DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-27 УДК 792.2(470.44-25)+929
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Е.Б. ВАХТАНГОВА В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА-СТУДИИ
Шевченко Е.П.
Театры-студии, у истоков которых стояли К. С. Станиславский и его ученики Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов, Вс. Э. Мейерхольд сыграли важную роль в развитии русского театра. Саратов также отметился, как город, где во время третьего периода студийного движения (80-90-е годы) появились театры-студии. В настоящее среди них выделяется театр-студия при театре «Балаганчикъ». Творческие принципы Е. Б. Вахтангова с успехом воплощают в жизнь режиссер и актеры данного театра-студии. Педагогический опыт Е. Б. Вахтангова, сформулированные им принципы организации и существования студии, рождения из студии театра, принципы воспитания и обучения актера как никогда современны сегодня. Данная статья посвящена применению творческих принципов Е. Б. Вахтангова в театре-студии при саратовском театре «Балаганчикъ».
В выводах отмечается, что принципы мастера, его подходы к постановке спектакля, работе над пьесой становятся незаменимыми для современного художника, стремящегося не просто к отражению действительности, но к ее познанию и преображению через творчество. Творческие принципы Е. Б. Вахтангова с успехом реализуются в творческой деятельности театра-студии при саратовском театре «Балаганчикъ».
Ключевые слова: Е.Б. Вахтангов; творческие принципы; театр-студия; театр «Балаганчикъ».
THE CREATIV PRINCIPLS OF Y.B. VAKHTANGOV IN PRACTICE OF MODERN STUDIO THEATER
Shevchenko E.P.
Studio theaters at which origins K. S. Stanislavsky and his disciples Y. B. Vakhtangov, М. А. Chekhov, V. E. Meyerhold played an important part in development of the Russian theater. Saratov was also marked as the city where during the third period of studio movement (the 80-90th years) there were theaters studios. Nowadays the theater studio is distinguished from them at Balaganchik theater. Vakhtangov's rules are successfully realized by the director and actors of this theater studio. Vakhtangov's pedagogical experience, his rules of the organization and existence of studio, the birth of theater from studio, the principles of education and training of the actor are very modern today. This article is devoted to application of the creative principles of Vakhtangov at studio theater at the Saratov theater "Balaganchik".
In conclusions is noted that the rules of the master, his way to organize performance become irreplaceable for the modern artist, which try to understand and transform the reality through creativity. Creative rules of Vakhtangov are successfully realized in creative activity of theater studio at the Saratov theater "Balaganchik".
Keywords: Y. B. Vakhtangov; creative principles; studio theater; "Balaganchik theater".
Сегодня, когда открывают не только театральные классы в школах и специализированных учебных заведениях, но и театральные студии; когда режиссеры, только начинающие свою карьеру, грезят о создании театра из студии, а известные профессиональные театры возлагают не студии большие надежды на обновление; настала необходимость вернуться и вновь
переосмыслить сущность, принципы студийности, проанализировать ее действеннность в современном театре.
«Студио», в переводе с латинского, означает «усердно работать» [10]. Театр-студия есть первооснова театра, базис профессионального и человеческого развития молодого актера. Театральная студия - творческая мастерская, клуб практических исследователей и экспериментаторов в области театрального искусства; сообщество единомышленников, объединенных вокруг своего творческого вдохновителя, лидера, учителя [11]. В истории театра они составляли триединство: школа - студия - театр.
Театры-студии сыграли важную роль в развитии русского театра. Зарождение театров-студий в России приходится на 10-20-е годы XX века. К. С. Станиславский и его единомышленники создавали Первую Студию МХТ как лабораторию для разработки принципиально новой актерской школы. На базе этой театральной студии в 1924 году был организован МХАТ 2-й. Знаменитые ученики К. С. Станиславского: Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов, В. Э. Мейерхольд - талантливые новаторы, достойные преемники развития его дела. Каждый из них стал основоположником своей театральной студии, школы и нового направления в театральном творчестве.
Новые всплески студийного движения в 60-е и 80-90-е годы возникли как оппозиция существующему идеологизированному театру. Это были мобильные коллективы единомышленников, которые находились в поисках внутренней свободы, а театр воспринимали как духовное моделирование мира. Со временем некоторые театры-студии оформились в самостоятельные театры. Среди них - «Современник», «Табакерка», «На досках», «На Юго-Западе», «У Никитских ворот» и другие.
В 80-90-е годы в Саратове также возникает множество театральных студий различных стилей и направлений: «Бис», театр пластической драмы, АТХ, театр магии и фокусов «Самокат», «Балаганчикъ», «Версия», которые впоследствии переросли в профессиональные театры.
Студийные законы, предложенные К. С. Станиславским и Е. Б. Вахтанговым, в действительности вступают в противоречие с современными реалиями. Бескорыстие и высокая нравственность, предложенные мэтрами театра, никак не сочетаются с нынешными экономическими проблемами, которые заставляют современный театр «выживать» в рыночных условиях. Но студийное движение в России всегда оказывалось на пике в неподходящие кризисные моменты истории. Возможно, именно студийность поможет современному театру найти новые горизонты, обратившись к своим истокам. Вернуться к формам организации студий поры расцвета считаем нецелесообразным, но проникнуться сутью и духом этого явления, использовать его потенциал нам представляется возможным, отчасти необходимым.
Интерес к наследию Е. Б. Вахтангова и созданной им вахтанговской школы, которая отмечает в этом году свой столетний юбилей, оказывается в центре внимания приверженцев разных сценических традиций и направлений [2]. К сожалению, мастер не оставил теоретических работ об организации студии, о своих эстетических и педагогических принципах, он не успел этого сделать. Дневники, записные тетради, письма, отдельные статьи в 1939 году были собраны его учениками в сборник «Вахтангов. Записки. Письма. Статьи» [1], дополненный и переработанный в 1959 [5] и затем в 1984 году [6]. Однако вахтанговские документы были подвергнуты жесткой идеологической цензуре, из текстов исключалось то, что могло затруднить канонизацию Е. Б. Вахтангова как одного из основоположников советского театра. Только в 2011 году его творческое наследие впервые было издано без купюр [4].
Творческие принципы Е. Б. Вахтангова окончательно доработал Б. Е. Захава - ученик, верный помощник и последователь режиссера в своем фундаментальном труде «Мастерство актера и режиссера» [8]. Кроме того, он оставил воспоминания о жизни Мансуровской студии, которые по сегодняшний день являются незаменимым источником для исследователей педагогической
деятельности великого учителя и режиссера [7]. Из теоретических работ по творчеству Е. Б. Вахтангова следует отметить биографические монографии Н. Г. Зографа, Х. Н. Херсонского, Р. Симонова, Ю. А. Смирнова-Несвицкого, О. К. Иванова, К. Е. Кривицкого, немногочисленные статьи об эстетических воззрениях Е. Б. Вахтангова в трудах П. А. Маркова, Г. Товстоногова.
Интерес представляют также учебно-методические пособия и учебники педагогов ВТУ им. Б. Щукина - Л. М. Шихматова, Львовой, Ю. А. Стромова, А. Г. Бурова, П. Е. Любимцева, О. В. Силаевой, Н. А. Зверевой, А. М. Поламишева, А. Л. Дубровской, которые продолжают традиции вахтанговской театральной педагогики сегодня.
Из работ, касающихся студийного театрального движения в России, до сих пор преобладают материалы мемуарного характера самих участников процесса - книги Л. А. Сулержицкого, К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, М. А. Чехова, Вс. Э. Мейерхольда, З. Я. Корогодского, М. О. Розовского, О. Я. Ремез, О. П. Табакова. Первая волна студийного движения прослеживается в фундаментальном труде П. А. Маркова, работах К. Л. Рудницкого. В 1980-е годы появляются работы М. Л. Князевой, Г. Вирен, В. Климова, Л. П. Солнцевой о студийном движении 80-90-х годов. Только в последнее десятилетие появляются первые попытки систематизировать и обобщить студийный опыт в целом: статьи М. В. Жабровец, А. Ю. Титова, отчасти монографии В. А. Тришина, М. А. Голодова.
Что касается саратовских театров и театр-студий, то их творческая жизнь еще менее изучены: книги по истории Саратовских театров и монография В. А. Дьяконова подробно и обстоятельно повествуют об уже существующих профессиональных театрах [3].
Театр-студия «Балаганчикъ» появился в городе Саратове в 1989 году. Руководителями студии стали актриса Елена Смирнова и выпускник физического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, музыкант и композитор Игорь Гладырев. К ним
присоединились певица Наталья Ромашко, актриса Ирина Короткова, актер, гитарист Сергей Шанин, актриса, музыкант Елена Старовойт, актер, гитарист Владимир Федотов, художник Роман Мерцлин, гитарист Леонид Байтман, поэт Евгений Малякин [14].
Существует множество версий происхождения названия театра. Актриса и режиссер Е. Смирнова: «Блок - наиболее заманчивый автор в плане жанра, избранного нашим театром. Мы ставили его пьесу "Балаганчикъ" еще когда были студентами театрального факультета. Это была детская наивная попытка разгадать тайну блоковского слова. И эта нереализованная мечта - в названии театра» [14]. Театр сразу заговорил со зрителем на своем специфическом языке. С блоковско-мейерхольдовским «Балаганчиком» студию роднила высокая литературная основа и условная актерская манера исполнения. Из интервью И. Гладырева: «В 80-е годы произошел кризис традиционного советского театра, который заставил обратиться к поиску новых форм, жанров, направлений. В Саратове возникает театр пластической драмы, театр АТХ, театр магии и фокусов «Самокат» и др. Мы пошли радикальнее всех, поскольку решили объединить все, что до нас придумали, разные виды искусства, разные стихи, разные жанры внутри одного действа. Причем, мы стремились создать симбиоз на максимально равноправных началах, где нет доминирующего вида искусств» [14]. Основная установка театра-студии - творческий поиск, эксперимент, сотворчество всего коллектива. Примечательно, что все сценарии своих постановок придуманы самими артистами «Балаганчика» [9, с. 96]. Материалом для творческих экспериментов «Балаганчика» послужила поэзия И. Бродского, А. Галича, М. Цветаевой, Ф. Г. Лорки, С. Черного, Р. Бернса. Театр-студия обращается и к творчеству современных саратовских поэтов: С. Рыженков, Е. Малякин, О. Рогов, С. Покровская, И. Сорокин, И. Преображенский и др. С самого момента своего основания коллектив активно работает для детской аудитории: спектакли «Жила-была Деревенька», «Кузьминки по старинке», «Святки», «Широкая Масленица», «От Рождества до
Пасхи», «Семик-Троица» сложились в цикл «Жизнь ребенка в русском фольклоре» (режиссер Е. Смирнова).
С 2003 года театр-студия становится муниципальным театром, теперь это Саратовский театр драмы, музыки, поэзии «Балаганчикъ». В 2006 году у «Балаганчика» появляется свое помещение в подвале жилого дома [14]. Несмотря на неприспособленную площадку, отсутствие сцены, маленький зрительный зал (30 мест), театр успешно продолжает свою творческую деятельность. «Балаганчикъ» пробует свои силы в драматических постановках: «Невидимые миру слезы» по рассказам А. П. Чехова, «Два рассказа» по творчеству В. М. Шукшина, «Любовь - доля горькая» по рассказам М. М. Зощенко и продолжает развиваться в музыкально-поэтическом жанре: «Гой ты, Русь, моя» по творчеству С. А. Есенина, «Маски Коломбины» по произведениям А. А. Блока, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Ю. П. Мориц, «Пьяный Ангел» по пьесе В. А. Сосноры. «Балаганчикъ» неоднократно становился лауреатом международных театральных фестивалей, гастролировал по России, бывшим республикам Союза, США, трижды становился лауреатом премии «Золотой Арлекин».
В конце 2007 года в результате сложной культурно-экономической ситуации в России и провинциальных театрах, когда молодое поколение выпускников профессиональных театральных школ уезжало в Москву в поисках работы, самореализации, славы, а провинциальный театр остро ощущал нехватку молодых кадров, было решено вернуться к созданию театра-студии при театре «Балаганчикъ». «Юных артистов сейчас непросто привлечь на сцену, поскольку они рассчитывают на быстрый карьерный рост и серьезное финансовое подспорье, - рассказывает М. М. Музалевский, художественный руководитель и основатель студии, в интервью газете «Саратовские вести». -Цель студии - воспитывать молодое поколение актеров» [13]. Набор в студию осуществлялся на конкурсной основе из числа наиболее способных к актерскому искусству юношей и девушек. Возрастное ограничение 17-25 лет.
Количественный состав студии регламентировался существующими условиями учебной площадки и не мог превышать 15-ти человек. В состав приемной комиссии входили артисты театра «Балаганчикъ». Особое внимание уделяли личным качествам поступающего, только после прохождения собеседования он допускался к творческому испытанию. В 2007 году в студию были приняты Василиса Белькова (студентка СГК им. Собинова), Елизавета Щербакова (студентка СГК им. Л. В. Собинова), Нина Щербакова (выпускница школы), Николай Коломийцев (студент филологического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского), Анастасия Грачева (студентка филологического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского), Игорь Стрельников (студент СГАУ им. Н. И. Вавилова), Галина Зеленина (студентка филологического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского), Александр Чугуров (студент СГТУ им. Ю. А. Гагарина), Людмила Запорожец (студентка СГК им. Собинова), Олеся Антипова (студентка СГК им. Л. В. Собинова), Ольга Лапшина (Калинина) (завлит театра). Художественный руководитель студии избирался артистами театра «Балаганчикъ», и им единогласно был выбран автор идеи создания студии - М. М. Музалевский.
Сам М. М. Музалевский - выпускник СГК им. Л. В. Собинова (курс Р. И. Беляковой и Г. П. Банникова), основатель театральной студии СГУ (1989), участник студийного движения 1980-1990 гг. (актер в театр-студии «Версия»), с 2001 г. - актер театра «Балаганчикъ». В 2003 году М. М. Музалевский прошел краткосрочный курс повышения квалификации в Московской театральной мастерской «Станиславский - Вахтангов - М. Чехов: школа актерской игры» при высшем театральном училище им. Б. В. Щукина [13]. Еще со времен учебы у Г. П. Банникова, выпускника мастерской А. А. Орочко при театре им. Е. Б. Вахтангова, М. М. Музалевского привлекла личность и творческие методы Е. Б. Вахтангова, его энтузиазм, педагогический талант при создании студии, отличные от традиционной системы подходы к образу.
При создании студии при театре «Балаганчикъ» М. М. Музалевский,
который тогда был директором театра, сами актеры «Балаганчика» сознательно опирались на обоснованную Е. Б. Вахтанговым систему: школа-студия-театр. Актеры-педагоги студии брали на себя ответственность обучать воспитанников по разным профессиональным дисциплинам, студийцы на практике познавали театральное производство, участвуя в спектаклях «Балаганчика», в самой студии осуществлялись творческие поиски и эксперименты. Конечно, к экспериментам студийцы пришли не сразу, а спустя несколько лет.
На первых порах создания студии перед ее руководителем стояли вопросы воспитания и обучения. Сверхзадачу студии М. М. Музалевский видел в возрождении и обновлении театра через молодое поколение артистов. Основная педагогическая задача: раскрытие индивидуальности ученика и его способности к самостоятельному творчеству.
Е. Б. Вахтангов, как и его учителя, К. С. Станиславский, Л. А. Сулержицкий, придавал огромное значение делу этического воспитания актера, рассматривал его как необходимую часть профессионального воспитания. В создании произведения театрального искусства - спектакля - участвует множество людей; и плод их совместного творчества, только тогда является полноценным, когда сложная система составляющих его образов приведена в состояние художественного единства.
Важную роль М. М. Музалевский отводит формированию мировоззрения студийцев. В студии артистами театра и педагогами читаются лекции об истории театра, творческой деятельности К. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова, М. А. Чехова, Вс. Э. Мейерхольда. Материалом к этюдам и творческим заданиям служат классические произведения русской и зарубежной литературы: басни И. А. Крылова, «Маленький принц» А. Де Сент-Экзюпери, рассказы А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, М. М. Зощенко.
Большое внимание в студии уделяется развитию дисциплины и самодисциплины, умению работать в ансамбле, формированию вежливости, деликатности, тактичности, уважения к чужому мнению, ответственности.
Здесь важную роль играет принцип самоуправления, положенный в организацию студии. Студия состоит из: членов студии, «кандидатов в члены студии» и вольнослушателей. Решения по работе студии принимаются коллегиально членами студии и художественным руководителем. Основные правила работы студии были сочинены коллективом и прописаны в Уставе студии. За непосещение трех или более занятий без уважительной причины студиец решением Совета студии отчисляется из студии. Наряду с принципом самоуправления в студии реализуется принцип демократизма: коллективное принятие решений и равные права для всех членов коллектива.
Одной из важнейших задач студии является воспитание в учащихся высокого художественного вкуса. Так как все студийцы были одновременно и студентами высших учебных заведений гуманитарной и творческой направленности, то важную роль в развитии и формировании художественных ценностей играл обмен опытом, совместные творческие вечера, просмотр спектаклей и их обсуждение, информационные пятиминутки по новинкам литературы и театрального искусства.
М. М. Музалевский и педагоги театра вслед за Е. Б. Вахтанговым учат студийцев сознательному отношению к актерскому творчеству как к труду, кропотливой, ответственной, постоянной работе над собой. Важным условием осуществления этого труда является создание творческой атмосферы праздника.
Воспитание и обучение осуществляется в игре, ведущий принцип, согласно театральной педагогике Е. Б. Вахтангова, - импровизация. «Сама атмосфера в студии, - говорит М. М. Музалевский, - располагает к эксперименту, к полету фантазии [13]. Первые ученические работы студии «Побасенки» (2008), «Арт-кафе» (2009) выросли из импровизационных этюдов.
При работе над баснями И. А. Крылова студийцам было дано задание: придумать этюд на литературной основе. То есть, взять ситуацию, конфликт, отношения из понравившейся басни и разыграть эти отношения в современной
жизни. «Ворона и лисица» превратилась в диалог двух актрис, «Две козы» решались как конфликт двух женщин, идущих после магазина с полными сумками покупок, не уступивших друг другу дорогу... Так сложился первый ученический спектакль.
«Арт-кафе» родилось из желания студийки Василисы Бельковой научится танцевать танго. На основе пластических этюдов Василиса и студийцы сами создали сценарий о снах девушки, мечтающей стать актрисой. Вместе со студийкой Екатериной Антиповой, закончившей хореографическую школу, Белькова выступила со-режиссером постановки. Так в студии была реализована мечта Вахтангова о спектакле-импровизации, о создании пьесы коллективными усилиями актеров, не имея и не пользуясь никаким литературным материалом. Таким образом, в студии поощряется творческая инициатива, самостоятельность мышления, студийцы пробуют себя не только в качестве учеников, но и в качестве педагогов.
Как и в студии Е. Б. Вахтангова, создание студии при театре позволяет не только обучить основам актерского мастерства, но и на практике найти применение своим знаниям. В студии при театре «Балаганчикъ» студийцы проходят все ступени театрального производства - от работы над ролью до создания грима, пошива костюмов, изготовления и монтировка декораций, изготовление и распространение афиш, организация зрителя. Студийцы активно участвуют в театральных вечерах, капустниках, праздниках ко Дню Театра.
Самые старательные и одаренные студийцы приглашались к участию в спектаклях наряду с профессиональными актерами. Так, Николай Коломийцев работал в двух эпизодических ролях в спектакле «Невидимые миру слезы» по рассказам А. П. Чехова. Белькова, Стрельников принимали активное участие в фольклорных и сказочных спектаклях для детей: «Звезда Рождества», «Широкая Масленица», «Жила-была Деревенька», Анастасия Слюсарева великолепно сыграла роль Нунчи из одноименного рассказа М. Горького в
спектакле «Маски Коломбины».
Как и всякий живой организм, студия менялась: студенты заканчивали вузы и уезжали, А. Слюсарева решила продолжить профессиональное образование и поступила в СГК им. Л. В. Собинова на актерский факультет, Анастасия Грачева уехала в Москву и связала свою жизнь с кино, часть студийцев - Стрельников, Одоевская (Белькова), Ольга Лапшина (Калинина) были приняты в труппу театра «Балаганчикъ». В 2013 году в студию был объявлен новый набор и коллектив пополнился талантливыми учениками: Юлией Ивановой (выпускница СГУ), Александром Котелковым (поэт, выпускник СГУ), Сергеем Санчаровым (художник-иконописец, выпускник Саратовского областного училища искусств).
Уже с обновленным составом студии и профессиональными актерами Ю. Е. Лапшиным был поставлен в 2014 году спектакль «Любовь - доля горькая» по рассказам М. М. Зощенко. «Театральная студия для многих ребят является творческой "отдушиной"», - считает М. М. Музалевский [13]. Здесь ученики могут совершенно бесплатно овладеть навыками актерской профессии, приобрести сценический опыт, развить музыкальные способности, научиться пластике, попробовать себя в драматургии, а главное - найти друзей и единомышленников.
На основе педагогики Е. Б. Вахтангова современные педагоги вахтанговской школы - Ю. А. Стромов, А. Л. Дубровская выделяют шесть основополагающих принципов преподавания актерского мастерства в Театральном институте им. Б. В.Щукина:
1. «От простого к сложному» - основной принцип преподавания, охватывающий все разделы профессионального воспитания будущих актеров.
2. «Третий семестр школы - путь к образу» - методический принцип подхода к образу. (Профессиональные навыки, наблюдения, этюды к образу на литературном материале).
3. Кафедральность - как совокупность разных педагогических взглядов
на развитие и становление каждого молодого актера, обучающегося в вахтанговской театральной школе.
4. Открытость к эксперименту - поиск нового подхода к работе над сценическим образом.
5. Институт самостоятельных показов - поиск своего почерка, индивидуального метода работы над образом каждого студента вахтанговской театральной школы.
6. Студийность - основной нравственный принцип воспитания будущих актеров [12].
Первые три принципа, - по мнению А. Л. Дубровской, - отличают методику профессиональной подготовки актеров в вахтанговской школе от методик других театральных школ [2].
Эти принципы находят свое применение и в подготовке актеров педагогами театр-студии при театре «Балаганчикъ». Рассмотрим некоторые из них.
«Кафедральность» в театр-студии «Балаганчика» преображен в принцип «все работают со всеми». В 1925 г. Б. Е. Захава пишет письмо директору вахтанговской студии О. Ф. Глазунову о том, как надо организовать работу Студии. Там есть и такие строки: «Нужно, чтоб каждый ученик мог взять ценное от каждого из наших студийцев. Нужно каждого воспитанника поставить, так сказать, под перекрестный огонь различных педагогических воздействий разных преподавательских индивидуальностей... Нужна такая организация учебно-воспитательной части, при которой все знания и умения, которыми обладает Студия в целом, неизбежно становилась бы достоянием каждого ученика» [8, с. 9].
В «Балаганчике» руководитель студии не является единственным преподавателем актерского мастерства и других дисциплин. Педагогический состав студии формируется из числа сотрудников театра, имеющих педагогический опыт. Так, мастерство актера в театр-студии «Балаганчикъ»
ведут: М. М. Музалевский, актер театра и преподаватель СГК им. Собинова, Е. Смирнова - ведущая актриса и педагог дополнительного образования в ЦДТ, с 2010 года к ним присоединился Ю. Е. Лапшин - актер театра, магистрант Института искусств. Сценическую речь преподают Е. Смирнова и О. Лапшина, завлит, актриса, преподаватель Института Искусств. Хореографию преподает балетмейстер-постановщик театра, педагог СГК им. Собинова А. Красотин. Вокал ведет художественный руководитель театра «Балаганчикъ», композитор и музыкант И. Гладырев. Лучшие студийцы, имеющие профессиональное образование в дополнительной специальности, помогают педагогам.
Согласно заветам Е. Б. Вахтангова, преподавание мастерства актера в студии строится как последовательный учебный процесс с соблюдением принципа: от простого к сложному.
Программа обучения рассчитана на 3 года.
1 год - обучение по системе К. С. Станиславского в вахтанговской интерпретации, изложенной в учебнике Б. Е. Захавы «Мастерство актера».
2 год - собственно вахтанговская методика подхода к образу, синтезирующая пути «от себя к образу» и «от образа к себе»: профессиональные навыки, наблюдения, этюды к образу на литературном материале.
3 год - работа над отрывками, над пьесой с учетом творческих принципов Е. Б. Вахтангова.
Таким образом, творческие принципы Е. Б. Вахтангова с успехом реализуются в деятельности театра-студии при саратовском театре «Балаганчикъ». При создании студийного коллектива художественный руководитель студии М. М. Музалевский и актеры «Балаганчика» сознательно опирались на обоснованную Е. Б. Вахтанговым систему: школа-студия-театр. Актеры-педагоги студии брали на себя ответственность обучать воспитанников по разным профессиональным дисциплинам, студийцы на практике познавали театральное производство, участвуя в спектаклях «Балаганчика», в самой
студии осуществлялись творческие поиски и эксперименты.
Сплочению коллектива единомышленников способствовала сверхзадача студии, студийная атмосфера творчества, праздника и труда, самоуправление и демократизм, строгое соблюдение дисциплины. Основная педагогическая задача: раскрытие индивидуальности ученика и его способности к самостоятельному творчеству осуществлялась через формирование мировоззрения, художественного вкуса, нравственное и трудовое воспитание, поэтапный процесс обучения, принцип «все работают со всеми», применение методики вахтанговской школы в работе над образом. Воспитание и обучение осуществлялось через игру, ведущий способ - импровизация. Современное обращение к творческому опыту Е. Б. Вахтангова способствует не только плодотворной творческой деятельности студии, но и ее долголетию.
Список литературы
1. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи: Сборник / Сост. и комм. Н.М. Вахтанговой, Л.Д. Вендеровской, Б.Е. Захавы. M.-Л: Искусство, 1939. 360 с.
2. Дубровская A.JI. Принципы и методы профессиональной подготовки актеров в вахтанговской театральной школе. М.: Театральный институт им. Б.В. Щукина, 2009. 36 с.
3. Дьяконов В.А. Театральное отражение эпох. Саратовские театры XX столетия. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2001. 384 с.
4. Евгений Вахтангов: Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред. сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2011. Т.1. 519 с., Т.2. 686 с.
5. Евгений Вахтангов. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. 460 с.
6. Евгений Вахтангов. Сборник / Сост., ред., авт. коммент. Л.Д. Вендровская, Г.П. Каптерева. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. 583с.
7. Захава Б.Е. Вахтангов и его студия. Л.: ACADEMIA, 1927. 155 с.
8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: ГИТИС, 2008. 430 с.
9. Лапшина О.В. Изучение М.И. Цветаевой в школе: проблемы театральной интерпретации творчества // Культура и речь Саратовского края: Сборник статей и методических материалов / Под ред. А.А. Демченко и О.И. Дмитриевой. Саратов: ИЦ «Наука», 2012. Вып. 3. С. 94-100.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 922 с.
11. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 357 с.
12. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. М.: Просвещение, 1980. 78 с.
13. Тарасова Н. В ролях: юность и призвание // Саратовские вести. №42 (4180). 28 марта 2009 г.
14. Театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ». URL: http://balaganchik.tvoysaratov.ru (дата обращения: 04.03.2014).
References
1. Vakhtangov. Zapiski. Pis'ma. Stat'i: Sbornik [Notes. Letters. Articles: Collection] / Ed. N.M. Vakhtangovoy, L.D. Venderovskoy, B.E. Zakhavy. M.-L., 1939. 360 p.
2. Dubrovskaya A.JI. Printsipy i metodyprofessional'noypodgotovki akterov v vakhtangovskoy teatral'noy shkole [Rules and methods of actors training in the Vakhtangov Theater School]. M., 2009. 36 p.
3. D'yakonov V.A. Teatral'noe otrazhenie epokh. Saratovskie teatry XX stoletiya [Reflection of theater periods. Saratov theater of the twentieth century]. Saratov, 2001. 384 p.
4. Evgeniy Vakhtangov: Dokumenty i svidetel'stva [Evgeniy Vakhtangov: Documents and certificates]: Vol. 1, 2 / Ed. V.V. Ivanov. M.: Indrik, 2011. Vol.1. 519 p., Vol.2. 686 p.
5. Evgeniy Vakhtangov. Materialy i stat'i [Evgeniy Vakhtangov. Materials and articles]. M.: VTO, 1959. 460 p.
6. Evgeniy Vakhtangov. Sbornik [Evgeniy Vakhtangov. Collection] / Ed. L.D.
Vendrovskaya, G.P. Kaptereva. M.: VTO, 1984. 583 p.
7. Zakhava B.E. Vakhtangov i ego studiya [Vakhtangov and his studio]. L.: ACADEMIA, 1927. 155 p.
8. Zakhava B.E. Masterstvo aktera i rezhissera [Actor's and director's skills]. M., 2008. 430 p.
9. Lapshina O.V. Izuchenie M. I. Tsvetaevoy v shkole: problemy teatral'noy interpretatsii tvorchestva [Learning M.I. Tsvetaeva in school: the problem of theatral interpretation of creativity]. Kul'tura i rech' Saratovskogo kraya: Sbornik statey i metodicheskikh materialov [Culture and language of Saratov region: Collection of articles and teaching materials] / Ed. A.A. Demchenko, O.I. Dmitrievoy. Saratov, 2012. Edition 3. pp. 94-100.
10.0zhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Russian dictionary]. M, 1990. 922 p. 11.Pavi P. Slovar' teatra [Theater dictionary]. M., 1991. 357 p. 12.Stromov Yu.A. Put' aktera k tvorcheskomu perevoploshcheniyu [The actor's path in the creative reincarnation]. M., 1980. 78 p.
13.Tarasova N. V rolyakh: yunost' i prizvanie [Cast: youth and vocation]. Saratovskie vesti. №42 (4180). 28 March 2009 year.
14. Teatr dramy, muzyki i poezii «Balaganchik"» [The theater of drama, music and poetry "Balaganchik"]. http://balaganchik.tvoysaratov.ru (accessed March 4, 2014).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шевченко Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и педагогики искусства Института искусств
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2487-7520
DATA ABOUT THE AUTHOR
Shevchenko Elena Petrovna, Candidate of Pedagogy, Associate-Professor, Chair of Theory, History and Pedagogy of Art, Institute of Art
Saratov State University named after Chernyshevsky 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]