УДК 373.31
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2014
Л.И. Пальцева, магистрант, учитель начальных классов МБУ СОШ № 13
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье рассмотрены условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей. Определены значения развития речи. Выделены и обоснованы линии формирования культуры речевого общения в начальной школе. На основе опыта автор уделяет особое значение языковым особенностям устной и письменной речи, способствующих развитию мышления, социализации младших школьников, развитию интереса к окружающему миру и полноценному развитию своих способностей, а так же, системе работы, которая позволяет ученикам овладеть различными способами изложения мысли. Статья предназначена для педагогов, родителей и студентов ВУЗов.
Ключевые слова: культура речи, речевое общение, условия, речевая среда, значения развития речи, языковые особенности устной и письменной речи.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный.
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей (рис. 1)
1. Потребность общения или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.
2. Общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий.[1; 11]
3. Чтение и письмо - это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз (чаще используются сложные предложения), в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов - повествования, описания, рассуждения, письма газетной статьи и прочее, знакомятся с их стилистическими различиями.
Руководство в этой сложной работе - методика развития речи учащихся.
В методической литературе, в учебных программах и других документах для школ, в живом педагогическом общении термин «развитие речи» имеет минимум три значения [9, 10] (рис. 2):
- стратегическая цель обучения языку: языку надо учить для того, чтобы развивать речь детей (навыки слушания, говорения, письма и чтения) и на этой основе осуществлять их интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие.
- ведущий принцип обучения языку и речи, используемые методы и приёмы работы должны активно способствовать формированию и развитию речевых навыков детей и тем самым обеспечивать достижение стратегической цели обучения.
- система работы учителя и учащихся, направленная на формирование и развитие у детей речевых умений и навыков. [1; 37]
Рис. 1. Условия формирования речевых умений у младших школьников
Следующая область работы школы по развитию речи - это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей [2-8].
Рис. 2. Значения развития речи
Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребёнка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объёма и динамичности его знаний.
Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем легче он познаёт сложные связи в природе и в обществе. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом.
Первые два значения достаточно понятны. Ориентация всей работы идёт на формирование и развитие речевых навыков учащихся. Что касается третьего значения термина, то оно требует конкретизации, уточнения содержания той деятельности, которая квалифицируется как работа по развитию речи.
Для хорошего владения речью необходимо умение использовать языковые явления, а изучение языковой теории поможет детям осмыслить языковые явления и закономерности их использования в практике. Можно отметить, что разъединение работы над языком и речью негативно оказывается на качестве как теоретической, так и практической подготовки школьников. Изучение
языковой теории превращается в формальное заучивание учащимися не вполне понятых им правил и формулировок понятий, и не способствует усвоению норм употребления языковых явлений в речи. Изучение языковой теории и работа над речью должны органически соединяться и дополнять друг друга.
Необходима эффективная система формирования в начальной школе всех языковых и речевых знаний и умений, которые предусмотрены школьной программой, без которой невозможно развивать навыки речи [11-14]. Это и будет системой работы по развитию речи учащихся.
Нужно организовать эффективное обучение, в результате которого дети действительно осмыслят изучаемые явления языка, и речи на доступном их возрасту уровне, будут уметь сознательно пользоваться полученными знаниями в своей речевой практике и тем самым совершенствовать свою речь.
Если мы сумеем организовать изучение языка на основе анализа речи, речевой деятельности, то создадим условия для осмысления учащимися самой речи, содержащей языковые элементы. Это устранит искусственный разрыв между работой над языком и речью.
Принцип развития речи - ведущий принцип обучения, который должен связывать всю работу по языку и обеспечивать речевое развитие детей. Какую же речь можно считать правильной, к чему следует стремиться учителю и ученику?
Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления.
Разделять развитие речи с развитием мышления было бы неправильно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может выразить свою мысль словами, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах.
Языковые особенности устной и письменной речи объясняются психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними.
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла - мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка.
Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и то, что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Мотив речи «ради чего я говорю» - возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к этой работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях, об увиденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения, высказывания детей должны быть свободными по форме. Это может быть слово, фраза, развёрнутое сообщение.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках. [15; 13]
При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.
Психологами доказано, что ребёнок осваивает письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы «сочиняет». Собственное «сочинительство» мотивировано либо желанием рассказать что-то, чего не знают другие, либо потребностью «высказать себя», либо стремление оставить запись «на будущее», напоминанию самому себе о каком-то интересном событии. Чем раньше дети начнут сочинять, тем лучше.
Научить детей писать сочинение правильно и красиво - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках даёт положительные результаты. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир по-своему. Мысли ученика устремляются в мир истины на крыльях сказки. Поэтому нужно пробуждать, одухотворять, вдохновлять ум детей красотой слова, мысли.
Итак, центральное место в обучении школьников занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много специальных слов, овладевают учебно-научным стилем речи. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников.
Всю работу необходимо строить по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований по развитию речи в последующих классах.
Такая система работы позволяет ученикам овладеть различными способами изложения мысли, воспитывает сознательное отношение к языку и интерес к слову, готовит к более сложной творческой работе, что является
оптимальным вариантом работы над формированием речевых умений и навыков у учащихся начальной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. М.: 1990.
2. Катонова Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Пачатковая школа. 2004. №6. С.20.
3. Коростелева Е.Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 92-96.
4. Суркова Т.В. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе с детьми раннего возраста по развитию речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 276-279.
5. Ахметжанова Г.В., Воробьёва Т.Г., Егорова Ю.Н. Современные проблемы теории и практики начального образования. Монография / Под общей редакцией Г.В. Ахметжановой. Тольятти, 2013.
6. Горчакова А.М., Чаладзе Е.А. Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 17-21.
7. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. М.: ВАКО, 2009.
8. Коновалова Е.Ю. Учебные цели как критерии типологии вторичных текстов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 146-149.
9. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. М.: 1991.
10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие. М.: 2004. 272 с.
11. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Методические аспекты использования межпредметного материала для развития речи младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 108-111.
12. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. М.: 2001.
13. Мишина И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 196-198.
14. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. // Начальная школа. 2003. №2. с.10.
15. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. 2003. №4.
© 2014
LANGUAGE DEVELOPMENT AND FORMATION OF SPEECH SKILLS IN ELEMENTARY SCHOOL
L.I. Paltseva, master, elementary school teacher
Togliatti State University Togliatti (Russia)
Annotation: This article included successful development of speech and children's formation of speech skills. Speech values are identified. Line formation and culture of verbal communication of elementary school students are defined in elementary school. The author highlights special attention to the linguistic features of speech and writing to contribute development of thinking, socialization of elementary school students, development of interest to the world around them and full development of their abilities, as well as, the system of work, which allows students to take different ways of thinking. This article reserved for teachers, parents and students of university.
Keywords: culture of speech; verbal communication; condition; speech environment; the value of speech; linguistic features of speech and writing.
УДК 159.9 (045)
ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРОВ
© 2014
Т.Ф. Пелепец, ассистент кафедры специальной и прикладной психологии
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической культуры менеджеров, предлагаются разные определения феномена психологической культуры менеджеров. Также рассматривается структура и критерии психологической культуры менеджеров.
Ключевые слова: психологическая культура менеджера, структура, когнитивный, эмоционально-ценностный, процессуально-деятельностный и ценностно-смысловой компоненты.
В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психотехнологии получают все более широкое распространение в управлении, в политике, в бизнесе, в образовании и т.д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями и использовать их в своей деятельности. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Все это определяет актуальность разработки проблемы психологической культуры.
Проблема психологической культуры содержательно отражена в трудах ведущих мыслителей античности (Цицерон и др.), Средневековья и Возрождения (С. Пуфендорф и др.), Просвещения (Дж. Вико, И. Гердер и др.), немецкой классической философии (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель). Взгляды этих философов оказали заметное влияние на осмысление феномена психо-
логической культуры.
Так же, в изучение проблемы психологической культуры значительный вклад был внесён психоаналитическим направлением (З. Фрейд, К. Юнг и другие). Большое значение для анализа психологической культуры имеет культурно-историческая теория Л. С. Выготского, интерес представляют работы, раскрывающие возрастные (Л. С. Колмогорова, О. Н. Романова др.) и профессиональные особенности психологической культуры субъектов образовательного процесса (А. С. Зубра, Н. И. Исаева и др.), методологические идеи и научные факты, выявленные в процессе разработки проблемы общения и межличностного познания (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов и др.).
При этом среди исследователей нет единого понимания психологической культуры. Так, О. И. Даниленко понимает психологическую культуру как совокупность средств, способов, инструментов, позволяющих челове-