Научная статья на тему 'ПЯТИ-ШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ, КАК ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

ПЯТИ-ШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ, КАК ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1023
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интервью / модель / метод / шаг / результат / клиент / беседа / interview / model / method / step / result / client / conversation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедтагирова М.А.

В статье говорится о пяти-шаговой модели психологического интервью. О видах интервью. О процессе психологического интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIVE-STEP MODEL OF PSYCHOLOGICAL INTERVIEW AS THE MAIN MODEL OF COUNSELING

The article refers to a five-step model of psychological interview. Types of interviews. About the process of psychological interview.

Текст научной работы на тему «ПЯТИ-ШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ, КАК ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

УДК 159.9

Магомедтагирова М.А. студент 5 курса факультета психологии Дагестанский Государственный университет, филиал гКизляр

(Россия, респ. Дагестан, гКизляр) Научные руководители: стпрепод Шуруха Т.А.

К.п.н.доц. ШарбузоваХ.А. Magomedtagirova M. A. 4th year student of the faculty ofpsychology. Dagestan State University, a branch of Kizlyar (Russia, Rep. Dagestan, Kizlyar) Senior lecturer Shuruha T.A. C.Ph.S. associate Professor Sharbuzova H.A. ПЯТИ-ШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ, КАК ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ FIVE-STEP MODEL OF PSYCHOLOGICAL INTERVIEW AS THE MAIN

MODEL OF COUNSELING Аннотация: В статье говорится о пяти-шаговой модели психологического интервью. О видах интервью. О процессе психологического интервью.

Ключевые слова: интервью, модель, метод, шаг, результат, клиент, беседа,

Annotation: The article refers to a five-step model ofpsychological interview. Types of interviews. About the process of psychological interview.

Keywords: interview, model, method, step, result, client, conversation.

Психологическое интервью - это специальный метод анализа уникальной ситуации клиента с целью ее переосмысления, осознания, мобильности внутреннего мира клиента.

Различают 2 вида интервью: свободное и стандартизированное. В процессе психологического интервью важна рефлексия психолога на тему заказа клиента. Эта модель имеет пяти-шаговую структуру.

1) Установление контакта, достижение взаимопонимания. Измеряется от 30 секунд до 3 минут. Как результат должно возникнуть: психолог: «я чувствую, понимаю клиента.» Клиент: «я доверяю психологу.» На этом шаге важно, чтобы был достигнут психологический комфорт, а психолог, со своей стороны, устанавливает контакт, информируя клиента о своих возможностях.

2) Сбор информации о контексте проблемы. Выявление позитивных возможностей в решении проблемы. Психолог решает вопросы: в чем проблема? Зачем клиент пришел? Как он видит свою проблему? Каковы его возможности в ее решении? Затем психолог возвращается к определению темы. На это уходит 15-20 минут.

3) Прояснение желаемого результата. Психолог помогает клиенту решить вопрос, что он хотел бы изменить, каким он хочет быть и здесь же обсуждается вопрос, что произойдет, когда желаемый результата будет достигнут (15 минут).

4) Выработка альтернативных решений. Осуществляется работа над различными вариантами решения проблемы. Вырабатывается личностная динамика клиента. Это длительная стадия - 20 минут и больше.

5) Обобщение предыдущих этапов - резюме и переход от обучения к действию. Мы задаем вопрос клиенту: «Вы будете делать это?» Необходимо учитывать индивидуальные особенности клиента.

Осуществляется прощание с клиентом (5-7 минут).

I шаг. Взаимное приветствие. После приветствия, знакомства вы информируете о своих возможностях: «Я работая здесь консультантом в этом центре. Я работаю с ... (возрастная группа). Что привело вас ко мне? Попробуйте остановиться на том, что вы хотели бы рассказать сегодня».

II шаг. Далее следуют конкретные вопросы о ходе событий и участниках конкретных действий. Задача заключается в том, чтобы максимально больше узнать о клиенте (что довело его до такой ситуации). Цель: помочь клиенту осознать ситуацию и свою роль в ней.

Строится картина о структуре внутреннего мира клиента: что знает клиент о

св. целях, что он знает о св. чувствах, о св. мыслях, о действиях

При этом ориентируемся на ключевые слова клиента, на его текст - это те

слова, которые не могут быть заменены синонимами - это что-то очень

важное, существенное. Важно шаг за шагом идти за клиентом, ничего не

придумывать. Важно обращаться к техникам повторения и

техникам эмпатийного слушания (знак расположения).

Пр. Если я вас правильно понимаю, то ... (краткое изложение его рассказа)

- у клиента возникает ощущение, что его понимают; он со стороны слышит

свои слова и более глубоко понимает их. У человека возникает интерес,

доверие, слушание с расположением.

Обращение к клиенту с оптимистическими суждениями. Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и других и ситуацию в целом. Психологическая беседа должна учитывать уровень клиента (психолог должен работать на одном уровне с клиентом, т.е. опираться на адекватный язык).

1) употребление простых доходчивых слов и образов в процессе работы

2) говорить кратко

3) не навязывать свою точку зрения

4) ориентироваться на тему клиента, не уходить от темы

5) не сгущать краски, употребляя оценочные суждения. Эмоциональная дистанцированность - не должно быть эмоциональной вовлеченности.

Не нужно сообщать клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы клиент мог остановиться на определенном варианте своего поведения.

III шаг. Осознание желаемого результата.

Основным содержанием консультации на этой фазе является прояснение того, каких бы перемен хотел достигнуть клиент, и что произойдет в его жизни, если эта проблема будет решена.

На этом шаге осуществляется переживание инсайта клиента: «Я все понял. Я сам все понял».

Важно: психологу опираться на потенциальные возможности клиента, которые могу привести к изменению его поведения. Техники и приемы:

• отражение чувств

• ссылка на авторитет

• апелляция к литературным источникам

На этом шаге осуществляется работа с сопротивлением клиента: «Я понимаю, что вам трудно принять...». Проговариваются возможные позитивные варианты поведения, т.к. клиент, как правило, зациклен на негативном.

IV шаг. Выработка альтернативных решений. Что мы можем сделать еще по этому поводу, т.е. пытаемся создать условия для выбора среди альтернативных решений.

Эта работа направлена на преодоление регидности мышления клиента.

V шаг. Обобщение. Переход от вербализации к действию.

Использованные источники:

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2.Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психологии. 1992.

З.Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопр. психологии. 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.