Научная статья на тему 'Работа с нотным текстом музыкального произведения как проявление интерпретационного творчества'

Работа с нотным текстом музыкального произведения как проявление интерпретационного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
515
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с нотным текстом музыкального произведения как проявление интерпретационного творчества»

«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего». Память сердца и память человека составляют память культуры. Безусловно, музыка оратории Виктора Плешака «Когда звонят колокола» навсегда войдёт в память культуры Петербурга.

Список литературы

1. Музыкальная энциклопедия. Т. 4. - М., 1978.

2. Самсонова Т. П. Феномен человека в музыкальной культуре. - СПб.,

2007.

3. Сердобольский О. Композитор Виктор Плешак. - СПб., 2011.

М. Д. Корноухое

Работа с нотным текстом музыкального произведения как проявление интерпретационного творчества

В современном отечественном музыкально-педагогическом образовании, в учебном процессе инструментального класса происходит становление не только методико-педагогических, но и интерпретационно-преобразующих, творческих, личностных качеств специалиста. Именно в инструментальном классе будущий учитель музыки становится единоличным творцом, созидателем. Нотный текст музыкального произведения является тем «ядром», вокруг которого актуализируются мыслительные и творческие возможности студента. В ходе изучения нотного текста прорастание художественного смысла музыкального произведения превращается в сознании студента в его собственное личностно-смысловое образование, тем самым представляя один из важнейших механизмов реализации потребности созидания и определяя уровень профессиональной компетенции учителя музыки.

В этом контексте нотный текст музыкального произведения мы рассматриваем как один из коммуникативных каналов, который не только осуществляет функцию транслирования, распространения исполнительских интерпретаций, но и создает общественно-значимую информационно-интерпретационную среду, связывающую различные исторические эпохи и оказывающую существенное влияние на формирование ценностно-смысловой ориентации студента.

Рассмотрение нотного текста музыкального произведения как «текста культуры» даёт возможность его многовекторного изучения как с культурологических (определение «культурного кода»), исто-рико-стилевых («нормативность» нотной записи), индивидуально-стилевых (текст как проекция индивидуального авторского почерка), семиотических (текст как связный знаковый комплекс), герменевти-

278

ческих (текст как «поле методологических операций») позиций, так и с позиций методико-дидактических, технологических, теоретико-музыковедческих и редакторских.

Особенностью работы с нотным текстом является её ярко выраженная метадиалогическая субъект-субъектная направленность, а также наличие следующих функциональных качеств текста, обусловливающих его использование в учебном процессе: 1. Художественная содержательность, связанная с трактовкой нотного текста как проекции авторского почерка. 2. Системность - представление нотного текста как системы с взаимообусловленностью ее составных частей, элементов, снизу вверх, от частного к общему. 3. Легитимность - представление об авторстве текста, редакторских добавлениях, типах и мотивации редакций. 4. Целостность - представление о диалектической взаимосвязи нотного текста как системы элементов с частями, сверху вниз, от общего к частному. 5. Полисемичность - как главный признак обозначений «исполнительского» уровня нотного текста, музыкальной терминологии, авторских и редакторских ремарок. 6. Степень нормативности конкретного нотного текста внутри индивидуального авторского почерка, исторического стиля, национальных особенностей. 7. Сочетание объективного и субъективного - поиск индивидуально-личностного взаимодействия формы и содержания, визуального ряда нотного текста с его интонационно-тактильным прочтением.

Исследуя специфику работы с нотным текстом, необходимо отметить, что в основе своей она близка структуре любой художественно-исследовательской деятельности, методологическому анализу и включает в себя первичный самоанализ, конструирование программы развития, процесс развития (формирование личностных качеств, умений) и обобщающий самоанализ [1].

В своей концепции стилевого подхода в фортепианно-исполнительском классе А. И. Николаева, раскрывая сущность стилевого анализа, также говорит о четырёх этапах: 1. «Продуктивное непонимание» («поиск смысла») 2. Предпонимание - формирование образа «первичной стилевой целостности». 3. Понимание стиля как системы. 4. Формирование «образа стиля» - стилевого эталона [2].

Принимая за основу вышеизложенные структуры, мы несколько корректируем их, учитывая особенности именно текстового изучения. Таким образом, в работе с нотным текстом можно выделить следующие структурные компоненты:

1. «Продуктивное непонимание» связано с вопросами, которые студент ощущает потребность задавать самому себе в любом виде своей профессиональной деятельности. С этих вопросов начинается мотивация его последующих шагов к пониманию смысла нотных значений.

2. «Понимание типологии» связано с классификацией и дифференциацией конкретного нотного текста как проекции авторского почерка, исторического стиля, национальных особенностей.

3. «Понимание структуры» связано с иерархической составляющей нотного текста, осознание функционирующих связей различных его компонентов.

4. «Понимание единства визуального и художественного» связано с органичностью текстовой и внетекстовой информации, используемой студентом для построения индивидуальной модели интерпретации музыкального произведения.

Определяя мышление будущего специалиста, его аналитическую исследовательскую деятельность в качестве важнейшего условия профессиональной успешности, мы говорим о методологическом уровне изучения нотного текста музыкального произведения. Таким является процесс, где проявляется способность самостоятельно сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, выявлять и отстаивать собственную позицию, убедительно её обосновывая. В ходе такого изучения нотного текста студент постигает основы методологического анализа - «совокупности принципов, методов, исследовательских средств, направленных на решение музыкально-педагогических проблем и целостное, многоуровневое (концептуальное) обоснование полученного результата» [3, с. 27]. Основными задачами изучения нотного текста на методологическом уровне, таким образом, можно считать:

1. Освоение методов исследования в нотном тексте информации образно-содержательного порядка.

2. Постижение нотного текста как многоуровневой (индивидуальный почерк композитора, исторический стиль, национальные особенности, жанровая принадлежность и т. д.) системы признаков на основе слухового опыта студента, внутреннего гармонического и интонационного слуха, уровня профессиональной оснащённости в смежных с музыкальным искусством областях.

3. Выявление закономерностей исторической эволюции нотного текста, осознание функциональных качеств его отдельных компонентов.

4. Сближение исследовательских позиций музыкознания, герменевтики, семиотики, культурологии и педагогики музыкального образования.

Целью такой учебно-творческой деятельности является повышение изучения нотного текста до уровня методологического анализа, основанного на методологических знаниях своей науки, а также смежных - философских, научных, художественных областей и осуществляемого на основе личностно-творческого подхода (исследовательских принципов, методов) к выявлению сущности профес-

сионально значимых музыкально-педагогических проблем, их решению и целостному научному обоснованию.

Использование приведённой выше содержательной структуры работы студента с нотным текстом, на наш взгляд, позволяет оптимально выстроить целостный процесс его инструментальной подготовки, исследуя текст со многих позиций: исторического стиля, индивидуального почерка композитора, принадлежности к определённым музыкальным жанрам и формам, национальных особенностей, структурно-логического содержания, типов фактуры, использования тех или иных видов музыкально-исполнительской терминологии и их мотивации, разделения авторского и редакторского текстов, возможной степени регламентации выполнения обозначений «исполнительского» уровня нотного текста, вопросов качества звука, интонации, лексического строения, технологических приёмов и т. д.

Полученная в ходе такой работы информация определяет меру сопряжения каждого мельчайшего компонента нотной записи произ-

■ ■ W W W W

ведения. Нотный текст становится той герменевтической основой, вокруг которой студент выстраивает собственную модель интерпретации музыкального произведения, не просто выполняя определённые указания в тексте, а постигая их символическую сущность. Причем это касается не только разного рода компонентов нотной записи, но и текста в целом, всего его визуального ряда. Таким образом, в работе с авторским нотным текстом на уровне методологического анализа заключается огромный потенциал развития профессиональных и личностно-духовных качеств будущего педагога-музыканта.

Список литературы

1. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Academia, 2002. - 268 с.

2. Николаева А. И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: моногр. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2003. - 351 с.

3. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования: учеб. для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2010. - 416 с.

И. Л. Петросян Фортепианные произведения Виктора Плешака

Студенческая научно-практическая конференция кафедры музыкальных дисциплин факультета философии, культурологи и искусства ЛГУ им. А.С. Пушкина «Отечественные композиторы в современной музыкальной педагогике» 14 декабря 2016 г. была по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.