Научная статья на тему 'Работа по расширению словарного запаса младших школьников на основе развивающей технологии Ш. А. Амонашвили'

Работа по расширению словарного запаса младших школьников на основе развивающей технологии Ш. А. Амонашвили Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
язык / речь / словарный запас / личностный подход / младший школьник / language / speech / vocabulary / personal approach / junior schoolchild.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукманова Елена Викторовна

Статья посвящена актуальному вопросу расширения словарного запаса младших школьников на ос-нове развивающей технологии Ш. А. Амонашвили. В ней раскрывается понятие «словарный запас», рас-сматриваются основы личностного подхода и методические рекомендации данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK ON THE EXPANSION OF THE VOCABULARY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF DEVELOPING TECHNOLOGY S. A. AMONASHVILI

The article is devoted to the actual issue of expanding the vocabulary of junior schoolchildren based on the developing technology of S. A. Amonashvili. It reveals the concept of "vocabulary", discusses the foundations of the personal approach and the methodological recommendations of this technology.

Текст научной работы на тему «Работа по расширению словарного запаса младших школьников на основе развивающей технологии Ш. А. Амонашвили»

82

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9

УДК 37.022

Лукманова Елена Викторовна

студент магистратуры

ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»

Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны Научный руководитель: Грахова Светлана Ивановна кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»

Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10945 РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Ш. А. АМОНАШВИЛИ

Lukmanova Elena Viktorovna

Undergraduate Naberezhnye Chelny state pedagogical university Russia, Republic of Tararstan, Naberezhnye Chelny Scientific adviser: Grakhova Svetlana Ivanovna

Ph. D. in Philology, Associate Professor Naberezhnye Chelny state pedagogical university

Russia, Republic of Tararstan, Naberezhnye Chelny

WORK ON THE EXPANSION OF THE VOCABULARY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF DEVELOPING TECHNOLOGY S. A. AMONASHVILI

Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу расширения словарного запаса младших школьников на основе развивающей технологии Ш. А. Амонашвили. В ней раскрывается понятие «словарный запас», рассматриваются основы личностного подхода и методические рекомендации данной технологии. Abstract

The article is devoted to the actual issue of expanding the vocabulary ofjunior schoolchildren based on the developing technology of S. A. Amonashvili. It reveals the concept of "vocabulary", discusses the foundations of the personal approach and the methodological recommendations of this technology.

Ключевые слова: язык, речь, словарный запас, личностный подход, младший школьник. Key words: language, speech, vocabulary, personal approach, junior schoolchild.

Основными задачами начальной школы являются развитие речи, активизация умственной деятельности, формирование способностей к межличностной коммуникации и других умений, навыков у обучающихся. Важным показателем сформиро-ванности умственных и речевых способностей младших школьников выступает богатство их словарного запаса, так как он служит необходимым строительным материалом для языка. Проблема обогащения и расширения словарного запаса обучающихся в современных условиях обусловлена также и внедрением ФГОС НОО. В результате усвоения программы младшие школьники должны научиться грамотно употреблять речевые средства и лексические единицы для постановки и решения коммуникативных и познавательных задач.

В процессе обучения младших школьников русскому языку очень важно сохранить все богатство, красоту и выразительность присущие родному языку, который испокон веков отражает дух и историю нашей страны. При этом необходимо всестороннее знание словарного состава русского языка, совершенствование навыков эффективного использования этих знаний не только в учебной, но и во все остальных сферах жизни, расширение активного словаря обучающихся.

Проблема обогащения, расширения словаря была рассмотрена в работах отечественных психологов, педагогов, методистов: Л. С. Выготского А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Морозовой, К. Д. Ушинского Е. В. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, В. И. Яшиной и других.

Существует немало средств и технологий развития словарного запаса младших школьников. Однако для этой цели как нельзя лучше соответствует

развивающая технология Ш. А. Амонашвили, основанная на гуманно-личностном подходе к детям в образовательном процессе. Применяя эту техно ло-гию на уроках русского языка, учитель способен решить одну из основных задач образовательного процесса: научить ребят задумываться над значением слова, использовать его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно объяснять значение слов в той или иной жизненной ситуации.

Язык и речь преимущественно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся разнообразные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, так как он является основным средством человеческого общения, а также необходимым условием воспитания и обучения [2, 4].

Овладеть языком - значит пройти творческий путь. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, учится чувствовать красоту и богатство родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие.

В современном обществе особое положение занимают люди, которые владеют ораторским искусством. Развитая речь может помочь ребёнку не только в учёбе, но и в общении со сверстниками, во взрослой жизни. Увеличение словарного запаса влияет и на развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Словарным запасом является любой специально ограниченный список слов или полный список слов какого-либо языка. Число таких слов, а

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9 / PEDAGOGICAL sciences

также динамика словарного запаса являются важным показателем развития культуры нации, ее творческого потенциала [3].

Обогащение словарного запаса является важнейшей задачей педагогов. Необходимость в проведении специальной работы определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, необходимостью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация функция между людьми, как в устной, так и в письменной форме) [5, 6].

Содержание практики работы Ш. А. Амона-швили основывается не на индивидуальном подходе к ребенку, а на личностном. Проявлением этого служит учет личных качеств ребенка, который каждый урок получает оценку своего труда за инициативность, стремление к познанию, за проявляющуюся из урока в урок любознательность, за творческие способности, за выбор задач, опираясь на свои способности, оценивая их.

Для Ш. А. Амонашвили определение нового содержания, форм и методов развивающего начального обучения было самой большой и главной деятельностью. Ученым было выделено несколько направлений задач исследования [1]:

- обучение и воспитание детей младших школьников. Педагог считает, что воспитание гуманности у ребенка, духовности происходит в том случае, если это богатство впитывается через эмоции, через чувства переживания, радости, гордости;

- безотметочное обучение. Ш.А. Амонашвили считает, что дети способны к обучению без отметок, и они будут учиться, если процесс обучения будет интересен и направлен на развитие познавательных стремлений;

- основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальной школе. Благодаря такой организации обучения обучающиеся I-III классов намного раньше овладевают элементами письменной речи.

Основой технологии Ш. А. Амонашвили служит принцип самостоятельности, согласно которому учитываются личностные особенности ребенка, целенаправленно создаются комфортные условия, которые способствуют проявлению самостоятельности мышления и деятельности обучающихся. Создание педагогом проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе основываются на точном знании и осмыслении психологии младших школьников, способствует решению ряда педагогических задач, стимулируя у детей различные проявляющиеся инициативы.

Методика обучения Ш. А. Амонашвили имеет ряд отличий от традиционной системы образования. Занятия согласно данной системе построены по принципу самостоятельного решения проблемы, которая была поставлена учителем в ходе урока, а ребёнок, используя свои знания и силы, пытается самостоятельно найти пути ее решения. Использования данной методики предполагает, что преподаватели самостоятельно занимаются выбором учебных пособий и материалов.

_83_

Ш. А. Амонашвили были предложены некоторые методические рекомендации, позволяющие организовать процесс обучения и воспитания младших школьников: непринужденное учение, забегание вперед, опережение в изучении материала, свобода выбора, коллективная работа участников педагогического процесса, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческого потенциала и самоуважение школьника. Учитель и ученик должны быть равноправными партнерами. Ребенок имеет самостоятельность, являющейся достаточным, для того чтобы ученики смогли приобрести знания, умения, жизненный опыт, а также сформировать собственное мировоззрение. Педагог выступает в роли наставника и опытного советчика, который помогает и направляет ученика.

Таким образом, основы личностного подхода педагогики сотрудничества лежат в основе технологии Ш. А. Амонашвили. Технология способствует развитию и воспитанию ребенка, становлению познавательных сил и их развитие, созданию оптимальных условий для получения знаний и умений. Согласно его технологии, жизнь ребенка в школе должна быть насыщенной. Общение с товарищами, педагогами должны приносить школьнику радость. Ребенку присуще желание и стремление к познанию, общению, самовоспитанию. Создание условий и организация пространства для его успешного развития желаний и стремлений являются главной задачей педагога.

• Словарь младшего школьника обогащается с опорой на устную речь, которая не может быть полноценным источником пополнения словарного запаса. В этих условиях урок русского языка играет особую роль. Применяя на занятиях развивающую технологию Ш. А. Амонашвили, учитель создает условия для обогащения и активизации словарного запаса младших школьников.

• Список литературы

• 1. Амонашвили Ш. А., Гуманно-личностная педагогика: теория и практика / Ш. А. Амонашвили, И. И. Зайцева // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.5. - №33. - С. 28-32.

• 2. Бабайцева В. В., Сборник научных и научно-методических статей / В. В. Бабайцева; под ред. К. Э. Штайн. - М. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2010. - 400 с.

3. Бобровская Г. В., Активизация словаря младших школьников / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2013 - № 4 - С. 47-52.

4. Грахова С. И., Тихонова О. А., Шарафетди-нова З. Г. Развитие словесного творчества младших школьников на основе фольклорных произведений // European Social Science Journal. - 2018. - № 3. -С. 245-250.

5. Грахова С. И., Ветчинкина А. И. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. - Ч.2. - Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2018. -С. 68-70.

6. Качерга У. В. о проблеме обогащения лексического запаса младших школьников / У.В. Кочерга, Е.В. Ушакова // Образование и культура в развитии современного общества: материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. - Новосибирск: ООО «БАК», 2009 - 680 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.