Научная статья на тему 'Работа над литературным материалом для детских театральных коллективов'

Работа над литературным материалом для детских театральных коллективов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа над литературным материалом для детских театральных коллективов»

Л.М.Героева

Работа над литературным материалом для детских театральных коллективов

Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств определяется эмоциональной оценкой окружающей действительности. Художественная литература, которая лежит в основе театрализации, более чем активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость и эмоциональность, а воспитание художественным словом способствует проявлению у детей живого отклика на события жизни, перестраивает их субъективный мир.

Отбирая литературный материал для детей, необходимо помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы Х1Х века В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования: художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою [1: 62].

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, педагогу необходимо обратиться к классической русской литературе и поэзии (А. С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, П.П. Ершов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др.) и, поставив конкретную воспитательную задачу, подобрать литературно-художественный материал таким образом, чтобы от его содержания зависело решение поставленных задач.

Русская классическая литература всегда несла миссию очищения не только российского общества, но и всего человечества от грязи, пошлости жизни. Она лечила и воспитывала общество, показывая путь к нравственному совершенству, давая идеал.

Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста связано с формированием у них этических представлений, а отсутствие их ведет к нарушению контактов с окружающим миром. Несомненно, что на развитие ребенка и его представления о морали оказывают влияние одновременно семья и окружающая действительность. Влияние это иногда противоречиво. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае. Поэтому работа режиссера-педагога должна быть целенаправленной, систематической. При этом необходимо помнить о доступности ребенку литературного материала. И, прежде чем приступать к разбору и работе над произведением, необходимо выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «чест-

ность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

В театральном коллективе, как ни в одном другом, выявляются и формируются этические представления детей. Здесь воспитываются их чувства, определяется общение детей в процессе творческой деятельности, формируется «чувство локтя партнера», образовывается актерский ансамбль - основа театра. В детском театре педагогу необходимо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Воспитание гуманных чувств находится в непосредственной зависимости от уровня этических представлений ребенка и от его способности эмоционально реагировать на любые события, происходящие как с героями литературных произведений, в коллективе и вне него: радоваться, сопереживать, возмущаться и т.п. Не нужно требовать от детей определения понятий, достаточно передать их содержание конкретными примерами из жизни. В детском театральном коллективе формой выявления таких знаний, кроме бесед, является выполнение актерских тренингов-этюдов на создание различных ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. Причем юным актерам предлагается самим составить драматургию этюда. Особое внимание необходимо уделять таким тренингам, как сочинение детьми сказок, где были бы противопоставлены друг другу добро и зло, чтобы дети глубоко задумались над поведением героя. Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

Работа над литературным материалом в детских театральных студиях ставит своей целью приобщение детей к искусству слова, к богатству русской классической литературы, развивает и укрепляет стремление к знакомству с литературным наследием, развивает речь, обогащает словарный запас ребенка, в нем прослеживается движение от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление о содержании текста.

В течении двух последних десятилетий наметились две тенденции, понижающие общий уровень владения русским языком и соответственно уровень литературного образования. Это, во-первых, отсутствие поколения, детство которого было связано с книгой. Засилье на российском телевидении американских мультфильмов и голливудских кинофильмов, для которых характерна скудность диалогов, стремительность действия и крайне низкая насыщенность нравственными идеями, в значительной мере повлияло на детей. Компьютерные игры заменили ребенку книгу.

Вторая тенденция - это увеличение числа детей, слабо владеющих русским языком. Часто это дети из семей, эмигрировавших в Россию из стран ближнего зарубежья; родители этих детей говорят дома на своем родном языке. Воспитывающая школьная среда предоставляет такому ребенку возмож-

ность только для усвоения «прожиточного минимума» русского языка. Кроме того, жанр художественного слова совсем не популярен в наше время, хотя именно воздействие звучащего слова и живой речи, по мнению известного чтеца А. Закушняка, оказывает на публику неотразимое действие. Из старых мастеров Санкт-Петербурга в настоящее время на сцене работает только В. Периль, поэтому режиссерам-педагогам приходится рассчитывать только на свои силы. Их воспитанники не имеют иного наглядного примера.

Именно с этой такими трудностями сталкиваются детские театральные коллективы города Всеволожска, театр-студия Центральной детской библиотеки города Сестрорецка - филиалы «Детского Центра эстетического развития и актерского мастерства» имени А.Ю. Хочинского. В этих коллективах только 30% русскоязычных детей, но, тем не менее, педагоги не боятся работать над русской классикой: «Лисичкины рассказки» (спектакль по мотивам русских народных сказок, режиссер-педагог А. Гвоздь; г. Всеволожск, актерам 6-7 лет), «Урок дочкам» (спектакль по пьесе И. А. Крылова, режиссер-педагог Е. Петрунина; г. Сестрорецк, актерам 8-10 лет).

Существуют и еще причины, обусловливающие низкий уровень литературной подготовки: школа, которая своими реформами и уменьшением часов преподавания литературы отбила интерес к национальному достоянию; СМИ также не способствуют распространению национальной культуры; а интересы бизнеса позволяют издателям делать деньги на таких книгах, как «Гарри Поттер».

И на этом фоне следует выделить важный аспект в работе режиссера-педагога над разработкой литературного материала как средства воспитания ребенка в духе добра, патриотизма и толерантности. Ведь «российская патриотическая традиция многонациональна, поликонфессиональна - и поэтому толерантна» [2]. Какое бы тяжелое время не переживала страна, а вместе с ней и общество, проблема воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности и национального самосознания всегда актуальна. В связи с этим работа творческих коллективов ДТЮ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учреждений дополнительного образования, детских театров-студий направлена на то, чтобы учить и воспитывать доверенных им детей, делая акцент на непреходящие ценности: добро, человечность, любовь, чувство ответственности за свои поступки, чувство товарищества. К этому подрастающее поколение нужно готовить, развивая духовность, нравственность, способность отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства. Для решений поставленных задач и существует система творческих организаций, можно сказать, энтузиастов возрождения культуры. Литературе отводится в этом вопросе важная роль, она не только предполагает научить детей решать социальные и нравственные проблемы на художественном материале, но и соотносить искусство и действительность, уметь через прошлое видеть настоящее и будущее.

Следует выделить основные задачи творческого педагога, направленные на нравственно-патриотическое воспитание детей: формировать у детей любовь и преданность Родине; развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям; воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине; формировать у детей готовность трудиться на благо Родины и защищать ее; развивать у каждого ребенка настойчивость в достижении творческой цели. Литературный материал любого типа позволяет вести разговор о нравственности и гражданственности.

Заслуженный артист России В. Харитонов, работающий с детской театральной студией поселка Лебяжье Ленинградской области, как и автор этой статьи, считает, что, чем раньше ребенок начинает познавать литературные классические произведения и наследие русской культуры, тем шире и богаче духовно становится его личность. По этой причине 10-12-летние воспитанники В. Харитонова ставят спектакли по произведениям М. Зощенко и А.П. Чехова, а на сцене «Детского Центра эстетического развития и актерского мастерства» имени А.Ю. Хочинского юные актеры ставят «Ревизора» Н.В. Гоголя, «Ябеду» В.В. Капниста, «Сговор Кутейкина» П.А. Плавильщикова, «Недоросля» Д.И. Фонвизина.

Первая серьезная постановка «Лицейские забавы» на стихи А. С. Пушкина, принесшая известность театру-студии «Отражение» Приморского района Санкт-Петербурга (режиссер-педагог Н.В. Иконникова), - это рассказ о юношеской бесшабашности, благородных мечтах, озорстве и добродушии лицейского братства, первой юношеской влюбленности. Это трогательное послание миру взрослых, в который вот-вот предстоит вступить героям (юным актерам

8-12 лет).

Еще один успешный спектакль - обращение к великому гению поэзии «Сценическая вольность для маленького актера» по произведениям А. С. Пушкина - моноспектакль о счастливом маленьком человеке, в чье детство входит поэзия, своего рода попытка осмыслить с юных лет, что поэзии, как и любви, все возрасты покорны, и что истинные ценности вечны. Одновременно, это - и режиссерская попытка убедить окружающих, что маленький человек только кажется маленьким, ему, как и взрослым, свойственны размышления о жизни, любви и дружбе. Этот моноспектакль сыграл семилетний актер Олег Василь-чиков.

В спектакле на стихи М. и А. Цветаевых «Страна далекого детства» театра-студии «Отражение» средний возраст исполнителей составляет 10-12 лет. Спектакль повествует о том, как порой бывает поучительно и небезынтересно заглянуть в детство: ведь детство у всех разное, и нельзя забывать, что в нем скрываются все секреты будущей жизни.

В детском театре «Глобус», где юным актерам от 7 до 13 лет, автором статьи был поставлен лирический спектакль по «Стихотворениям в прозе» И. С.

Тургенева. В свое время П.В. Анненков писал М.М. Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», где было напечатано это произведение: «Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе...» [3: 406]. Естественно, что при исполнении такой композиции необходима классическая музыка. Это могут быть романсы А. Абазы «Утро туманное» и П.И. Чайковского «Меркнет слабый свет свечи.», начало Первой баллады Ф. Шопена, отрывок из «Сицилианы» И.-С. Баха, «Ната-вальс» или «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского. Несмотря на то, что начало многих последних сочинений И. С. Тургенева продиктовано возрастом и одиночеством, тем не менее, нота оптимизма пробивается через эту понятную печаль. Нота оптимизма имеет свои истоки. Это постоянная любовь к России, ее людям и природе, забота о судьбе Отчизны, это человеческая мудрость писателя. Вот что должны почувствовать душой и понять юные актеры.

В работе над литературным материалом нельзя допускать монотонности, звукового однообразия, механичности звучащего слова, его автоматизма. Тем самым перед педагогом стоит еще и чисто профессиональная задача - «научить петь душу». Русская поэтическая лирика может быть представлена истинными талантами нашей классики А. Фетом и Ф. Тютчевым. То, что образовательная школа не уделила им внимания - это серьезный пробел в образовании наших детей. Режиссеру детской студии следует учитывать, что лирика не терпит аналитического препарирования, она требует открытого проявления эмоций. Как нельзя лучше они чувствуются в русском романсе, который является частью русской культуры. Если тема стихов А. Фета - красота природы, одушевление ее, любовь, искусство, то для Ф. Тютчева изображение природы - скорее, повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой; его поэзии были не чужды гражданские мотивы: думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм ее восприятия.

Таким образом, режиссер детской театральной студии в работе над литературным материалом не должен бояться обращения к классике, напротив, в современной социокультурной ситуации перенос акцента на классический материал необходим и целесообразен.

Литература

1. Белинский В.Г. О детских книгах / В. Г. Белинский // Собр. соч.: в

9-ти т. - Москва: Худож. лит.,1978. - Т. 3. - С.62-63.

2. Островский В. Правда слов / В. Островский // Петербургский дневник. - 15.02.2010. - № 5(269).

3. М.М. Стасюлевич и его современники в их переписке: в 5-ти т. / Под ред. М.К. Лемке. - Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1912. - Т.3. - 789 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.