Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ С ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫМИ ЦЕНТРАМИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ С ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫМИ ЦЕНТРАМИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
852
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
паспортно-визовый центр / подразделения / миграция / взаимодействие / формы / методы / законодательство / passport and visa center / divisions / migration / interaction / forms / methods / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Прудникова

Раскрыты особенности взаимодействия ФГУП «ПВС» МВД России с подразделениями по вопросам миграции по контролю за исполнением законодательства в сфере миграции при оказании государственных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьяна Анатольевна Прудникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF UNITS FOR MIGRATION TO PASSPORT AND VISA CENTERS FOR CONTROL OVER EXECUTION OF THE LEGISLATION IN THE FIELD OF MIGRATION

Describes the features of the interaction of the FSUE «PVS» Ministry of internal Affairs of Russia divisions on the issues of migration, control over execution of the legislation in the sphere of migration in the provision of public services

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ С ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫМИ ЦЕНТРАМИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10425

ББК 67 © Т.А. Прудникова, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ С ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫМИ ЦЕНТРАМИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Татьяна Анатольевна Прудникова, профессор кафедры административного права, доктор юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Раскрыты особенности взаимодействия ФГУП «ПВС» МВД России с подразделениями по вопросам миграции по контролю за исполнением законодательства в сфере миграции при оказании государственных услуг.

Ключевые слова: паспортно-визовый центр, подразделения, миграция, взаимодействие, формы, методы, законодательство.

INTERACTION OF UNITS FOR MIGRATION TO PASSPORT AND VISA CENTERS FOR CONTROL OVER EXECUTION OF THE LEGISLATION IN THE FIELD OF MIGRATION

Tatyana A. Prudnikova, Professor of Department of Administrative Law, Doctor of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. Describes the features of the interaction of the FSUE «PVS» Ministry of internal Affairs of Russia divisions on the issues of migration, control over execution of the legislation in the sphere of migration in the provision of public services. Keywords: passport and visa center, divisions, migration, interaction, forms, methods, legislation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т.А. Взаимодействие подразделений по вопросам миграции с паспортно-визовыми центрами по контролю за исполнением законодательства в сфере миграции. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):249-252.

Эффективность участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля над исполнением миграционного законодательства Российской Федерации, являясь важной стороной взаимодействия институтов гражданского общества и государства, актуализируется в современных условиях как потребностями самого общества, так и интересами государства для обеспечения национальной безопасности.

Участие институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации — явление общественно-политической жизни общества и, зачастую, выходит за рамки управленческих аспектов.

Сам по себе общественный контроль имеет вторичный характер по отношению к государственному контролю, предназначение которого состоит, в первую очередь, в обеспечении выполнения управленческих решений, направленных на поддержание

целостности общественной системы в рамках принятой социальной модели.

Учитывая тот факт, что общественный контроль как проявление социально-политической активности части населения может строиться на концептуальной модели, а также выходить за ее рамки в соответствии с иными ценностными ориентациями, государство заинтересовано в регулировании его возможностей. Так, на первый план в этом процессе выступает правовое регулирование участия институтов гражданского общества в осуществлении любой деятельности, связанной с контролем.

В принципе, как представляется, у любого государства достаточно полномочий для осуществления контроля за миграционными процессами, в том числе правовыми средствами. С другой стороны, допущение в систему контроля исполнения миграционного законодательства общественности в лице представителей институтов гражданского общества может быть мотивировано разными причинами, в том

числе легитимацией активности общественности в вопросах миграционного регулирования, вызывающей необходимость ее легализации и т.п.

Следует отметить, что эффективность любой деятельности, в том числе и контроля, зависит от адекватного понимания его предназначения и связанных с ним задач, решение которых способно привести к поставленной цели1.

Очень важным субъектом, с которым осуществляют взаимодействие подразделения по вопросам миграции МВД России по контролю за исполнением законодательства в сфере миграции является — Федеральное государственное унитарное предприятие «Паспортно-визовый центр» (далее — ФГУП «ПВС» МВД России), который является единственным государственным предприятием, основными направлениями деятельности которого выступают оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультационных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в МВД России и (или) его территориальные органы при получении государственных услуг.

Основными целями, поставленными перед ФГУП «ПВС» МВД России, являются2:

♦ оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультационных услуг в сфере миграции;

♦ оказание физическим и юридическим лицам услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в территориальные органы МВД России при получении государственных услуг в сфере миграции;

♦ содействие в организованном привлечении и использовании иностранной рабочей силы по востребованным в российской экономике специальностям и профессиям;

♦ выполнение работ и оказание услуг для нужд подразделений МВД России, оказывающих услуги в сфере миграции.

Взаимодействие ФГУП «ПВС» МВД России с подразделениями по вопросам миграции по контролю за исполнением законодательства в сфере миграции может осуществляться при осуществлении следующих услуг:

♦ оказание физическим и юридическим лицам услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в подразделения по вопросам миг-

рации МВД России при получении государственных услуг в сфере миграции;

♦ выполнение работ и оказание услуг для нужд подразделений по вопросам миграции МВД России, оказывающих услуги в сфере миграции;

♦ участие вместе с подразделениями по вопросам миграции МВД России в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществление приема заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента и фотографирование иностранных граждан, обращающихся за получением патента, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

♦ участие (содействие) вместе с подразделениями по вопросам миграции МВД России в осуществлении иных полномочий, если такое участие (содействие) предусмотрено законодательством Российской Федерации;

♦ внесение в подразделения по вопросам миграции МВД России предложений по стратегическим направлениям своей деятельности, осуществление в установленном порядке информационной деятельности в Российской Федерации и за ее пределами.

Обязанности ФГУП «ПВС» МВД России в рассматриваемой сфере:

♦ предоставлять на основании запросов и обращений подразделений по вопросам миграции МВД России необходимую информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности ФГУП «ПВС» МВД России;

♦ обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных;

♦ осуществлять взаимодействие с подразделениями по вопросам миграции МВД России в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление государственных услуг;

♦ обеспечивать защиту передаваемых в подразделения по вопросам миграции МВД России сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модифи-

1 Гусев Н.Н. Коллизии в становлении гражданского общества в современной России // Социально-гуманитарное обозрение. М., 2018. С. 37-40.

2 Приказом МВД России от 16 марта 2017 г. N° 131 Предприятию утверждена новая редакция Устава, в соответствии с которой оно переименовано в ФГУП «ПВС» МВД России // СПС «КонсультаньПлюс».

кации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента поступления этих сведений в ФГУП «ПВС» МВД России, в том числе в автоматизированную информационную систему МФЦ, и до момента их поступления в подразделения по вопросам миграции МВД России.

В свою очередь, подразделения по вопросам миграции МВД России вправе:

♦ направлять запросы и обращения в ФГУП «ПВС» МВД России по вопросам, относящимся к сфере деятельности ФГУП «ПВС» МВД России;

♦ направлять в ФГУП «ПВС» МВД России предложения по совершенствованию деятельности ФГУП «ПВС» МВД России;

Следует отметить, что через обязанности подразделений по вопросам миграции МВД России осуществляется контроль за исполнением миграционного законодательства. В частности, они должны:

♦ обеспечивать предоставление государственных услуг в ФГУП «ПВС» МВД России при условии соответствия ФГУП «ПВС» МВД России требованиям, установленным Уставом федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 16 марта 2017 г. № 1313;

♦ обеспечивать предоставление на основании запросов ФГУП «ПВС» МВД России необходимых сведений по вопросам, относящимся к предоставлению государственных услуг;

♦ передавать в ФГУП «ПВС» МВД России документы и информацию, необходимые для предоставления государственных услуг;

♦ информировать заявителей о возможности получения государственных услуг в ФГУП «ПВС» МВД России;

♦ предоставлять по запросу ФГУП «ПВС» МВД России разъяснения о порядке и условиях получения заявителями предоставляемых государственных услуг;

♦ информировать ФГУП «ПВС» МВД России об изменениях законодательства, касающегося предоставления государственных услуг.

В заключение следует отметить, что участие институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации является важной составляющей обеспечения нацио-

нальной безопасности, а повышение эффективности взаимодействия ФГУП «ПВС» МВД России с подразделениями по вопросам миграции приведет, в конечном счете, к росту общественной значимости институтов гражданского общества, их влияния на формирование государственной миграционной политики государства и на улучшение миграционной ситуации в стране в целом.

Литература

1. Федеральный Закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. (ред. от 1 марта 2020 г.) № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 21 июня 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 (ред. от 3 апреля 2020 г.) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // СПС «Кон-сультантПлюс».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 (ред. от 7 февраля 2020 г.) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ МВД России от 13 декабря 2019 г. № 940 (ред. от 14 февраля 2020 г.) «Вопросы деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Устав федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 16 марта 2017 г. № 131 // СПС «Консультант-Плюс».

7. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.

8. Прудников А.С. и др. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: Учеб. пособие М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

References

1. Federal'nyy Zakon ot 2 maya 2006 g. № 59-FZ (v red. ot 27 dekabrya 2018 g.) «O poryadke rassmotre-niya obrashcheniy grazhdan Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2010 g. (red. ot 1 marta 2020 g.) № 210-FZ «Ob organizatsii predostav-leniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug» // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Federal'nyy zakon ot 21 iyunya 2014 g. № 212-FZ (v red. ot 27 dekabrya 2018 g.) «Ob osnovakh ob-shchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

4. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27 sentyabrya 2011 g. № 797 (red. ot 3 aprelya 2020 g.) «O vzaimodeystvii mezhdu mnogofunktsio-

nal'nymi tsentrami predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug i federal'nymi organami ispol-nitel'noy vlasti, organami gosudarstvennykh vneby-udzhetnykh fondov, organami gosudarstvennoy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii, organami mestnogo samoupravleniya» // SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22 dekabrya 2012 g. № 1376 (red. ot 7 fevralya 2020 g.) «Ob utverzhdenii Pravil organizatsii deyatel'no-sti mnogofunktsional'nykh tsentrov predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug» // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Prikaz MVD Rossii ot 13 dekabrya 2019 g. № 940 (red. ot 14 fevralya 2020 g.) «Voprosy deyatel'no-sti Glavnogo upravleniya po voprosam migratsii Mini-sterstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

7. Deyatel'nost' podrazdeleniy organov vnutrennikh del po voprosam migratsii. Pravovyye i organizat-sionnyye aspekty: Ucheb. posobiye / Pod obshch. red. A.S. Prudnikova. M.: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2018.

8. PrudnikovA.S. i dr. Gosudarstvenno-pravovyye osnovy migratsii naseleniya v Rossiyskoy Federatsii: Ucheb. posobiye M.: YuNITI-DANA, 2020.

Административный процесс

Четвертое издание

4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 200 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Волкова В.В. и др.

Административный процесс представлен как сложный и комплексный административно-правовой институт. Проанализированы задачи, основные принципы, участники административного процесса. Уделено внимание юрисдикционной и управленческой концепциям административного процесса. Рассмотрена структура административного процесса, виды производств.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также студентов, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.