О. В. Катаева, Е. Ю. Домрачева О. И. Орехова
кандидат юридических наук, доцент
о необходимости дальнейшего совершенствования административно-правового статуса иностранных
граждан, обучающихся в российской федерации
the necessity of improving the legal basis of labor activity of foreign citizens studyingin the russian federation
В качестве одного из основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации на период 2019—2025 гг. провозглашено обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на территории государства.
Официальная статистика свидетельствует о том, что количество обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан за последние годы существенно возросло, вместе с тем их административно-правовой статус сегодня нуждается в дальнейшем совершенствовании в целях последовательной и системной работы по реализации положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период 2019—2025 гг.
As one of the main directions of the state migration policy of the Russian Federation for the period 2019— 2025 proclaimed ensuring the openness of the Russian Federation for students, including the creation of a comfortable regime for them to enter the Russian Federation, stay, receive education and carry out professional activities on the territory of the state.
Official statistics indicate that the number of foreign citizens studying in the Russian Federation in recent years has increased significantly, at the same time, their administrative and legal status today needs further improvement in order to consistent and systematic work to implement the provisions of the Concept of State Migration Policy Of the Russian Federation for the period 2019—2025.
Актуальность задачи современной миграционной политики Российской Федерации по повышению доступности образовательных услуг для иностранных граждан обусловлена такими важными факторами, как возрастающая между-
народная конкуренция за интеллектуальные ресурсы, а также неблагоприятные тенденции в развитии демографической ситуации в стране [2].
Современные научные исследования показывают, что возможность трудоустройства во время
и после обучения оказывает значительное влияние на выбор иностранными обучающимися страны, а также образовательной организации для получения образования. Образовательными организациями различных стран сегодня создаются необходимые условия для осуществления трудовой деятельности иностранными студентами, проводится постоянный мониторинг удовлетворенности ее осуществлением, а сам фактор трудоустройства используется как преимущество в условиях конкурентной борьбы за иностранных обучающихся [3].
Ранее отечественными учеными обращалось внимание на то, что в Российской Федерации вопросу трудоустройства иностранных обучающихся не уделяется должного внимания [4]. Серьезный прогресс в этой сфере наметился в последние годы [5], когда законодателем была предоставлена возможность осуществления иностранными обучающимися трудовой деятельности в период обучения.
Кроме того, опыт конкуренции на мировом рынке труда за высококвалифицированных специалистов показывает необходимость активной законотворческой работы по разработке нормативных правовых актов, направленных на дифференцированный подход к иммигрантам [6], и особую эффективность в решении этого вопроса имеют преференции в получении гражданства. Возможность получения в упрощенном порядке гражданства Российской Федерации выпускниками российских образовательных или научных организаций из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории государства также становится сегодня серьезным стимулом образовательной миграции в нашу страну.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7] Правительству Российской Федерации поставлена задача обеспечить увеличение не менее чем в два раза количества иностранных обучающихся в стране, а также реализовать комплекс мер по трудоустройству лучших из их числа в Российской Федерации. Поэтому сегодня в научных и политических кругах все чаще поднимается вопрос о необходимости стимулирования образовательной миграции в Россию.
Однако вместе с тем высказывается мнение о том, что отечественное законодательство не содержит стратегии достижения этой цели, как и собственно системной позиции по правовому регулированию образовательной миграции. Одна из основных причин имеющихся проблем — от-
сутствие законодательного определения понятия «образовательная миграция». Ранее этот термин в качестве одного из основных понятий был закреплен в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [8], которая в настоящее время утратила силу в связи с принятием указанной нами выше Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период 2019—2025 гг. Под образовательной (учебной) миграцией понималась миграция, совершаемая с целью получения или продолжения образования. При всей очевидной размытости такой формулировки необходимо отметить, что в новом концептуальном документе, определяющем направления миграционной политики Российской Федерации, данное понятие официально не закреплено, и следствием такой нормативной неопределенности самого предмета регулирования является неточность иных понятий, используемых в дальнейшем в сфере перемещения иностранных граждан в Россию с образовательной целью. В связи с этим для успешной реализации задачи стимулирования образовательной миграции требуется пересмотреть существующую нормативную правовую базу с точки зрения устранения неопределенности понятийного аппарата.
При этом также не менее значимой задачей отечественного законодателя является снятие существующих бюрократических барьеров на пути привлечения в страну иностранных обучающихся и предоставление этой категории иностранных граждан различного рода преференций и льгот [9].
Одним из факторов повышения востребованности образовательных услуг является возможность трудоустройства иностранных обучающихся во время и после завершения обучения. При этом выбор образовательной организации может определить в дальнейшем страну проживания будущего квалифицированного специалиста.
В качестве одного из значимых отечественных нормативных правовых актов, посвященных вопросу трудоустройства иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации, необходимо отметить Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [10], которым были введены исключения из общих правил режима трудовой миграции для иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации в про-
фессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Таким лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул, а также работающим в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются, было разрешено осуществлять трудовую деятельность без наличия разрешения на работу или патента.
Далее Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» [11] в отечественное законодательство были внесены дополнения, касающиеся особенностей осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме, в части права осуществления ими трудовой деятельности на основании разрешения на работу.
Это был, несомненно, достаточно широкий демократический шаг, направленный на стимулирование образовательной миграции. Вместе с тем «по официальным данным, в 2018 году численность иностранцев, обучающихся по очной форме обучения в российских вузах, составила 210 тыс. человек. Из них, по сведениям Главного управления по вопросам миграции МВД России, лишь 859 человек воспользовались возможностью получить в установленном порядке разрешение на работу и трудоустроиться» [12]. Причина складывающейся ситуации — существенное ограничение реализации права на осуществление трудовой деятельности иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях, связанное с необходимостью получения разрешения на работу, сопряженной с определенными бюрократическими процедурами и финансовыми затратами. Исключением из общего правила являлись, как было сказано ранее, только обучающиеся, выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул, а также работающие в свободное от учебы время в образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются.
Поэтому в дальнейшем стало очевидно, что иностранным гражданам, обучающимся по очной форме в российских образовательных организациях, необходимо предоставить более широкие возможности для осуществления трудовой деятельности без разрешительных документов, не ограничиваясь периодом каникул и наличием рабочих мест в образовательной организации по месту их обучения.
Развитием тенденции содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников стало закрепление в качестве одного из основных направлений миграционной политики Российской Федерации на период 2019—2025 гг. [1] обеспечения открытости Российской Федерации для обучающихся, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории.
В рамках последовательной реализации этого направления государственной миграционной политики разработан и принят Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства» [13]. В соответствии с положениями вышеуказанного федерального закона, вступившего в законную силу 5 августа 2020 года, иностранные обучающиеся смогут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без разрешительных документов. Целью такого законодательного нововведения является возможность получения иностранными гражданами, обучающимися в Российской Федерации, практических навыков в выбранной профессии, что послужит перспективному трудоустройству на работу в нашей стране после окончания образовательной организации.
Огромную роль в стимулирования привлечения в страну иностранных обучающихся также играет предоставление возможности обучения в российских образовательных организациях высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование для иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ежегодная квота на образование в Российской Федерации для таких лиц установлена пределах, не превышающих 15 тыс. человек [14]. При этом
сегодня активно высказывается мнение о необходимости увеличения квоты обучающихся в России иностранцев в 2021—2022 годах с 15 тыс. до 30 тыс. [15] в целях проведения курса на увеличение количества студентов, обучающихся в вузах России, прежде всего из числа соотечественников, проживающих за рубежом.
Необходимо отметить, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. также говорилось о необходимости «создания максимально удобных, привлекательных условий для того, чтобы талантливая молодежь из других стран приезжала учиться в наши университеты, а также условий, чтобы лучшие иностранные выпускники наших вузов оставались работать в России». При этом Президентом Российской Федерации В. В. Путиным также была подчеркнута необходимость создания упрощенной системы получения гражданства в России для этих лиц [16].
Безусловно, возможность приобретения гражданства в упрощенном порядке является одной из наиболее эффективных мер, стимулирующих иностранных граждан к постоянному проживанию в стране обучения. Ранее Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [17] в качестве одного из путей решения демографических проблем государства рассматривалось привлечение после окончания российских образовательных организаций высшего образования их выпускников из числа высококвалифицированных иностранных граждан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, предусмотрев возможность предоставления преференций в получении гражданства.
Эта инициатива была реализована в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» [18] после дополнения его в 2014 году соответствующей нормой, позволившей обращаться с заявлением о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства из числа выпускников российских образовательных или научных организаций, окончивших обучение после 1 июля 2002 года и осуществляющих трудовую деятельность в нашей стране не менее трех лет до момента обращения с заявлением о приеме в российское гражданство [19]. Путем реализации этого положения прогнозировалось пополнение численности населения страны молодыми людьми, имеющими высокий образовательный уровень [20]. В продолжение этой идеи с принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской
Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" для лиц, окончивших российские образовательные или научные организации, срок ведения трудовой деятельности, позволяющий обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, сокращен с трех лет до одного года.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в Российской Федерации созданы административно-правовые механизмы стимулирования привлечения в страну иностранных обучающихся в части обучения в российских образовательных организациях высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществления ими трудовой деятельности в период обучения, а также возможности предоставления преференций в получении российского гражданства. Однако статистика показывает, что Россия занимает в мире пока только 8-е место по численности обучающихся иностранных граждан [21], поэтому очевидно, что эти меры нуждаются в дальнейшем развитии.
Например, требует внимания со стороны государства такая важнейшая составляющая успешного трудоустройства иностранных обучающихся в Российской Федерации, как их стажировка в российских компаниях после прохождения обучения, потенциал которой в настоящее время практически не реализуется.
Также видится целесообразным закрепить в национальном законодательстве право получения вида на жительство для иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, на территории России в период завершения обучения [22].
Но особое внимание законодателем должно быть уделено проблеме адаптации образовательных мигрантов, и для решения этой задачи необходим обобщенный опыт деятельности российских образовательных организаций по интеграции иностранных обучающихся в принимающее сообщество. Безусловно, обучающиеся в Российской Федерации иностранные граждане — это источник квалифицированных и интегрированных мигрантов, поскольку они не только изучают язык, но и создают социальные связи в принимающей стране [23]. Вместе с тем по-прежнему актуальным видится принятие Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», проект которого был разработан в 2017 г. [24].
В настоящее время в регионах разрабатываются и реализуются комплексные программы адаптации мигрантов, предусматривающие мероприятия, направленные на сохранение и развитие национальных культур и языков, формирование позитивного отношения к представителям этносов,
проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом наличие в образовательных учреждениях регионов комплексных программ адаптации расценивается как важный фактор в выборе иностранным гражданином площадки для получения образования [25].
Сегодня в целях осуществления задачи государственной миграционной политики в части создания для иностранных обучающихся ком-
фортного режима получения образования в Российской Федерации и осуществления профессиональной деятельности на ее территории, привлечения в российскую экономику высококвалифицированных специалистов необходимо дальнейшее последовательное и системное совершенствование административно-правового статуса иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. О концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы : указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Шитова Н. Б. Образовательная миграция в России: концептуальные вопросы правового регулирования // Журнал российского права. — 2020. — № 7; СПС «КонсультантПлюс».
3. URL: https://akvobr.ru/trudoustrojstvo_ino strannyh_studentov_atribut_pozicionirovaniya.html
4. Плюгина И. В. Вопросы трудовой деятельности обучающихся в России иностранных граждан // Журнал российского права. — 2011. — № 6. — С. 16—22.
5. Андриченко Л. В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. — 2014. — № 12; СПС «Кон-сультантПлюс».
6. Андриченко Л. В. Особенности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России // Журнал российского права. — 2011. — № 7; СПС «КонсультантПлюс».
7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // СПС «Кон-сультантПлюс».
8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). — Документ утратил силу // СПС «КонсультантПлюс».
9. Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И. Российское миграционное законодательство: за или против академической мобильности? // Миграционное право. — 2019. — № 3; СПС «КонсультантПлюс».
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
11. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства : федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
12. URL: https://tass.ru/obschestvo/7588101
13. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства : федеральный закон от 6 февраля 2020 г. № 16-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
14. Об установлении квоты на образование для иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 // СПС «КонсультантПлюс».
15. URL: https://www.kommersant.ru/doc/425 1841
16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // СПС «КонсультантПлюс».
17. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 // СПС «Кон-сультантПлюс».
18. О гражданстве Российской Федерации : федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
19. О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» : федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 157-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
20. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) / А. Н. Жеребцов [и др.] (Подготовлен для системы «Консуль-тантПлюс», 2017) // СПС «КонсультантПлюс».
21. Понявина М. Б, Селезнев П. С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 10. — № 1. — С. 104—108.
22. URL: https://leo-mosk.livejournal.com/381 6888.html
23. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов / Мини-
стерство образования и науки РФ. — М. : Центр социологических исследований, 2014. — С. 16.
24. Лебедева Т. В. О нормативно-правовом обеспечении адаптации учебных мигрантов // Миграционное право. — 2019. — № 3; СПС «Кон-сультантПлюс».
25. Маркова О. А., Кошелев М. С. Система государственного стимулирования образовательной миграции: проблемы и перспективы реализации в условиях трансграничного региона // Государственная власть и местное самоуправление. — 2017. — № 8; СПС «КонсультантПлюс».
REFERENCES
1. O kontseptsii migratsionnoy politiki Ros-siyskoy Federatsii na 2019—2025 godyi : ukaz Pre-zidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 oktyabrya 2018 g. # 622 // SPS «KonsultantPlyus».
2. Shitova N. B. Obrazovatelnaya migratsiya v Rossii: kontseptualnyie voprosyi pravovogo reguliro-vaniya // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2020. — # 7; SPS «KonsultantPlyus».
3. URL: https://akvobr.ru/trudoustrojstvo_ino strannyh_studentov_atribut_pozicionirovaniya.html
4. Plyugina I. V. Voprosyi trudovoy deyatelnos-ti obuchayuschihsya v Rossii inostrannyih gra-zhdan // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2011. — # 6. — S. 16—22.
5. Andrichenko L. V. Problemyi sistematizatsii migratsionnogo zakonodatelstva // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2014. — # 12; SPS «Konsultant-Plyus».
6. Andrichenko L. V. Osobennosti privlecheniya inostrannyih vyisokokvalifitsirovannyih spetsialistov k trudovoy deyatelnosti v Rossii // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2011. — # 7; SPS «Konsultant-Plyus».
7. O natsionalnyih tselyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. # 204 // SPS «Konsultant-Plyus».
8. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF). — Dokument utratil silu // SPS «KonsultantPlyus».
9. Rostovskaya T. K., Skorobogatova V. I. Ros-siyskoe migratsionnoe zakonodatelstvo: za ili protiv akademicheskoy mobilnosti? // Migratsionnoe pravo. — 2019. — # 3; SPS «KonsultantPlyus».
10. O vnesenii izmeneniy v otdelnyie za-konodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii i priznanii utrativshimi silu zakonodatelnyih aktov (otdelnyih polozheniy zakonodatelnyih aktov) Ros-siyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federalnogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» :
federalnyiy zakon ot 2 iyulya 2013 g. # 185-FZ // SPS «KonsultantPlyus».
11. O vnesenii izmeneniy v Federalnyiy zakon «O pravovom polozhenii inostrannyih grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» i otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii v tselyah sozdaniya dopolnitelnyih blagopriyatnyih usloviy dlya obucheni-ya v Rossiyskoy Federatsii inostrannyih grazhdan i lits bez grazhdanstva : federalnyiy zakon ot 23 iyulya 2013 g. # 203-FZ // SPS «KonsultantPlyus».
12. URL: https://tass.ru/obschestvo/7588101
13. O vnesenii izmeneniy v Federalnyiy zakon «O pravovom polozhenii inostrannyih grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» v chasti uproscheniya poryadka trudoustroystva v Rossiyskoy Federatsii obuchayu-schihsya v rossiyskih professionalnyih obrazovatelnyih organizatsiyah i obrazovatelnyih organizatsiyah vyisshego obrazovaniya inostrannyih grazhdan i lits bez grazhdanstva : federalnyiy zakon ot 6 fevralya 2020 g. # 16-FZ // SPS «KonsultantPlyus».
14. Ob ustanovlenii kvotyi na obrazovanie dlya inostrannyih grazhdan i lits bez grazhdanstva v Ros-siyskoy Federatsii : postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 8 oktyabrya 2013 g. # 891 // SPS «KonsultantPlyus».
15. URL: https://www.kommersant.ru/doc/425 1841
16. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Fed-eralnomu Sobraniyu ot 1 marta 2018 g. // SPS «Kon-sultantPlyus».
17. Ob utverzhdenii Kontseptsii demografich-eskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 oktyabrya 2007 g. # 1351 // SPS «Konsultant-Plyus».
18. O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii : feder-alnyiy zakon ot 31 maya 2002 g. # 62-FZ // SPS «Kon-sultantPlyus».
19. O vnesenii izmeneniy v Federalnyiy zakon «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» : federalny-iy zakon ot 23 iyunya 2014 g. # 157-FZ // SPS «KonsultantPlyus».
20. Kommentariy k Federalnomu zakonu ot 31 maya 2002 g. # 62-FZ «O grazhdanstve Rossiyskoy
Federatsii» (postateynyiy) / A. N. Zherebtsov [i dr.] (Podgotovlen dlya sistemyi «KonsultantPlyus», 2017) // SPS «KonsultantPlyus».
21. Ponyavina M. B, Seleznev P. S. Uvelichenie kolichestva inostrannyih studentov v rossiyskih vuzah kak element gosudarstvennoy politiki v sfere obrazovaniya // Vestnik Finansovogo universiteta. Gumanitarnyie nauki. — 2020. — T. 10. — # 1. — S. 104—108.
22. URL: https://leo-mosk.livejournal.com/381 6888.html
23. Arefev A. L., Sheregi F. E. Inostrannyie stu-dentyi v rossiyskih vuzah. Razdel pervyiy: Rossiya na mezhdunarodnom ryinke obrazovaniya. Razdel
vtoroy: Formirovanie kontingenta inostrannyih studentov dlya rossiyskih vuzov / Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. — M. : Tsentr sotsiolog-icheskih issledovaniy, 2014. — S. 16.
24. Lebedeva T. V. O normativno-pravovom obespechenii adaptatsii uchebnyih migrantov // Mi-gratsionnoe pravo. — 2019. — # 3; SPS «KonsultantPlyus».
25. Markova O. A., Koshelev M. S. Sistema gosudarstvennogo stimulirovaniya obrazovatelnoy migratsii: problemyi i perspektivyi realizatsii v usloviyah transgranichnogo regiona // Gosudar-stvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2017. — # 8; SPS «KonsultantPlyus».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Катаева Ольга Владимировна. Профессор кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук, доцент.
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина. E-mail: [email protected]
Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (472) 251-71-35.
Домрачева Екатерина Юрьевна. Преподаватель кафедры огневой подготовки. Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина. E-mail: [email protected]
Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (472) 251-71-35.
Орехова Олеся Ивановна. Преподаватель кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел.
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина. E-mail: [email protected]
Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (472) 251-71-35.
Kataeva Olga Vladimirovna. Professor of the chair of Management and Administrative Activities of the Agencies of the Ministry of Internal Affairs. PhD in Law, Associate Professor. Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkogo Str., 71. Tel. (472) 251-71-35.
Domracheva Ekaterina Yurievna. Lecturer of the chair of Fire Training. Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkogo Str., 71. Tel. (472) 251-71-35.
Orekhova Olesya Ivanovna. Lecturer of the chair of Management and Administrative Activities of the Agencies of the Ministry of Internal Affairs.
Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkogo Str., 71. Tel. (472) 251-71-35.
Ключевые слова: образовательная организация; образовательные услуги; иностранные обучающиеся; трудовая деятельность; гражданство Российской Федерации.
Key words: educational organization; educational services; foreign students; labor; Russian citizenship.
УДК 342.9