О. Г. Орлова, А. В. Бусыгина
г. Кемерово, Россия
III Международная Летняя научная школа «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» (г. Омск 1-9 июля 2010 г.)
O. G. Orlova, A. V. Busygina
Kemerovo, Russia
III International Summer Scientific School “Cognitive Linguistics and Conceptual Research” (Omsk, July 1-9, 2010)
С 1 по 9 июля 2010 г. в Омском государственном университете состоялась выездная III Международная Летняя научная Школа «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования». Традиционным председателем оргкомитета Летней школы выступает чл.-корр. САН ВШ,
д. ф. н., проф. Марина Владимировна Пименова (зав. кафедрой общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета), координатором школы от Омского государственного университета была д. ф. н., проф. Татьяна Павловна Рогожникова (зав. кафедрой исторического языкознания Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского).
Основная цель III Международной Летней научной школы «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» состояла в том, чтобы ознакомить аспирантов, докторантов, преподавателей, доцентов и докторов наук с новыми парадигмами когнитивной лингвистики. В программу Школы были включены лекции учёных из Кемерово (проф. М. В. Пименова, проф. Е. А. Пименов),. Омска (проф. Л. О. Бутакова, проф. Г. Г. Галич, проф. Е. Н. Гуц, проф. О. С. Ис-серс, проф. Т. П. Рогожникова), Волгограда (проф. В. И. Карасик), Екатеринбурга (проф. А. П. Чудинов), Барнаула (д. ф. н. И. Ю. Колесов).
Пленарное заседание Летней Школы открыл ректор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимир Иванович Струнин. Он приветствовал слушателей Школы, отметив при этом, что «объединение усилий учёных разных регионов России и ближнего зарубежья позволяет по-новому взглянуть на науку о языке. Лингвисты, представляющие разные школы и направления, взаимообогащают знаниями не только аспирантов и докторантов ОмГУ, но и всех приехавших на эту школу».
На пленарном заседании с первой лекцией выступила проф. М. В. Пименова. Прочитанная лекция «К вопросу о методике концептуальных исследований» раскрывала методику концептуальных исследований, которая заключается в последовательном раскрытии шести классов признаков структуры концепта: мотивирующих признаков слова-репрезентанта концепта; образных
признаков, выявляемых через сочетаемостные свойства слова-репрезентанта; понятийных признаков концепта, обнаруживаемых в словарях на основе анализа лексического значения и синонимического ряда лексемы; оценочных признаков концепта; функциональных и символических признаков концепта. Возможен и шестой этап в анализе структуры концепта - исследование сценариев, включённых в его структуру. «Сценарий -это событие, которое разворачивается во времени и/или пространстве, предполагающее наличие субъекта, объекта, цели, условий возникновения, времени и места действия. Такое событие может быть обусловлено также и некоторыми причинами».
Структура концепта, по мнению учёного, это исторически меняющаяся формация. Ядром будущего концепта служит мотивирующий признак, положенный в основу номинации. Параллельно развиваются абстрактные понятийные признаки и оценка, которая может меняться с течением времени. Образные признаки - это первичный этап переосмысления внутренней формы слова. Очень интересна для исследователя история появления тех или иных образных концептуальных признаков: язык хранит и новые, и старые знания, причём последние могут быть не зафиксированы в словарях, однако существуют в языке и отражают обыденные, не осознаваемые представления о человеке и его бытии. Символические признаки восходят к утраченному или существующему мифу и проявляются в виде метафоры, аллегории или культурного знака.
Несколько лекций проф. М. В. Пименовой было посвящено теме «Реликты ментальности народа в его языке и стереотипах». Стереотип определяется учёным как «готовая схема восприятия фрагментов мира; это относительно устойчивый образ социального объекта, группы, человека, события, явления и т. д., складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Во многих стереотипах прочитываются андрогинные приоритеты во мнениях». Выделяются собствен-
© О. Г. Орлова, А. В. Бусыгина, 2011
295
но стереотипы и квазистереотипы (или псевдостереотипы). В рамках лекций были рассмотрены традиционные (стереотипные) образы русской женщины и русского мужчины, признаки которых выводились на основе анализа внутренней формы слов матерый, заматереть, мужественный, жених, жениться. Кроме этого, большое внимание уделялось фольклорным образам, анализируемым на материале русских сказок. Фольклор, фиксирующий особенности наивной картины мира, оказывается уникальным источником сведений о русской культуре и ментальности.
Лекция проф. Е. А. Пименова, прочитанная на пленарном заседании, была посвящена теме «Национально-культурная специфика речевого общения. Межкультурная коммуникация и перевод как проявление взаимодействия этнических языковых сознаний». На лекции раскрывалось понятие научной парадигмы, описывались особенности новой антропоцентрической научной парадигмы, такие, как экспланаторность, экспансионизм, функционализм, текстоцентризм; проводилась граница и устанавливались взаимосвязи между когнитивной лингвистикой и лингвокуль-турологией, лингвокультурологией и межкультур-ной коммуникацией.
В первый рабочий день Летней школы с лекцией на тему «Понятие языкового сознания. Проблема структуры сознания и структуры языкового сознания» выступила проф. Л. О. Бутакова. Её мастер-класс был посвящен «Этнокультурным исследованиям языкового сознания». Понятие языкового сознания, под которым понимается «опосредованный языком образ мира той или иной культуры», возникло в Московской психолингвистической школе. Язык не отражает действительность, а репрезентирует её при помощи знаковых средств, отражая особенности её понятийного освоения человеком в процессе своей деятельности (предметной и ментальной). Таким образом, когда образы сознания (умственные и чувственные знания) овнешняют-ся при помощи языковых средств, мы говорим о языковом сознании. Овнешнения необходимы для «передачи» образов сознания от одного поколения к другому. В качестве овнешнений выступают слова, свободные и устойчивые словосочетания, предложения, тексты и ассоциативные поля. В целях реконструкции фрагмента регионального языкового сознания студента, связанного с концептуальным пространством «любовь», с февраля по ноябрь 2009 г. в г. Омске под руководством проф. Л. О. Бутаковой были проведены свободный ассоциативный, рецептивный и цветовой эксперименты. Всего в исследуемые ассоциативные поля вошло 3646 слов-реакций, которые были распределены по группам - составляющим структуры
концепта: Тело знака - Понятие - Представление -Предметное содержание - Ассоциация - Эмоция -Оценка.
На мастер-классе ученым было предложено обсудить понятия модели, этноса, культуры. Лингвистическая модель - способ познания языковых объектов, позволяющий представить полученные наблюдения в виде конструкта. Любая языковая модель - всегда модель человеческого общения, модель коммуникативная; она этнична по своим характеристикам, поскольку ни сознание человека / коллектива, ни картина мира, ни язык не-этничными и не-культурными быть не могут. Этнос Л. О. Бутаковой вслед за А. С. Гердом понимается «как сложная многопризнаковая семиотическая система ассоциативно-иерархического многоуровневого типа». Вслед за В. А. Пищаль-никовой, культура может быть рассмотрена «как совокупность социально предпочтительных форм человеческого поведения и деятельности, порождающих материальные и духовные артефакты». Преследуя цель определить этнокультурный компонент регионального языкового сознания, а именно, какими вербальными способами передает индивид этнокультурную информацию, насколько эта информация проявляет национальную специфику смыслообразования, учёным проводились эксперименты, в результате которых были построены модели этносов немцы, цыгане, лица кавказской национальности, китайцы, казахи, евреи, негры, американцы, прибалты, украинцы. Второй мастер-класс, проведенный проф. Л. О. Бутаковой в третий рабочий день Летней научной школы, был посвящен теме «Актуальные проблемы лингвистической экспертизы».
Проф. Е. Н. Гуц прочитала лекцию на тему «Психолингвистический эксперимент как метод изучения языкового сознания. Использование метода свободных ассоциаций в психолингвистике». По мнению учёного, цель психолингвистического эксперимента состоит в «описании и объяснении функционирования языка как психического феномена с учётом множества внешних и внутренних факторов при включённости индивида в социально-культурное взаимодействие». При этом эксперимент - не самостоятельная цель, а средство для проверки гипотезы. Проф. Е. Н. Гуц предложила слушателям свой исследовательский опыт в решении некоторых проблем, встающих перед исследователем при проведении эксперимента. На мастер-классе обсуждались проблемы выборки, генеральной совокупности и репрезентативности эксперимента. С точки зрения учёного, эксперимент должен быть валидным (т. е. конкретное исследование должно соответствовать принятым стандартам) и верифицируемым (экспериментальная гипотеза должна быть подтвержде-
на). Были рассмотрены виды ассоциативных экспериментов (свободный, цепочечный и направленный); виды анализа, верифицирующие экспериментальную гипотезу (факторный и кластерный анализы; индексирование степени ассоциативной связанности). Материалом для рассмотрения проблем психолингвистического эксперимента послужили данные исследования ядра языкового сознания подростка, полученные в результате предъявления подросткам стимульного ряда из 30 слов: человек, жизнь, деньги, хорошо, любовь, друг, дом, лох, плохо, урод, я, сила, ребенок, красивый, смерть, большой, кайф, умный, сильный, люди, много, счастье, радость, зло, время, добро, день, мир, семья, мужчина.
Второй рабочий день Летней школы открывала лекция д. ф. н. И. Ю. Колесова. Тема лекции -«Концептуализация воспринимаемого мира в языке».
Участие в Летней научной школе «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» проф. В. И. Карасика является традиционным. Его лекции носили трехчастный характер и были посвящены последовательному раскрытию проблем современной антропологической лингвистики: лингвоперсонологии, лингвоконцепто-логии и дискурса (второй, третий и четвертый рабочие дни Школы). Лингвоперсонология - это наука о человеке в языке; проф. В. И. Карасиком обозначались такие перспективные, на его взгляд, и интересные для исследователя проблемы, как динамика (формирование, становление и распад) языковой личности; различные типы патологий языковой личности; профессиональная речь и коммуникативные стратегии и тактики представителей разных профессий. С точки зрения социолингвистики интерес для исследователя представляет изучение языковой личности определённого социального типа (мужчин и женщин; студентов, военных и т. п.). Возможно и культурологическое изучение языковой личности: в Волгоградской аксиологической лаборатории разрабатывается теория лингвокультурных типажей, таких как американский адвокат, английский чудак, разгильдяй и т. д. При описании лингвокультурных типажей во внимание принимаются их деятельность, даются речевые портреты и характеризуются ценности.
На лекции по лингвистической концептоло-гии В. И. Карасик определил концепт как «квант переживаемого знания»; учёным были обозначены и прокомментированы некоторые подходы к изучению структуры концепта, такие как полевая модель концепта, дискурсивное изучение концепта, социолингвистический подход к изучению концепта. В Волгоградской школе принята концепция, согласно которой концепт - это многомерное образование, имеющее три составляющие: понятийную, образную и ценностную.
Образная составляющая делится, в свою очередь, на образно-перцептивную, которая вычленяется из описательных контекстов, и образнометафорическую, которая познается через когнитивные метафоры. Ценностная составляющая -самая важная в структуре концепта, потому что любая культура в конечном итоге сводится к ценностям. С точки зрения ценностной составляющей можно выделить социокультурные и классовые концепты, индивидуально-авторские (художественные, философские), концепты-регулятивы и концепты-нерегулятивы. С точки зрения проф. В. И. Карасика, анализ дискурсивных практик (т. е. скриптов, принятых в обществе правил обсуждения каких-либо концептов) может показать ценностную составляющую концепта и охарактеризовать дискурс.
В отечественной лингвистике развивается социолингвистическая теория дискурса, в которой отправной точкой в описании дискурса является социальный статус личности. Социальные институты дают социально-ориентированные дискурсы. Личностно-ориентированные дискурсы - это общение на межличностном уровне, бытовом. На лекции проф. В. И. Карасик рассуждал о таких категориях дискурса, как цель и хронотоп, ценности дискурса (концепты - точка пересечения линг-воконцептологии и теории дискурса), участники дискурса (агенты и клиенты) и их коммуникативные стратегии и тактики, жанры дискурса. Учёным выделяются также такие интересные виды дискурса, связанные с интерпретацией смыслов, как эмблематический (или эмблематическое общение), аллегорический и символический.
Лекция проф. А. П. Чудинова была посвящена теме «Когнитивная теория метафоры» (второй рабочий день Школы). Свою лекцию учёный начал с постулатов когнитивной лингвистики. Метафору проф. А. П. Чудинов определил как «основную ментальную операцию категоризации мира, имеющую онтологический и эпистемологический статус». Были обозначены некоторые основные направления изучения метафоры: взаимосвязь культуры и метафоры, вида дискурса и метафоры, метафоры отдельных личностей и разнообразных периодов в истории нашей и других стран.
В третий рабочий день Летней научной школы ученым была прочитана лекция на тему «Лингвистическая советология». Коллективом авторов (Э. В. Будаевым (Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия), А. П. Чудиновым (Уральский государственный педагогический университет)) была подготовлена и опубликована монография с аналогичным названием. Проф. А. П. Чудинов акцентировал внимание на том, что термин советология «получил широкое распространение лишь в сере-
дине прошлого века для обозначения научного направления, посвященного изучению политики, экономики, культуры, науки и иных сторон жизни Советского Союза». В книге представлен очерк развития лингвистической советологии и анализ её основных направлений и этапов. Вторая её часть содержит антологию, включающую переведённые на русский язык работы Дж. Рида, П. Се-рио, Э. Симмонса, А. Мазона, Дж. Данна и др.
Проф. Г. Г. Галич прочитала лекцию на тему «Когнитивная грамматика: ранние версии и новые вопросы». Её лекция завершала второй рабочий день Школы. Лекция проф. Т. П. Ро-гожниковой называлась «Проблема динамики концепта: диахронический и региональный аспекты». И в завершающий день (четвертый) выступила проф. О. С. Иссерс. Её лекция была посвящена теме «Новые дискурсивные практики и методы их описания». Одной из примет новых дискурсивных практик является применение игровых стратегий, которые попадают в новые и все более разнообразные области социального взаимодействия. Под игровой стратегией понимается «общая установка адресанта на актуализацию и ломку ассоциативных стереотипов и возможность реализации коммуникативного намерения посредством комплекса прагматических приемов (тактик)». Так, была рассмотрена реализация игровой стратегии в сфере речевой коммуникации, которую можно условно обозначить как «на дорогах». В общении «на дорогах» учёным выделяются такие игровые тактики, как игровой ребрендинг, игровая диффузия, тактика ролевых игр, основанные на интредискурсивности. В качестве примера новых дискурсивных практик были рассмотрены демотиваторы - образцы виртуального дискурса, в основном использующие игровые тактики.
В рамках Школы «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» на базе Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского состоялась I Международная научнопрактическая конференция «Язык и культура: XXI в.» (8 июля 2010 г.). В соответствии с программой работали шесть тематических секций: «Языковая картина мира сквозь призму категорий грамматики, семантики и прагматики», «Различные ипостаси существования картины мира», «Методология когнитивных и концептуальных исследований», «Художественная картина мира как способ освоения мира автором», «Концептуализация, категоризация, концепты, способы формирования и вербализации», «Концепт и культура: сопоставительный аспект». В работе конференции приняли участие лингвисты из гг. Алматы, Барнаула, Волгограда, Грозного, Екатеринбурга, Канска, Кемерово, Краснодара, Красноярска, Кур-
гана, Липецка, Магнитогорска, Новокузнецка, Новоуральска, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Павлодара, Семипалатинска, Сургута, Ульяновска, Уфы, Челябинска, Читы, Шадринска.
Следующая - V Летняя научная Школа - будет именоваться «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования: русский мир и восточнославянская ментальность». Она состоится с 3 по 12 июля 2011 г. на Украине, на базе Горловского государственного педагогического института иностранных языков. Среди лекторов
- известные когнитологи России, Украины, Белоруссии, Польши (Виктор Алексеевич Виноградов, Николай Николаевич Болдырев, Сергей Григорьевич Воркачев, Эмма Ширияздановна Генюшене, Валерий Михайлович Калинкин, Алла Алексеевна Камалова, Владимир Ильич Карасик, Геннадий Николаевич Манаенко, Валентина Авраамовна Маслова, Евгений Александрович Пименов, Марина Васильевна Пименова, Марина Владимировна Пименова, Анатолий Николаевич Приходько, Татьяна Павловна Рогожникова, Елена Александровна Селиванова, Вячеслав Исаевич Теркулов, Анатолий Прокопьевич Чудинов). Слушатели Школы смогут принять участие в научных и образовательных мероприятиях (среди которых лекции, семинары, мастер-классы, Круглые столы, индивидуальные консультации лекторов, получение научных материалов в электронном виде). Заявки на участие в работе Летней школы и свои вопросы можно присылать на электронный адрес: PiTer_summer_school@rambler.ru на имя Терку-лова Вячеслава Исаевича и summerschool2011@ rambler.ru на имя Пименовой Марины Владимировны.
Слушатели Школы высказали свои мнения о её организации и проведении, а также пожелания по поводу последующих школ. Так, Екатерина Михайловна Гирняк (ОмГПУ) отметила: «Хочу выразить благодарность Вам за организацию школы по когнитивной лингвистике в нашем регионе, за привлечение мэтров современной отечественной лингвистики, за интересные и познавательные лекции, а также за новые мысли и идеи, появившиеся в наших головах. Я являюсь преподавателем китайского языка в Омском педагогическом университете, в связи с этим, единственным пожеланием будет расширять языковую географию школы и привлекать специалистов по разным языкам (востоковедов в частности), если будет такая возможность». Ирина Владимировна Винантова (ЧелГУ) так выразила свои впечатления: «Большое Вам спасибо за организацию Летней школы-2010! Сказано уже много добрых слов, идей и пожеланий. На самом деле, всё это время мы были как «огурцы» в когнитивном «рассоле» -даже если кто-то из нас и не занимался когни-
тивной лингвистикой, всё равно все мы впитали в себя много-много нового, интересного. Говорю это из своего опыта: рядом с тетрадью для записей лекций всегда лежал блокнот для записи «озарений». И теперь, уже дома, анализирую огромный список идей, мыслей, которые ждут реализации, и которые вряд ли посетили меня, не будь Летней Школы».
Лилия Борисовна Тарасова из Новосибирской государственной медицинской академии написала: «Как долго этого события (Летней школы) ждала и как быстро всё закончилось. Жаль... Но хорошо, что существует такое чудо техники -фотоаппарат. Сколько удивительных моментов удалось все-таки запечатлеть. Честно, время пролетело НЕЗАМЕТНО. Столько всего увидели, услышали, осознали... Спасибо абсолютно всем организаторам. Благодаря Вам школа была не просто работой, а стала и отдыхом. Ведь новый город, новые люди - это новое приключение! Первый день Школы многим запомнился по пленарному заседанию и посещению филармонии. А воскресенье! Ачаирский монастырь! Море впечатлений! Там, где мы жили, работа кипела и по вечерам. А кто не помнит наши многострадальные флешки, которые пыхтели, скрипели, но впитывали, вталкивали, поглощали в себя все море столь нужной для ее владельца информации (на радость последнего!!!). Спасибо всем, ведь участниками всего этого действа были мы с вами...».
Галкина Ирина Васильевна (ОмГУ им. Ф. М. Достоевского) сказала: «Это замечательная возможность начинающим исследователям послушать лекции и непосредственно пообщаться с выдающимися лингвистами, которых мы цитируем «через строчку» в своих статьях и исследованиях». Тарасова Лилия Борисовна (Новосибирская государственная медицинская академия) заметила: «Спасибо за такую наинтереснейшую школу, я столько новых и интересных людей смогла встретить». Смагулова Гульдархан Нургазиевна (Казахский национальный университет им. аль-Фараби) написала: «Хочу поблагодарить за интересную и содержательную программу летней школы! Очень хорошо справились!».
А Сумина Екатерина Сергеевна из Шадрин-ска так выразила свои впечатления о Школе: «Спасибо Вам огромное за предоставленную возможность поучаствовать в Летней Школе лингвистов-когнитологов! Понравилось очень многое, польза огромная, впечатления от города Омска и от общения с выдающимися профессорами когнитивной лингвистики самые приятные! Я написала отзыв
о Школе в форме алфавитных ассоциаций, очень люблю такую нетрадиционную форму систематизации материала:
А - Ачаирский монастырь (эта коллективная экскурсия помогла нам всем сблизиться, это было незабываемо!).
- Азовское море (именно там состоится следующая Летняя школа, где нас всех ждут и куда каждому очень хотелось бы поехать).
Б - Банкет (было здорово, очень понравился и стол, и организация, и общение в такой обстановке!)
- Бутакова Лариса Олеговна (одна из первых, кто читал нам лекции и делился своим опытом, её психолингвистический эксперимент запомнится надолго!).
В - Владимир Ильич Карасик! (о знакомстве и личном общении с этим милым, умным, интеллигентным человеком можно было только мечтать - мечта сбылась!).
Г - Галич Галина Георгиевна (очень приятно было с ней познакомиться и присутствовать на ее лекциях).
Д - Достоевский Ф. М. (столько нового и интересного узнали из жизни этого великого писателя, посетив музей, посвящённый ему).
Е - Евгений Александрович Пименов (кто как ни он знает всё-всё о когнитивной лингвистике? Конечно же, очень приятно было познакомиться!).
Ж - Жизнь в общежитии (очень благодарна оргкомитету за организацию комфортного и недорогого проживания в общежитии; кроме того, в общежитии мы многие познакомились друг с другом поближе).
З - Замочки1* (их так много (!) на развилке Иртыша на Набережной).
И - Иртыш (вечерние прогулки по Набережной этой реки также останутся в памяти).
- Иссерс Оксана Сергеевна (интересно и увлечённо рассказывала нам о новых дискурсивных практиках и методах их описания, спасибо!).
К - Конференция (для всех нас выступление на конференции было важным, поскольку это очень хороший способ поделиться своими идеями и выслушать пожелания).
- Колесов Игорь Юрьевич (общительный, интеллигентный, поведал нам полезную информацию о когнитивно-дискурсивном подходе).
Л - Люба (очень запомнился памятник этой молодой девушке - жене генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорда Любови Фёдоровне, умершей в 1852 г. в возрасте 23 лет).
- Лекции (их было по 4 в день, вспомнилось своё студенчество...).
М - Марина Владимировна Пименова!!! (наш организатор, наш вдохновитель, очень умный, интеллигентный, приятный в общении человек... Спасибо Вам огромное!).
Н - ноутбуки (они в нашей Школе были очень востребованы, т. к. получить научную информа-
1 * На чугунной ограде моста через Иртыш мо-
лодожены прикрепляют замочки для крепости семейного счастья (М. П.).
цию о диссертациях, сборниках и монографиях в электронном виде хотелось всем!).
О - Омск и ОмГУ (этот город и этот университет приютил нас на время Летней Школы).
- Оргкомитет (отдельное спасибо всем членам оргкомитета!).
П - Пикник (это было так и неожиданно, и очень приятно!).
Р - Рогожникова Татьяна Павловна (очень приятно было общаться и до Школы и во время Школы, спасибо!).
- Розы (они стояли на столе во время каждой лекции, почему-то запомнились).
С - Степаныч (этот увековеченный в камне Сантехник, выглядывающий с разводным ключом в руке из канализационного люка на Любинском проспекте, также останется в памяти; говорят, что омичи по доброте душевной и из уважения к человеку нелегкой профессии даже регулярно дают ему закурить).
Т - Таблица Менделеева (если бы лекции были скучными, то её можно было бы выучить наизусть за время Школы - она висела за спиной лекторов, но этого делать не пришлось - лекции были интересными!).
- Тарские Ворота (говорят, если загадать желание и пропрыгать под ними на одной ножке, желание сбудется).
У - Удостоверения (долгожданный момент вручения удостоверений о повышении квалификации также останется в памяти).
Ф - Флешки (очередь желающих получить на них информацию в электронном виде всегда была огромной).
Фотосессии (всем слушателям Школы хотелось сфотографироваться с лекторами!).
Х, Ц - Царевна-Лягушка (эта и другие русские народные сказки открылись для нас в новом свете благодаря увлекательным лекциям Марины Владимировны).
Ч - Чудинов Анатолий Прокопьевич (его все очень ждали, и он всё-таки приехал и порадовал нас своими лекциями!).
Ш, Щ - Э - Экскурсии (в свободное от лекций время мы где только не побывали; больше всего запомнилась экскурсия в музей Врубеля, в частности, зал омского художника-микроминиатюриста А. И. Коненко)».
Все слушатели прошедшей Школы с нетерпением ждут следующую. До встречи на Азовском море!
Рукопись поступила в редакцию 04.04.2011.