Научная статья на тему 'Актер с большой буквы. Омские истоки'

Актер с большой буквы. Омские истоки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИХАИЛ УЛЬЯНОВ / MICHAEL ALEKSANDROVICH ULYANOV / ТЕАТР / THEATRE / АКТЕРЫ И РОЛИ / ПАМЯТЬ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / OMSK REGION / АCTOR / МEMORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бродский Илья Ефимович, Шпынов Станислав Николаевич

Показано начало творческого пути уроженца Омской области актера Михаила Александровича Ульянова. Его театральная судьба определилась под влиянием студий Театра имени Е.Б. Вахтангова, который переживал годы эвакуации в городе Омске. Приводятся воспоминания актера об отце и сыне Вацлаве и Владиславе Дворжецких. Показаны гордость земляков и забота об увековечении памяти о прославленном артисте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTOR WITH A CAPITAL. OMSK SOURCES

The article deals with the creative way of the actor Michael Aleksandrovich Ulyanov, a native of Omsk region. His theatrical destiny was defined under the influence of Vahtangov Theatre, which was evacuated to Omsk during the war. The authors give Ul'yanov's memoirs about the Dvorzhetskies': a father and a son. They show the pride of the countrymen and their concern about the perpetuation of the memory of the famous actor.

Текст научной работы на тему «Актер с большой буквы. Омские истоки»

Интеллектуальные ресурсы России

УДК 929.792+ 791.43 ГРНТИ 18.09

И.Е. Бродский, С.Н. Шпынов

АКТЕР С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. ОМСКИЕ ИСТОКИ

Показано начало творческого пути уроженца Омской области актера Михаила Александровича Ульянова. Его театральная судьба определилась под влиянием студий Театра имени Е.Б. Вахтангова, который переживал годы эвакуации в городе Омске. Приводятся воспоминания актера об отце и сыне Вацлаве и Владиславе Дворжецких. Показаны гордость земляков и забота об увековечении памяти о прославленном артисте. Ключевые слова: Михаил Ульянов, театр, актеры и роли, память, Омская область.

I.E. Brodskiy, S.N. Shpynov

THE ACTOR WITH A CAPITAL. OMSK SOURCES

The article deals with the creative way of the actor Michael Aleksandrovich Ulyanov, a native of Omsk region. His theatrical destiny was defined under the influence of Vahtangov Theatre, which was evacuated to Omsk during the war. The authors give Ul'yanov's memoirs about the Dvorzhetskies': a father and a son. They show the pride of the countrymen and their concern about the perpetuation of the memory of the famous actor.

Keywords: Michael Aleksandrovich Ulyanov, Theatre, а^г, Мemory, Omsk region.

История театрального искусства в нашем городе богата на яркие незаурядные имена. Мы вспоминаем о них, проходя мимо здания Академического театра драмы, построенного по проекту Илиодора Хворинова более 110 лет назад. Именно здесь, на этой сцене, делали первые шаги в искусстве такие звезды отечественного театра, как Михаил Ульянов, Вацлав и Владислав Дворжецкие и многие другие. Сегодня мы расскажем о первом из них.

Михаил Александрович Ульянов появился на свет 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Му-ромцевского района. Вскоре семья перебралась в село Екатерининское, а в 1936 году - в Тару -старейший город на территории Омской области. Переезды были связаны с назначениями отца. Он исполнял должности руководителей ряда хозяйств.

В Таре прошли годы детства и юности Михаила Ульянова. Этот город он считал своей малой родиной и часто навещал будучи знаменитым артистом.

В школьные годы Михаил посещал репетиции в местном театре. В Таре размещалась эвакуированная украинская театральная труппа. Первая роль Ульянова — цыган в постановке «Цыгане». В 1944 году Михаил приезжает

© Бродский И.Е., Шпынов С.Н., 2016

в областной центр. Здесь его «театральные университеты» продолжались в студии при Омском областном театре драмы. Впервые он вышел на сцену в настоящих спектаклях.

В августе 1946 года на свой страх и риск Ульянов отправляется в Москву поступать в театральный вуз. Ему вновь улыбнулась судьба: был принят в училище имени Б.В. Щукина при Вахтанговском театре. Сам Михаил Александрович считал: приняли потому, что он из Омска. Вах-танговцы с благодарностью вспоминали наш город, приютивший и обогревший их в тяжелые годы войны.

В 1950 году по окончании училища наш земляк был принят актером в Московский театр имени Евг. Вахтангова, сыграл на его сцене множество ролей, а с 1987 по 2007 год работал художественным руководителем этого театра.

Ульянов много снимался в кино. Фильмо-графия актера насчитывает более шестидесяти лент. В двенадцати из них он создал образ легендарного маршала Г.К. Жукова. За образы, созданные на сцене и в кинематографе, общественную деятельность Ульянов удостоился званий Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР. Еще одной наградой стала всенародная любовь.

Человек из бедной провинциальной семьи трудом и потом своим от крестьянского паренька поднялся на самую вершину театрального Олимпа нашей Родины и стал его гордостью. Это само по себе удивительно, достойно восхищения. Но что еще более нас изумляет, греет душу, так это то, что, находясь в ореоле славы, он никогда не забывал о родной земле. Связь с ней была неразрывной. Окружающих он поражал своей простотой, доступностью, стремлением помочь так или иначе. Это чувствовали земляки. И отвечали ему любовью и благодарностью.

Выдающийся лицедей с признательностью вспоминал о своих первых наставниках. Тех, кто открыл перед ним дорогу в волшебный мир искусства. Вот что писал Ульянов о главном режиссере нашего театра:

«В те годы в Омском театре работала интереснейшая актриса и своеобразный, незаурядный человек - Лина Семеновна Самборская. Она была художественным руководителем театра и она же набирала студию...

Лина Семеновна - актриса в самом ярком смысле слова. Уже немолодая женщина она умела эффектно вести себя и в жизни, и на сцене. Умела быть обворожительно-обаятельной, женственно-беззащитной и при этом иметь властную твердость характера. Она уверенной рукой вела Омский театр, умело отстаивала его интересы. .

. Это была колоритнейшая фигура военного Омска. Представьте: по главной улице по направлению к театру вороная лошадь катит старомодную коляску. В коляске возвышается огромная статная фигура Николая Александровича Шевелёва - мужа Самборской и режиссера театра, а рядом с ним импозантнейшая Лина Семеновна в шляпе с вуалью, кокетливо прикрывающей её глаза.

И актриса она была эффектная, смелая, неожиданная: вот вылетает на сцену ослепительная Мамаева в постановке «На всякого мудреца довольно простоты», вот степенно выходит мудрая и спокойная Греч из «Так и будет», вот стоит потрясенная встречей с сыном Кручинина.

Лина Семеновна играла много и убедительно. Мы, студийцы, смотрели во все глаза на

этого мастера, понимая, что Самборская - вершина, для нас недосягаемая».

А вот как тепло, сердечно отзывался Ульянов о другом педагоге Омской театральной студии: «Я попал в группу, которой руководил актёр театра Михаил Михайлович Иловайский.

Бывший студиец одной из многочисленных московских студий в двадцатые годы - Гри-боедовской, хорошо помнивший весь сложный и интереснейший период театра тех лет, период смелых поисков, яростных отрицаний, человек, навсегда отравленный чудом театрального искусства, острейший характерный актер, глубокий и опытный режиссер, человек увлекающийся, чудный рассказчик. Он завораживал нас рассказами о Михаиле Чехове, о Шаляпине, о Качалове и Москвине, о «Братьях Карамазовых» в Художественном театре, о лесковском «Левше» в постановке А.Д. Дикого, обо всем недостижимом, находящемся где-то там, по ту сторону наших возможностей. Он тревожил своими рассказами-сказками, открывал такой волшебный мир, что этот мир, как пряно и резко пахнущие цветы, одурманивал нас.

Я и сейчас помню, как мы гурьбой шли по улицам Омска, провожая Михаила Михайловича домой, прося еще и еще рассказать о Москве, о театре, об актерах. Это было сильное средство воспитания. Эти рассказы тянули нас к прекрасному, звали вперед, пусть к несбыточному, но они тянули, не давали успокоиться на сегодняшнем, они будоражили мысль, фантазию, заставляли еще яростнее искать себя» [1].

Актерские пути-дороги Михаила Александровича пересекались с Вацлавом Дворжецким, игравшем в первом составе Омского ТЮЗа и театре драмы, а также с его сыном Владиславом, окончившим студию при том же ТЮЗе и несколько лет выходившим на сцену драматического. Мемуары об этих превосходных артистах нам особенно дороги. С особым интересом мы читаем следующее:

«В 1945 году я учился в театральной студии при Омском областном театре. После войны и даже на кончике войны руководитель этого театра знаменитая Самборская, Лина Семеновна, организовала студию с очень серьезной преподавательской школой. Вскоре в студии появился Вацлав Янович Дворжецкий, только что освободившийся из лагерей. Очень своеобразный, с гордой посадкой головы, с большим лбом из-за ранней лысины, поджарый и веселый человек. Думаю, что веселость была в его характере, потому что, встретив его через много лет на съемках, я увидел его таким же, не утратившим своего веселого нрава, оптимизма, надежды и ... фатального отношения к жизни. Он принимал ее такой, какая она есть. Я уж не

знаю, что у него творилось в душе, но ни тогда в сорок шестом, ни много лет спустя он не выглядел сломленным, хотя судьбина у него была не очень счастливая...

Там в Омске, мне довелось играть с Вацлавом Яновичем в спектакле «Давным-давно». Он играл поручика Ржевского - блистательно!.. Была в нем какая-то мужская задиристость, уверенность в себе, и Ржевского он играл очень мужественным и в то же время - с отношением к этому герою, как к петуху. Очень многослойным получился у него образ. И среди молодых актеров, изображающих гусар, был я. У меня сохранилась фотография тех лет - мальчишеское лицо с приклеенными усами. Смешные, конечно, из нас были гусары. но рядом-то был настоящий гусар - Вацлав Янович!

Потом я уехал в Москву, где попробовал продолжить свою театральную учебу, и, к счастью, у меня это получилось - меня приняли в Щукинское училище.

Я потерял Вацлава Яновича из виду. Прошли годы, и когда в 1987-м я начал сниматься в картине Владимира Наумова «Выбор», то опять встретился с Вацлавом Яновичем. Тогда он уже ушел из театра на пенсию и жил по тому принципу, по которому всем нам, актерам, надо бы уходить из театра и жить дальше: пришли годы -уходи, а там уж - по договорам, если пригласят.

Он очень радовался полноте жизни, которую продолжал ощущать, и хотя был уже в общем-то глубоким стариком, но тем не менее это был прежний Вацлав Янович, который не склонил голову ни перед годами, ни перед сединой, ни перед чем. "Меня не волнует, будут меня приглашать в театр или нет, - говорил он. - Пригласят - хорошо, не пригласят - у меня есть лодка, у меня есть ружье, у меня есть Волга, у меня есть жизнь". В этом смысле его сын Владислав, с которым мы снимались в «Беге», был другим, почти противоположным человеком. Влада трудно было назвать компанейским. Скорее он был замкнут в себе и, как мне показалось, не пускал никого в свой мир, но при этом был очень учтив и скромен.

Владик попал на «Бег» совершенно случайно. Одна из ассистенток, перебирая фотографии актеров, просто споткнулась о его странные и огромные глаза, глаза-блюдца. Как известно, он был приглашен на маленькую роль из окружения Хлудова, а в результате был утвержден на самого Хлудова. Этот сложный образ давался Владику совсем непросто, но Алов и Наумов с тонкостью и изящной осторожностью вылепливали из молодого актера (по сути новобранца в кино) этого странного, смертеподобного человека, существующего на грани жизни и смерти.

Думаю, что выше «Бега» Влад ничего не сделал. Наумов фонтанировал разными идеями и придумками, а Алов был более земным, и они друг друга очень уравновешивали. Они лепили Владика, а он был всецело в их руках. И в результате они вылепили замечательный характер. Но это всё - киноработа. Это работа, в которую иногда берут типаж человека, далекого от кино и профессии актера, и оказывается, что он делает всё выше, чем актер-профессионал. Он не играет, а существует. И вот что-то в этом роде, я думаю, происходило и с Владиком. Он ничего не играл, а просто существовал в заданных Аловым и Наумовым координатах, в четко заданном эмоциональном режиме, в строго обговоренном психофизическом состоянии. Уверен, что в театре Владик не сыграл бы Хлудова так, как это получилось у него в картине Алова и Наумова, потому что театр требует образа, а кино - типажа. В театре на типаже ничего нельзя сделать, а у Влада было совершенно поразительное лицо -лицо человека-марсианина и пока еще полное отсутствие опыта».

В Театре имени Е.Б. Вахтангова амплуа актера М. Ульянова определилось сразу: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. Очень быстро это нашло свое подтверждение в знаменательном для театра спектакле по пьесе А.Н. Арбузова «Город на заре». Костя Белоус в исполнении М.А. Ульянова был сплавлен из безоглядного энтузиазма, наивной веры в немедленное, безоблачное, счастливое завтра, матросской удали, невероятной нежности, робости и доброты. В первое десятилетие работы в театре роли М.А. Ульянова были главные и второстепенные, положительные и отрицательные, но особенно яркой осталась в памяти роль Рогожина в инсценировке романа Ф.М. Достоевского «Идиот».

Сколько замечательных слов сказано об актерах-земляках, не каждый человек может так относиться к своим коллегам, так поддерживать творческих работников родного Омского Прииртышья.

Как удивительно складывалась творческая судьба омских актеров: Дворжецкий-старший учил студийца Ульянова актерскому ремеслу, а спустя какое-то время Ульянов-мастер знакомил Владислава, его сына, с секретами киноискусства.

29 сентября 1969 года Михаилу Ульянову присвоено звание «Народный артист СССР». В 1973 году он дебютировал как режиссер, поставив на сцене Театра имени Е.Б. Вахтангова пьесу В.С. Розова «Ситуация», в 1976 году был сорежиссером в постановке «Ричарда III», в 1979 году осуществил постановку эпического романа В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю» и сыграл в нем Степана Разина.

В сентябре 1987 года назначен художественным руководителем Государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова. Избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР (1986-1987), председателем правления Союза театральных деятелей РСФСР (1986-1991), председателем Союза театральных деятелей России (1991-1996). С 1996 года почетный председатель Союза театральных деятелей России. Избирался народным депутатом СССР (1989-1992), членом Центральной ревизионной комиссии КПСС (1976-1990).

24 апреля 2002 года М.А. Ульянов прибыл на омскую землю для участия в церемонии открытия Центральной библиотеки Муромцевского района, которой было присвоено имя М.А. Ульянова. За несколько месяцев до ее открытия председатель Комитета культуры В.П. Зеленина от имени всех земляков обратилась к Михаилу Ульянову с просьбой разрешить назвать библиотеку в его честь. Михаил Александрович обещал подумать и через несколько дней на бланке театра им. Вахтангова прислал факсограмму: «Дорогие земляки! Сердечно благодарю Вас за глубоко взволновавшее меня известие о присвоении Центральной Муромцевской библиотеке моего имени. Спасибо Вам за такое удивительное решение. Спасибо. С благодарностью, Ваш Михаил Ульянов».

29 апреля 2004 года он последний раз вышел на сцену в роли Шмаги в спектакле «Без вины виноватые». В 2005 году в Омской области была учреждена премия в сфере театрального искусства имени М.А. Ульянова, которая присуждается лучшему театру, лучшему актеру и лучшему режиссеру года.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 26 марта 2007 года. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10). Награжден советскими двумя орденами Ленина (в т. ч. 25.04.1986), орденом Октябрьской Революции (18.11.1977), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (17.10.1996), медалями. Лауреат Ленинской премии (1966), Государственных премий СССР (1983) и РФ (1998), Государственной премии

РСФСР имени К.С. Станиславского (1975), премии «Кумир» (1999), премии «Золотая маска» (1999). Почетный гражданин Омской области (2005).

31 мая 2007 года имя М.А. Ульянова присвоено Омскому государственному Северному драматическому театру, на здании которого установлена мемориальная доска. В 2008 году на воду был спущен арктический танкер «Михаил Ульянов». Отчий дом Михаила Ульянова был выкуплен в 2012 году и после реконструкции передан в качестве филиала Омскому государственному историко-краеведческому музею. В первой комнате дома воссоздана обстановка жизни семьи Ульяновых, во второй - отражен жизненный путь артиста, его вклад в развитие отечественного кинематографа и театрального искусства.

В городе Таре, в 2012 году состоялось торжественное открытие памятника Михаилу Ульянову у здания Северного драматического театра.

Дочь Михаила Ульянова Елена писала: «.Невольно прихожу к выводу, что театр имени Вахтангова, впрочем, как и Арбат, имеет дважды омские корни. И еще вспоминаю слова Михаила Ульянова: ".ничего пронзительнее и дороже, чем юность, проведенная в Омске, у меня. нет"».

Ульянов был и остается в культурном пространстве нашего края. Своим искусством, общественной деятельностью он опередил время, поэтому заслужил бессмертие, благодарную память в нашем сознании.

Использованы фото из открытых интернет-источников.

Дом № 29 по ул. Больгая Бронная в г. Москве, где М. Ульянов прожил более 30 лет

Мемориальная доска народному артисту СССР художественному руководителю Вахтанговского театра Михаилу Ульянову

Фото С. Шпынова

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

REFERENCES

1. Ульянов М. Годы юности // Наедине со временем. Театральный Омск последних десятилетий: сб. / сост. С.А. Нагнибеда. Омск, 1987. С. 93-96.

2. Левите Р., Гройсман Я. Вацлав Дворжецкий -династия. Нижний Новгород, 1999. С. 8. [Запись и литературная обработка Н. Васиной]. [Электронный ресурс]. URL: http://blikwomen.com.ua/ writer/6204/books/18925/levite_riva/vatslav_ dvorjetskiy_-_dinastiya/read/2

3. Цит. по: Ирина Серебренникова. Возвращение Михаила Ульянова [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibiryak.info/omsk/5092-vozvraschenie-mihaila-ulyanova.html (Дата обращения 18.06.2016).

1. Ulyanov M. Gody yunosti // Naedine so vremenem. Teatral'nyj Omsk poslednih desyatiletij: sb. / sost. S.A. Nagnibeda. Omsk, 1987. S. 93-96.

2. Levite R., Grojsman YA. Vaclav Dvorzheckij - dinastiya. Nizhnij Novgorod, 1999. S. 8. [Zapis' i literaturnaya obrabotka N. Vasinoj]. [Elektronnyj resurs]. URL: http://blikwomen.com.ua/writer/6204/books/ 18925/levite_riva/vatslav_dvorjetskiy_-_dinastiya/read/2 (Data obrashcheniya 08.06.2016).

3. Cit. po: Irina Serebrennikova. Vozvrash-chenie Mihaila Ul'yanova [Elektronnyj resurs]. URL: http: //www. sibiryak. info/omsk/5092-vozvraschenie-mihaila-ulyanova.html (Data obrashcheniya 18.06.2016).

Бродский Илья Ефимович - краевед, некрополист, г. Омск

Шпынов Станислав Николаевич - доктор медицинских наук ведущий научный сотрудник Федерального научно- исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва; stan63@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 18 мая 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.