Пименова М.В. Кемерово, Россия ЛЕТНЯЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА «КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (1-9 июля 2010 г., Омск)
УДК 81'27 ББК Ш 100.3
Аннотация. В статье дается обзор прошедшей в ОмГУ в июле 2010 г. международной научной школы «Когнитивная лингвистика и концептуальныге исследования».
Ключевые слова: Летняя школа, когнитивная лингвистика, концептуальныге исследования._____
Pimenova M.V.
Kemerovo, Russia INTERNATIONAL SUMMER SCIENCE SCHOOL “COGNITIVE LINGUISTICS AND CONCEPTUAL INVESTIGATIONS”
(July, 1-9, 2010, Omsk)
ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.19 Abstract. The paper touches upon the subject of the Summer Science School “Cognitive Linguistics and Conceptual Investigations”, took place in Omsk in July 2010.
Key words: Summer School, Cognitive Linguistics, Conceptual Investigations.____________________________
Сведения об авторе: Пименова Марина Владимировна, чл.-корр. САН ВШ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой общего языкознания и славянских языгков.
Место работыг: Кемеровский государственныгй университет.
Контактная информация: 650004, г. Кемерово, E-mail: pimenovaMV@rambler. ru.
About the author: Pimenova Marina Vladimirovna, Corresponding Member of Siberian Academy of Science in Higher Education, Doctor of Philology, Professor, Head of the Chair of General Linguistics and Slavic Languages.
Place of employment: Kemerovo State University. ул. Соборная, д. 7, кв. 37.
1-9 июля 2010 года в Омском государственном университете состоялась очередная выездная Летняя научная Школа «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования». Традиционным председателем оргкомитета Летней школы выступает чл.-корр. САН ВШ, д.ф.н., проф. Марина Владимировна Пименова (зав. кафедрой общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета), координатором школы от Омского государственного университета была д.ф.н., проф. Татьяна Павловна Рогожникова (зав. кафедрой исторического языкознания Омского государственной университета им. Ф.М. Достоевского).
Огромную работу проделала проф. Т.П. Ро-гожникова и оргкомитет от ОмГУ, это отметили все слушатели Школы: переписка с будущими участниками, организация встречи слушателей Школы, обеспечение мультимедийными средствами лекций, регистрация участников, организация экскурсий, пикника и банкета, публикация программы Школы. В оргкомитет Летней Школы вошли: Бутакова Лариса Олеговна -доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка ОмГУ им. Ф.М. Достоевского; Ваганова Ксения Ринатовна - лаборант кафедры русского языка (технический секретарь); Васильева Оксана Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры исторического языкознания ОмГУ им. Ф.М. Достоевского; Дьячкова Ирина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры исторического языкознания ОмГУ им. Ф.М. Достоевского; Ермакова Татьяна Георгиевна - лаборант кафедры исторического языкознания (технический секретарь); Иссерс Оксана Сергеевна - доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теоретической и прикладной
лингвистики, декан филологического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского; Коротун Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОмГУ им. Ф.М. Достоевского; Юнаковская Алла Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры исторического языкознания ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Хотелось бы от всего сердца поблагодарить оргкомитет за замечательную проделанную работу и Татьяну Павловну Ро-гожникову в особенности!
Летние научные Школы «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» имеют свою историю. Первая школа с таким названием прошла в августе 2006 г. на базе Кемеровского государственного университета, вторая - в июле 2009 г. там же. Третья Летняя школа состоялась за пределами России и была организована в Севастополе и проведена прямо на берегу Черного моря, на базе им. Мокро-усова. Среди лекторов предыдущих школ были такие ведущие ученые России, ближнего и дальнего зарубежья, как С.Г. Воркачёв (Краснодар), Э.Ш. Генюшене (ИЛИ РАН, Санкт-Петербург), А.А. Камалова (Ольштын, Польша), В.И. Карасик (Волгоград), А.В. Кравченко, Г.Н. Манаенко, М.Вас. Пименова (Владимир), М.Вл. Пименова (Кемерово), А.Н. Приходько (Запорожье), Т.П. Рогожникова (Омск), Е.А. Селиванова (Черкассы, Украина).
Основная цель Школы состояла в том, чтобы ознакомить аспирантов, докторантов, преподавателей, доцентов и докторов наук с новыми парадигмами когнитивной лингвистики. Когнитивная лингвистика - одно из самых молодых научных направлений исследований языка, которое изучает глубинные структуры сознания. Каждый язык и каждая культура имеют свою историю. История развития сознания и
самосознания народа с учетом языковых данных - это накопление знаний науки о языке в целом и отдельных языках в частности, разнообразие лингвистических теорий и совершенствование методик лингвистического анализа. История учений о ментальности последовательно прослеживает пути формирования человеческих знаний о языке, культуре, способах постижения мира.
В задачи школы входило:
1. Чтение лекций по вопросам когнитивной лингвистики и концептуальным исследованиям.
2. Распространение знаний о существующих лингвистических школах по данной тематике (Волгоградская, Кемеровская, Уральская).
3. Расширение информационной базы об изданных трудах по когнитивной и лингвистике и концептуальным исследованиям в России и за рубежом.
4. Знакомство слушателей школы с печатными и электронными изданиями лекторов школы.
В работе международной Летней научной школы приняли участие более 100 учёных из разных уголков России и ближнего зарубежья: из гг. Алматы, Барнаула, Волгограда, Грозного, Екатеринбурга, Канска, Кемерово, Красноярска, Кургана, Магнитогорска, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Павлодара, Семипалатинска, Сургута, Уфы, Челябинска, Читы, Шадринска.
Пленарное заседание Летней Школы открыл ректор ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Владимир Иванович Струнин. Он приветствовал слушателей Школы, отметив при этом, что «Объединение усилий ученых разных регионов России и ближнего зарубежья позволяет по-новому взглянуть на науку о языке. Лингвисты, представляющие разные школы и направления, взаимообогащают знаниями не только аспирантов и докторантов ОмГУ, но и всех приехавших на эту школу».
Лекции на Школе читали известные когни-тологи страны:
1. Бутакова Лариса Олеговна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.
2. Гуц Елена Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Омского государственного университета им. Ф.М, Достоевского, г. Омск.
3. Галич Галина Георгиевна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой немецкой филологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.
4. Иссерс Оксана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, декан филологического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
5. Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии Волгоградского государственного педагогического университета, г. Волгоград.
6. Колесов Игорь Юрьевич, доктор филологических наук, доцент кафедры английской филологии Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.
7. Пименова Марина Владимировна, чл.-корр. САН ВШ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета, г. Кемерово.
8. Пименов Евгений Александрович, чл.-корр. САН ВШ, доктор филологических наук, профессор, декан факультета романогерманской филологии, зав. кафедрой немецкой филологии Кемеровского государственного университета, г. Кемерово.
9. Рогожникова Татьяна Павловна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой исторического языкознания Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.
10. Чудинов Анатолий Прокопьевич, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.
В период Школы были прочитаны следующие лекции: «Понятие языкового сознания. Проблема структуры сознания и структуры языкового сознания» (проф. Л.О. Бутакова), «Когнитивная грамматика: ранние версии и новые вопросы» (проф. Г.Г. Галич), «Психолингвистический эксперимент как метод изучения языкового сознания. Использование метода свободных ассоциаций в психолингвистике» (проф. Е.Н. Гуц), «Новые дискурсивные практики и методы их описания» (О.С. Иссерс), «Теория лингвокультурных типажей», «Проблемы лингво-персонологии» (проф. В.И. Карасик), «Концептуализация воспринимаемого мира в языке» (проф. И.Ю. Колесов), «Национально-культурная специфика речевого общения. Межкультур-ная коммуникация и перевод как проявление взаимодействия этнических языковых сознаний» (проф. Е.А. Пименов), «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования на современном этапе развития науки о языке», «Язык и ментальность», «Реликты ментальности народа в его языке и стереотипах», «Ментальность народа сквозь фольклорную картину мира» (проф. М.В. Пименова), «Когнитивная теория метафоры», «Политическая метафоро-логия» (проф. А.П. Чудинов). Лекторы Школы провели мастер-классы и индивидуальные консультации для слушателей.
11. III и IV, прошедшая в Омске, Летние школы проходили под эгидой Международной распределенной лаборатории когнитивной лин-
гвистики и концептуальных исследований (ЛКЛиКИ), созданной в 2006 г. в г. Кемерово (филиалы которой располагаются в Севастополе (Украина), Армавире и Ставрополе), которую возглавляет доктор филол. наук, проф. Марина Владимировна Пименова. Филиалами лаборатории руководят: в Севастополе - доц. Лариса Валерьевна Адонина, в Армавире - проф. Сергей Григорьевич Воркачёв, в Ставрополе -проф. Геннадий Николаевич Манаенко.
В рамках Школы «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» на базе Омского государственного университета им.
Ф.М. Достоевского состоялась I Международная научно-практическая конференция «Язык и культура: XXI в.». В соответствие с программой работали шесть тематических секций: «Языковая картина мира сквозь призму категорий грамматики, семантики и прагматики», «Различные ипостаси существования картины мира», «Методология когнитивных и концептуальных исследований», «Художественная картина мира как способ освоения мира автором», «Концептуализация, категоризация, концепты, способы формирования и вербализации», «Концепт и культура: сопоставительный аспект». В работе конференции приняли участие лингвисты из гг. Алматы, Барнаула, Волгограда, Грозного, Екатеринбурга, Канска, Кемерово, Краснодара, Красноярска, Кургана, Липецка, Магнитогорска, Новокузнецка, Новоуральска, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Павлодара, Семипалатинска, Сургута, Ульяновска, Уфы, Челябинска, Читы, Шадринска.
Следующая - V Летняя научная Школа -будет именоваться «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования: русский мир и восточнославянская ментальность». Она состоится с 3 по 12 июля 2011 г. на Украине, на базе Горловского государственного педагогического института иностранных языков. Среди лекторов - известные когнитологи России, Украины, Белоруссии, Польши (Виктор Алексеевич Виноградов, Николай Николаевич Болдырев, Сергей Григорьевич Воркачев, Эмма Ши-рияздановна Генюшене, Валерий Михайлович Калинкин, Алла Алексеевна Камалова, Владимир Ильич Карасик, Геннадий Николаевич Ма-наенко, Валентина Авраамовна Маслова, Евгений Александрович Пименов, Марина Васильевна Пименова, Марина Владимировна Пименова, Анатолий Николаевич Приходько, Татьяна Павловна Рогожникова, Елена Александровна Селиванова, Вячеслав Исаевич Терку-лов, Анатолий Прокопьевич Чудинов). Слушатели Школы смогут принять участие в научных и образовательных мероприятиях (среди которых лекции, семинары, мастер-классы, Круглые столы, индивидуальные консультации лекторов, получение научных материалов в электронном виде). Заявки на участие в работе Летней школы и свои вопросы можно присылать на электронный адрес:
PiTer_summer_school@rambler.ru на имя Теркулова Вячеслава Исаевича и summerschool2011@rambler.ru на имя Пименовой Марины Владимировны.
Слушатели Школы высказали свои мнения о ее организации и проведении, а также пожелания по поводу последующих школ. Так, Екатерина Михайловна Гирняк (ОмГПУ) отметила: «Хочу выразить благодарность Вам за организацию школы по когнитивной лингвистике в нашем регионе, за привлечение мэтров современной отечественной лингвистики, за интересные и познавательные лекции, а также за новые мысли и идеи, появившиеся в наших головах. Я являюсь преподавателем китайского языка в Омском педагогическом университете, в связи с этим, единственным пожеланием будет расширять языковую географию школы и привлекать специалистов по разным языкам (востоковедов в частности), если будет такая возможность». Ирина Владимировна Винантова (ЧелГУ) так выразила свои впечатления: «Большое Вам спасибо за организацию Летней школы-2010! Сказано уже много добрых слов, идей и пожеланий. На самом деле, все это время мы были как "огурцы" в когнитивном "рассоле" - даже если кто-то из нас и не занимался когнитивной лингвистикой, все равно все мы впитали в себя много-много нового, интересного. Говорю это из своего опыта: рядом с тетрадью для записей лекций всегда лежал блокнот для записи "озарений". И теперь, уже дома, анализирую огромный список идей, мыслей, которые ждут реализации, и которые вряд ли посетили меня, не будь Летней Школы».
Галкина Ирина Васильевна (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского) сказала: «Это замечательная возможность начинающим исследователям послушать лекции и непосредственно пообщаться с выдающимися лингвистами, которых мы цитируем "через строчку" в своих статьях и исследованиях». Тарасова Лилия Борисовна (Новосибирская государственная медицинская академия) заметила: «Спасибо за такую наи-нтереснейшую школу, я столько новых и интересных людей смогла встретить». Смагулова Гульдархан Нургазиевна (Казахский национальный университет им. аль-Фараби) написала: «Хочу поблагодарить за интересную и содержательную программу летней школы! Очень хорошо справились!».
А Сумина Екатерина Сергеевна из Шадрин-ска так выразила свои впечатления о Школе: «Спасибо Вам огромное за предоставленную возможность поучаствовать в Летней Школе лингвистов-когнитологов! Понравилось очень многое, польза огромная, впечатления от города Омска и от общения с выдающимися профессорами когнитивной лингвистики самые приятные! Я написала отзыв о Школе в форме алфавитных ассоциаций, очень люблю такую нетрадиционную форму систематизации материала:
А - Ачаирский монастырь (эта коллективная экскурсия помогла нам всем сблизиться, это было незабываемо!).
- Азовское море (именно там состоится следующая Летняя школа, где нас всех ждут и куда каждому очень хотелось бы поехать).
Б - Банкет (было здорово, очень понравился и стол, и организация, и общение в такой обстановке!)
- Бутакова Лариса Олеговна (одна из первых, кто читал нам лекции и делился своим опытом, ее психолингвистический эксперимент запомнится надолго!).
В - Владимир Ильич Карасик! (о знакомстве и личном общении с этим милым, умным, интеллигентным человеком можно было только мечтать - мечта сбылась!).
Г - Галич Галина Георгиевна (очень приятно было с ней познакомиться и присутствовать на ее лекциях).
Д - Достоевский Ф.М. (столько нового и интересного узнали из жизни этого великого писателя, посетив музей, посвященный ему).
Е - Евгений Александрович Пименов (кто как ни он знает всё-всё о когнитивной лингвистике? Конечно же, очень приятно было познакомиться!).
Ж - Жизнь в общежитии (очень благодарна оргкомитету за организацию комфортного и недорогого проживания в общежитии; кроме того, в общежитии мы многие познакомились друг с другом поближе).
З - Замочки (их так много (!) на развилке Иртыша на Набережной). На чугунной ограде моста через Иртыш молодожены прикрепляют замочки для крепости семейного счастья (М.П.).
И - Иртыш (вечерние прогулки по Набережной этой реки также останутся в памяти).
- Иссерс Оксана Сергеевна (интересно и увлеченно рассказывала нам о новых дискурсивных практиках и методах их описания, спасибо!).
К - Конференция (для всех нас выступление на конференции было важным, поскольку это очень хороший способ поделиться своими идеями и выслушать пожелания).
- Колесов Игорь Юрьевич (общительный, интеллигентный, поведал нам полезную информацию о когнитивно-дискрсивном подходе).
Л - Люба (очень запомнился памятник этой молодой девушке - жене генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда Любови Фёдоровне, умершей в 1852 г. в возрасте 23 лет).
- Лекции (их было по 4 в день, вспомнилось своё студенчество...).
М - Марина Владимировна Пименова!!! (наш организатор, наш вдохновитель, очень умный, интеллигентный, приятный в общении человек... Спасибо Вам огромное!).
Н - ноутбуки (они в нашей Школе были очень востребованы, т.к. получить научную информацию о диссертациях, сборниках и монографиях в электронном виде хотелось всем!).
О - Омск и ОмГУ (этот город и этот университет приютил нас на время летней Школы).
- Оргкомитет (отдельное спасибо всем членам оргкомитета!).
П - Пикник (это было так и неожиданно, и очень приятно!).
Р - Рогожникова Татьяна Павловна (очень приятно было общаться и до Школы и во время Школы, спасибо!).
- Розы (они стояли на столе во время каждой лекции, почему-то запомнились).
С - Степаныч (этот увековеченный в камне Сантехник, выглядывающий с разводным ключом в руке из канализационного люка на Любинском проспекте, также останется в памяти; говорят, что омичи по доброте душевной и из уважения к человеку нелегкой профессии даже регулярно дают ему закурить).
Т - Таблица Mенделеева (если бы лекции были скучными, то ее можно было бы выучить наизусть за время Школы - она висела за спиной лекторов, но этого делать не пришлось -лекции были интересными!).
- Тарские Ворота (говорят, если загадать желание и пропрыгать под ними на одной ножке, желание сбудется). Почти все лекторы Школы пропрыгали на одной ноге сквозь Тарские Ворота (M.^)
У - Удостоверения (долгожданный момент вручения удостоверений о повышении квалификации также останется в памяти).
Ф - Флешки (очередь желающих получить на них информацию в электронном виде всегда была огромной).
Фотосессии (всем слушателям Школы хотелось сфотографироваться с лекторами!).
Х, Ц - Царевна-Лягушка (эта и другие русские народные сказки открылись для нас в новом свете благодаря увлекательным лекциям Mарины Владимировны).
Ч - Чудинов Aнатолий Прокопьевич (его все очень ждали, и он все-таки приехал и порадовал нас своими лекциями!).
Ш, Щ - Э - Экскурсии (в свободное от лекций время мы где только не побывали; больше всего запомнилась экскурсия в музей Врубеля, в частности, зал омского художника-
микроминиатюриста A.K Коненко)».
Большое спасибо всем замечательным лекторам Школы!
Все слушатели прошедшей Школы с нетерпением ждут следующую. До встречи на Aзов-ском море!
© Пименова M^., 2010