ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА СИНДИКАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Авдеева А.Н. Email: Avdeeva6119@scientifictext.ru
Авдеева Анна Николаевна - кандидат технических наук, доцент, кафедра материаловедения и машиностроения, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрен интерактивный метод синдикатов, для работы на практических занятиях, который повышает результативность процесса обучения. Указаны необходимые условия и правила проведения занятия, с использованием работы в группах, для получения положительного результата на всех этапах занятия: выбор темы, деление на малые группы, выдача инструкции к выполнению задания, презентация результата работы и выставление оценки. Сделаны выводы, что данный вид обучения охватывает всю аудиторию, активизирует пассивных в индивидуальной работе студентов, за счёт групповой солидарности, даёт возможность раскрыться сенситивным учащимся. Работа группами, в процессе принятия общего решения, улучшает межличностное общение в коллективе, вырабатывая у студентов умение активно слушать, и требует от преподавателя использовать все свои педагогические способности как для подготовки, так и при проведении занятия.
Ключевые слова: метод синдикатов, лидер группы, сенситивные учащиеся, модель поведения, стратегия контроля, педагогические способности, презентация.
SOME ASPECTS OF THE "SYNDICATE" METHOD WHEN CONDUCTING PRACTICAL CLASSES Avdeeva A.N.
Avdeeva Anna Nikolaevna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MATERIALS SCIENCE AND MECHANICAL ENGINEERING, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the interactive method of syndicates for working in practical classes, which increases the effectiveness of the learning process. The necessary conditions and rules for obtaining a positive result of work in groups at all stages of the lesson are proposed: choosing a topic, dividing into small groups, issuing instructions for completing the task, and presenting the result of the work. It is concluded that this type of training covers the entire audience, activates passive students in individual work, due to group solidarity, makes it possible for sensitive students to open up. Working in groups, in the process of making a common decision, improves interpersonal communication in a team, developing students' ability to actively listen, and requires the teacher to use all his pedagogical abilities, both for preparation and during the lesson.
Keywords: syndicate method, group leader, sensitive learners, behavior model, control strategy, teaching ability, presentation.
УДК 371.311.4
Одной из главных задач концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан является «поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе
78
образования, направленной на формирование практических навыков, исходя из международного опыта» [1]. Одним из самых эффективных методов проведения практических и лабораторных занятий является метод синдикатов. Данный вид обучения охватывает всю аудиторию, активизирует пассивных, в индивидуальной работе студентов, за счёт групповой солидарности, даёт возможность раскрыться сенситивным учащимся. Работа группами, в процессе принятия общего решения, улучшает межличностное общение в коллективе, вырабатывая умение активно слушать.
Чтобы работа в синдикатах дала максимальный результат и действительно имела интерактивный характер, необходимо выполнение некоторых условий, первое из которых, правильный выбор темы занятия.
Оптимально - ориентироваться на общий, средний уровень подготовки и развития студентов. «Усреднённость, скорее, относится к недостаткам метода, но чем глубже студенты осознают информацию, тем больше и легче они её запоминают» [2].
Обычно, работа методом синдикатов проходит в четыре этапа: деление на группы, получение задания, сам процесс выполнения, презентация работы, и наконец -получение оценки. На первом этапе, при делении студентов, необходимо учитывать, что группа должна быть в таком количестве, чтобы за отведённое время, каждый участник успел высказать свою точку зрения. Изначально, все в синдикате равноправны, но распределяя по малым группа, педагог должен быть уверен, что знаний и умений участников будет достаточно для выполнения задания. Как показывает практика, задание в синдикатах не стоит проводить в первые занятия семестра, лучше присмотреться, выявить лидеров и учитывать это при делении на малые группы. Оптимальный вариант предполагает, что в группе есть как генератор креативных идей, так и координатор.
Для любого интерактивного метода обучения «наиболее продуктивным является демократический стиль общения, как идеальная атмосфера для умственной активности и самостоятельности студентов, а положительный эмоциональный климат мотивирует к познавательной деятельности и улучшает обратную связь» [3], но при этом, самостоятельную работу студентов, необходимо непрерывно контролировать. Наличие в группе двух и более лидеров, деструктивно влияет на коллективную работу. При крайней необходимости, если выделение лидера и координатора занимает слишком много времени, или в группе оказались только пассивные участники, педагог может предложить переформирование групп, завуалировав преодоление конфликта, как бы, запланированным заданием «обмен одного участника». Ещё один повод наставнику вмешаться в работу синдиката - когда работа группы заходит в тупик. Участие педагога не должно быть доминантным. Методично, приняв участие в обсуждении, наравне с другими, педагог предлагает не одну, а сразу несколько идей и не влияет на окончательный выбор.
Непрерывный контроль педагога необходим ещё и потому, что работа синдиката может быть разрушена деструктивным поведением отдельных участников групп. Все студенты в аудитории имеют индивидуальный характер «и, несмотря на это, можно выделить несколько часто встречающихся моделей поведения и соответствующие стратегии их контроля» [3], которыми и должен пользоваться педагог при возникновении трудностей в работе групп.
На последнем этапе работы в синдикатах, очень важно правильно рефлексировать на презентации групп. «Любая нечувствительность при обработке ответов может вылиться не только в разрушение контакта с конкретным студентом, но и отказом всего коллектива от сотрудничества» [4]. В любой, даже неудачной презентации, можно найти положительные моменты, и сначала акцентировать внимание именно на них, и только потом указать на недостатки. Оценивая работу, в первую очередь учитывается не правильность самого ответа, который обязательно сопоставляют с существующим правильным, а процесс его нахождения. Правила презентации
должны быть обговорены ещё в задании. В них указывают время, выделяемое, как на работу, так и на ответ, количество участников, участвовавших в презентации.
Можно сделать вывод, что использование метода синдикатов, охватывает всю аудиторию, и превращает процесс обучения в интерактивный, улучшая межличностное общение в коллективе.
Список литературы /References
1. «Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» опубликована на сайте УзА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kun.uz/ru/news/2019/10/09/shavkat-mirziyoyev-utverdil-konsepsiyu-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-do-2030-goda/
2. Авдеева Анна Николаевна. Принципы построения и проведения интерактивной лекции // Вестник науки и образования, 2020. № 8-1 (86). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n7printsipy-postroeniya-i-provedeniya-interaktivnoy-lektsii / (дата обращения: 26.10.2021).
3. Авдеева А.Н. Взаимодействие с проблемными студентами в процессе аудиторного обучения // Научные исследования и разработки 2020 года: материалы II международного научно-исследовательского конкурса (Саратов, 22 апреля 2020). Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2020. С. 57-60. ISBN 978-5-907199-798.
4. Авдеева Анна Николаевна. Некоторые аспекты метода постановки вопросов и ответов при проведении аудиторных занятий // Вестник науки и образования, 2020. № 20-2 (98). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/nekotorye-aspekty-metoda-postanovki-voprosov-i-otvetov-pri-provedenii-auditornyh-zanyatiy/ (дата обращения: 26.10.2021).
РАБОТА В ПАРАХ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Авдеева А.Н. Email: Avdeeva6119@scientifictext.ru
Авдеева Анна Николаевна - кандидат технических наук, доцент, кафедра материаловедения и машиностроения, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приведён интерактивный метод работы в парах для проведения аудиторных, практических и самостоятельных занятий. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны данного метода. Сделаны выводы, что работа в парах, как с равноправными партнёрами, так и по принципу «ведущий-ведомый», имеет достаточно большую эффективность и может быть использована на практических занятиях как вспомогательным методом обучения, так и основным. Работа в паре во многом зависит от личностной совместимости студентов, работающих в паре, поэтому педагогу необходимо воспользоваться своими перцептивными способностями при делении группы на пары. Ключевые слова: коллективная работа, работа в парах, метод «ведущий-ведомый», сенситивные учащиеся, стратегия контроля, педагогические способности, перцептивными способностями.