

Специалист по учебно-методической работе I категории управления методической работы, образовательных инноваций, дополнительного образования и профессионального обучения, старший преподаватель кафедры кадастра и оценки недвижимости ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск iv. tsyplenkova@omgau. org

Интерактивное обучение с использованием информационных технологий:

интерактивные методы на лекционных и практических занятиях (семинарах)

Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в вузе. Показана методика проведения семинарских занятий с помощью интерактивного оборудования.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, лекция, семинарское занятие, слайд, презентация.

При рассмотрении вопроса интерактивного обучения, сразу хочется привести слова из китайской пословицы, которые, на наш взгляд, точно отражают значимость интерактивных форм обучения: «Скажите мне - я забуду, покажите мне - я запомню, вовлеките меня - я пойму».

В настоящее время в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения возникает ряд проблем, связанных с оптимальным внедрением в учебный процесс интерактивных форм обучения.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации, суть которой заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора

конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная -когда обучаемый выступает в роли «объекта» обучения , то есть слушает и смотрит.

Следующая модель обучения активная - когда обучаемый выступает «субъектом» обучения (при выполнении самостоятельной работы, творческих заданий).

Интерактивная модель ориентирована на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Таким образом, интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся.

Интерактивное обучение - это можно сказать диалоговое обучение:

Оно может быть между:

-«обучающийся - обучающийся» ;

-«обучающийся - группа обучающихся»;

-«обучающийся - аудитория»;

-«группа обучающихся - аудитория»;

-«обучающийся - компьютер».

Задачами интерактивного обучения являются:

- пробуждение у обучающихся интереса;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск учащимися путей решения поставленной учебной задачи;

- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мастер класс. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов.

В учебном процессе в настоящее время применяются различные виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, с применением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, слайды, презентации), лекция-диалог, лекция-пресс конференция. При чтении лекций в современных условиях является абсолютно необходимым применение мультимедиа проекторов. Можно предложить следующие способы их применения при чтении лекций.

Использование электронного текста лекций в виде документа текстового редактора Word. Каждый студент воспринимает полученную им информацию по своему. Психологи разделили людей на четыре основных категории в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации: визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения; аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой аппарат; кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. дисректы— у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов. Обычно лектор использует только один способ подачи информации -аудиальный и таким образом эффективность восприятия информации студентами визуалами, кинестетиками и дискретами будет низкой.

При опросе студентов выяснилось, что им легче воспринимать лекционный материал, когда проектор показывает полный текст лекции со всеми иллюстрациями, схемами. И в это же время лектор читает лекцию, то есть происходит полная концентрация внимания на лекционный материал для всех категорий студентов. Эффективность восприятия материала резко увеличивается.

Следующий способ - использование презентаций, сделанных в программе Power Point. Самый распространенный метод и при грамотном применении достаточно успешный. Главный недостаток— невозможность поместить на слайдах большое количество текстовой информации и это несколько ограничивает возможности данной программы в отношении визуалов по восприятию текстов лекции.

Использование видеофильмов - хороший способ лекции, но он ограничен содержанием преподаваемых дисциплин.

Использование интерактивных лекций, созданных с помощью HTML, CSS и JavaScript, позволяют обучающимся активно включаться в процесс чтения лекций и выбирать то или иное продолжение излагаемого на лекции примера, находя верное решение проблемы вместе с преподавателем.

Можно также использовать компьютерные программы, которые проигрывают уже готовые аудио и видеофайлы. В настоящее время используются два вида полнометражных видео по интернету: обычное (выгружаемое из сети) видео и стриминг видео.

Следующий способ - «настольные» видеоконференции — вид конференций, достаточно широко используемый в сфере бизнеса, но в области образования только завоевывающий свои позиции. Типичной системой «настольной» видеоконференции является то, что каждый обучающийся может слышать и видеть преподавателя, работающего с ним и находящегося в другом городе. Преподаватели при этом могут использовать различное оборудование для проведения презентаций, например, LCD проекторы для большего охвата аудитории. Учащиеся могут взаимодействовать друг с другом, с преподавателем, экспертами и т.д.

Интерактивная форма подачи лекционного материала отличается от традиционной не только методикой и техникой преподавания, но и высокой эффективностью учебного процесса, которая предполагает: высокую мотивацию обучаемых; закрепление теоретических знаний на практике; выработку способности к коллективным решениям; способность к социальной интеграции; приобретение навыков решения управленческих конфликтов; развитие способности к компромиссам.

В настоящее время наблюдается избыток информации у обучающихся, но эта информация не всегда качественная и хорошо структурированная, поэтому роль

преподавателя в настоящее время заключается в подборе и структуризации материала. Без такой подачи информации, ее привязки к конкретной предметной области невозможно формирование компетенций у будущих специалистов.

Предполагается, что качественное обучение — это наличие компьютерных классов, мультимедиа и инженерной технологий. Однако, все это лишь «инструменты», дополнительные средства, способствующие процессу обучения, но, ни в коем случае, не замещающие его. В основе обучения помимо инновационных и интерактивных методов, должно лежать живое общение между преподавателем и студентами; между преподавателями; студентами между собой; студентами и представителями предприятий. Поэтому помимо проведения лекционных занятий с использованием электронных материалов необходимо добавить интерактивные семинарские занятия.

Принципы работы на интерактивном занятии: занятие — не лекция, а общая работа; все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы; каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу; нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея); все сказанное на занятии — не руководство к действию, а информация к размышлению.

Существует также много интерактивных форм проведения семинарских занятий, например такие, как использование групповых заданий и командная игра в формате «Печа-Куча» и другие.

Использование групповых заданий. Во время занятия преподаватель в форме презентаций излагает вопросы заявленной темы. Показывает примеры расчетов. В конце изложения каждого вопроса группа студентов делится на команды по 2- 3 человека. Каждая команда решает самостоятельно предложенные преподавателем в электронном виде задачи. Команда, которая первая выполнит задачи, выписывает на доске решение и поясняет его всей группе. В случае неправильного решения преподаватель показывает презентацию с решением.

Методика проведения командной игры в формате «Печа-Куча» заключается в следующем: учащиеся разбиваются на 3 подгруппы (команды). Участники команд выбирают капитана (спикера) и экспертов (жюри) - 2-3 студента. Каждая команда представляет свою тему доклада в виде ментальной карты. Мини-группа обучающихся по выбранной теме представляет доклад-презентацию, состоящую из 20 слайдов (без текста), каждый из которых демонстрируется 20 секунд, после чего автоматически сменяется следующим. Продолжительность доклада - 6 минут 40 секунд. После представления докладов в формате «Печа-Куча» команды работают в режиме «вопрос-ответ».

Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности необходимо широко применять различные инновационные, в том числе и интерактивные технологии.

Ссылки на источники

1. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/172651.

2. Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе / Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. - Томск, 2007. - 177 с.

3. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы / А.Н. Кононец // Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П. Лазаревой; ДВГУПС. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - С. 22-31.

4. Сорокина Е.И. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий. / Е.И. Сорокина, Л.Н. Маковкина, М.О. Колобова // Теория и практика

образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 167-169.

Irina Tsyplenkova

Specialist in educational and methodical work I category management methodical work, educational innovation, further education and training, senior lecturer in the inventory and evaluation of property FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Interactive Learning with the Use of Information Technology: Interactive Methods in the Lectures and Practical Classes (Seminars)

Abstract: The article deals with the main approaches to the use of interactive teaching methods in high school. The technique of seminars organization with the help of interactive equipment is presented.

Keywords: interactive forms of training, lectures, seminars, slide presentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.