Научная статья на тему 'Научный семинар «Актуальные проблемы современной лингвистики»'

Научный семинар «Актуальные проблемы современной лингвистики» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
911
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕМАНТИКА СЛОВА / COGNITIVE LINGUISTICS / NONVERBAL COMMUNICATION / MEANING OF WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шунков Александр Викторович

В статье представлен обзор лекций, прочитанных в рамках научного семинара, посвященного вопросам современного состояния языка, новым направлениям в развитии лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SEMINAR “ACTUAL PROBLEMS OF MODERN LINGUISTICS”1

This article is a review of lectures, that were relected at the scientific seminar of the current state of language and new directions in the development of linguistics.

Текст научной работы на тему «Научный семинар «Актуальные проблемы современной лингвистики»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА SCIENTIFIC LIFE OF THE UNIVERSITY

УДК 81

А. В. Шунков

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ»

В статье представлен обзор лекций, прочитанных в рамках научного семинара, посвященного вопросам современного состояния языка, новым направлениям в развитии лингвистики.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, невербальная коммуникация, семантика слова.

A. V. Shunkov

SCIENTIFIC SEMINAR “ACTUAL PROBLEMS OF MODERN LINGUISTICS”

This article is a review of lectures, that were relected at the scientific seminar of the current state of language and new directions in the development of linguistics.

Keywords: cognitive linguistics, nonverbal communication, meaning of word.

Язык является одним из индикаторов оценки уровня состояния культуры не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Этот тезис нельзя не принять, гораздо сложнее начать относиться к языку как системе, существующей по своим правилам и законам, знать которые необходимо. Тот факт, что в последнее время вопросы существования языка в современных условиях меняющегося мира становятся предметом дискуссий не только на научных конференциях и симпозиумах, объединяющих лингвистов, но и слушаний в Правительстве Российской Федерации, говорит о важности самой проблемы. Как известно, одним из последних законодательных актов Правительства РФ стало постановление от 20 июня 2011 года № 492 «О федеральной целевой программе

“Русский язык” на 2011-2015 годы», цель которой заключается в поддержке, сохранении и распространении русского языка, его популяризации, проведении научных исследований в области лингвистики, разработке, апробации, тиражировании и внедрении новых словарей, грамматик, справочников, пособий, информационных материалов по русскому языку, в организации и проведении комплекса мероприятий, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации преподавателей-русистов. Веским аргументом и доказательством серьезности проблемы, осмысливаемой на государственном уровне, является и объем финансирования данной программы, определенный правительством, - свыше двух с половиной миллиардов рублей. Хочется верить, что при та-

Часть II

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

кой финансовой поддержке государственный язык Российской Федерации, одновременно являющийся официальным языком ряда международных организаций, не потеряет своих позиций в глобализирующемся мире под воздействием упрощенных методик обучению языку, проверки знаний, активно внедряемых сегодня в образовательный процесс.

26-27 марта 2012 года научное управление Кемеровского государственного университета культуры и искусств при поддержке администрации г. Кемерово, департамента образования и науки Кемеровской области, Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования инициировало проведение научного семинара «Актуальные проблемы современной лингвистики». В семинаре приняли участие известные ученые лингвисты, занимающиеся исследованием различных аспектов языковой системы: Араева Л. А., доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой риторики и стилистики Кемеровского государственного университета, Кронгауз М. А., доктор филологических наук, профессор, директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), Крейдлин Г. Е., доктор филологических наук, профессор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва). Учеными были прочитаны лекции, вызвавшие огромный интерес среди аудитории учителей русского языка, приглашенных на семинар.

В своей лекции «Язык и мышление» профессор Л. А. Араева высказала идею необходимости изучения языка не только с позиции его структурно-семантической организации, но и с позиции погружения в ту культуру, которая воплощает себя через язык. «Язык -это культурный продукт нации и хранитель

ее культурных прототипов», - отметила в своей лекции профессор Л. А. Араева. Опираясь на исследования Л. Витгенштейна, Л. А. Араева показала, как можно изучать язык, применяя антропоцентрический подход, в основе которого находится рассмотрение роли человека, его индивидуальных и коллективных способностей в пользовании языком. В своей лекции профессор Л. А. Араева также озвучила идею необходимости разработки качественно новых типов словарей, лексические единицы в котором представлены в пропозициональнофреймовой связи. Должен быть создан словарь, соответствующий современному видению языковых процессов, воспринимаемых как форма мысли. Данная мысль уже была высказана ученым ранее в статье «Электронный пропозиционально-фреймовый многоязычный словарь как основа толерантной межкультурной коммуникации», опубликованной в «Вестнике Кемеровского государственного университета культуры и искусств» [1, с. 48-50].

Профессор Г. Е. Крейдлин, известный отечественный ученый, крупный специалист в области невербальной семиотики, поднял важную проблему в понимании тех задач, которые на сегодняшний день решаются в лингвистике. «К ним относится, в частности, признание того факта, что многие задачи, которые лингвистика прежде отказывалась обсуждать и решать, отбрасывая как нелингвистические, становятся наиболее актуальными и заслуживающими всяческого внимания» [2, с. 40-41]. Профессор Г. Е. Крейдлин осветил новые принципы и взгляды на коммуникацию людей, в основе которой лежат языковые и невербальные коды. Невербальная коммуникация - абсолютно новая наука, родившаяся на стыке лингвистики и ряда других наук, помогающая современному

ISSN 2078-1768

ВЕСТНИК КемГУКИ 19/2012

человеку грамотно вести себя в контекстах различных культур. Отметим, что авторский лекционный курс по основам невербальной семиотики профессор Крейдлин на протяжении последних четырех лет читает для студентов театроведческих специальностей КемГУКИ [3].

Лекция профессора М. А. Кронгауза «Современный русский язык: заимствования и новые значения» привлекла внимание слушателей проблемами, активно обсуждаемыми как в академических аудиториях, так и в блогосферах: может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется, прежде всего, само общество, и как язык должен

реагировать на эти изменения? Что такое языковая свобода, каково ее проявление и как реагировать на то, что русский язык даже не успевает осваивать все эти заимствования? Языковой хаос - это сознательная игра или безграмотность, выразительность или грубость?

Хочется выразить надежду, что семинар «Актуальные проблемы современной лингвистики» выполнил свою задачу - еще раз обратил внимание общественности на необходимость проведения целенаправленной политики поддержки и сохранения русского языка - государственного языка Российской Федерации.

Литература

1. Араева Л. А. Электронный пропозиционально-фреймовый многоязычный словарь как основа толерантной межкультурной коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 5. - С. 48-50.

2. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика и театр // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 14. - С. 40-48.

3. Шунков А. В. Вопросы невербальной семиотики и их рассмотрение в рамках академических чтений в КемГУКИ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2011. - № 14 - С. 127-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.