Научная статья на тему 'Летняя научная школа на Азовском море (июль 2011)'

Летняя научная школа на Азовском море (июль 2011) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пименова Марина Владимировна, Теркулов Вячеслав Исаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летняя научная школа на Азовском море (июль 2011)»

Марина Владимировна Пименова,

доктор филологических наук, профессор, Кемеровский государственный университет (Кемерово, Россия), e-mail: pimenovaMV@rambler.ru

Вячеслав Исаевич Теркулов,

доктор филологических наук, профессор, Горловский государственный педагогический институт иностранных языков (Горловка, Украина), e-mail: terkulov@rambler.ru

Летняя научная Школа на Азовском море (июль 2011)

Marina Vladimirovna Pimenova

Doctor of Philology, Professor, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia), e-mail: pimenovaMV@rambler.ru

Vyacheslav Isayevich Terkulov,

Doctor of Philology, Professor Gorlovsky State Teacher Training College of Foreign Languages (Gorlovka, Ukraine), e-mail: terkulov@rambler.ru

Summer Scientific School on the Sea of Azov (July, 2011)

Летние научные лингвистические Школы под руководством чл.-корр. САН ВШ, д. ф. н., проф. М. В. Пименовой проводились на территориях двух стран - России и Украины: В Кемерово (в 2006 и 2009 гг. - на базе Кемеровского государственного университета), в Севастополе (2009 г. - на базе Севастопольского городского гуманитарного университета), в Омске (2010 г. - на базе Омского государственного университета). V Международная Летняя научная Школа «Русский мир и восточнославянская ментальность: когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» прошла на базе Горловского государственного педагогического института иностранных языков. Эта Летняя Школа - первое в истории института научное мероприятие такого уровня. Оно проходило на территории спортивно-оздоровительного комплекса «Олимп» в поселке Юрьевка Першотравне-вого района Донецкой области с 3 по 12 июля 2011 г. Соруководителем Летней Школы стал проректор по научной работе ГГПИИЯ, д. ф. н., проф. В. И. Теркулов, активно развивающий свою научную школу лингвальной когнитологии.

Звёздным был уже сам состав лекторов. Это известные ученые-лингвисты России и Украины, за каждым из которых стоит своя научная школа: д. ф. н., проф. В. М. Брицын (зам. директора по научной работе Института

языковедения им. А. А. Потебни, Национальная Академия Наук, Украина), д. ф. н., проф. С. Г. Воркачев (зав. каф., Краснодарский государственный технический университет, Россия), д. ф. н., проф. И. М. Зайцева (директор, Украинский центр оценивания качества образования), д. ф. н., проф. В. М. Калинкин (Донецкий национальный университет, Украина), д. ф. н., проф. В. И. Карасик (зав. каф., Волгоградский государственный педагогический университет, Россия), д. ф. н., проф. Г. Н. Ма-наенко (Ставропольский государственный педагогический институт, Россия), д. ф. н., проф. М.Вас.Пименова (зав. каф. ВГГУ, Владимирский государственный гуманитарный университет, Россия), чл.-корр. САН ВШ, д. ф. н., проф. М.Влад.Пименова (зав. каф., Кемеровский государственный университет, Россия), д. ф. н., проф. В. И. Теркулов (проректор по научной работе, Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, Украина), засл. деятель науки РФ, д. ф. н., проф. А. П. Чудинов (проректор по научной работе, Уральский государственный педагогический университет).

Как отметили слушатели Школы, всем им понравились свободная атмосфера интеллектуального обмена, интересные лекции, их высокий научный уровень, обсуждение разнообразных тем, великолепный состав лекторов, возможность общения с лекторами

286

© М. В. Пименова, В. И. Теркулов, 2012

и коллегами, сама идея совмещения интеллектуальной работы, общения с коллегами и отдыха, возможность приобрести научную литературу, отличная организация Школы, удобное расписание занятий, удачное место и время проведения Школы, возможность полемики и индивидуальных научных консультаций, огромное количество полученной электронной информации, доброжелательность организаторов и лекторов, замечательный концерт В. И. Теркулова, свежий воздух, солнце и море. Данные анкетирования (каждому слушателю было предложено несколько ключевых вопросов, призванных отразить впечатления и пожелания относительно формы и содержания проведения Школы) подтвердили высокий уровень подготовки и проведения этого глобального мероприятия.

Вот некоторые отзывы слушателей школы.

«Школа удалась на славу! Я хоть и первый раз был, но был и остаюсь в восторге!!! Спасибо организаторам! :) Все было на высшем уровне! :) Ждём новую школу в следующем году!!! (В Киеве. :)))».

«Огромное спасибо за полезно и приятно проведённое время! Не могла раньше и предположить что такое официальное мероприятие может пройти так по-домашнему тепло! Школа была просто супер! Очень информативна и интересна! Я узнала много нового и полезного для себя. Хочу поблагодарить Марину Владимировну и Вячеслава Исаевича за отличную летнюю школу, оргкомитет за хорошую организацию и всех-всех-всех за создание неповторимой дружеской атмосферы! Следующей школе быть!!!!!».

«Огромное спасибо всему оргкомитету, а особенно Пименовой Марине Владимировне и Теркулову Вячеславу Исаевичу за великолепную идею организовать Летнюю школу на берегу Азовского моря и за большую (и такую нелегкую) организационную работу!! Как это здорово учиться и отдыхать! Слушать лекции и «вживую» общаться с теми, чьи имена на обложках многих книг! Обмениваться мнениями с коллегами и общаться с лингвистами разных возрастных групп! Спасибо за заботу и тёплый прием, за море, за радость профессионального общения!».

«Хотелось бы сказать огромное спасибо всем: орг.комитету и его председателям - Марине Владимировне и Вячеславу Исаевичу, лекторам и слушателям конечно! Все мы внесли свой вклад в это мероприятие, и именно поэтому оно было таким интересным и запоминающимся! Думаю, не найдется ни одного

разочарованного, каждый смог получить то, что хотел. Мы прослушали очень интересные лекции, пообщались с исследователями из разных стран, покупались в море, загорели и открыли для себя много нового! Огромное спасибо и низкий поклон! С нетерпением жду новой летней школы!!!».

«Хочется поблагодарить Вячеслава Исаевича Теркулова и его команду за огромную и нелёгкую работу, которую они проделали. Я была на двух школах и не знаю, доведётся ли мне побывать на следующих школах, но я точно знаю, что благодаря этим ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ людям я всегда буду вспоминать дни, проведенные на V школе с теплотой и благодарностью!».

«В первую очередь хочу поблагодарить организаторов Школы Марину Владимировну Пименову, Вячеслава Исаевича Теркулова, кафедру языкознания и русского языка Гор-ловского государственного педагогического института иностранных языков за ПОЛЕЗНОЕ и приятно проведённое время на берегу Азовского моря. Для меня важно было услышать лекции учёных, руководителей научных Школ по проблемам когнитивной лингвистики и современных концептуальных исследований. Спасибо всем лекторам за то, что не просто излагали материал, а делились опытом исследовательской работы и давали консультации практически каждому слушателю! Мы учились, отдыхая!!!».

«Сердечное спасибо организаторам школы: Марине Владимировне и Вячеславу Исаевичу за замечательные денёчки в Юрьевке! Так и тянет туда вернуться!!! Чудесный климат, теплое море соединились с интеллектуальным общением, вниманием к каждому участнику, доброжелательностью и заботой! Преподавателям кафедры языкознания и русского языка Горловского пединститута особый поклон за их труд и терпение! Хорошего вам отдыха!!!».

«Дорогие коллеги!!! Думаю, что все помнят ласточкино гнёздышко, свитое под крышей нашего кафе. Это не простые ласточки. Вместе с «вкусной и здоровой пищей», которую им поставляли их родители, птенчики внимательно слушали лекции известных учёных, познавали сущность когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, а иногда, как настоящие студенты, озорничали ))))). К концу школы птенцы повзрослели и вылетели из родительского гнезда. Представляете, какими умными они стали!!! Таким же теплым и уютным было и наше «гнёздышко» - наша

Летняя школа. И теперь мы, её слушатели, разлетевшись по домам, будем долго вспоминать ту атмосферу радушия, доброжелательности, теплоты и заботы, которая царила на Школе. Спасибо огромное организаторам Летней школы - Марине Владимировне Пименовой, Вячеславу Исаевичу Теркулову, лекторам, коллегам из оргкомитета, а также всем слушателям Школы и участникам конференции!!!».

«Бесконечно благодарна организаторам V Школы когнитивной лингвистики - Марине Владимировне Пименовой, её аспирантам и докторантам, Вячеславу Исаевичу Теркулову и сотрудникам кафедры языкознания и русского языка Горловского педагогического института иностранных языков за невероятный труд. Так тепло действительно мало где принимают (а, может быть, и нигде не принимают)... Открытия: 1) неподражаемый энтузиазм и энергетика М.Вл.Пименовой - это и сейчас продолжается, например, в виде рассылки фотографий; 2) афоризм В. И. Теркулова «В споре не рождается истина, а оттачивается аргументация» представляется мне истинной правдой:). Огромное спасибо всем приехавшим лекторам, ведь именно из-за Вас я приезжала в Юрьевку!!! Всем лекторам и слушателям Школы желаю научных открытий и простого человеческого счастья!»

В рамках Летней Школы была проведена IV Международная научная конференция «Молодёжь России и славянского мира: новые парадигмы и новые решения в когнитивной лингвистике» продолжает традиции международных научных конференций, посвящённых русско-славянским концептуальным системам, которые проводились в 2006, 2009, 2010 гг. На конференции были обсуждены такие вопросы, как теоретические аспекты когнитивных и концептуальных исследований; лингвальная перспектива когнитологии; концептосфера и ментальность народа; языковая, обыденная (наивная), индивидуальноавторская картины мира; концептосфера и язык; сопоставительная концептология; концепт и культура; методика исследования и типология концептов; лингвокультурная теория дискурса; лингвистическая персонология; лингвокультурная концептология; проблема структуры сознания и структуры языкового сознания; языковое сознание и ментальный лексикон; экспериментальные методы исследования языкового сознания.

На пленарном заседании конференции выступили: сопредседатель оргкомитета,

проректор по научной работе Горловского государственного педагогического института иностранных языков, доктор филологических наук, профессор В. И. Теркулов, сопредседатель оргкомитета член-корреспондент САН ВШ, доктор филологических наук, профессор М. Влад. Пименова, заместитель директора по научной работе Института языковедения им. А. А.Потебни НАН Украины, доктор филологических наук, профессор В. М. Брицын, доктор филологических наук, профессор Владимирского государственного государственного гуманитарного университета М.Вас. Пименова, доктор филологических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета А. П. Чудинов, профессор Центра русских исследований в Индии Панде Хем Чандра.

В работе конференции приняли участие: очное - 98 человек, заочное: 80 человек. Из них 52 зарубежных учёных и 116 ведущих российских специалистов и молодых учёных в области когнитивной лингвистики и концептуальных исследований.

Среди участников V Международной Летней научной Школы «Русский мир и восточнославянская ментальность: когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» и IV Международной научной конференции «Молодёжь России и славянского мира: новые парадигмы и новые решения в когнитивной лингвистике» были представители из таких российских вузов, как Армавирская государственная педагогическая академия, Астраханский государственный университет, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Белгородский государственный университет, Борисоглебский государственный педагогический институт, Владимирский государственный гуманитарный университет, Воронежский государственный университет, Волгоградский государственный педагогический университет, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г.Чернышевского, Иркутский государственный лингвистический университет, Казанский федеральный университет, Калмыцкий государственный университет, Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, Кемеровский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет, Кузбасская государственная педагогическая академия, Курский государ-

ственный университет, Магнитогорский государственный технический университет, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Мичуринский государственный аграрный университет, Мордовский государственный университет, Московский педагогический государственный университет, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А.Добро-любова, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омский государственный технический университет, Омский государственный педагогический университет, Пермский государственный университет, Пятигорский государственный лингвистический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Саратовский государственный университет, Саратовская государственная академия права, Северодвинский филиал Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хета-гурова, Смоленский гуманитарный университет, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Ставропольский государственный педагогический институт, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Удмуртский государственный университет, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Уральский государственный педагогический университет, Челябинский государственный университет, Чеченский государственный университет, Читинский государственный университет, Ша-дринский государственный педагогический институт, Южный федеральный университет.

В работе конференции приняли участие ведущие специалисты таких научных центров, как Институт Языкознания РАН (г. Москва), Институт языковедения им. А. А. Потеб-ни Национальной Академии Наук (Украина) и Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Украины.

Среди зарубежных участников международной конференции были представители из таких вузов Белоруссии, как Витебский государственный университет им. П. М. Машеро-ва, Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, Запорожский национальный университет, Украины - Горловский государственный педагогический институт, Донецкий

национальный университет, Запорожский национальный университет, Запорожский юридический институт, Ивано-Франковский национальный университет нефти и газа, Киевский национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, Луганский национальный университет им. Tараса Шевченко, Мелитопольский государственный педагогический университет им. Б. Хмельницкого, Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова, Славянский государственный педагогический университет, Сумский государственный университет, Харьковский национальный экономический университет, Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды, Черкасский национальный университет, Черниговский национальный педагогический университет им. T. Г. Шевченко, Казахстана - Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Павлодарский государственный университет имени СТорайгырова, Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Польши - Варминско-Мазурский университет, Индии - Университет имени Джава-харлала Неру, Китая - Сямыньский государственный университет.

К началу работы Летней Школы были подготовлены 4 сборника научных трудов:

15-й выпуск сборника из научной серии «Концептуальные исследования»,

6-й выпуск сборника из научной серии «Славянский мир» (отв. ред. Обоих сборников - М. Влад. Пименова; они вышли под эгидой Института Языкознания РАН и СПбГУ),

1-й и 2-й выпуски сборника «Знак-Сознание-Знание» (отв. ред. В. И. Tеркулов), издаваемого в Горловском государственном педагогическом институте иностранных языков.

Авторы статей в сборниках - слушатели Летней Школы и участники IV Международной научной конференции.

Во время работы Школы прошла презентация двух новых научных изданий, непосредственно связанных, кстати, с горловской научной школой. Во-первых, это научная серия «Концептуальный и лингвальный миры», ответственными редакторами которой стали профессоры М. В. Пименова (Кемерово), В. В. Колесов (Санкт-Петербург) и В. И. Tерку-лов (Горловка), а во-вторых, - сборник научных трудов «Знак-Сознание-Знание» под редакцией проректора Горловского государственного педагогического института иностранных языков В. И. Tеркулова. Издание этого сборника -зона ответственности именно нашего инсти-

тута. В редколлегию вошли такие известные филологи России, Украины и Белоруссии, как В. М. Брицын, М. В. Пименова, В. А. Маслова, В. И. Карасик, А. Р Габидуллина, А. А. Загнит-ко, С. А. Кочетова, Н. А. Тупикова, Т. М. Марченко, И. А. Герасименко.

Во время работы Школы и конференции можно было познакомиться с печатной продукцией - научными трудами лекторов и участников Школы. «Бестселлерами» стали следующие издания: М. В. Пименова «Языковая картина мира». В. В. Колесов, М. В. Пименова «Языковые основы русской ментальности». В. И. Теркулов «Номинатема: опыт определения и описания». В. И. Теркулов «Его величество сон (сборник текстов песен)». М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева «Концептуальные исследования. Введение». О. А. Алимурадов «Красота в языке». Т. М. Сукаленко «Метафоричне вираження концепту жінка в українській мові». И это далеко не полный перечень ценных научных и художественных трудов, представленных на данной выставке.

По результатам работы V Международной Летней Школы слушателям торжественно вручили удостоверения о повышении квалификации.

Слушатели школы стали одной семьёй. Прощание с Юрьевкой и Горловкой для них -одна из самых больших «жизненных трагедий»! Первый блин не был комом. Школа удалась. Научные Школы будут продолжать свою работу и в следующем году. Идеология школы предполагает смену места. В феврале (со 2 по 11) 2012 г. будет проведена VI Зимняя Школа «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования. Она будет организована на базе Института Языкознания РАН (со-руководители Зимней Школы: директор ИЯ РАН д. ф. н., проф. В. А. Виноградов и чл.-корр. САН ВШ, д. ф. н., проф. М. В. Пименова). В июле (со 9 по 19) под эгидой Института Языкознания Украины в Киеве планируется проведение VII Международной Летней научной Школы «Восточнославянские языковые картины мира в их лингвокультурных и исторических реалиях: когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» (со-руководители Летней Школы: зам. директора Института Языковедения им. А. А. Потеб-ни Национальной академии наук Украины, д. ф. н., проф. В. М. Брицын, чл.-корр. САН ВШ, д. ф. н., проф. М. В. Пименова, д. ф. н., проф. Д. С. Бураго).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.