Научная статья на тему 'ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВЫХОД ИЗ КОТОРОГО ЛИБО ОТКАЗ ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖЕН ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ПРИЧИНАМ'

ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВЫХОД ИЗ КОТОРОГО ЛИБО ОТКАЗ ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖЕН ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ПРИЧИНАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / ИНОСТРАННОЕ ГРАЖДАНСТВО / ВЫХОД ИЗ ГРАЖДАНСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочаров Сергей Николаевич, Егоров Сергей Алексеевич

Представлены пути устранения проблем правового характера в части реализации права поступления на службу в органы внутренних дел и прохождения такой государственной службы гражданами России, имеющими гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочаров Сергей Николаевич, Егоров Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SOLUTIONS OF LEGAL UNCERTAINTY REGARDING THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO ENLIST IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION WHO HAVE THE CITIZENSHIP OF A FOREIGN STATE AND EXIT OR REFUSAL OF WHICH IS IMPOSSIBLE FOR REASONS BEYOND THEIR CONTROL

The article presents ways to eliminate legal problems in the implementation of the right to enter the service in the internal Affairs bodies and undergoing such public service by citizens of Russia who have foreign citizenship, withdrawal, either denial from which is impossible for reasons beyond their control.

Текст научной работы на тему «ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВЫХОД ИЗ КОТОРОГО ЛИБО ОТКАЗ ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖЕН ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ПРИЧИНАМ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-43-51

ББК 67 © С.Н. Бочаров, С.А. Егоров, 2021

Научные специальности: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВЫХОД ИЗ КОТОРОГО ЛИБО ОТКАЗ ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖЕН ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ПРИЧИНАМ1

Сергей Николаевич Бочаров, профессор кафедры административного права, кандидат юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: rados108@mail.ru

Сергей Алексеевич Егоров, заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: saegoroff@mail.ru

Аннотация. Представлены пути устранения проблем правового характера в части реализации права поступления на службу в органы внутренних дел и прохождения такой государственной службы гражданами России, имеющими гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам.

Ключевые слова: гражданство Российской Федерации, двойное гражданство, иностранное гражданство, выход из гражданства, государственная служба Российской Федерации, служба в органах внутренних дел Российской Федерации.

SOME SOLUTIONS OF LEGAL UNCERTAINTY REGARDING THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO ENLIST IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION WHO HAVE THE CITIZENSHIP OF A FOREIGN STATE AND EXIT OR REFUSAL OF WHICH IS IMPOSSIBLE FOR REASONS BEYOND THEIR CONTROL

Sergey N. Bocharov, Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: rados108@mail.ru

Sergey A. Egorov, Deputy Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: saegoroff@mail.ru

Abstract. The article presents ways to eliminate legal problems in the implementation of the right to enter the service in the internal Affairs bodies and undergoing such public service by citizens of Russia who have foreign citizenship, withdrawal, either denial from which is impossible for reasons beyond their control.

Keywords: citizenship of the Russian Federation, dual citizenship, foreign citizenship, renunciation of citizenship, public service of the Russian Federation, service in the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Бочаров С.Н., Егоров С.А. Пути устранения правовой неопределенности в части реализации права на поступление на службу в органы внутренних дел граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(1) :43—51.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы гражданства Российской Федерации, правового статуса иностранных граждан на территории России и государственной службы Российской Федерации, выполненный на основе поло-

жений Конституции Российской Федерации, включая конституционные новеллы, нашедшие норма-

1 Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «Консультант Плюс».

тивное воплощение в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»2, и практики их реализации позволяют заявить, что провозглашенные и признанные Основным законом страны высшие конституционно-правовые ценности выступают наиболее общими по своему содержанию и значимости категориями, определяющими в перспективе успешную реализацию конкретной личностью всего комплекса своих прав, свобод и законных интересов, в том числе связанных с приемом (поступлением) на государственную службу в органы внутренних дел граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам.

Одной из таких категорий, несомненно, является гражданство и все, что с ним связано. Поэтому, выход гражданина России из гражданства иностранного государства мы рассматриваем в качестве приоритетного юридически значимого результата его волеизъявления, влекущего для такого лица существенные правовые последствия в виде дополнительных возможностей и обязательств [38, с. 35-41].

Важнейшим характерным признаком такого события, является момент его наступления, как де-факто, так и де-юре. Благоприятный вариант развития событий, не создающий для индивида сложностей и неудобств представлен в законодательстве и успешно реализуется в правоприменительной практике подразделений по вопросам миграции органов внутренних, где действительный момент наступления факта выхода гражданина России из гражданства иностранного государства совпадает с его официальной юридической легализацией при активном участии самого индивида и уполномоченных представителей соответствующего иностранного государства.

При этом мы согласны с мнением авторов, считающих, что мотив, преследуемый лицом, изъявившим желание выйти из иного гражданства или отказаться от него, для правовых последствий полученного результата существенного значения не имеет [33, с. 42-51].

Наряду с общим порядком инициативной утраты иностранного гражданства, законодательство предусматривает и иные алгоритмы реализации подобных процедур по упрощенным правилам, зависящим от

«программы гражданизации», которой воспользовался иностранец (вступил в брак с гражданкой России, носитель русского языка и пр.) и выходцем какой страны он является.

Как свидетельствуют проведенные опросы, предусмотренные законом или международным договором, процедуры обращения в полномочный орган иностранного государства с отказом от иностранного гражданства ни у заявителей, ни у правоприменителей разночтений и сложностей обычно не вызывают, когда результатом такого обращения является решение уполномоченного органа о принятии и удовлетворении отказа от гражданства, оформленное в виде официального документа, исполненного на типографском бланке, имеющего наименование, угловой штамп, печать, прочие аксессуары и направленного либо врученного адресату по правилам делопроизводства и документооборота.

Иначе следует оценивать случаи, когда обращение о прекращении иностранного гражданства в полномочный орган иностранного государства не имеет смысла в связи с отсутствием в законодательстве иностранного государства указанного правового института, либо когда полномочный орган иностранного государства оставляет такое обращение без ответа, либо официально предоставляет на данное обращение отрицательный ответ, основанный на обстоятельствах, которые, согласно российскому законодательству, не являются компрометирующими для соискателя прекращения иностранного гражданства, но, тем не менее, это не позволяет заявителю достигнуть желаемого выхода из иного гражданства со всеми вытекающими из данного факта правовыми последствиями.

Для разрешения подобных ситуаций в российской практике используется одобренный законодателем3 механизм определения факта прекращения у лица гражданства иностранного государства, обязывающий такое лицо представить в подразделение по

2 Российская газета. 2020, 16 марта.

3 Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2017, 4 авг.; Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (ред. от 19 сентября 2019 г.) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». Документ представлен СПС «КонсультантПлюс». Дата сохранения 23 июня 2020 г.

вопросам миграции ОВД документ, подтверждающий невозможность отказа от иного гражданства:

а) официальный отрицательный ответ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации на обращение заявителя;

б) при отсутствии такого ответа по истечении установленного срока рассмотрения указанного обращения — копию обращения в эти учреждения об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя и отметкой о вручении обращения адресату или приложением квитанции о заказном почтовом отправлении.

Подобный алгоритм достаточно долго использовался в основном в процессе приобретения иностранными гражданами гражданства России, что в связи с недавними решениями о либерализации законодательства Российской Федерации о гражданстве4 в настоящий момент утратило свою актуальность, так как с 24 июля 2020 г. отказ от иного гражданства не является обязательным условием для приобретения российского гражданства.

Вместе с тем, следует заметить, что применение данного механизма нормативно предусмотрено также при рассмотрении вопросов о допуске лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое, несмотря на предпринятые попытки в рамках установленных процедур, не прекращено по не зависящим от них причинам, к государственной или муниципальной службе и отдельным видам деятельности, вопреки тому, что на такой допуск в российском законодательстве установлен общий запрет5 (за некоторыми исключениями для военной службы). Для этих случаев, принимая во внимание различные риски [31, с. 40-44; 32, с. 51-53; 35, с. 26-29], кроме представления необходимого комплекта документов, включая и перечисленные выше, закон дополнительно требует, чтобы заявители, для официального признания и подтверждения факта прекращения у них иного гражданства, передали в подразделение по вопросам миграции органов внутренних дел имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие их личность6.

Только после того, как состоится официальное признание факта прекращения у гражданина России иного гражданства, подтвержденного выданным гражданину соответствующим документом установ-

ленной формы7, он получает возможность в полном объеме реализовать свои права и законные интересы в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и российским законодательством, включая поступление на государственную службу, в том числе, на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Основываясь на мнении правоприменителей из числа сотрудников подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел и анализе статистических данных, допустимо предположить, что с августа 2020 г. произойдет кратное увеличение числа обращений о признании и подтверждении факта прекращения у граждан России иного гражданства, для которых выход из такого гражданства либо отказ от него невозможен по независящим от них причинам. Представители указанной категории граждан России резко пополнят количество желающих поступить на государственную службу, в том числе, на службу в органы внутренних дел, что требует внесения корректив в предусмотренные нормативными правовыми актами процедуры оформления материалов о приеме и назначении таких кандидатов на конкретные должности сотрудников внутренних дел.

На наш взгляд, основным фактором, который необходимо учитывать при решении указанных вопросов, является то, что рассматриваемые категории лиц одновременно позиционируются в двух ипостасях, где элементы статуса гражданина Российской Федерации входят в противоречие с аналогичными элементами статуса иностранного гражданина либо лица, утратившего статус иностранного гражданина, в упрощенном порядке.

Признавая этот непреложный факт, следует исходить из того, что правила системного и содержательного построения института государственной службы Российской Федерации, а также механизм ее организации и прохождения сложились в результате

4 Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // Российская газета. 2020, 28 апр.

5 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2020, 31 июля.

6 Там же.

7 Представляется, что эти документы должны иметь статус документов строгой отчетности и обладать ограниченным сроком действия. Порядок выдачи и учета таких документов, их форма и содержание могут быть установлены МВД России.

длительной эволюции служебного законодательства и практики его реализации, которое формировалось и совершенствовалось в течение нескольких десятилетий с учетом российского опыта и зарубежного опыта наиболее развитых в социально-экономическом отношении стран [39].

Принципиальными основами такого механизма является совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных конституционных положений о праве граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), сопряженный с возможностью установления на федеральном уровне законодательных ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции РФ).

Указанные положения Конституции РФ нашли реальное воплощение, развитие и конкретизацию в федеральных конституционных законах и федеральных законах Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, а также в иных подзаконных нормативных правовых актах, принятых федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, совокупность которых принято называть законодательством о государственной службе или государственно-служебным законодательством.

Согласно данному законодательству в системе государственной службы Российской Федерации в составе ее третьей видовой группы, именуемой «государственная служба иных видов», предусмотрена служба в органах внутренних дел, под которой понимается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и

на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»8, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Кроме нормативных правовых актов, изданных для регулирования именно государственно-служебных отношений в ОВД9, в случаях, предусмотренных законом «О службе в ОВД», к указанным правоотношениям применяются также отдельные положения законодательства о гражданской службе10, где в перечне ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в ОВД и согласованных с законодательством о российском гражданстве и правовом статусе иностранных граждан, сформулировано категоричное требование о недопустимости приема на службу в ОВД и прохождения данной службы в органах, подразделениях и организациях МВД России на должностях сотрудников ОВД Российской Федерации и должностях федеральной государственной службы россиян, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства. Исключение из этого правила составляет возможность приема указанных лиц на должности гражданской службы, если подобное будет предусмотрено международным договором Российской Федерации и той страны, гражданство которой они имеют одновременно с гражданством России11.

Именно это обстоятельство послужило основанием для отказа в одобрении законопроекта № 547034-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федера-

8 Российская газета. 2011, 7 дек.

9 Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 1 марта 2020 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011, 21 июля; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 6 февраля 2020 г.) «О полиции» // Российская газета. 2011, 8 февр.; Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 (ред. от 7 апреля 2017 г.) «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5808; приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // URL://http://www.pravo.gov.ru

10 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 8 июня 2020 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004, 31 июля.

11 Там же, п. 7 ч. 1 ст. 16.

ции», так как его положения не снимали существующих ограничений при поступлении граждан России, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, на государственную службу12.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что при определении штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 894 869 единиц, наряду с сотрудниками ОВД (74 859 человек) и федеральными государственными гражданскими служащими (17 197 человек) [34, с. 46-48], в ее структуре еще предусмотрена и категория вольнонаемных работников (130 813 человек)13. Такие работники, а также упомянутый персонал по обслуживанию зданий государственными служащими не являются, поэтому, при оформлении с ними трудовых отношений необходимо руководствоваться не государственно-служебным законодательством, а законодательством о труде14, согласно которому прием на работу лиц, имеющих гражданство иностранного государства, в принципе возможен, при соблюдении некоторых ограничений, связанных, например, с обеспечением сохранности государственной тайны15, либо изложенных в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Феде-рации»16, а также в постановлении Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 (ред. от 4 февраля 2011 г.) «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»17.

Таким образом, представляется, что приступать к оформлению материалов о приеме на государственную службу в органы внутренних дел граждан России, у которых не прекращено гражданство иностранного государства, нецелесообразно в связи с его возможной бесперспективностью, в отличие от приема таких лиц на вольнонаемные должности с соблюдением указанных выше ограничений. Кроме того, следует иметь в виду, что работа на вольнонаемной должности, до выхода такого работника из иностранного гражданства, имеет много положительных аспектов и в дальнейшем упростит процедуру его поступления на соответствующую должность государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Принимая во внимание содержание процесса прекращения гражданами России своего иностран-

ного гражданства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам, предшествовавшего их обращению в установленном порядке о приеме на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и учитывая наличие при этом возможных рисков, представляется оправданным внести соответствующие коррективы в порядок отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, предусмотренный приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»18 и иными правовыми актами.

В данной связи, полагаем, было бы уместно следующее.

1. В анкете, подлежащей представлению гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации19, предусмотреть позицию, отражающую наличие у него ранее иностранного гражданства, а также обстоятельства его прекращения.

2. В акте по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации20 отразить наличие у него

12 Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 22 января 2019 г. № 442п-п4 на проект Федерального закона № 547034-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Документ предоставлен СПС «КонсультантПлюс». Дата сохранения 22 июня 2020 г.

13 Указ Президента РФ от 1 октября 2018 г. № 580 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 42 (ч. II). Ст. 6441.

14 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) // Российская газета. 2001, 31 дек.

15 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 29 июля 2018 г.) «О государственной тайне» // Российская газета. 1993, 21 сент.

16 Российская газета. 2002, 31 июля.

17 Российская газета. 2002, 16 окт.

18 URL://http://www.pravo.gov.ru

19 Распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 680-р (ред. от 20 сентября 2019 г.) «Об утверждении формы анкеты, подлежащей представлению гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2497.

20 Приложение № 1 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // URL://http://-www.pravo.gov.ru

ранее иностранного гражданства, а также обстоятельств его прекращения.

3. В плане проверки сведений, сообщенных кандидатом, вышедшим из имевшегося у него ранее иностранного гражданства21, предусмотреть проверку связанных с данным событием обстоятельств.

4. Обязать сотрудников подразделений кадров при проверке обстоятельств, связанных с выходом кандидата на службу из имевшегося у него ранее иностранного гражданства, взаимодействовать с соответствующими подразделениями по вопросам миграции ОВД.

5. Предусмотреть, в случае необходимости, при участии специалистов ДГСК МВД России проверку обстоятельств, связанных с выходом кандидата на службу из имевшегося у него ранее иностранного гражданства, с использованием возможностей НЦБ Интерпола и Управления международного сотрудничества МВД России, а также представительств МВД России в 34 иностранных государствах (включая восемь представительств по вопросам миграции в некоторых бывших республиках СССР).

6. Срок проверки достоверности сведений, сообщенных кандидатами на службу22, которые вышли из имевшегося у них ранее иностранного гражданства, увеличить до шести месяцев со дня принятия у них соответствующего заявления.

7. Установить 3-х месячный срок для рассмотрения обращения лица в подразделение по вопросам миграции ОВД о своем желании выйти из гражданства иностранного государства, которое иным образом невозможно реализовать по независящим от него причинам, и выдачи ему официального документа, подтверждающего факт утраты данным лицом иного гражданства.

8. Форму официального документа, подтверждающего факт инициативной утраты лицом иного гражданства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от него причинам, порядок учета таких документов, а также лиц, их получивших, и порядок их выдачи устанавливает МВД России.

9. Ограничить шестью месяцами срок действия официального документа, выдаваемого подразделениями по вопросам миграции ОВД, подтверждающего факт прекращения у лица гражданства иного государства.

Таким образом, допустимо предположить, что изложенные выше выводы и предложения позволят конкретизировать правовую основу организации и дея-

тельности органов внутренних дел, что положительно скажется на состоянии законности их работы, соблюдении и защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан.

Литература

Международно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // СПС «Консуль-тантПлюс».

3. Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства 1963 г. (с изм. от 1977 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1996 г. // СПС «КонсультантПлюс».

5. Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. // СПС «КонсультантПлюс».

6. Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Марокко от 10 и 11 декабря 2018 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Национальные нормативно-правовые акты Законы Российской Федерации:

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) «О государственной тайне» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 18 марта 2020 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 (в ред. 2 февраля 2020 г.) «О безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».

21 Приложение № 4 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // URL://http ://www.pravo .gov.ru

22 Там же, п. 25 разд. 1 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

12. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 6 февраля 2020 г.) «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

14. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 8 июня 2020 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 16 декабря 2019 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

17. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 1 марта 2020 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // СПС «КонсультантПлюс».

19. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»», внесенный на рассмотрение депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, С.А. Гавриловым, Р.И. Баль-беком, Р.Р.Ишсариным, Д.В. Саблиным и принятый в первом чтении 18 декабря 2019 г. Документ предоставлен СПС «КонсультантПлюс». Дата сохранения 16 июня 2020 г.

Указы Президента Российской Федерации

20. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

21. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 (ред. от 7 апреля 2017 г.) «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

22. Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

23. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

24. Указ Президента РФ от 1 октября 2018 г. № 580 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

25. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

26. Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 22 января 2019 г. № 442п-П4 на проект Федерального закона № 547034-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

27. Распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 680-р (ред. от 20 сентября 2019 г.) «Об утверждении формы анкеты, подлежащей представлению гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Приказы МВД России

28. Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

29. Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» // СПС «КонсультантПлюс».

30. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Учебники, монографии и иные материалы

31. Астафичев П.А. Административно-правовые гарантии и ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 7. С. 40-44.

32. Воробьева Д.С. О проблеме ограничений и запретов на государственной службе: сравнительно-правовой анализ государственно-служебного законодательства // Административное право и процесс. 2020. С. 51-53.

33. Гасанов Ю.А. Конституционные угрозы двойного гражданства // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 42-51.

34. Занина Т.М., Шебанова О.А. Некоторые особенности административно-правового статуса федеральных государственных гражданских служащих в ОВД // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 46-48.

35. Комахин Б.Н. Реализация права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе в ее модернизационный период в условиях развития информационного общества // Административное право и процесс. 2018. № 6. С. 26-29.

36. Никитина Е.Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 30-42.

37. Офицерова М.И. Пути совершенствования законодательства о гражданстве Российской Федерации // Юридическая наука. 2019. № 6. С. 6-8.

38. Смирнова Е.С. Проблема определения прав лиц с множественным гражданством: движение от конституционного права к праву международному // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 35-41.

39. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. М.: Норма, 2015.

References

International Legal Acts

1. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka (pri-nyata General'noy Assambleyey OON 10 dekabrya 1948 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Evropeyskaya konventsiya o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod 1950 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Konventsiya o sokrashchenii chisla sluchayev mno-zhestvennogo grazhdanstva i o voinskoy obyazannosti v sluchayakh mnozhestvennogo grazhdanstva 1963 g. (s izm. ot 1977 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

4. Mezhdunarodnyy pakt ob ekonomicheskikh, sot-sial'nykh i kul'turnykh pravakh ot 16 dekabrya 1996 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Evropeyskaya konventsiya o grazhdanstve 1997 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Global'nyy dogovor o bezopasnoy, uporyadoc-hennoy i legal'noy migratsii. Marokko ot 10 i 11 dekabrya 2018 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

National Normative-Legal Acts Russian Federation Law:

7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Federal'nyy zakon ot 21 iyulya 1993 g. № 5485-1-FZ (red. ot 29 iyulya 2018 g.) «O gosudarstvennoy tayne» // SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Federal'nyy zakon ot 31 maya 2002 g. № 62-FZ (red. ot 18 marta 2020 g.) «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

10. Federal'nyy zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 115-FZ (red. ot 24 aprelya 2020 g.) «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

11. Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 390 (v red. 2 fevralya 2020 g.) «O bezopasnosti» // SPS «Konsul'tantPlyus».

12. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ (red. ot 6 fevralya 2020 g.) «O politsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

13. Federal'nyy zakon ot 27 maya 2003 g. № 58-FZ (red. ot 23 maya 2016 g.) «O sisteme gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

14. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ (red. ot 8 iyunya 2020 g.) «O gosudarstvennoy grazh-danskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

15. Federal'nyy zakon ot 30 noyabrya 2011 g. № 342-FZ (red. ot 16 dekabrya 2019 g.) «O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i vne-senii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

16. Federal'nyy zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 262-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti utochneniya vidov gosu-darstvennoy sluzhby i priznanii utrativshey silu chasti 19 stat'i 323 Federal'nogo zakona «O tamozhennom reguliro-vanii v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

17. Federal'nyy zakon ot 19 iyulya 2011 g. № 247-FZ (red. ot 1 marta 2020 g.) «O sotsial'nykh garantiyakh so-trudnikam organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

18. Federal'nyy zakon ot 24 aprelya 2020 g. № 134-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O grazh-danstve Rossiyskoy Federatsii» v chasti uproshcheniya protsedury priyema v grazhdanstvo Rossiyskoy Federatsii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva» // SPS «Konsul'tantPlyus».

19. Proyekt Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 6 Federal'nogo zakona «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii»», vnesennyy na rassmotreniye deputatami Gosudarstvennoy Dumy I.I. Gil'mutdino-vym, S.A. Gavrilovym, R.I. Bal'bekom, R.R.Ishsari-nym, D.V. Sablinym i prinyatyy v pervom chtenii 18 dekabrya 2019 g. Dokument predostavlen SPS «Konsul'tantPlyus». Data sokhraneniya 16 iyunya 2020 g.

Decrees of the President of the Russian Federation

20. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21 dekabrya 2016 g. № 699 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Mi-nisterstve vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i Tipo-vogo polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii po sub"yektu Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

21. Ukaz Prezidenta RF ot 14 oktyabrya 2012 g. № 1377 (red. ot 7 aprelya 2017 g.) «O Distsiplinarnom ustave organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

22. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24 iyu-nya 2019 g. № 288 «Ob osnovnykh napravleniyakh razvi-tiya gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii na 2019-2021 gody» // SPS «Konsul'tantPlyus».

23. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 14 noyabrya 2002 g. № 1325 «Ob utverzhdenii Poloz-heniya o poryadke rassmotreniya voprosov grazhdan-stva Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

24. Ukaz Prezidenta RF ot 1 oktyabrya 2018 g. № 580 «O vnesenii izmeneniy v Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 marta 2011 g. № 248 «Voprosy Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

25. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 5 maya 2014 g. № 300 «O nekotorykh voprosakh Mini-sterstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

Resolutions and Orders

of the Government of the Russian Federation

26. Ofitsial'nyy otzyv Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22 yanvarya 2019 g. № 442p-P4 na proyekt Federal'nogo zakona № 547034-7 «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 6 Federal'nogo zakona «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

27. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 2 maya 2012 g. № 680-r (red. ot 20 sentyabrya 2019 g.) «Ob

utverzhdenii formy ankety, podlezhashchey predstavle-niyu grazhdaninom, postupayushchim na sluzhbu v or-gany vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

Orders of the Ministry of Internal Affairs of Russia

28. Prikaz MVD Rossii ot 20 iyunya 2012 g. № 615 «Ob utverzhdenii Instruktsii po deloproizvodstvu v or-ganakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

29. Prikaz MVD Rossii ot 5 iyunya 2017 g. № 355 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii na rayonnom urovne» // SPS «Konsul'tantPlyus».

30. Prikaz MVD Rossii ot 1 fevralya 2018 g. № 50 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii prokhozhde-niya sluzhby v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

Textbooks, Monographs and Other Materials

31. AstafichevP.A. Administrativno-pravovyye ga-rantii i ogranicheniya konstitutsionnogo prava grazh-dan na ravnyy dostup k gosudarstvennoy sluzhbe // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye. 2019. № 7. S. 40-44.

32. Vorob'eva D.S. O probleme ogranicheniy i zapre-tov na gosudarstvennoy sluzhbe: sravnitel'no-pravovoy analiz gosudarstvenno-sluzhebnogo zakonodatel'stva // Administrativnoye pravo i protsess. 2020. S. 51-53.

33. Gasanov Yu.A. Konstitutsionnye ugrozy dvoy-nogo grazhdanstva // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2019. № 4. S. 42-51.

34. Zanina T.M., Shebanova O.A. Nekotorye osoben-nosti administrativno-pravovogo statusa federal'nykh go-sudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh v OVD // Administrativnoe pravo i protsess. 2019. № 12. S. 46-48.

35. Komakhin B.N. Realizatsiya prava grazhdan na ravnyy dostup k gosudarstvennoy i munitsipal'noy sluzhbe v eye modernizatsionnyy period v usloviyakh raz-vitiya informatsionnogo obshchestva // Administrativnoye pravo i protsess. 2018. № 6. S. 26-29.

36. Nikitina E.E. Zakonodatel'stvo o grazhdanstve i sovershenstvovanie migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii // Zhurnal rossiyskogo prava. 2019. № 7. S. 30-42.

37. Ofitserova M.I. Puti sovershenstvovaniya zakonodatel'stva o grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii // Yuridicheskaya nauka. 2019. № 6. S. 6-8.

38. Smirnova E.S. Problema opredeleniya prav lits s mnozhestvennym grazhdanstvom: dvizhenie ot konstitut-sionnogo prava k pravu mezhdunarodnomu // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2019. № 4. S. 35-41.

39. Starilov Yu.N. Gosudarstvennaya sluzhba i sluzhebnoe pravo. M.: Norma, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.