Научная статья на тему 'Коррекция стереотипов психической активности людей с лишним весом'

Коррекция стереотипов психической активности людей с лишним весом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
534
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / АКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМА / СТРАТЕГИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ОЖИРЕНИЕ / СТРАХ / КОРРЕКЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гараганов Артур Владимирович

В статье раскрываются психологические условия формирования доверительного межличностного взаимодействия при первой встрече психолога с клиентом, имеющим проблемы с весом. Дается пошаговая модель консультирования клиента по проблемам лишнего веса. Анализируется стиль питания современного человека как отражение его аффективных потребностей, поведенческих стереотипов, а также душевного и ментального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF PSYCHOLOGICAL ACTIVITY STEREOTYPEs of OVERWEIGHT PEOPLE

The article revels psychological condition for the formation of trusting interpersonal interaction at the first meeting with a patient who has weight problems. A step by step model for consultation of a patient with excess weight is given. A contemporary nutritional lifestyle is analyzed as a reflection of his/her affective needs, behavioral stereotypes, and also spiritual and mental state.

Текст научной работы на тему «Коррекция стереотипов психической активности людей с лишним весом»

УДК 159.9.07.316.6

А.в. Гараганов КОРРЕКЦИЯ СТЕРЕОТИПОВ ПСИХИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ ЛЮДЕЙ С ЛИШНИМ ВЕСОМ

Аннотация. В статье раскрываются психологические условия формирования доверительного межличностного взаимодействия при первой встрече психолога с клиентом, имеющим проблемы1 с весом. Дается пошаговая модель консультирования клиента по проблемам лишнего веса. Анализируется стиль питания современного человека как отражение его аффективных потребностей, поведенческих стереотипов, а также душевного и ментального состояния.

Ключевые слова: стереотип, активность, проблема, стратегия, потребность, ожирение, страх, коррекция, поведение, питание, личность, диагностика.

Artur Garaganov CORRECTION OF PSYCHOLOGICAL ACTIVITY

STEREOTYPES OF OVERWEIGHT PEOPLE

Annotation. The article revels psychological condition for the formation of trusting interpersonal interaction at the first meeting with a patient who has weight problems. A step by step model for consultation of a patient with excess weight is given. A contemporary nutritional lifestyle is analyzed as a reflection of his/her affective needs, behavioral stereotypes, and also spiritual and mental state.

Keywords: stereotype, activity, problem, strategy, need, obesity, fear, correction, behavior, nutrition, personality, diagnostics.

Психологический статус людей, имеющих проблемы с весом, характеризуется набором стереотипов психической активности личности (в поведении, эмоциональных реакциях, ментальных стратегиях и даже повседневной коммуникации) [2]. Причем выявление доминирующих стереотипов психической активности людей, имеющих проблемы с весом, необходимо для диагностики, прогнозирования и коррекции пищевого поведения. Для этой цели нами используются соответствующие методы и методики.

Стиль питания современного человека представляет собой отражение его аффективных потребностей, поведенческих стереотипов, а также душевного и ментального состояния. Удовлетворение голода дает человеку ощущение удовольствия, комфорта и защищенности. Например, во время кормления грудью ребенок чувствует тепло материнского тела, одновременно избавляясь от голода, пребывая в атмосфере заботы и любви, защищенности. Этот опыт фиксируется в сфере бессознательного и остается с человеком на всю жизнь. Так, без зафиксированного бессознательного эмоционального контакта утрата близкого и значимого человека может изменить личностное восприятие окружающего мира и собственный образ личности. Впоследствии у этого человека может развиться страсть к пищевым удовольствиям как к форме самовознаграждения на фоне незащищенности, скуки и недостатка внимания и любви.

В целом, питание - это коммуникативный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни. Принимать пищу большинство людей предпочитают в обществе. И это должен понимать психолог (терапевт), требующий от клиента изменений в пищевом поведении и привычках. В динамике произойдет изменение стиля коммуникации, образа мира и образа «Я» [1]. В итоге у клиента появляется жесткая психологическая попытка отвергнуть рекомендации психолога (терапевта), тем самым восстанавливая привычное пищевое поведение. Ограниченный в еде человек чувствует себя неполноценным, отлученным не только от еды, но и от других людей, привычного общения. Поэтому отсутствие психологической помощи и коррекции может привести к тому, что даже правильно подобранное питание будет действовать неэффективно и неблагоприятно.

© Гараганов А.В., 2014

Мастерство владения диагностическим интервью формируется в результате целенаправленной и систематической деятельности психолога (терапевта) посредством внимательного наблюдения за особенностями коммуникации (невербальной/вербальной) клиентов, а также благодаря возможности самоанализа собственных действий, слов и реакций, возникающих при общении с клиентами [4]. Важной составляющей профессионального мастерства является процесс непрерывного обучения и повышения квалификации психолога (терапевта). Рассмотрим психологические условия формирования доверительного межличностного взаимодействия при первой встрече с человеком, имеющим проблемы с весом.

Обозначим основные этапы первичного взаимодействия психолога (терапевта) и клиента, рассматривая общую структуру медико-психологического интервью.

1. Начало работы, изучение проблемы.

2. Определение цели и планирование глубины вмешательства.

3. Оценка достижения результата и шкала оценки имеющейся проблемы.

4. Коррекционно-терапевтическая работа.

5. Завершение или продолжение взаимодействия.

Эта структура-модель в общем отображает психотерапевтический процесс, помогая понять, как происходит коррекционная работа в системе субъект-субъектных отношений. Реальный процесс коррекции значительно шире. Выделенные стадии являются условными, поскольку в практической работе они взаимоинтегрированы, а их взаимодействие много сложнее.

В процессе первичного приема, консультирования и психотерапии важен коррекционный час, который может иметь примерно такую структуру.

Первый этап - подготовительный. Длительность 10-15 мин, когда идет сбор информации, проводится диагностика состояния пациента, осуществляется подстройка и начинаются терапевтические интервенции.

Второй этап - основной. Длительность 25-30 мин, в течение которых происходит погружение пациента в психотерапевтический процесс и осуществляются собственно коррекция или терапия.

Третий этап - завершающий. Длительность 5-10 мин, за это время формулируется вектор личностных изменений пациента, подводятся итоги работы, планируется дальнейшее взаимодействие.

В случае некорректного проведения первой встречи с клиентом любая психотерапевтическая или коррекционная методика будет неуспешной.

1. Начало работы, изучение проблемы

На этом этапе устанавливается контакт с клиентом путем превращения любых форм коммуникации в психотерапию. Исходным и очень важным условием осуществления контакта и начала терапии выступает организация поля доверия между субъектами (раппорт или гармонизация). Сфера действия психотерапевтических механизмов первой встречи когнитивная, эмоциональная и мотива-ционно-поведенческая.

В практической терапии данная задача решается за счет подстройки к клиенту по позе, дыханию, жестам, взгляду, тонусу, голосу, ценностям и осознанного контакта психолог (терапевт) - клиент. Находясь во «внутренней тишине», необходимо слышать и чувствовать пациента, говорящего о своих трудностях, проявляя спокойствие и эмпатию, не оценивая и не манипулируя его сознанием. Необходимо сопровождать клиента в глубоком рассмотрении проблемы, при этом обращая его внимание на проявленные эмоции и чувства, смысл высказываний и невербальное поведение [4].

Очень часто во время консультации происходят переформулировка и уточнение цели прихода и запроса на программу. Важными методами получения информации о состоянии клиента являются сенсорная чувствительность и наблюдательность психолога (терапевта). Глубина этой информации

проявляется в процессе наблюдения за поведением клиента. Вербальные сообщения клиента по своей сути малополезны, если они сразу не подтверждаются физиологическими «маркерами» (покраснение кожи, изменение ритма дыхания, размера зрачков, тонуса тела и др.).

Для успешного начала работы важно собрать первичную информацию, задавая примерно такие вопросы (пример для начинающих).

- В чем ваша проблема?

- Чего вы хотите? Для чего?

- Какой результат вы ожидаете от нашей работы/программы?

- О чем вам важно поговорить со мной сейчас до начала процедур?

- Можете рассказать, о чем вы молчите?

- А что такое в вашем понимании «нормальный» вес? Опишите более конкретно.

- Что вы сейчас испытываете, чувствуете (когда говорите о своем весе)?

- Где, когда (в какой ситуации) вы чаще всего испытываете затруднения от вашего веса?

- Бывает ли когда-нибудь, что вы этого не испытываете?

- Что для вас хорошего в настоящем состоянии (с настоящим весом)?

В данной ситуации происходит идентификация клиента, психолог (терапевт) описывает так называемые горизонты и глубину проблемы пациента. Формируется запрос на терапию и коррекцию, уточняется сфера взаимодействия человека с собственной проблемой, определяется вид помощи. Важно уточнить термины и понятия, которыми клиент описывает проблему. Точное определение запроса позволит понять очевидную причину, а возможно, и подскажет способ познания причины неочевидной. Если при определении сути проблемы клиентом возникают трудности, то требуется прояснение целей обращения, и тогда необходимо вернуться к начальной стадии ее изучения, или вы констатируете отсутствие объекта для психотерапии и коррекции.

2. Определение цели и планирование глубины вмешательства

Известно, что шанс избавиться от проблемы всегда зависит от того, как человек ее определяет и объясняет. Изменение взгляда на проблему, стратегии мышления применительно к ней может коренным образом изменить способ, которым человек будет ее решать. На начальном этапе коррекци-онной работы акцент делается на внутренние ресурсы пациента и способы решения, возникает корректный психотерапевтический дискурс. Такой подход развивает сотрудничество и стимулирует творческие возможности клиента, одновременно обучая его новому опыту реагирования (психолог (терапевт) и клиент имеют разделенную «психотерапевтическую реальность»).

В первые минуты встречи необходимо перевести собственную проблему клиента в его же цель. Очень часто клиенты затрудняются в вычленении и описании причин обращения, формулируют цель обобщенно, слабо выделяют основные феномены, доставляющие беспокойство. Нужно помочь прояснить цель обращения, осуществить переход от цели к актуальной жизненной ситуации, выявить связь между актуальной жизненной ситуацией и личной целью, таким образом формируя и конкретизируя собственно цель клиента. Можете использовать нижеприведенные вопросы.

- Какова ваша цель? Изменить вес или нравиться другим? Быть здоровым или совершить путешествие?

- Какого именно результата вы хотите? Знаете точные показатели собственного веса и объемов?

- Что для вас будет являться результатом?

- Как вы узнаете, что получили желаемое психоэмоциональное состояние? Как бы вы себя повели, что бы стали делать?

- Что произойдет, если желаемое будет достигнуто?

- Существуют ли препятствия достижению желаемого ?

- Где (определение места) и когда (определение срока) вы хотите реализовать свою цель?

- Существуют ли контексты, в которых это нежелательно?

- Когда-нибудь раньше вы достигали своей цели?

- Откуда вы знаете, что достигали ?

- Как вы это делали? Что вы делали? На что это было похоже?

Пациенту необходимо знать, из чего состоит его цель в категории личного опыта, чтобы он мог оценивать свое продвижение к ней и распознавать результат, когда достигнет желаемого. На этом этапе проясняются мотивы обращения и выясняются возможные варианты решения проблемы. Правильно формулируя направленные вопросы, психолог (терапевт) не навязывает собственные варианты решения проблемы, а побуждает клиента, самостоятельно обращаясь к личным чувствам и внутренним образам, выделить и описать возможные варианты решения проблемы, которые он интуитивно считает подходящими.

Далее проверяется вера клиента в решение проблемы и исследуется «вторичная выгода» при решении проблемы. В это же время составляется список возможных вариантов для легкости сравнения. Например, некоторые проблемы требуют для решения много времени, другие разрешаются посредством осознания и уменьшения значимости.

В плане достижения цели следует предусмотреть, какими способами и с помощью каких средств клиент проверит в реальности выбранное решение (тесты, упражнения, медитации, действия и др.). Клиенты часто имеют поверхностное представление о том, что такое медико-психологическая работа и психотерапия. Когда клиент не владеет никакой информацией о процессе терапии, он с трудом формулирует запрос. Необходимо рассказать человеку о возможностях психотерапии и коррекции, информировать о преимуществах и недостатках, объяснить, что вообще происходит во время приема, тогда ему будет легче осознать свои задачи, понять и принять возможности психолога (терапевта).

Многие люди приходят за психологической поддержкой в ожидании чуда, надеясь, что психолог (терапевт) сразу совершит что-либо волшебное. В данном случае необходимо помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен ставить цель и решать задачи, действовать и самоизменяться, рефлексировать и реализовываться.

3. Оценка достижения результата и шкала оценки имеющейся проблемы

На этом этапе психолог (терапевт) вместе с клиентом оценивают уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и возможность достижения результата. В случаях возникновения у клиента новых или открытия глубинных проблем совместная работа подвергается обязательной корректировке.

Важное значение имеет знание оценочной шкалы проблемы. Клиенту предлагается методика визуализирования шкалы градусника (термометра). Данная шкала является инструментом субъективной оценки важности проблемы посредством образа цифр. Например, от 0 до 10 или от 0 до 100 %. Инструкция: «Насколько актуальна проблема сейчас, когда вы думаете о ней, - в баллах от 0 до 10, где 0 - полное отсутствие беспокойства и проблемы, а 10 - наиболее сильное беспокойство, которое вы могли бы представить?» Визуализация шкалы уже сама по себе является терапевтическим методом, поскольку переводит пациента в диссоциированную позицию.

Следующий шаг - прояснение запроса, желания пациента.

- Что будет являться результатом нашей работы? На шкале это какая цифра, какой уровень? Этот шаг очень важен, так как клиент чаще всего не может быстро измениться, у него свой ритм, свое биологическое время, и вы не всегда можете знать и понимать, что показывают его биологические и физиологические часы.

Некоторые симптомы или проблемы на более глубинном уровне содержат «вторичную выго-

ду». Прояснение этого факта необходимо, но должно происходить в свое определенное время. Узнать это можно посредством наблюдения за невербальным поведением клиента. В частности, важны микродвижения тела клиента, которые необходимо еще правильно распознать и прочитать, чтобы затем применить в терапевтической и коррекционной части. Данный навык наблюдения и анализа формируется длительной практикой. Состояние созерцательной «тишины» поможет повысить вашу чувствительность и восприятие.

4. Коррекционно-терапевтическая работа

Первой терапевтической акцией должно быть разрушение ригидного способа восприятия реальности и сопутствующих реакций клиента. В результате чего получим преобразование стратегии мышления клиента и прояснение всех видов взаимодействия, а также выявим механизмы, поддерживающие проблему.

В диалоге с клиентом важно безусловное принятие его реакций, не считая их полными и правдоподобными. Задаваемые вопросы носят уточняющий характер, но предполагают конкретные ответы: картинки, звуки и телесные ощущения. Таким образом, диалог переводится на язык деталей, в которых чувства, переживания и рефлексия дополняют друг друга. Эта техника способствует возвращению к естественности. На этом фоне важность отдельных переживании и эмоциональная на-груженность клиента снижаются.

Важным является сосредоточение в диалоге не только на содержании разговора, а в большей степени на контексте и на том, как говорит клиент. Клиенту самому становится интересно участвовать в этом процессе. У него возникает доверие к происходящему здесь и сейчас, даже если происходящее необычно и непонятно. Каждый новый вопрос изменяет его внутренние ожидания. А на протяжении встречи у клиента сохраняются приятные ощущения. Обычно после такого приема клиент оставляет в стороне схематичные ответы и начинает искать новые решения проблемы внутри самого себя.

Вопросы психолога (терапевта) сопровождает его уникальный невербальный язык. Важным элементом работы является «отзеркаливание» - копирование поз клиента или их частей в процессе диалога. Но это не может быть полным повторением. Находясь в зеркальном подобии с клиентом, можно легко считывать его микросигналы, поступающие из сферы бессознательного. В таком «танце» проявляются основные, наиболее типичные и важные состояния клиента, а также их индивидуальный алгоритм фазовых переходов.

Использование техник, основанных на парадоксе, - один из способов спонтанного самовыражения и проявления внутренней свободы. Так, провоцируя клиента продолжать «нездоровое» симптоматическое поведение, психолог (терапевт) контекстуально, невербально сообщает клиенту, что нужно изменить это поведение. Адресованное клиенту парадоксальное предписание позволяет ему почувствовать, что он может самостоятельно контролировать собственный симптом, тем самым изменяя его определение или значение. Клиент обретает большую силу, учится рефлексии и самостоятельной работе над собой [3].

5. Завершение или продолжение взаимодействия

Важно изменить эмоциональную реакцию клиента на проблему, разорвать шаблон, демонстрируемый им. Необходимо уточнить и раскрыть значение каждого сказанного слова. Далее ведите наблюдение за невербальной коммуникацией клиента. Утилизируйте, используйте сопротивление, наблюдая его реакции. Необходимо прояснять проблему на разных уровнях восприятия. Расспрашивайте о том, как... ощущаете это... (продолжается сбор информации о проблеме и состоянии клиента). Используйте визуальную, аудиальную, кинестетическую системы. Задавайте разные вопросы. Не делайте заключений, не интегрируйте - оставайтесь в позиции созерцания и осознания себя и клиента. Продолжайте работать. Узнайте, откуда у клиента проблема (очевидные причины), проводя ко-

роткие вопросы-интервенции, а также с чем она связана (отношения в семье, наследственность, личная травма и т.д.) [5].

На этом этапе измените рамку восприятия, используя парадокс. Задействуйте метафоры изменения. Повторяйте за клиентом, перепроверяйте.

- Если я вас правильно понял... - производите уточнения, перечисляйте важные пункты.

Все время уточняйте, что самое важное для клиента, так как во время консультации изменяется состояние человека и запрос может проясняться (изменяться). Изучайте пик напряженности. (Когда хуже всего?) Помогайте клиенту проанализировать моменты отсутствия осознания проблемы. Пользуйтесь визуальной оценочной шкалой. Обучайте позитивному восприятию. (Часто позитивное обучение, как опыт, позволяет восстановить нарушения в психосоматике.) Задействуйте его желание измениться!

Продолжая терапию, создайте метафору нового действия, основанную на изменении. Ваша задача - уменьшить важность проблемы как переживания и размыть детали проблемы как травмы. Создать позитивное ожидание будущих изменений. Мобилизуйте ожидание, кратко отвечая на вопросы пациента. Закрепите положительную динамику (используя косвенные внушения, якоря и др.). Задавая вопрос: «У вас это получится, как у...?», - произведите интеграцию старого состояния и нового. Спросите: «А что произошло такое, из-за чего стало полегче, поспокойнее? Нормально - это как? Многие клиенты, имеющие проблемыг с весом, выполняя все наши упражнения, справились с проблемой... А вы готовыг?» Предложите клиенту самостоятельные упражнения или задание на дом. Обязательно похвалите клиента: «Вы хорошо поработали!» (Человеку требуется признание.) Стратегия домашнего задания также должна соответствовать предъявленной проблеме, чтобы подсказать клиенту возможное самостоятельное решение. С помощью продуманных упражнений для домашних заданий вы соберете важную информацию об изменившемся поведении клиента и его стратегиях преодоления проблем. Эта информация имеет большое значение для коррекционной работы, вы сможете ее использовать при последующих встречах с клиентом.

Таким образом, психологический статус людей, имеющих проблемы с весом, характеризуется набором стереотипов психической активности личности. Дальнейшее выявление психологом-консультантом доминирующих стереотипов психической активности людей, имеющих проблемы с весом, необходимо для диагностики, прогнозирования и коррекции пищевого поведения. Для этой цели нами используются представленные методы и методики.

Библиографический список

1. Берулава Г.А. Образ мира / Г.А. Берулава. - Сочи: НОЦ РАО, 2001. - 46 с.

2. Берулава Г.А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности / Г.А. Берулава. - М.: Гуманитарная наука, 2010. - 157 с.

3. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности / Г.А. Берулава. - М.: МАГО, 1996. - 44 с.

4. Гараганов А.В. Причинная психотерапия: Метод Causal Therapy / А.В. Гараганов. - М.: Психотерапия, 2006. - 240 с.

5. Гараганов А.В. Причинная психотерапия как способ изменения психофизиологического состояния // Науч. тр. I съезда физиологов СНГ / под. ред. Р.И. Сепиашвили. - Т. 2. - М.: Медицина-Здоровье, 2005. -312 с.

6. Гараганов А.В. Эпоха перемен. Когда хочется бежать / А.В. Гараганов. - М.: Тренинговое агентство AR't, 2008. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.