Научная статья на тему 'Пятая международная летняя лингвистическая школа «Теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики» (26 июня - 5 июля 2008 г. )'

Пятая международная летняя лингвистическая школа «Теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики» (26 июня - 5 июля 2008 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пятая международная летняя лингвистическая школа «Теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики» (26 июня - 5 июля 2008 г. )»

ХРОНИКА

ПЯТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛЕТНЯЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ» (26 июня - 5 июля 2008 г.)

Пятая международная летняя лингвистическая школа проходила в г. Кемерово, Кемеровском государственном университете. Ее основной задачей было способствовать развитию кадрового потенциала Сибири и Дальнего Востока. Однако участниками школы стали лекторы и слушатели, представляющие намного более широкую географию: из Москвы, Витебска (Белоруссия), Щецина (Польша), Тамбова, Кемерово, Бишкека (Кыргызстан), Бийска, Ставрополя, Челябинска, Красноярска, Ижевска, Омска, Самары, Уфы, Новокузнецка, Перми, Елабуги, Новосибирска, Тюмени, Барнаула, Томска, Лесосибирска, Минусинска, Сургута, Нижнего Новгорода, Комсомольска-на-Амуре, Невинномысска, Кокшетау (Казахстан), Юрги, Ленинск-Кузнецка.

Лингвистическая школа была посвящена актуальным вопросам современного теоретического и прикладного языкознания. Во вступительном слове на открытии школы доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой стилистики и риторики Кемеровского государственного университета Людмила Алексеевна Араева (председатель оргкомитета) отметила, что целесообразность проведения лингвистической школы определяется необходимостью объединения усилий лингвистов-исследователей и лингвистов-педагогов для обсуждения и решения насущных проблем науки о языке, столкнувшейся с кардинальными изменениями как в области гносеологии (методики и методологии изучения языка и преподавания языковых курсов), так и в области онтологии - свойств современной речевой коммуникации.

Задачами школы стало многоаспектное освещение ключевых для лингвистики категорий (антропоцентризм, языковой знак, языковое и ме-таязыковое сознание, внутренняя форма); рассмотрение разнообразных форм функционирования языкового сознания; анализ невербальных компонентов речевой деятельности и их роли в коммуникации; освещение проблем культуры речи в современном обществе; определение специ-

фики детской речи, рассмотрение проблем когни-ции и коммуникации и внедрение современных методик, основанных на данных подходах, в преподавание в вузе и школе.

Пятая международная летняя лингвистическая школа была посвящена юбилею заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора филологических наук, профессора Елены Самой-ловны Кубряковой. Поэтому в тематике школы отчетливо выделились направления, связанные с развитием когнитивно-дискурсивной парадигмы в отечественной лингвистике.

Летняя школа имела следующий формат: чтение лекций и дискуссии по представленным проблемам, проведение практикумов и тренингов, проведение круглых столов. Данные активные формы содействуют интенсификации информационного обмена между российскими и зарубежными лингвистами.

Среди приглашенных лекторов на лингвистической школе были ведущие российские лингвисты институтов Российской академии наук: А.Н. Баранов - доктор филологических наук, профессор, зав. отделом экспериментальной лексикографии Института русского языка им. В.В. Виноградова и В. И. Беликов - доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник этого же института.

Вузы Ближнего зарубежья представляли доктор Щецинского университета Йоланта Ми-турска-Бояновска (Польша), доктор филологических наук, профессор Витебского государственного университета В. А. Маслова (Белоруссия), доктор филологических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета М.Д. Та-гаев (Кыргызстан).

Интересные лекции были прочитаны представителями московских вузов: докторами филологических наук, профессорами РГГУ М.А. Крон-гаузом и Г.Е. Крейдлиным, доктором филологических наук, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова Л. Г. Зубковой.

156

Е.М. Позднякова

Когнитивно-дисурсивное направление было представлено в лекциях по когнитивному словообразованию, прочитанных доктором филологических наук, профессором Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Е.М. Поздняковой.

С большим интересом были выслушаны лекции, прочитанные представителями Кемеровского университета - докторами филологических наук, профессорами Л.А. Араевой и Н.Д. Голевым.

Особенностью данной лингвистической школы является то, что она дала возможность представителям различных вузов России не только прослушать лекции ведущих ученых и ознакомиться с новыми направлениями в лингвистике, но и высказать собственное мнение в докладах и сообщениях. 4 июля проходила научно-практическая конференция «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания языковых курсов», на которой обсуждались проблемы динамики речевого взаимодействия; проблемы изучения текста как цельной коммуникативной единицы; проблемы языка СМИ; проблемы изучения лексики; проблемы изучения семантики; проблемы онтолингвистики; проблемы изучения активных процессов в грамматике и словообразовании; рассматривалась языковая картина мира и языковая личность как научно-лингвистическая модель; исследование речевых стратегий и тактик; стиль и жанр как предмет исследования.

В лекциях ведущих ученых России и Зарубежья были представлены следующие теоретические блоки.

Состояние русской нормы, антиграмотность в Интернете и освоение заимствований в аспекте русской нормы. Социолингвистический аспект языковых исследований в современной России. Этот блок был прочитан профессорами М.А. Кронгаузом и В.И. Беликовым. Языку Интернета был также посвящен круглый стол «Интернет как коммуникативное пространство» под руководством профессора М.А. Кронгауза. Интернет рассматривается как полигон для различных языковых экспериментов. Участники говорили о том, какие изменения языка являются специфическими для Интернета, а какие проходят в русле общих языковых процессов. Обсуждался вопрос о том, возникают ли новые виды коммуникации в Интернете и многие другие.

Блок лекций был посвящен коммуникативному поведению, в частности невербальной коммуникации как важной составляющей подобного

поведения. Эти лекции были прочитаны профессором Г.Е. Крейдлиным.

Чрезвычайный интерес слушателей вызвали лекции профессора А.Н. Баранова, посвященные лингвистическим экспертизам в юридической практике. Проблемы юрислингвистики очень активно обсуждались слушателями. Кроме того, в рамках школы были представлены две книги: А.Н. Баранова «Лингвистическая экспертиза текста» (М.: Флинта, 2008) и М.А. Осадчего «Правовой самоконтроль оратора» (М.: Альпина Бизнес Букс, 2007).

Профессор Л.Г. Зубкова прочитала ряд лекций о проблеме языкового знака. Они назывались «Принцип знака в системе языка» и были посвящены позиции автора в отношении проблем языковой семиотики. Ею же был проведен круглый стол «Является ли язык цельным системным образованием?», на котором обсуждались вопросы семиотики, в частности, решались вопросы о том, совместимы ли (как совмещаются) целостность и политипологизм языковой системы, целостность и многообразие функций языковой системы.

Блок когнитивной лингвистики был представлен профессорами В.А. Масловой и Е.М. Поздняковой.

Общие проблемы когнитивной лингвистики, такие как история возникновения когнитивной лингвистики, концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики, национальный характер сквозь призму концептов прочитала профессор из Белоруссии В.А. Маслова. В этих лекциях слушателям были представлены идеи когнитивной лингвистики, которые сформировались в отечественном языкознании под воздействием семантико-прагматических и концептуально-семантических исследований.

Идеи когнитивно-дискурсивного анализа в словообразовательном аспекте прозвучали в лекциях профессора Е.М. Поздняковой. Она освятила проблемы категоризации в когнитивном словообразовании, представила методики концептуального анализа на этом уровне языковой системы.

Блок лекций, посвященных типологическим исследованиям, был прочитан профессором М.Д. Тагаевым из Кыргызстана. Он показал в рамках типологических исследований деривационно-фреймовое моделирование национальной специфики языковой картины мира.

Чрезвычайно важный теоретический вклад в работу школы внесли профессора Кемеровского университета Л.А. Араева, Н.Д. Голев, Н.Б. Лебедева, М.Ю. Рябова и профессор Бийского государст-

Вопросы когнитивной лингвистики

венного педагогического университета Е.Б. Трофимова. Их усилиями в рамках школы были подготовлены и проведены чрезвычайно интересные, вызвавшие бурные дискуссии круглые столы: «Морфологическая система как имманентная си-нергетическая сущность» (профессор Н.Д. Голев), «Проблемы преподавания языковых курсов» (профессор Л.А. Араева), «Культурно-историческая и дидактическая значимость изучения естественной письменной речи» (профессор Н.Б. Лебедева), «Проблемы художественного перевода (профессор М.Ю. Рябова).

Во время подведения итогов школы как ведущие лекторы, так и ее участники-слушатели говорили о чрезвычайной важности обсуждаемых проблем, о возможности быть вовлеченным в живой процесс общения по самым актуальным вопросам современной лингвистики. В итоговом решении школы была подчеркнута значимость такого рода мероприятий для совершенствования кадрового потенциала Сибири и Дальнего Востока, как, впрочем, и для других регионов России. Лекторы нашли в Кемерово чрезвычайно заинтересованную и благодарную аудиторию, а слушатели школы встретили живых, заинтересованных и глубоко профессиональных лекторов. Лингвистическая школа в Кемерово продемонстрировала, что современная наука развивается на всей территории России, и регионы вносят в ее развитие достойный вклад.

Школа помогла раскрыть значительный научный потенциал лингвистики и смежных наук в анализе сложнейших проблем существования человека в современном мире: это и его антропоцентрическая сущность, и концептуализация им мира, и его коммуникативное поведение, и его адаптация к современным информационно-коммуникативным процессам, и участие в процессах семиозиса. Когнитивные процессы, развитие языковой способности и обучение языку также получили освещение в рамках школы. Школа оказалась полезной для апробации новых перспективных идей, повышения научной квалификации специалистов, стала ступенью научного роста молодых аспирантов и соискателей.

Хотелось бы еще раз отметить научный и творческий вклад команды Кемеровского университета в работу Лингвистической школы: Людмилы Алексеевны Араевой как председателя оргкомитета и лидера мероприятия, профессоров Н. Д. Голева, А. Г. Антипова, П. А. Катышева, Н. Б. Лебедевой, М. Ю. Рябовой, координатора школы, кандидата филологических наук М.А. Осадчего.

Результаты работы школы, несомненно, послужат основой для дальнейших исследований по широкому спектру направлений работы школы: теория коммуникации, когнитивная лингвистика, культурология, психолингвистика, юрислингвисти-ка и другие отраслевые лингвистики, Интернет-коммуникация в ее языковом аспекте.

Е.М. Позднякова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.