84_PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш[1ШЗДиМ"^©иГМ&1>>#26ШЗ,2Ш9
УДК 37.022
Смердова Анастасия Владимировна
студент магистратуры
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны Научный руководитель: Грахова Светлана Ивановна кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10946 ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Smerdova Anastasiya Vladimirovna
Undergraduate Naberezhnye Chelny state pedagogical university Russia, Republic of Tararstan, Naberezhnye Chelny Scientific adviser: Grakhova Svetlana Ivanovna
Ph. D. in Philology, Associate Professor Naberezhnye Chelny state pedagogical university Russia, Republic of Tararstan, Naberezhnye Chelny
FORMATION OF CULTURE OF SPEECH COMMUNICATION OF YOUNGER
SCHOOLCHILDREN
Аннотация
Статья посвящена актуальному вопросу о формировании речевой культуры младших школьников. В ней раскрывается содержание понятия «культура речевого общения», анализ исследований проблемы формирования культуры речевого общения. Также в статье рассматриваются педагогические условия формирования культуры речевого общения младших школьников.
Abstract
The article is devoted to the topical issue offormation of speech culture of younger schoolchildren. It reveals the content of the concept of "culture of speech communication, " analysis of studies of the problem offormation of culture of speech communication. The article also considers pedagogical conditions for the formation of a culture of speech communication among younger schoolchildren.
Keywords: speech, speech communication, speech behavior, culture of speech, primary school.
Ключевые слова: речь, речевое общение, речевое поведение, культура речи, начальная школа.
Повышение речевой культуры школьников является одной из актуальных задач современной школы, которая определена государственными требованиями к уровню подготовки обучающихся и описана в программах для общеобразовательных учреждений и требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). В данных требованиях акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала обучающегося, повышения его культуры речевого общения. В соответствии с обозначенными требованиями приоритетным направлением в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие культуры речевого общения обучающихся.
Одним из главных факторов в концепции развития универсальных учебных действий для начального образования ФГОС является возрастание требований к речевой деятельности и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Часто стали наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Подобные ситуации придают особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно,
четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Проблема формирования культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста рассмотрена в работах отечественных педагогов: Б.С. Волков, О.М. Казарцева, И.Н. Курочкина, Н.С. Малетина, Т.А. Налимова, Н.И. Формановская, Л.М. Шипицына и др. Авторы утверждают, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования культуры речевого общения, так как дети младшего школьного возраста много общаются и уже достаточно хорошо владеют речью как средством общения.
Жизнь младшего школьника в обществе, по сути, состоит из совокупности ситуаций, в которых ему постоянно приходится решать комплекс коммуникативных, учебных и социальных задач, вступая во взаимодействие с другими членами общества, предметами и явлениями окружающей его жизни. Поэтому речевое общение рассматривается как совокупность речевых взаимоотношений и социальных контактов, устанавливающихся в определенных ситуациях между участниками общения.
Как видим, прием речевых ситуаций предполагает задания, решаемые в эмоционально насыщенных описаниях, в знакомых и близких детям жизненных условиях - дома, в семье, в школе, на улице.
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9 / РЕБЛОООГСЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8
Осознав условия возникновения речевого взаимодействия, дети готовы к восприятию того, почему общение называется культурным и что можно сказать в разных коммуникативных ситуациях.
Речевое поведение собеседников есть не что иное, как форма речевого общения, а его содержание - это речевая деятельность [4].
Внутреннее состояние человека выражается в его поступках по отношению к окружающему миру и окружающим его людям, посредство разных форм поведения. Ученные ведут речь о двух видах поведения: вербальном (словесном) и реальном. Под вербальным поведением понимают систему высказываний, мнений, суждений, доказательств и др. Реальное поведение есть система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде [5].
Кроме того, речевое общение и речевое поведение своими результатами существенно различаются друг от друга. Мысль и текст есть не что иное как результат речевого общения, а под результатом речевого поведения понимают отношения между людьми и эмоции, которые вызваны предшествующими актами речевого поведения собеседников.
Культура речевого общения - это способность субъекта общения четко, безошибочно и выразительно передать свои мысли, используя средства языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.
Задача воспитания культуры речевого общения сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетентности». Данная компетенция не только определяет знания языковой системы и успешное владение языковым материалом (речью), но и подразумевает процесс соблюдения социальных норм речевого общения и правил речевого поведения.
А.Н. Васильева в своей работе «Основы культуры речи» указывает на то, что культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку на базе хотя бы элементарных языковедческих знаний. В начальном звене школы работа над точностью, выразительностью и целесообразностью высказываний должна быть направлена не столько на сообщение определенных знаний, сколько на развитие языкового чутья детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта [1].
Исследователи, занимающиеся проблемами речевого общения, разделяют речь на внешнюю и внутреннюю; внешняя речь делится на устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную). Выделяют также речь диалогическую и монологическую [2].
Внутреннюю речь можно назвать разговором с самим собой, так как она является речью, не произносимой вслух, лишена отчетливых внешних проявлений, хотя и протекает на языковом материале, но лишена четких грамматических форм.
Процесс построения внутренней речи можно проанализировать, наблюдая за собственной речью, но, достаточно тяжело проследить процесс внутренней речи учащихся. Однако, при решении языковых задач педагог может использовать и
85
внутреннюю речь. Это выражается в том, что учащихся приучают строить высказывания на уровне внутренней речи.
Чтобы в совершенстве владеть языком, недостаточно просто уметь строить предложения, так же необходимо освоить навык рассказывания и пересказывания. Самостоятельное воспроизведение содержания текста, на его основе придумывать новый важно для формирования связной монологической речи. Владение данным видом речевой деятельности означает, что ребенок умеет анализировать содержание текста, отбирать нужную информацию в соответствии с определенной задачей, придумать свой текст [3].
Говоря о письменной речи, даже опытным людям, которые достаточно часто и много пишут, требуется процесс предварительного обдумывания написанного, как со стороны содержания, так и сточки зрения языка.
Успешность развития культуры речи младших школьников определяется, прежде всего, тем, насколько у учителя получается построить педагогические условия для проявления обучающимися речевой активности, так как, овладение культурой речи невозможно только при усвоении теоретического аспекта в данной теме. Следовательно, главной задачей педагога является вовлечение обучающихся в коммуникационную деятельность; учителю нужно сделать так, чтобы у них возникла потребность в речевом общении и была возможность эту потребность удовлетворить. Это становится возможным при следующих педагогических условиях:
- мотивирование речевой деятельности обучающихся;
- обеспечение содержания для рассуждений;
- постоянное пополнение речи младших школьников средствами языка (новыми для них словами, формами, конструкциями и т.п.);
- надлежащая речевая обстановка, которая обеспечит ребенка примерами применения средств языка в речи;
- создание доброжелательной атмосферы, которая поспособствует одолению страха обучающихся перед аудиторией; тактичное исправление речевых ошибок;
- проявление интереса к высказываниям каждого ребенка в классе, применение индивидуального подхода к ученику с учетом его индивидуальных особенностей (темперамента, характера, уровня речевой подготовки).
При обучении детей культуре речевого поведения и общения учителю следует использовать такие приемы, как анализ и разыгрывание речевых ситуаций (ситуативные упражнения). Для анализа можно использовать ситуации, описанные в произведениях литературы, представленные в фильмах или в реальной жизни детей. Разыгрывание ситуаций, как никакой другой прием обучения, позволяет ребенку подготовиться к действиям в реальной ситуации общения.
Проблема формирования культуры речевого общения младших школьников была до настоящего момента объектом педагогического исследования в теоретическом и методическом направлениях, но
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9
86_
сейчас не является приоритетной в языковом обучении и воспитании учеников начальной школы, что еще раз подтверждает важность работы в данном направлении и позволяет говорить о культуре речи как интегративном духовном свойстве личности, которое отражает способность человека к культурно-речевой деятельности, направленной на общекультурную коммуникацию.
Список литературы
1. Васильева, А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие/ А.Н. Васильева. - М.: Русский язык, 2016. - 248 с.
2. Воронцова, Т.И. Культура речи: учебное пособие/ Т.И. Воронцова. - Ижевск, 2011. - 141 с.
3. Грахова С.И., Галимова А.М. Традиционные и инновационные подходы обучения пересказу школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования.
- Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019.
- Вып. 64. - Ч. 3. - С.72-75.
4. Грахова С.И., Насонова И.И. Фасилитация открытой дискуссии на уроках в средней школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 11. -Ч. 2. - C. 191-194.
5. Львов, М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / под ред. Степановой С.В. - М.: Начальная школа. - 2016. - №1. - с. 14-27.