Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОСЫ / ОТВЕТЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ / ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ / СБИВАЮЩИЕ ВОПРОСЫ / ПРОВОКАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ / QUESTIONS / ANSWERS / TEACHING METHODS / POSING QUESTIONS / RESPONSE PROCESSING TECHNIQUES / CONFUSING QUESTIONS / PROVOCATIVE QUESTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Анна Николаевна

В статье рассмотрены три основных вида постановки вопросов в зависимости от неожиданности их появления. Предложены техники обработки ответов, которые позволяют педагогу удерживать процесс обучения в нужном направлении, не разрушая интерактивности взаимодействия со студентами. Автором сделаны выводы, что вопрос должен быть кратким, адекватным и равномерно распределённым, не содержать жаргонных выражений и непонятных слов. А для эффективного проведения занятия и получения фактических результатов обучения педагог должен уметь не только задавать вопросы, но и корректно реагировать на правильные и неправильные ответы учащихся, а также уметь достойно выходить из сложных ситуаций, отвечая на сбивающие и провокационные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF HOW TO USE BY THE METHOD OF ASKING QUESTIONS AND ANSWERS WHEN CONDUCTING AUDITING LESSONS

The article considers three main types of questions depending on the surprise of their appearance. The author offers techniques for processing responses that allow the teacher to keep the learning process in the right direction without destroying the interactivity of interaction with students. The author concludes that the questions should be short, adequate and evenly distributed, do not contain jargon and incomprehensible words, but for the effective conduct of the lesson and obtaining actual learning results. The teacher must be able not only to ask questions, but also to respond correctly to correct and incorrect answers from students. The lecturer should be able to get out of difficult situations by answering provocative questions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Авдеева А.Н. Email: Avdeeva698@scientifictext.ru

Авдеева Анна Николаевна - кандидат технических наук, доцент, кафедра вагонов и вагонного хозяйства, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены три основных вида постановки вопросов в зависимости от неожиданности их появления. Предложены техники обработки ответов, которые позволяют педагогу удерживать процесс обучения в нужном направлении, не разрушая интерактивности взаимодействия со студентами. Автором сделаны выводы, что вопрос должен быть кратким, адекватным и равномерно распределённым, не содержать жаргонных выражений и непонятных слов. А для эффективного проведения занятия и получения фактических результатов обучения педагог должен уметь не только задавать вопросы, но и корректно реагировать на правильные и неправильные ответы учащихся, а также уметь достойно выходить из сложных ситуаций, отвечая на сбивающие и провокационные вопросы.

Ключевые слова: вопросы, ответы, методы обучения, постановка вопросов, техники обработки ответов, сбивающие вопросы, провокационные вопросы.

SOME ASPECTS OF HOW TO USE BY THE METHOD OF ASKING QUESTIONS AND ANSWERS WHEN CONDUCTING

AUDITING LESSONS Avdeeva A.N.

Avdeeva Anna Nikolaevna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CARRIAGES AND CARRIAGE FACILITIES, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers three main types of questions depending on the surprise of their appearance. The author offers techniques for processing responses that allow the teacher to keep the learning process in the right direction without destroying the interactivity of interaction with students. The author concludes that the questions should be short, adequate and evenly distributed, do not contain jargon and incomprehensible words, but for the effective conduct of the lesson and obtaining actual learning results. The teacher must be able not only to ask questions, but also to respond correctly to correct and incorrect answers from students. The lecturer should be able to get out of difficult situations by answering provocative questions.

Keywords: questions, answers, teaching methods, posing questions, response processing techniques, confusing questions, provocative questions.

УДК 37.013.77

На современном этапе развития педагогики, для эффективности учебного процесса, используются интерактивного методы преподавания. Практически все они основаны на постановке вопросов и ответов, поэтому этой теме посвящено много работ. Первым, кто стал использовать вопросы, как метод обучения, был Сократ. Своих учеников к истине он вёл логической последовательностью, которая вытекала один из другого вопросов. Диалог начинался с общих вопросов. Если Сократ получал

на него ответ, то задавал следующий - уточняющий вопрос. Цепочка вопросов продолжалась до получения требуемого ответа.

Самая распространённая техника постановки вопросов основана на таксономии Б. Блума, в соответствии с которой, каждому из шести степеней его иерархии соответствует свой вопросов. Уровню знания соответствуют простые вопросы, понимания - уточняющие, применения - практические, анализу -интерпретационные, синтезу - творческие, а оценке - оценочные [1. С. 482-492].

Любой вопрос задаётся преподавателем для достижения определённой цели. Условно, все вопросы можно разделить на две группы: первая - тренировочные, предназначенные для расширения понимания, а вторая - проверочные вопросы, для контроля уровня понимания [2. С. 90].

Цель вопроса зависит не только от его содержания, но и от того, когда его задать. В начале занятия, или всего курса, педагог задаёт вопросы, чтобы определить уровень знаний своих слушателей. От этих вопросов зависит построение дальнейшего плана работы. В процессе проведения занятия, вопросы, в первую очередь, используются для активизации студентов. Чем больше студенты вовлечены в происходящее на паре, тем более эффективно восприятие и освоение учебного материала. В нужный момент заданный вопрос может изменить темп работы и вектор внимания аудитории. Иногда для этого используется риторический вопрос? не требующий конкретного ответа, но заставляющий всё равно задуматься над возможным ответом. Следующий вид вопросов - проверка усвоения информации, для дальнейшего уточнения, если есть недопонимания. Такие вопросы, расширяя область познания, приводят к затяжным дискуссиям, свернуть которые, можно тоже правильно поставленным вопросом. Момент аудиторного занятия, в который необходимо задать вопрос, полностью зависит от психологической наблюдательности лектора. В конце пары или курса, во время сессии, вопросы необходимы для закрепления знаний и для оценки достигнутых результатов.

Все стратегии постановки вопросов можно разделить на три основных вида, в зависимости от предсказуемости их возникновения. Первый способ опроса - это когда каждый участник опроса может определить, какой вопрос достанется именно ему. При этом уходит страх и стресс неожиданности, что положительно влияет на память и концентрацию, давая максимальную возможность правильного ответа, но, как показывает практика, сосредотачиваясь на своём вопросе, студент отключается от осознания всей остальной информации, поэтому часто использовать этот способ не рекомендуется - он разобщает группу. У этой техники есть ещё одна положительная сторона - опрос охватывает вех слушателей. Второй способ - внезапный. Он полезен для фокусирования внимания аудитории и контроля над ней. Отрицательная сторона - напряжённость ожидания, которая может привести к панике ответчика. Третий способ, когда преподаватель предлагает вопрос всей группе, а студенты отвечают, когда чувствуют себя полностью подготовленными. Безопасная среда позволяет включить в процесс большинство участников, и усиливает командный дух.

Постановка правильных вопросов предполагает наличие всех основных педагогических способностей. В первую очередь - академических, то есть знание ответов, которые предполагается получить от группы. Используя дидактические способности, необходимо уметь перефразировать полученный ответ и обобщать с выделением того, что считается важным. Перед тем, как использовать вопросы, прогностические способности лектора помогут удостовериться, понятны ли они. Конструктивные способности преподавателя сделают вопрос адекватным, равномерно распределённым и краткими. Если вопрос сформулирован многосложно, то студент, которому он адресован, вынужден будет просить повторить его. Сложные и длинные вопросы лучше разделить на два или три коротких и простых. Речевые способности проконтролируют отсутствие выражений - «паразитов» и туманных двусмысленных вопросов, содержащих непонятные слова. Авторитарные способности должны

заставить учащихся активно участвовать в ответах, а не пассивно ожидать, когда это сделает педагог.

Правильно сформулировать вопрос - это только половина успешного взаимодействия с группой. Вторая половина - корректное принятие ответов. Каждый слушатель, сидящий в аудитории идентифицирует себя с отвечающим, ощущая себя на его месте. Любая нечувствительность при обработке ответов может вылиться не только в разрушение контакта с конкретным студентом, но и отказом всего коллектива от сотрудничества. Чтобы не прервалась интерактивность процесса обучения, необходимо помнить некоторые правила.

Отвечать на вопросы лучше без отлагательств, иначе участники могут отклониться от темы, или принять неправильный ответ за правильный. Но если речь идёт о лекционной форме обучения, то продуктивнее всего в начале занятия предупредить слушателей, что для ответов на их вопросы будет выделено время, а объём теоретического материала подготовить так, чтобы это время для ответов действительно осталось.

Рекомендуется благодарить за каждое участие. Любая попытка достойна признания. Найти рациональное зерно возможно даже в неправильном ответе. Приёмы для поддержания ответчика могут быть различными. Например, попросить группу прокомментировать ответ, или задать вопрос ещё раз, и дать студенту возможность скорректировать свой ответ. Главное, задавая повторный вопрос -прояснить или перефразировать идею отвечающего студента, а не заменить на свою, и не коем случае не проигнорировать. В редких случаях, на первый взгляд совершенно неуместный ответ слушателя, является ускоренным анализом и синтезом изучаемой информации. Иначе говоря, участник дискуссии отвечает на вопрос, который, по его мнению, должен былзадать лектор.

Если студент ответил правильно, то прежде чем двигаться дальше, стоит похвалить его, повторить ответ, выделяя основные моменты. Бывает, что ответ верен по сути, но не совсем точен, тогда, подчеркнув правильную часть ответа, можно попробовать получить дальнейшую информацию по этому вопросу.

Эффективность занятия зависит не только от умения педагога задавать вопросы, но и отвечать на них. Самая очевидная причина обращения к лектору - это получение информации. Однако, существуют и другие, например, проверка компетентности преподавателя. Обычно автор такого вопроса знает на него ответ, и хочет посмотреть, как справиться с ним педагог. Доверие группы зависит от этого ответа, и поэтому, если у лектора нет нужной информации по этому вопросу, то лучший выход -поблагодарить студента за важное замечание, признать, что, удовлетворительный ответ сразу не приходит в голову, и пообещать дать его на следующем занятии.

Ещё один вид деструктивных вопросов - сбивающие. Цель таких вопросов -направить внимание всей аудитории в направление, интересующее только спрашивающего. Сделано это бывает как умышлено, так и непреднамеренно. В любом случае, стратегия только одна - не поддаваясь на провокации, необходимо двигаться дальше по плану. И, наконец, вопрос - провокация, и главное правило - не принимать вызов и не воспринимать критику в свой адрес [3]. Конструктивными действиями будут: выдержать паузу, отключить эмоции, отметить вопрос интересным и основательно обдумать ответ. Если лектор не прав, то лучше признать ошибку и пересказать информацию в правильном варианте. Самодостаточность педагога должна сдержать его от попыток унижения и расправы с провокатором, ни сразу, ни позже. Иначе автор вопроса выключится из работы, будет искать повод отомстить, а преподаватель может потерять авторитет. В любом случае, при возникновении разногласий и возражений, возникающих при использовании интерактивных методов, педагог должен решать конфликт в рамках демократической концепции, чтобы не произошёл разрыв с аудиторией.

В современном мире, изобилия информации, педагог вуза, не просто передаёт знания - он направляет, развивает и формирует мыслительный процесса студента [4]. Основные педагогические способности, владение техниками постановки правильных вопросов, умение правильно реагировать на ответы студентов, и эмоциональная уравновешенность при ответах на деструктивные провокации, превращают аудиторные занятия в эффективный и результативный процесс обучения.

Список литературы /References

1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга -приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с. ISBN 978-5-7563-0385-8.

2. Ли Д.Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2001. 224 с.:ил. (серия «Эффективный тренинг»). ISBN 5-318-00080-0.

3. Авдеева А.Н. Взаимодействие с проблемными студентами в процессе аудиторного обучения // Научные исследования и разработки 2020 года: материалы II международного научно-исследовательского конкурса (Саратов, 22 апреля 2020). Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2020. С. 57-60. ISBN 978-5-907199-79-8.

4. Авдеева А.Н. Принципы построения и проведения интерактивной лекции // Вестник науки и образования, 2020. № 8-1 (86). С. 107-109. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-postroeniya-i-provedeniya-interaktivnoy-lektsii (дата обращения: 02.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.