Научная статья на тему 'Особенности работы над трудными словами на уроке азербайджанского языка в начальных классах'

Особенности работы над трудными словами на уроке азербайджанского языка в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / ТРУДНЫЕ СЛОВА / НЕИЗВЕСТНЫЕ СЛОВА / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ОРФОГРАФИЯ / ОРФОЭПИЯ / СЕМАНТИКА / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ЛИНГВИСТИКА / ДИДАКТИКА / ПСИХОЛОГИЯ / АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЯЗЫК / CULTURE OF SPEECH / DIFFICULT WORDS / UNKNOWN WORDS / ELEMENTARY SCHOOL / ORTHOGRAPHY / ORTHOEPY / SEMANTICS / VOCABULARY / LINGUISTICS / DIDACTICS / PSYCHOLOGY / AZERBAIJANI LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова С.М.

В статье освещена проблема организации работы по обучению трудным словам азербайджанского языка младших школьников, раскрыты специфические особенности и стратегии данного процесса. Автором обозначены основные направления по работе учителя со словарным запасом обучающихся, произведена группировка трудных слов. Выявлена необходимость всестороннего (лингвистического, дидактического, психологического) воздействия на ученика в процессе обучения его трудным словам. Особое внимание акцентировано на недопустимости сильной нагрузки сознания школьника неизвестными словами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF WORK WITH DIFFICULT WORDS AT THE AZERBAIJANI LANGUAGE LESSON IN THE PRIMARY SCHOOL

The article deals with the teaching difficult words of the Azerbaijani language to elementary schoolchildren, in particular, specific features and strategies of the process. The author considers the basic areas of teachers' work with the vocabulary of students, and makes a classification of difficult words. The necessity of a comprehensive (linguistic, didactic, psychological) impact on students in the process of difficult words teaching is discussed. Particular attention is paid to the inadmissibility of overloading students with unknown words.

Текст научной работы на тему «Особенности работы над трудными словами на уроке азербайджанского языка в начальных классах»

УДК 372

Гасанова Самира Мурват кызы

докторант Института проблем образования Азербайджанской Республики

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТРУДНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Hasanova Samira Murvat

Doctoral student, Institute of Education Problems of

Azerbaijan Republic

SPECIAL FEATURES OF WORK WITH DIFFICULT WORDS AT THE AZERBAIJANI LANGUAGE LESSON IN THE PRIMARY SCHOOL

Аннотация:

В статье освещена проблема организации работы по обучению трудным словам азербайджанского языка младших школьников, раскрыты специфические особенности и стратегии данного процесса. Автором обозначены основные направления по работе учителя со словарным запасом обучающихся, произведена группировка трудных слов. Выявлена необходимость всестороннего (лингвистического, дидактического, психологического) воздействия на ученика в процессе обучения его трудным словам. Особое внимание акцентировано на недопустимости сильной нагрузки сознания школьника неизвестными словами.

Ключевые слова:

культура речи, трудные слова, неизвестные слова, начальные классы, орфография, орфоэпия, семантика, словарный запас, лингвистика, дидактика, психология, азербайджанский язык.

Summary:

The article deals with the teaching difficult words of the Azerbaijani language to elementary schoolchildren, in particular, specific features and strategies of the process. The author considers the basic areas of teachers' work with the vocabulary of students, and makes a classification of difficult words. The necessity of a comprehensive (linguistic, didactic, psychological) impact on students in the process of difficult words teaching is discussed. Particular attention is paid to the inadmissibility of overloading students with unknown words.

Keywords:

culture of speech, difficult words, unknown words, elementary school, orthography, orthoepy, semantics, vocabulary, linguistics, didactics, psychology, Azerbaijani language.

Научная новизна. Современная система образования оценивает каждого школьника как потенциальную личность, в связи с этим появилась необходимость привития совершенных речевых навыков обучающимся в соответствии с требованиями времени. Исходя из этого, обучение трудным словам превратилось в одно из основных направлений образовательного процесса.

Практическая значимость. В результате раскрытия данной темы планируется построение более системной плановой деятельности по изучению трудных слов в начальных классах.

Создание и развитие у учеников всесторонних речевых умений является одной из важнейших задач, которая должна быть решена в процессе обучения азербайджанскому языку. Данная работа начинается в начальных классах и целенаправленно продолжается на следующих ступенях общего образования. По этому вопросу профессор Я. Керимов пишет: «Одним из критериев формирования личности, полезной обществу, культурной зрелости человека является его склонность к речевой культуре. Это одна из важнейших общепедагогических проблем, стоящих перед средней школой» [1, с. 397]. По мнению Ш. Набиевой, формирование у учеников речевой культуры является главной целью при изучении азербайджанского языка (или любого другого родного языка) [2].

В современный период появление новых деталей в подходе к процессу обучению родного языка еще более увеличило его значимость, вывело данный процесс на передний план на каждом уровне образования. Систематическая работа по развитию речи на уроках азербайджанского языка ведется и в средних школах, однако в начальных классах к данной проблеме относятся более серьезно.

Известно, что одним из самых важных условий для овладения речью является создание словарного запаса. Как утверждает Б.В. Беляев, «...без запаса слов, хотя бы и незначительного, владеть языком невозможно» [3, с. 118]. Знаменитый лингвист Дэвид Уилкинс признает: «Выражать мысли без грамматики очень трудно, но без словарного запаса - вообще невозможно» [4, p. 111]. Так как обучающиеся до поступления в школу имеют определенный словарный запас (словарный запас 3-летнего ребенка приблизительно составляет 1000-1500 слов, 4-летнего -1600-1926 слов, 5-летнего - 2500-3000 слов), учитель ведет серьезную работу над пополнением и совершенствованием существующей базы. Целесообразным для учителя будет ведение работы над словарем в следующих направлениях:

1. Работа по расширению словаря.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Работа по уточнению словаря.

3. Работа по активизации словаря.

4. Работа по очистке словаря [5, с. 269].

Появление новых слов по требованию времени, устранение определенной части слов, потеря исторической миссии некоторых слов вследствие ограничения возможностей использования, выход слов из словарного фонда не могут не оказывать влияния на проводимые педагогом работы. Поэтому одновременно с определением понятия «незнакомые слова» важно установление динамического плана деятельности в вышеперечисленных направлениях.

Самыми подходящими педагогическими ситуациями для обогащения детского словарного запаса незнакомыми и малознакомыми словами являются:

- различение признаков окружающей среды;

- установление фактов и событий;

- знакомство с природными явлениями, природными объектами;

- вхождение в диалог со сверстниками о наблюдаемых объекте и событиях;

- осознание событий общественной жизни;

- освоение информации о труде людей, изучение названий общественных учреждений, работающих там специалистов и т. д.

Стратегию можно систематизировать следующим образом:

- работа над значением незнакомых слов и понятий в текстах;

- работа по образованию (истории возникновения) слов;

- работа с орфографическим словарем;

- работа с толковым словарем;

- работа со словарем синонимов и антонимов;

- знакомство и работа со справочной литературой для младших школьников [6].

Для обучающихся незнакомое выражение является «трудным словом», и процесс его всестороннего осознания представляет собой крупномасштабную в отношении охвата содержания работу со словарем. Хотя этот термин и носит относительный характер, он обладает широким линг-водидактическим и психологическим содержанием: с лингвистической точки зрения соединяет в себе орфографические, орфоэпические, семантические признаки; с дидактической стороны требует от обучающегося обладание функциями образовательности, воспитательности, развития; с психологической точки зрения данный процесс оценивается в непосредственной связи с психикой ребенка. В современный период психологи при использовании понятия «обогащение словарного запаса» имеют в виду увеличение словарного фонда ребенка за счет незнакомых и малознакомых слов [7]. Также для усиления мозговой деятельности считается необходимым изучение слов другого языка. Пропуски в процессе уравновешения негативно влияют на психику младшего школьника (ребенка), приводят к агрессивности, замедлению восприятия, отставанию в развитии мышления и другим проблемам подобного характера. Для того чтобы предотвратить подобные случаи, необходимо постоянно контролировать работу учителей начальных классов во всех трех направлениях, уметь устанавливать, какого типа помощь требуется ребенку.

В школьной практике незнакомые слова можно сгруппировать следующим образом: неологизмы, диалектизмы, поэтизмы, заимствованные слова, неиспользуемые слова, малоиспользуе-мые слова, слова, написание которых отличается от произношения, фразеологические выражения, архаизмы, слова, значения которых неизвестны, ономастические единицы, антропонимы и другие.

Хотя все неизвестные выражения принимаются младшим школьником как трудные слова, надо иметь в виду, что все вышеприведенные группы слов не могут входить в активный словарный фонд обучающихся. Так как создание, формирование речевых навыков у детей раннего школьного возраста регулируется нормами литературной речи, то систематическое освоение школьником архаизмов, диалектизмов и других слов из этой группы недопустимо.

Порой учителя могут дать информацию о некоторых выражениях, смысле слов, их написании и произношении и других специфичных признаках, но использование вариантов, перегружающих сознание школьника, следует ограничить. Необходимость проведения всесторонних работ во время обучения трудным словам исходит из тесной связи отмеченных направлений.

Нарушения в произношении (а также написании) приносят в речь общие недостатки, теряется первоначальное содержание либо произносимое воспринимается неправильно, уменьшается сила воздействия. Неправильное произношение негативно влияет и на написание. Часто можно встретить в письменных работах орфографические ошибки, допущенные при написании трудных слов, которые обусловлены неправильным произношением [8, с. 162].

Для устранения этих дефектов в написании необходимо в первую очередь добиться правильного произношения данных слов, обеспечить целостное осознание и предоставить правильную презентацию с орфографической точки зрения. С этой целью учителя могут посоветовать

обучающимся воспользоваться различными источниками для поиска трудных слов: электронными и печатными словарями, справочниками, виртуальными и печатными энциклопедиями, информацией из интернета [9].

Одним из наиболее важных моментов, на который надо обратить внимание, является взаимодействие обучающего и родителей при обучении трудным словам, которое может производиться в различных формах. Главной целью такого взаимодействия является освоение трудных слов младшими школьниками, привитие им речевых навыков.

Вывод. Так как обучение школьников начальных классов во время уроков азербайджанского языка трудным или незнакомым словам непосредственно влияет на появление и формирование речевых навыков, в данном направлении должны проводиться работы всестороннего (лингвистического, дидактического, психологического) характера.

Ссылки:

1. Karimov Y.§. Ana dilinin tadrisi metodikasi. Baki, 2005. 519 s.

2. Nabiyeva §.Z. Ana dilinin tadrisi metodikasinin aktual problemlari. Baki, 2010. 127 s.

3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам : пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1965. 227 с.

4. Wilkins D.A. Linguistics in Language Teaching. Cambridge, 1972. 243 p.

5. Baliyev H.B., Baliyev A.H. Azarbaycan dilinin tadrisi metodikasi. Baki, 2014. 394 s.

6. Агеева Т.В. Работа над словом в начальных классах [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/arti-cles/653324/ (дата обращения: 06.07.2015).

7. Huseynzada F.A. U§aqlarin nitq inki§afinda maktabaqadar muassisalarin rolu // Palitra. 2014. 8 iyul.

8. Abdullayev N.G. Nitq madaniyyatinin asaslari. Baki, 2013. 287 s.

9. Mustafayeva K. Gdabiyyat fann kurikulumu haqqinda mulahizalar // Azarbaycan muallimi. 2011. 13 sentyabr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.