Научная статья на тему 'Пятый этап экономических реформ в Китае: опыт выхода из мирового финансового кризиса'

Пятый этап экономических реформ в Китае: опыт выхода из мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / WELL-BEING GROWTH / FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова Светлана Алексеевна

В статье проанализировано изменение ориентиров социально-экономической политики с целью обеспечения роста благосостояния. Рассмотрен опыт выхода Китая из мирового финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fifth stage of economic reforms in China: experience of an exit from world financial crisis

In the article change of reference points of a social and economic policy for the purpose of maintenance of growth of well-being is analyzed. Experience of an exit of China from world financial crisis is considered.

Текст научной работы на тему «Пятый этап экономических реформ в Китае: опыт выхода из мирового финансового кризиса»

- деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения [6].

Таким образом, современная российская ситуация в соответствии с проводимой государственной политикой, направленной на укрепление структур власти, определяющая возможность и ориентиры стабилизации экономики, задает необходимость эффективного функционирования государственного механизма, создающего условия для противодействия теневой экономике.

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29.

2. Всемирная история экономической мысли. М., 1987. Т. 1.

3. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990. С. 124-128.

4. Лозинский С.Г. Средневековые ростовщики. Страницы из экономической истории церкви в средние века. СПб., 1923.

5. Степичева О.А. Развитие механизмов регулирования теневой экономики в России: ав-тореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2007.

6. Гамза В. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? иКЬ: http://www. Кгеші.о^. (дата обращения: 6.08.2007).

7. Экономическая безопасность. Производство -финансы - банки / под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.

8. Нестерова Н.В. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн.

2008. № 1 (13). URL: http://uecs.mcnip.ru. Загл. с экрана.

9. URL: http://2001.isras.ru

10. Современные проблемы экономической теории. М., 2004. Ч. 2.

11. URL: http://www.corrupcia.net

12. Российская теневая экономика - черная кошка в темной комнате. URL: http://www.bigness.ru. Загл. с экрана. (дата обращения: 5.10.2005).

13. URL: http://www.gks.ru

14. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике России // Материалы Всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). М., 2007.

15. Рискин А. Черная дыра на Юге России // Независимая газета. 2006. 31 янв.

16. URL: http://www.mvdinform.ru

Поступила в редакцию 14.09.2009 г.

Yukhachev S.P., Astafev V.A. About dynamics of shadow and corruptional economic activity in modern Russia. The article analyzes current state of the Russian economy in a context of revealing its shadow and, first of all, its corruptional component. In the article preconditions, reasons and displays of shadow activity are allocated, directions of decrease in scales of corruption are revealed, outlined positive tendencies in activity on counteraction the shadow economy and corruptional relations are noted.

Key words: shadow economy; economic relations of corruption.

УДК 300.331

ПЯТЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ: ОПЫТ ВЫХОДА ИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

© С.А. Булгакова

В статье проанализировано изменение ориентиров социально-экономической политики с целью обеспечения роста благосостояния. Рассмотрен опыт выхода Китая из мирового финансового кризиса. Ключевые слова: рост благосостояния; финансовый кризис.

Для современного периода характерен отказ от ставки на количественные параметры экономического роста. Признается, что китайский экономический рост при всех его внушительных темпах был до сих пор по преимуществу экстенсивным, ресурсоемким, наносящим ущерб окружающей среде. Ставится задача изменить модель роста, сделать его интенсивным, инновационным, ресур-

сосберегающим, социально ориентированным. Отсюда вытекает концепция «пяти сбалансировании»: 1) развития города и деревни, 2) различных регионов, 3) экономики и социальной сферы, 4) человека и окружающей среды, 5) внутреннего развития и внешней «открытости». Провозглашен лозунг «Брать человека за основу»: в качестве цели экономической политики должен выступать не

рост экономики как таковой, а решение социальных задач.

По-иному стали формулироваться и количественные ориентиры развития. Задачи на 11 пятилетку (2006-2010 гг.) определены как удвоение душевого показателя ВВП (а не общего его объема) и снижение удельного потребления ресурсов на единицу ВВП на 20 %. Власть в последние годы демонстрирует подчеркнутое внимание к социальным группам с низкими доходами, в т. ч. к крестьянству. Много говорится о необходимости решать накопившиеся проблемы в образовании и здравоохранении. Постоянно акцентируется тема борьбы с коррупцией партийно-государственного аппарата, его обогащением за счет использования государственных активов. (Надо сказать, в течение всего периода реформ коррупция занимает первое место среди факторов, вызывающих недовольство населения).

Экономические реформы в Китае вступили в фазу радикализации. Ускорились процессы разгосударствления и реструктуризации промышленности. В 2004-2006 гг. значительные доли уставных капиталов в государственных банках были проданы иностранным стратегическим инвесторам. Распродаются государственные пакеты в открытых акционерных обществах. Началась либерализация режима валютного регулирования. Во исполнение обязательств, принятых Китаем при вступлении в ВТО, снижаются таможенные пошлины и нетарифные импортные барьеры, открывается доступ иностранных и национальных частных инвесторов в ранее закрытые для них отрасли хозяйства.

На этом этапе основное внимание сосредоточено на проблемах распределения. Введена многоуровневая система распределения, сокращается разница в доходах населения, регулируется чрезмерная дифференциация в доходах, пресекаются незаконные доходы.

Все это направлено на повышение уровня доходов людей с низким достатком; увеличивается доля населения со средним уровнем доходов, совершенствуется система пенсионного и социального страхования. То есть идет процесс обогащения населения.

Рост благосостояния, а следовательно, и потребительских возможностей именно широких, а не привилегированных масс населения современного Китая нашел прямое отра-

жение в ближайших и стратегических планах ведущих мировых корпораций, например, автомобильных.

Так, концерн «Фольксваген» рассматривает сегодня Китай в качестве своего главного рынка за пределами Германии; германский автогигант уже начал на территории КНР выпуск автомобилей своей марки на совместных с китайской стороной предприятиях, оснащенных лучшим оборудованием, поистине по последнему слову техники. По данным специалистов концерна «Форд», также открывшего свои филиалы на территории КНР, через 5 лет Китай будет покупать автомобилей больше, чем Германия и Япония вместе взятые. Приведенные данные, помимо прочего, еще раз подтверждают кардинальные сдвиги в покупательной способности населения Китая.

Широкое привлечение иностранных промышленных и технологических капиталов в становлении современного автомобильного производства, сборка легковых автомашин и грузовиков сначала совместного, а затем налаживание и стремительное развитие собственного производства привели к тому, что китайская продукция стала не только конкурентоспособной на внутреннем рынке, но и завоевывает мировой. По данным за 2005 г. китайская автомобильная промышленность увеличила экспорт своей продукции на 27 % [1].

О китайской внешней торговле и, прежде всего, экспорте особый разговор. Уже по итогам 2004 г. товарооборот КНР составил 1100 млрд долл. По его объему Китай обошел такого мирового «торгового гиганта», как Японию, и вышел на третье место в мире -после США и Германии. По данным МВФ, доля КНР в мировом экспорте приблизилась к величине в 6 %, что более чем втрое превышает аналогичный показатель Российской Федерации [1]. Это притом, что главной «начинкой» российского экспорта, как общеизвестно, остается сырье, тогда как экспорт Китая представлен готовой продукцией промышленности. Это одежда и текстиль, обувь и огромный диапазон товаров бытовой электроники - от телевизоров до компьютеров и стиральных машин.

ОЭСР в «Обзоре экономики Китая» прогнозирует, что к 2010 г. по объемам экспорта КНР может обойти и Германию, и США и

выйти на первое место в мире с долей на уровне 10 % всего мирового экспорта. При этом, становясь все более могучей экспортирующей силой и постоянно повышая уровень жизни и доходы основных слоев своего населения, Китай сам предъявляет растущий спрос на зарубежные товары.

Наряду с этим решаются задачи, связанные с расширением сферы торговли и услуг внутри страны, стимулируется развитие транснациональных корпораций, сельского хозяйства, развитие традиционного производства и производство высоких технологий. Степень открытости экономики во многом решена за счет вступления КНР в ВТО. 11 декабря 2001 г. КНР стала 143 членом ВТО.

Китай - лидер по производству: электроники, компьютеров, информационного оборудования, авиастроения, космической и атомной промышленности, по стране растет система скоростных автомагистралей. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Китай стал с 2004 г. крупнейшим в мире экспортером продукции цифровых технологий, превзойдя по объемам ее экспорта (180 млрд долл.) Японию и ЕС в 2003 г. и отняв в 2004 г. лидерство у США.

Следует отметить: в Китае до 90 % промышленного оборудования введено после 1980-х гг. (В России все оборудование введено до 1985 г.).

Доля промышленной продукции в китайском экспорте составляет 90 %. Доля электронного оборудования - 30 %. На внутреннем рынке продается 601 вид товаров отечественного производства. Инфляция имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Изменяется структура аграрного сектора:

- падает доля полеводства с 80 % до 58 %,

- растет доля скотоводства - с 15 % до 28,5 %, в 6 раз,

- рыболовства с 1,6 % до 10,3 %, в 4 раза,

- лесное хозяйство выросло в 3,6 раз.

Объем промышленного производства

вырос в 19 раз, объем инвестиций в 7 раз. Доля тяжелой промышленности уменьшилась в 15 раз. Объем легкой промышленности увеличился в 25 раз. Производство электроэнергии выросло в 5,5 раз.

Крупными свершениями в области производства высоких технологий и наукоемкой

продукции КНР доказала эффективность централизованной системы хозяйствования в ее планово-корпоративной форме.

Убедительно подтверждена коренная значимость независимости КНР от иностранного капитала. Практика вновь посрамила тех «прорицателей», в основном из американского лагеря идеологов приватизации и либерализации, которые на протяжении 2000-2005 гг. тиражировали миф о «пе-регретости» китайской экономики, настаивали на либерализации валютного курса юаня и проектировали сценарии «зарубежной помощи», без которой якобы КНР будет источником только «дешевого», а не высокотехнологического экспорта.

Продемонстрирована эффективность четко проработанной целевой промышленной политики, реализуемой на основе централизованной системы планового макроэкономического регулирования. Теперь предельно ясно, что КНР проводит политику форсированного развития экономики «пятого», т. е. технотронного, передела.

В рамках проводимой промышленной политики свои валютные резервы КНР расходует на приобретение в США не американских товаров или ценных бумаг, а высокотехнологического промышленного капитала (покупка подразделения персональных ЭВМ корпорации 1ВМ, технологий глубоководного бурения и т. д.). Соответствующие расходы обеспечиваются растущими экспортными доходами, с 2004 г. доходы от экспорта высокотехнологичной продукции стали превышать расходы на ее импорт. КНР начала получать от «пятого» передела чистый экспортный доход. При сохранении нынешних темпов только за счет торговли электронной продукцией КНР обеспечит положительное сальдо в большем объеме, чем дает ныне России весь ее совокупный товарный экспорт (нефти, газа, металлов и пр.).

Показательны сроки решения Китаем крупной народнохозяйственной задачи: фактически полторы пятилетки. В период 19962004 гг. страна осуществила:

- маневр капиталовложениями, материальными ресурсами, производственными мощностями, рабочей силой;

- провела полный комплекс необходимых НИР и НИОКР;

- обеспечила сертификацию производств по международным стандартам;

- укомплектовала предприятия и корпорации квалифицированными кадрами;

- скоординировала плановую кооперацию;

- создала стимулы для расширенного воспроизводства качественной продукции;

- сформировала условия ускоренной окупаемости инвестиций;

- гарантировала внутренний спрос;

- и, как итог, обеспечила экспортную эффективность.

Все составляющие сложнейшей плановорегулируемой макроэкономической системы распределения общественного труда работали в едином ритме, синхронно и с максимальной точностью. КНР фактически с нуля создала и вывела на ведущую позицию собственный сектор технотронного производства. И благодаря тому гарантировала себе в ближайшей перспективе еще более динамичное социально-экономическое развитие.

России тоже достаточно было бы полторы пятилетки на создание собственного сектора технотронных производительных сил, но только при условии предварительного перехода от разрушения своей экономики приватизацией и либерализацией к созиданию на основе вертикальной интеграции собственности и крупномасштабной технологической модернизации.

Однако все эти чисто экономические достижения Китая были бы не столь заметны без колоссальных сдвигов в социальной области. За предыдущие 25 лет успешных социально-экономических преобразований

страна с населением почти в полтора миллиарда человек и грузом многовековой отсталости смогла сократить долю людей, находящихся в состоянии абсолютной бедности, с 25 до 2 %.

Главными направлениями строительства «гармоничного общества» на перспективу до 2020 г. заявлены:

- совершенствование правовой системы социалистической демократии, гарантирование защиты прав граждан;

- постепенное преодоление тенденции к углублению разрывов между городом и деревней, между отдельными регионами; формирование разумной и упорядоченной системы распределения доходов;

- гарантирование полной занятости, формирование базовых систем социальной защиты в городе и деревне;

- развитие системы публичных услуг, повышение их качества;

- укрепление моральных устоев, формирование гармоничных отношений между людьми;

- укрепление инновационных способностей общества, формирование основ «инновационного государства»;

- развитие систем управления обществом, улучшение общественного порядка;

- повышение эффективности использования ресурсов, достижение очевидных результатов в охране окружающей среды;

- достижение качественно более высокого уровня жизни для всего населения Китая.

В условиях мирового финансового кризиса Китай видит свой вклад в улучшение общемировой ситуации, главным образом, в совершенствовании управления собственной экономикой. Конкурентоспособность своего фондового рынка китайцы рассматривают с точки зрения конкурентоспособности экономики в целом, а способность наращивать капитализацию своих компаний - за счет реальных экономических результатов, а не рыночных спекуляций. Подход к антикризисному регулированию китайского государства совпадает с общемировой практикой: стабилизация рынков, восстановление доверия между экономическими агентами, снижение процентной ставки и уменьшение нормативов обязательного резервирования. Особенность политики в том, что значительные льготы были представлены мелким и средним коммерческим банкам, а не центральным государственным. Исправление ситуации на фондовом рынке КНР проводит взвешенно, используя макроэкономические инструменты, стимулируя внутренний спрос, поддерживая мелкий и средний бизнес как основы национальной экономики.

В условиях финансового кризиса китайский инновационный мелкий и средний бизнес не понес потерь и развивается высокими темпами благодаря сокращению экспортных налогов, а также пакету мер по стимулированию социального жилищного строительства, инфраструктуры села, строительства важных транспортных объектов.

Следует отметить, китайский план антикризисных мероприятий отличается тщательной проработкой. Он принят в начале ноября 2008 г. и направлен на развитие инфраструктуры (строительство новых городских территорий, железных дорог, аэропортов, модернизация энергоснабжения) и социальной сферы (возведение школ, реформирование здравоохранения, поддержка низкооплачиваемых слоев населения). Главная задача - значительное расширение потребительского спроса и повышение уровня жизни населения.

Китай стремится обеспечить баланс в трех областях: между финансовыми инновациями и их регулированием; между виртуальной и реальной экономикой; между сбережениями и потреблением. В стратегическом плане Китай использует кризис для развития внутреннего спроса и укрепляет свое новое глобальное положение [2].

Таким образом, Китай встал на рельсы стабильного экономического развития на основе стратегического долгосрочного плани-

рования. Цель данного развития - рост благосостояния населения на основе гармоничного развития экономики в целом. Экономика приобретает сбалансированное развитие, носит многоукладный характер. Достигается это за счет роста эффективности общественного производства и высоких темпов роста.

1. Черковец О. Китай и США: новые грани противостояния // Экономист. 2006. № 2. С. 43.

2. Мировой кризис: угрозы для России // Мировая экономика и международные отношения.

2009. № 5. С. 17-19, 25.

Поступила в редакцию 2.09.2009 г.

Bulgakovа S.A. The fifth stage of economic reforms in China: experience of an exit from world financial crisis. In the article change of reference points of a social and economic policy for the purpose of maintenance of growth of well-being is analyzed. Experience of an exit of China from world financial crisis is considered.

Key words: well-being growth; financial crisis.

УДК 330.191.6+330.012.22

ТНК: ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕРХПРИБЫЛИ

© В.И. Смагина

В статье рассмотрены основные источники сверхприбыли ТНК, такие как природная рента, экологическая антирента, квазирента. Даны их определения, рассмотрены основные виды ренты, антиренты и квазиренты.

Ключевые слова: природная рента; экологическая антирента; квазирента; ТНК.

В настоящее время основными субъектами современного мирового хозяйства и международных экономических отношений являются ТНК. Транснациональные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей. Их деятельность охватывает все области экономики, а в сферу их интересов входит все большее число стран. Многие ТНК по своей экономической мощи вполне сопоставимы с традиционными участниками международных экономических отношений -государствами. ТНК оказывают значительное влияние на экономическое развитие, играют важнейшую роль в формировании международной конкурентоспособности стран,

поскольку производят больше половины мирового ВВП, на них приходится 2/3 международной торговли и международного перемещения капитала, 4/5 международного обмена технологиями.

Ориентиром и движущей силой деятельности ТНК является получение максимальной прибыли, точнее не просто прибыли, а сверхприбыли - источника мощности ТНК. Как справедливо отметил Ю.В. Яковец: «Прибыль... - это элементарное условие ведения бизнеса... Сверхприбыль... дает (ТНК) неиссякаемые силы и средства для захвата новых рынков, для осуществления технологических прорывов...» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.