Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВЫХОД ИЗ КОТОРОГО ЛИБО ОТКАЗ ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖЕН ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ПРИЧИНАМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВЫХОД ИЗ КОТОРОГО ЛИБО ОТКАЗ ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖЕН ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ПРИЧИНАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданство Российской Федерации / двойное гражданство / иностранное гражданство / выход из гражданства / государственная служба Российской Федерации / служба в органах внутренних дел Российской Федерации / citizenship of the Russian Federation / dual citizenship / foreign citizenship / renunciation of citizenship / public service of the Russian Federation / service in the internal affairs bodies of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Николаевич Бочаров, Сергей Алексеевич Егоров

Представлен анализ проблем, связанных с реализацией права поступления на службу в органы внутренних дел и прохождения такой государственной службы гражданами России, имеющими гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Николаевич Бочаров, Сергей Алексеевич Егоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF ENTERING THE SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION WHO HAVE THE CITIZENSHIP OF A FOREIGN STATE AND EXIT OR REFUSAL OF WHICH IS IMPOSSIBLE FOR REASONS BEYOND THEIR CONTROL

Presents an analysis of issues related to the implementation of the right to enter the service in the internal affairs bodies of the Russian and also some problems of the practice of its implementation in terms of the right to enter the service of the internal affairs bodies and undergoing such public service by citizens of Russia who have foreign citizenship, withdrawal, either denial from which is impossible for reasons beyond their control.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВЫХОД ИЗ КОТОРОГО ЛИБО ОТКАЗ ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖЕН ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ПРИЧИНАМ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10385

ББК 67 © С.Н. Бочаров, С.А. Егоров, 2020

Научные специальности: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; 12.00.14 — административное право; административный процесс

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ВЫХОД ИЗ КОТОРОГО ЛИБО ОТКАЗ ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖЕН ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ПРИЧИНАМ1

Сергей Николаевич Бочаров, профессор кафедры административного права, кандидат юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: rados108@mail.ru

Сергей Алексеевич Егоров, заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: saegoroff@mail.ru

Аннотация. Представлен анализ проблем, связанных с реализацией права поступления на службу в органы внутренних дел и прохождения такой государственной службы гражданами России, имеющими гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам.

Ключевые слова: гражданство Российской Федерации, двойное гражданство, иностранное гражданство, выход из гражданства, государственная служба Российской Федерации, служба в органах внутренних дел Российской Федерации.

ACTUAL PROBLEMS OF ENTERING THE SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION WHO HAVE THE CITIZENSHIP OF A FOREIGN STATE AND EXIT OR REFUSAL OF WHICH IS IMPOSSIBLE FOR REASONS BEYOND THEIR CONTROL

Sergey N. Bocharov, Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: rados108@mail.ru

Sergey A. Egorov, Deputy Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: saegoroff@mail.ru

Abstract. Presents an analysis of issues related to the implementation of the right to enter the service in the internal affairs bodies of the Russian and also some problems of the practice of its implementation in terms of the right to enter the service of the internal affairs bodies and undergoing such public service by citizens of Russia who have foreign citizenship, withdrawal, either denial from which is impossible for reasons beyond their control.

Keywords: citizenship of the Russian Federation, dual citizenship, foreign citizenship, renunciation of citizenship, public service of the Russian Federation, service in the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Бочаров С.Н., Егоров С.А. Актуальные проблемы поступления на службу в органы внутренних дел граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):53-59.

В последнее десятилетие произошли значительные изменения в действующем законодательстве, регулирующем поступление (прием) на государствен-

ную службу и порядок ее прохождения. Эти изменения коснулись, в частности, наименования видов государственной службы, отнесенных к федеральному

1 Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «Консультант Плюс». № 7 / 2020 -Вестник Московского университета МВД России

уровню2, введения в научный оборот и правоприменительную практику новых правовых категорий и служебно-правовых институтов3, расширения перечня запретов, ограничений и обязательств для лиц, поступающих на государственную службу4, повышения требований к служебному поведению государственных служащих и усиления общественного контроля за их деятельностью5.

Тенденции укрепления государственной кадровой политики во властных структурах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях нашли свое нормативное воплощение в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»6.

К числу законодательных новелл, имеющих государственно-служебную направленность, следует отнести положения, содержащиеся в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (ред. от 4 апреля 2020 г.) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»7. В соответствии с упомянутыми нормативными установлениями, учитывая социально-политическую обстановку, сложившуюся в новых субъектах Российской Федерации, и международную ситуацию, для лиц, постоянно проживавших в указанных местностях и приобретавших российское гражданство наряду с наличием у них иного гражданства, временно, в порядке вынужденной апробации, при соблюдении прописанных в законе порядка и условий, была санкционирована возможность поступления на государственную службу, а также ее дальнейшее прохождение в создаваемых территориальных и региональных органах власти Российской Федерации.

Указанная инициатива законодателя имела положительный результат и позволила в переходный период формирования властных структур в Республике Крым и в городе федерального значения Севастополе сохранить на государственной службе основное количество лиц, проходивших ее до этого на соответствующих должностях в различных государственных и муниципальных органах власти, включая органы внутренних дел.

Суть нововведений состояла в том, что одновременно с обращением в уполномоченные органы вла-

сти Российской Федерации о приеме в российское гражданство, лицу было достаточно письменно заявить о своем желании выйти из гражданства Украины, и оно тут же получало иммунитет от содержащегося в законодательстве Российской Федерации запрета поступления на государственную службу россиянам, имеющим иное гражданство.

Вместе с тем, на остальную территорию Российской Федерации в отношении граждан России, желающих заявить в уполномоченные российские структуры об отказе от гражданства как Украины, так и нного государства, подобная практика упрощенного инициативного отречения от иного гражданства не распространилась. Следовательно, там не приостанавливалось действие соответствующих запретов и ограничений, установленных законодательством о государственной службе для лиц, имеющих двойное гражданство. Кроме того, данные запреты и ограничения, в соответствии с Федеральном конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ по истечении одного месяца со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, стали актуальны и для тех, кто в них проживает.

При этом, граждане России, имеющие гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам, продолжают обращаться в различные инстанции с просьбой принять их на государственную службу. Данное обстоятельство явилось основанием законодательной инициативы депутатов Государственной думы8, неоднократно предлагавших

2 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2015, 16 июля.

3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от

26 июля 2019 г.) «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008, 30 дек.

4 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL://http://-www.pravo.gov.ru

5 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (ред. от

27 декабря 2018 г.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 2014, 23 июля.

6 Российская газета. 2020, 16 марта.

7 Российская газета. 2014, 24 марта.

8 Офицерова М.И. Пути совершенствования законодательства о гражданстве Российской Федерации // Юридическая наука. 2019. № 6. С. 6-8.

внести изменения в действующее законодательство и упорядочить для граждан России процедуру отречения от гражданства иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам9. Вместе с тем, окончательного одобрения законодателя указанные законотворческие попытки пока еще не снискали10.

Итак, указанная проблема продолжает существовать11. Для ее решения, полагаем, важно выявить и охарактеризовать правовые, организационные и процедурные аспекты, касающиеся реализации гражданами России, имеющими гражданство иностранного государства, выход из которого либо отказ от которого невозможен по независящим от них причинам, своего права на государственную службу, раскрыть специфику правового статуса указанных лиц, что позволит разработать предложения по совершенствованию государственно-служебного законодательства Российской Федерации.

Литература

Международно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // СПС «КонсультантПлюс».

3. Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства 1963 г. (с изм. от 1977 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Европейская конвенция о правовом положении рабочих-мигрантов 1977 г. // СПС «КонсультантПлюс».

5. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г. // СПС «КонсультантПлюс».

6. Второй Протокол о внесении изменений в Конвенцию о сокращении числа случаев множественного гражданства и воинской обязанности в случаях множественного гражданства 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».

7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1996 г. // СПС «КонсультантПлюс».

8. Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. // СПС «КонсультантПлюс».

9. Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Марокко от 10 и 11 декабря 2018 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Национальные нормативно-правовые акты Законы Российской Федерации:

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

11. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г.) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О беженцах» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) «О государственной тайне» // СПС «КонсультантПлюс».

14. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 18 марта 2020 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 (в ред. 2 февраля 2020 г.) «О безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».

17. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 6 февраля 2020 г.) «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

19. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 8 июня 2020 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

20. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 16 декабря 2019 г.) «О службе в органах внутрен-

9 Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»», внесенный на рассмотрение депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, С.А. Гавриловым, Р.И. Бальбеком, Р.Р. Ишсариным, Д.В. Саблиным и принятый в первом чтении 18 декабря 2019 г. Документ предоставлен СПС «КонсультантПлюс». Дата сохранения 16 июня 2020 г.

10 Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 22 января 2019 г. № 442п-П4 на проект Федерального закона № 547034-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Документ предоставлен СПС «КонсультантПлюс». Дата сохранения 16 июня 2020 г.

11 Никитина Е.Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 30-42.

них дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

21. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

22. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (ред. от 4 апреля 2020 г.) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СПС «КонсультантПлюс».

23. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».

24. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 1 марта 2020 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

25. Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // СПС «КонсультантПлюс».

26. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»», внесенный на рассмотрение депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдино-вым, С.А. Гавриловым, Р.И. Бальбеком, Р.Р. Ишсари-ным, Д.В. Саблиным и принятый в первом чтении 18 декабря 2019 г. Документ предоставлен СПС «Кон-сультантПлюс». Дата сохранения 16 июня 2020 г.

Указы Президента Российской Федерации

27. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (ред. 31 мая 2019 г.) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую. Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // СПС «КонсультантПлюс».

28. Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. № 814 (ред. от 15 марта 2018 г.) «Вопросы

Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» // СПС «КонсультантПлюс».

29. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству») // СПС «КонсультантПлюс».

30. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

31. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

32. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 (ред. от 7 апреля 2017 г.) «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // «СПС КонсультантПлюс».

33. Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2019-2021 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

34. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

35. Указ Президента РФ от октября 2018 г. № 580 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

36. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

37. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утвер-

ждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».

38. Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 22 января 2019 г. № 442п-П4 на проект Федерального закона № 547034-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

39. Распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 680-р (ред. от 20 сентября 2019 г.) «Об утверждении формы анкеты, подлежащей представлению гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Приказы МВД России

40. Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

41. Приказ МВД России от 27 декабря 2016 г. № 897 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, признанных Министерством юстиции РФ не нуждающимися в государственной регистрации» // СПС «КонсультантПлюс».

42. Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ на районном уровне» // СПС «КонсультантПлюс».

43. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Учебники, монографии и иные материалы

44. Астафичев П.А. Административно-правовые гарантии и ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 7. С. 40-44.

45. Воробьева Д. С. О проблеме ограничений и запретов на государственной службе: сравнительно-правовой анализ государственно-служебного законодательства // Административное право и процесс. 2020. С. 51-53.

46. Гасанов Ю.А. Конституционные угрозы двойного гражданства // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 42-51.

47. Занина Т.М., Шебанова О.А. Некоторые особенности административно-правового статуса федеральных государственных гражданских служащих в ОВД // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 46-48.

48. Комахин Б.Н. Реализация права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе в ее модернизационный период в условиях развития информационного общества // Административное право и процесс. 2018. № 6. С. 26-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Никитина Е.Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 30-42.

50. Офицерова М.И. Пути совершенствования законодательства о гражданстве Российской Федерации // Юридическая наука. 2019. № 6. С. 6-8.

51. СмирноваЕ.С. Проблема определения прав лиц с множественным гражданством: движение от конституционного права к праву международному // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 35-41.

52. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. М.: Норма, 2015.

References

International Legal Acts

1. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka (prinyata General'noy Assambleyey OON 10 dekabrya 1948 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Evropeyskaya konventsiya o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod 1950 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Konventsiya o sokrashchenii chisla sluchayev mnoz-hestvennogo grazhdanstva i o voinskoy obyazannosti v sluchayakh mnozhestvennogo grazhdanstva 1963 g. (s izm. ot 1977 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

4. Evropeyskaya konventsiya o pravovom polozhenii rabochikh-migrantov 1977 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Mezhdunarodnaya konventsiya o zashchite prav vsekh trudyashchikhsya-migrantov i chlenov ikh semey ot 18 dekabrya 1990 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Vtoroy Protokol o vnesenii izmeneniy v Konventsiyu o sokrashchenii chisla sluchayev mnozhestvennogo grazhdanstva i voinskoy obyazannosti v sluchayakh mnozhestvennogo grazhdanstva 1993 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

7. Mezhdunarodnyy pakt ob ekonomicheskikh, sotsi-al'nykh i kul'turnykh pravakh ot 16 dekabrya 1996 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Evropeyskaya konventsiya o grazhdanstve 1997 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Global'nyy dogovor o bezopasnoy, uporyadochen-noy i legal'noy migratsii. Marokko ot 10 i 11 dekabrya 2018 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

National Normative-Legal Acts Russian Federation Law:

10. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vse-narodnym golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

11. Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ (red. ot 26 iyulya 2019 g.) «O protivodeystvii korruptsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

12. Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 19 fevralya 1993 g. № 4528-1 (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) «O bezhentsakh» // SPS «Konsul'tantPlyus».

13. Federal'nyy zakon ot 21 iyulya 1993 g. № 5485-1-FZ (red. ot 29 iyulya 2018 g.) «O gosudarstvennoy tayne» // SPS «Konsul'tantPlyus».

14. Federal'nyy zakon ot 31 maya 2002 g. № 62-FZ (red. ot 18 marta 2020 g.) «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

15. Federal'nyy zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 115-FZ (red. ot 24 aprelya 2020 g.) «O pravovom polozhenii ino-strannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

16. Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 390 (v red. 2 fevralya 2020 g.) «O bezopasnosti» // SPS «Konsul'tantPlyus».

17. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ (red. ot 6 fevralya 2020 g.) «O politsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

18. Federal'nyy zakon ot 27 maya 2003 g. № 58-FZ (red. ot 23 maya 2016 g.) «O sisteme gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

19. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ (red. ot 8 iyunya 2020 g.) «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

20. Federal'nyy zakon ot 30 noyabrya 2011 g. № 342-FZ (red. ot 16 dekabrya 2019 g.) «O sluzhbe v organakh vnutren-nikh del RF i vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'-nyye akty Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

21. Federal'nyy zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 262-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti utochneniya vidov gosudarst-vennoy sluzhby i priznanii utrativshey silu chasti 19 sta-t'i 323 Federal'nogo zakona «O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

22. Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 21 marta 2014 g. № 6-FKZ (red. ot 4 aprelya 2020 g.) «O prinyatii v

RF Respubliki Krym i obrazovanii v sostave RF novykh subyektov — Respubliki Krym i goroda federal'nogo znac-heniya Sevastopolya» // SPS «Konsul'tantPlyus».

23. Federal'nyy zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) «Ob osnovakh obshchestven-nogo kontrolya v RF» // SPS «Konsul'tantPlyus».

24. Federal'nyy zakon ot 19 iyulya 2011 g. № 247-FZ (red. ot 1 marta 2020 g.) «O sotsial'nykh garantiyakh so-trudnikam organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

25. Federal'nyy zakon ot 24 aprelya 2020 g. № 134-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» v chasti uproshcheniya protsedury priyema v grazhdanstvo Rossiyskoy Federatsii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva» // SPS «Konsul'tantPlyus».

26. Proyekt Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 6 Federal'nogo zakona «O grazhdanstve Rossiys-koy Federatsii»», vnesennyy na rassmotreniye deputatami Gosudarstvennoy Dumy I.I. Gil'mutdinovym, S.A. Gavri-lovym, R.I. Bal'bekom, R.R. Ishsarinym, D.V. Sablinym i prinyatyy v pervom chtenii 18 dekabrya 2019 g. Dokument predostavlen SPS «Konsul'tantPlyus». Data sokhraneniya 16 iyunya 2020 g.

Decrees of the President of the Russian Federation

27. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 22 iyunya 2006 g. № 637 (red. 31 maya 2019 g.) «O merakh po okaza-niyu sodeystviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiys-kuyu. Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom» // SPS «Konsul'tantPlyus».

28. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 avgusta 2006 g. № 814 (red. ot 15 marta 2018 g.) «Voprosy Mezhve-domstvennoy komissii po realizatsii Gosudarstvennoy pro-grammy po okazaniyu sodeystviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, pro-zhivayushchikh za rubezhom» // SPS «Konsul'tantPlyus».

29. Ukaz Prezidenta RF ot 6 sentyabrya 2008 g. № 1315 «O nekotorykh voprosakh gosudarstvennogo upravleniya v oblasti mezhdunarodnogo sotrudnichestva» (vmeste s «Poloz-heniyem o Federal'nom agentstve po delam Sodruzhestva Ne-zavisimykh Gosudarstv, sootechestvennikov, prozhivayu-shchikh za rubezhom, i po mezhdunarodnomu gumanitar-nomu sotrudnichestvu») // SPS «Konsul'tantPlyus».

30. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21 de-kabrya 2016 № 699 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Mini-sterstve vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i Tipovogo polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva vnut-

rennikh del Rossiyskoy Federatsii po sub"yektu Rossiys-koy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

31. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 ok-tyabrya 2018 g. № 622 «O Kontseptsii gosudarstvennoy mig-ratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2019-2025 go-dy» // SPS «Konsul'tantPlyus».

32. Ukaz Prezidenta RF ot 14 oktyabrya 2012 g. № 1377 (red. ot 7 aprelya 2017 g.) «O Distsiplinarnom ustave orga-nov vnutrennikh del RF» // «SPS Konsul'tantPlyus».

33. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24 iyu-nya 2019 g. № 288 «Ob osnovnykh napravleniyakh razvi-tiya gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii na 2019-2021 gody» // SPS «Konsul'tantPlyus».

34. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 14 noyab-rya 2002 g. № 1325 «Ob utverzhdenii Polozheniya o pory-adke rassmotreniya voprosov grazhdanstva Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

35. Ukaz Prezidenta RF ot oktyabrya 2018 g. № 580 «O vnesenii izmeneniy v Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 marta 2011 g. № 248 «Voprosy Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

36. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 5 maya 2014 g. № 300 «O nekotorykh voprosakh Ministerstva vnutrennikh del RF» // SPS «Konsul'tantPlyus».

Resolutions and Orders of the Government of the R ussian Fed era tion

37. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 16 maya 2011 g. № 373 «O razrabotke i utverzhdenii ad-ministrativnykh reglamentov ispolneniya gosudarstvennykh funktsiy i administrativnykh reglamentov predostavleniya gosudarstvennykh uslug» // SPS «Konsul'tantPlyus».

38. Ofitsial'nyy otzyv Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22 yanvarya 2019 g. № 442p-P4 na proyekt Fede-ral'nogo zakona № 547034-7 «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 6 Federal'nogo zakona «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

39. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 2 maya 2012 g. № 680-r (red. ot 20 sentyabrya 2019 g.) «Ob utverzhdenii formy ankety, podlezhashchey predstavleniyu grazhdani-nom, postupayushchim na sluzhbu v organy vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

Orders of the Ministry of Internal Affairs of Russia

40. Prikaz MVD Rossii ot 20 iyunya 2012 g. № 615 «Ob utverzhdenii Instruktsii po deloproizvodstvu v orga-nakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

41. Prikaz MVD Rossii ot 27 dekabrya 2016 g. № 897 «O poryadke opublikovaniya i vstupleniya v silu normativ-nykh pravovykh aktov Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, priznannykh Ministerstvom yustitsii Rossiyskoy Federatsii ne nuzhdayushchimisya v gosudarstvennoy registratsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

42. Prikaz MVD Rossii ot 5 iyunya 2017 g. № 355 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii na rayonnom urovne» // SPS «Konsul'tantPlyus».

43. Prikaz MVD Rossii ot 1 fevralya 2018 g. № 50 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii prokhozhdeniya sluzhby v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

Textbooks, Monographs and Other Materials

44. AstafichevP.A. Administrativno-pravovyye garantii i ogranicheniya konstitutsionnogo prava grazhdan na rav-nyy dostup k gosudarstvennoy sluzhbe // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye. 2019. № 7. S. 40-44.

45. Vorob'yevaD.S. O probleme ogranicheniy i zapre-tov na gosudarstvennoy sluzhbe: sravnitel'no-pravovoy analiz gosudarstvenno-sluzhebnogo zakonodatel'stva // Administrativnoye pravo i protsess. 2020. S. 51-53.

46. Gasanov Yu.A. Konstitutsionnyye ugrozy dvoy-nogo grazhdanstva // Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. 2019. № 4. S. 42-51.

47. Zanina T.M., Shebanova O.A. Nekotoryye oso-bennosti administrativno-pravovogo statusa federal'nykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh v OVD // Administrativnoye pravo i protsess. 2019. № 12. S. 46-48.

48. Komakhin B.N. Realizatsiya prava grazhdan na ravnyy dostup k gosudarstvennoy i munitsipal'noy sluzhbe v eye modernizatsionnyy period v usloviyakh razvitiya in-formatsionnogo obshchestva // Administrativnoye pravo i protsess. 2018. № 6. S. 26-29.

49. Nikitina E.E. Zakonodatel'stvo o grazhdanstve i sovershenstvovaniye migratsionnoy politiki Rossiyskoy Fe-deratsii // Zhurnal rossiyskogo prava. 2019. № 7. S. 30-42.

50. Ofitserova M.I. Puti sovershenstvovaniya zakonodatel'stva o grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii // Yuridic-heskaya nauka. 2019. № 6. S. 6-8.

51. Smirnova E.S. Problema opredeleniya prav lits s mnozhestvennym grazhdanstvom: dvizheniye ot konstitut-sionnogo prava k pravu mezhdunarodnomu // Konstitut-sionnoye i munitsipal'noye pravo. 2019. № 4. S. 35-41.

52. Starilov Yu.N. Gosudarstvennaya sluzhba i sluz-hebnoye pravo. M.: Norma, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.