сионально значимых музыкально-педагогических проблем, их решению и целостному научному обоснованию.
Использование приведённой выше содержательной структуры работы студента с нотным текстом, на наш взгляд, позволяет оптимально выстроить целостный процесс его инструментальной подготовки, исследуя текст со многих позиций: исторического стиля, индивидуального почерка композитора, принадлежности к определённым музыкальным жанрам и формам, национальных особенностей, структурно-логического содержания, типов фактуры, использования тех или иных видов музыкально-исполнительской терминологии и их мотивации, разделения авторского и редакторского текстов, возможной степени регламентации выполнения обозначений «исполнительского» уровня нотного текста, вопросов качества звука, интонации, лексического строения, технологических приёмов и т. д.
Полученная в ходе такой работы информация определяет меру сопряжения каждого мельчайшего компонента нотной записи произ-
I I V V V V
ведения. Нотный текст становится той герменевтической основой, вокруг которой студент выстраивает собственную модель интерпретации музыкального произведения, не просто выполняя определённые указания в тексте, а постигая их символическую сущность. Причем это касается не только разного рода компонентов нотной записи, но и текста в целом, всего его визуального ряда. Таким образом, в работе с авторским нотным текстом на уровне методологического анализа заключается огромный потенциал развития профессиональных и личностно-духовных качеств будущего педагога-музыканта.
Список литературы
1. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: ДсаСет1а, 2002. - 268 с.
2. Николаева А. И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: моногр. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2003. - 351 с.
3. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования: учеб. для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2010. - 416 с.
И. Л. Петросян Фортепианные произведения Виктора Плешака
Студенческая научно-практическая конференция кафедры музыкальных дисциплин факультета философии, культурологи и искусства ЛГУ им. А.С. Пушкина «Отечественные композиторы в современной музыкальной педагогике» 14 декабря 2016 г. была по-
священа творчеству петербургского композитора Виктора Васильевича Плешака (1946) в связи с его семидесятилетием.
В контекст петербургской музыкальной культуры Виктор Плешак давно вошёл как признанный автор хоровых, вокальных и музыкально-театральных произведений. Вполне естественно, что конференция в ЛГУ им. А.С. Пушкина привлекла к участию многочисленные хоровые коллективы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (всего 120 участников). Помимо прочитанных докладов, в этот день в университете выступили различные хоры: народный коллектив, мужской вокальный ансамбль «Морская душа» г. Тосно, руководитель Ф.К. Сиделкин, академический хор Дворца культуры д. Горбунки, руководитель Г. В. Бельтюкова, детские хоровые коллективы музыкальных школ д. Горбунки, руководитель Г. В. Бельтюкова, сводный хор Русско-Высоцкой ДШИ, руководитель Л.А. Фромичёва, хор «Светлячки» «Новосветовской детской школы искусств», руководитель А.Х. Габдулина.
Впервые в этот день прозвучали фортепианные произведения Виктора Плешака, подготовленные учащимися Санкт-Петербургского музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга (учащиеся Елизавета Манжес, Александра Смирнова, Ксения Николаева, Савченко Любовь, педагог Ирина Львовна Петросян). Этот музыкальный блок в научно-практической студенческой конференции можно осветить подробнее, прежде всего с точки зрения содержания исполненных музыкальных произведений В. Плешака. Прозвучали фортепианные миниатюры с такими разнообразными и привлекательными названиями, как «Танец маленьких китайских лебедей», «Утреннее настроение», «Утро в Подмосковье», «Марш-триумф», «Наводнение в Санкт-Петербурге». Как видим, каждое фортепианное произведение имеет программное название, в котором заложен неповторимый музыкальный образ. Фортепианные программные произведения для детей давно вошли в обиход русской фортепианной школы, достаточно вспомнить родоначальника этого жанра в России П.И. Чайковского с его знаменитым « Детским альбомом». Современные петербургские композиторы много и успешно пишут в жанре детской музыки: это Г. Белов, А. Смелков, В. Биберган, Ю. Корнаков, Е. Рушанский. Их произведения давно вошли в репертуарные списки произведений для детских музыкальных школ. Отрадно, что теперь в этом ряду, несомненно, станет имя Виктора Плешака, который взял на вооружение своего творческого метода традиции русской классики и впервые для себя обратился к фортепианной музыке для детей. Важно отметить, что опора на программность музыкальных образов -доминантная линия в развитии детского музыкального мышления. В программных названиях фортепианных пьес для детей заложен путь к широкому спектру сказочных и иных образов, доступных детскому
сознанию, к развитию детской фантазии, воображения и эмоциональной сферы. В этом есть черты концепции развивающего обучения, когда создаются оптимальные условия для разностороннего развития личности. В этом смысле фортепиано обладает поистине безграничными учебно-образовательными и познавательными ресурсами. Введение в фортепианный репертуар детских музыкальных школ произведений В. Плешака явится удачным расширением программ обучения и сможет внести свежую струю в образовательную палитру музыки XXI в. Программные фортепианные пьесы Виктора Плешака несут в себе музыкально-образовательную направленность, то есть охватывают такие сферы музыкальной деятельности ребёнка, как совершенствование пианистических навыков и формирование творческого мышления.
Музыкальное искусство имеет свои законы движения ритма, гармонии, формы и т. п. Осваивая эти законы, ученик часто идёт от частного к общему. Этот путь от общего к частному прошли ученики Санкт-Петербургского музыкального лицея, изучая произведения В. Плешака. Серьёзной педагогической задачей при работе над пьесами В. Плешака стала проблема выстроенности учебного процесса таким образом, чтобы мышление ученика развивалось от понимания замысла, которое вкладывает композитор в то или иное произведения, к художественному, целостному, образному исполнению. Не скрою, что присутствие самого композитора при исполнении этих произведений вызвало особую ответственность у исполнителей, особую трепетность и эмоциональность. Известный советский психолог Б.М. Теплов блестяще показал, что музыкальное переживание есть в первую очередь переживание эмоциональное: «... недостаточно только услышать музыку, надо еще ее эмоционально пережить, почувствовать ее эмоциональную выразительность» [3, с. 129]. Продолжая эту мысль, можно сказать, что музыкальное переживание играет огромную роль в регуляции всех видов музыкальной деятельности, синтезирует в себе эффект влияния других регуляторов: мотивов, целей, установок, потребностей, вкусов, художественных эталонов. Общение между ними происходит через музыкальные образы, так как вне образов музыка (как вид искусства) не существует. Поэтому так важна эмоциональная природа переживания ребёнком музыкального произведения. Этот высокий эталон имели учащиеся, исполнявшие произведения Виктора Плешака. Но одно произведение, исполненное в этот день, хочется особо отметить. Это фортепианный дуэт, произведение для двух фортепиано «Наводнение в Санкт-Петербурге» В. Плешака. Это прекрасное, яркое, развёрнутое музыкальное произведение, достаточно сложное по фактуре, техническим приёмам, музыкальной форме, тональному плану требует от исполнителей хорошей техни-
ческой, музыкальной, ансамблевой подготовки. Надо отметить, что Александра Смирнова и Елизавета Манжес, учащиеся Санкт-Петербургского музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга, достойно справились с этими трудностями. Произведение для двух роялей В. Плешака «Наводнение в Санкт-Петербурге» может в будущем стать репертуарным не только для учащихся музыкальных школ, но и для концертирующих ансамблистов. В этой связи можно добавить, что роль ансамблевого фортепианного музицирования чрезвычайно важна, особо в подростковом периоде, так как происходят определенные изменениями в структуре психики подростка. Потребность в общении (прежде всего со сверстниками), повышенная эмоциональность изменяет структуру личности старшего школьника. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к игре в ансамбле как виду совместной деятельности . Совместное музыкальное творчество способно гармонизовать личность, привить многие этические качества, которые в будущей жизни станут устойчивыми свойствами характера и поведения: ответственность, обязательность, чувство долга и пр.
Слова Р. Шумана о том, что дуэты «сближают души быстрее, чем любые слова», раскрывают самую суть ансамблевого исполнительства. При этом фортепианный ансамбль предъявляет его участникам «повышенные», по сравнению с другими ансамблевыми жанрами, требования к «штриховому» взаимодействию, к способу «произнесения» текста, музыкальной артикуляции и дикции ансамблистов, ко всей системе исполнительских средств. Умение слышать «в целом» музыку является первостепенной задачей исполнителей-ансамблистов. Основа целостной формы - ощущение «непрерывной пульсации» музыкального материала, которое должно быть психологически единым в ансамбле. Исполнители должны стремиться к тому, чтобы не был слышен «тембровый разрыв» инструментов, а у слушателей было ощущение игры на одном инструменте. Поэтому можно утверждать, что в педагогическом плане ансамблевые дисциплины могут существенно способствовать становлению индивидуальных исполнительских навыков. Эта мысль встречается у многих исследователей, отмечающих, что ансамбль помогает «пианисту стать пианистом». Можно также привести высказывание Е. Сорокиной о важности обучения «ансамблевой культуре», которая «на подсознательном уровне оказывает мощнейшее воспитательное воздействие, приучая к диалогу» [2, с. 109]. Этими важнейшими качествами обладает фортепианный ансамбль В. Плешака «Наводнение в Санкт-Петербурге».
В заключение можно отметить, что первое исполнение фортепианных произведений В. Плешака на студенческой научно-практической конференции 14 декабря 2016 г. стимулировало ком-
позитора пересмотреть свой музыкальный «багаж» и срочно подать в издательство «Композитор» Санкт-Петербурга новую рукопись под названием «Калейдоскоп» (Сборник фортепианных пьес для детей и юношества: в двух тетрадях: учебное пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. СПб.: Композитор, 2017). С нетерпением ждём выхода в свет новых произведений Виктора Плешака!
Список литературы
1. Плешак В. Жизнь - от пиано до фортиссимо. - СПб.: Композитор, 2016. -246 с.
2. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: история жанра. - М.: Музыка, 1988. -120 с.
3. Теплов Б.М. О музыкальном переживании // Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Воронеж, 2004. - 640 с.
И. В. Уварова
Восток и Запад одновременно: памяти петербургского композитора Георгия Фиртича
Георгий Иванович Фиртич (1938-2016) - петербургский композитор, пианист, джазмен, заслуженный деятель искусств Российской федерации, Лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича, многогранный композитор, успевший охватить за свою жизнь различные музыкальные жанры. Ещё при жизни его творчество привлекло внимание исследователей-музыковедов [2; 5]. Георгий Иванович писал произведения как в академической манере, так и авангардного направления, как в области популярного песенного жанра, так и киномузыки. Широкую известность получила его музыка к мультфильмам: «Приключения капитана Врунгеля (1979) и «Доктор Айболит» (1985). Как композитор киномузыки (он написал музыку к 35 фильмам, работая в этом жанре около 40 лет), он сотрудничал с выдающимися российскими кинорежиссёрами: Леонидом Гайдаем, Михаилом Швейцером, Владимиром Вайнштоком, Николаем Губенко, Владимиром Плотниковым, Аидой Манасаровой, режиссёром-мультипликатором Давидом Черкасским.
Георгий Иванович Фиртич - петербургский композитор, и петербургскую составляющую его человеческого и творческого облика хочется особенно подчеркнуть. С 1993 г. Г.И. Фиртич - профессор Российского государственного университета имени А.С. Герцена, где вёл классы импровизации, инструментовки, композиции на музыкальном факультете. Парадоксальность его мышления, яркий импровизационный дар, свобода мнений снискали ему большую популярность в студенческой среде. С 1994 г. до последних дней