Научная статья на тему 'ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ'

ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олимова Нодира Хамракуловна, Ташматова Насибахон Хасановна, Абдуллаева Мафтуна Мукаммаловна

Качественная продукция, как известно, является залогом устойчивой конкурентоспособности предприятия и позволяет расширить ее преимущества перед конкурирующими товарами на рынке. А концепцию маркетинга Предприятия должны рассматривать как философию бизнеса, которая поддерживается всеми сотрудниками. Такой подход к маркетингу позволяет достичь целей предприятия с точки зрения удовлетворения потребностей общества в целом. Исходя из этого в данной работе рассматриваются вопросы качества продукции, изучаются стратегические концепции маркетинга и на их основе анализируется состояние развития малого предпринимательства в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олимова Нодира Хамракуловна, Ташматова Насибахон Хасановна, Абдуллаева Мафтуна Мукаммаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FOOD QUALITY MANAGEMENT AND RESEARCH OF STRATEGIC MARKETING CONCEPTS IN SMALL BUSINESS

High-quality products, as you know, are the key to the sustainable competitiveness of an enterprise and allow you to expand its advantages over competing products on the market, and the concept of marketing Enterprises should be seen as a business philosophy that is supported by all employees. This approach to marketing allows you to achieve the goals of the enterprise in terms of meeting the needs of society as a whole. Based on this, this paper discusses the issues of product quality, studies the strategic concepts of marketing and, on their basis, analyzes the state of development of small business in the country.

Текст научной работы на тему «ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ»

и пути повышения их экспортного потенциала (на примере ООО" Los Gigantes Textiles"). Архивариус, 7(2 (56)).

3. Akhunova, O. E., Kh, O. N., & Kh, E. A. (2019). Role of innovative technologies in ensuring competitiveness of export products in Uzbekistan. Process management and scientific developments.

4. Олимова, Н. Х. (2021). Анализ развития и факторов конкурентоспособности промышленных предприятий региона. Cognitio rerum, (7), 32-35.

5. Олимова, Н. Х., & Джурабаев, У. Б. (2020). Мамлакатимизда инновацион фаолиятнинг ривожланиши ва реал сектор корхоналарининг технологик инновацияларга булган талабини белгиловчи омиллар тахлили. In Минтака иктисодиётини инвестициялашнинг молиявий-х,ук,ук,ий ва инновацион жихатлари (pp. 445-449).

6. Олимова, Н. Х., & Каримов, Ш. Х. (2020). Реал сектор корхоналарида инновацион янгиликларни жорий килишнинг ташкилийицтисодий механизмини такомиллаштириш. In Минтака иктисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хукукий ва инновацион жихатлари (pp. 423-427).

7. Эргашев, А. Х., & Олимова, Н. Х. (2020). Инновацияларни яратиш ва уларни саноат корхоналари фаолиятига жорий этишнинг асосий масалалари. In Минтака иктисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хукукий ва инновацион жихатлари (pp. 487-490).

8. Олимова, Н. Х., & Ортиков, А. Б. (2018). Внешняя торговля как основной аспект развития экономики Узбекистана. In Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия (pp. 216-219).

9. Эгамов Р.М. К,урилиш индустрияси корхоналарида инновацион тадбирларни самарали ташкил этишнинг илмий-назарий асослари. // Инновацион технологиялар/Innovative technologies, №3(43) -2021, 87-92 б.

© Олимова Н., Абдухалилов Н., Тургунов Э., 2022

УДК: 338.641/.008.01

Олимова Нодира Хамракуловна, Ташматова Насибахон Хасановна, Абдуллаева Мафтуна Мукаммаловна

Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан

ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

Качественная продукция, как известно, является залогом устойчивой конкурентоспособности предприятия и позволяет расширить ее преимущества перед конкурирующими товарами на рынке. А концепцию маркетинга Предприятия должны рассматривать как философию бизнеса, которая поддерживается всеми сотрудниками. Такой подход к маркетингу позволяет достичь целей предприятия с точки зрения удовлетворения потребностей общества в целом.

Исходя из этого в данной работе рассматриваются вопросы качества продукции, изучаются стратегические концепции маркетинга и на их основе анализируется состояние развития малого предпринимательства в стране.

Ключевые слова

Производство, промышленность, маркетинг, конкуренция, качество, продукция, предприятие,

стратегия, управление.

Olimova Nodira Kh., Tashmatova Nasibakhon Kh., Abdullayeva Maftuna Mukammalovna

Fergana state university, Fergana, Uzbekistan

WAYS OF FOOD QUALITY MANAGEMENT AND RESEARCH OF STRATEGIC MARKETING CONCEPTS

IN SMALL BUSINESS

Abstract

High-quality products, as you know, are the key to the sustainable competitiveness of an enterprise and allow you to expand its advantages over competing products on the market, and the concept of marketing Enterprises should be seen as a business philosophy that is supported by all employees. This approach to marketing allows you to achieve the goals of the enterprise in terms of meeting the needs of society as a whole.

Based on this, this paper discusses the issues of product quality, studies the strategic concepts of marketing and, on their basis, analyzes the state of development of small business in the country.

Keywords

Production, industry, marketing, competition, quality, products, enterprise, strategy, management.

Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность и выход на мировые рынки, прежде всего, возможно за счет поэтапного реформирования экономики, углубления структурных преобразований и диверсификации, обеспечения быстрого развития новых высокотехнологичных предприятий и производств, модернизации действующих производств и эффективного использования маркетинговых технологий.

По данным Ассоциации предприятий пищевой промышленности Узбекистана, в стране планируется производить в среднем 3,2 млн тонн плодово-ягодной продукции. 541 000 тонн или 17% этой продукции будет экспортировано, а 645 тонн (20%) будет поставляться на перерабатывающие предприятия. Для выполнения вышеуказанных задач будет построено 7769 га новых интенсивных садов и реконструировано 6048 га уже существующих [4].

Одним из важнейших направлений является постепенное расширение глубокой переработки богатых растительных ресурсов страны, заполнение внутреннего рынка и увеличение объема и ассортимента экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. В результате оптимизации посевных площадей и внедрения современных агротехнологий, к 2025 году эти направления достигнут роста производства овощей на 30% и производства фруктов и винограда на 21,5%.

Предполагается, что глубокая переработка фруктов и овощей на основе современных технологий с использованием имеющегося потенциала к 2030 году позволит увеличить объемы переработки готовых, экологически чистых фруктов и овощей, пользующихся повышенным спросом на внешнем и внутреннем рынках в 5,7 раза.

В настоящее время анализ формирования системы маркетинга производителей плодоовощной продукции показывает, что эта система еще не в полной мере подходит для достижения целей расширения производства высокодоходной продукции. В цепочке маркетинговой деятельности многих перерабатывающих предприятий возникает необходимость обеспечения взаимозависимости

в решении двух ключевых вопросов: технического вопроса и вопроса эффективного обмена товарами и услугами. Эти проблемы приводят к снижению эффективности работы отдельных предприятий и отрасли в целом.

При организации сбыта плодоовощной продукции в странах с развитой рыночной экономикой можно заметить, что производители быстро и точно выявляют изменения потребительского спроса и принимают для этого соответствующие меры. Поэтому для того, чтобы маркетинг был успешным, руководителям предприятий необходимо четко определять свои обязанности и принимать решения на основе точной информации о своем текущем материальном и финансовом положении.

На наш взгляд, чтобы оценить свое положение на внутреннем и внешнем рынках и, в конечном счете, определить стратегию организации маркетинговой работы современное состояние маркетинга плодоовощной продукции должно заставить руководителей предприятий ответить на следующие вопросы [1]:

- как работает предприятие, т.е. нужно ли анализировать текущее состояние предприятия;

- почему компания занимает низкий ценовой сегмент рынка, на котором реализует свою продукцию;

- что необходимо сделать для улучшения качества продукции, чтобы увеличить прибыль;

- как предприятие планируется развивать - используется ли техническая и финансовая информация с внутреннего и внешнего рынков фруктов и овощей;

- разрабатывается ли бизнес-план для каждого продукта и анализируется ли план в цепочке поставки продукции.

На многих предприятиях в сети маркетинговые задачи возлагаются на определенные отделы, что абсолютно неправильно. Концепцию маркетинга следует рассматривать как философию бизнеса, требующую поддержки всех сотрудников предприятия. Взгляд на маркетинг как на концепцию развития позволяет достичь целей предприятия с точки зрения удовлетворения потребностей не только потребителей, но и общества в целом.

Также важно определить сильные стороны предприятий на внутреннем рынке, насколько деятельность этих предприятий соответствует спросу населения на плодоовощную продукцию, а также степень приспособленности и эффективности предприятия к изменению требований рынка. Это позволит не только внести изменения и коррективы в производственно-сбытовой план предприятия, но и определить стратегические и тактические задачи, выполнение которых будет приоритетным для импортеров плодоовощной продукции в стране.

Процесс сегментации может быть основан на следующих принципах, которые часто используются производителями фруктов и овощей:

• географический (территориальный);

• психологический (потребительский образ жизни);

• потребительское поведение (интенсивность и полезность потребления);

• демографический (состав потребителей по полу и возрасту, уровень их доходов).

Целесообразно внедрение механизмов повышения спроса на плодоовощную продукцию. В

частности, было бы целесообразно создание рекламных роликов или специальных этикеток и ярлыков, указывающих на то, что технология производства данного продукта создается в соответствии со вкусами потребителей, цены на них оптимизированы для потребителей за счет использования современных технологий. Сбор, обработка и оценка данных из первоисточников (новых данных) должны осуществляться по следующим направлениям:

1. Ассортимент продукции и качество продукции, выпускаемой предприятиями отрасли;

2. Импорт и экспорт плодоовощных консервов;

3. Масштаб потребительского рынка;

4. Объем реализации продукции под разными торговыми марками (брендами);

5. Использование дизайна упаковки и этикетки;

6. Отношение цены продукции отечественных производителей к цене импортной продукции и другие виды информации, необходимые для обеспечения конкурентоспособности предприятий отрасли.

Обобщая вышеизложенные пункты, можно сделать вывод, что грамотно организованная работа по стандартизации и сертификации на предприятиях оказывает большое положительное влияние на повышение качества продукции, что является важным фактором повышения конкурентоспособности продукции.

Список использованной литературы:

1. Olimova, N. K., & Yulchiev, A. O. (2021). Prospects for the food industry development of Uzbekistan. Ceteris Paribus, (2), 8-11.

2. Олимова, Н. Х. (2021). Анализ развития и факторов конкурентоспособности промышленных предприятий региона. Cognitio rerum, (7), 32-35.

3. Olimova, N., Teshabaev, O., & Usmonaliev, I. (2022). Possibilities of choosing the strategy of anti-crisis and competitive management based on the own economic potential of the enterprise. International journal of social science & Interdisciplinary research ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429, 11, 179-182.

4. Мамажанова Т. Мева-сабзавот мах,сулотлари ишлаб чицариш корхоналарининг рацобатбардошлигини оширишда маркетинг тадцицотларини самарали ташкил этиш йуллари. // "BIZNES - ЭКСПЕРТ" . 27.02.2017 | Номер: №1(109)-2017

5. Олимова, Н. Х. (2019). Пути формирования и эффективного развития стратегии управления персоналом предприятия. Тенденции развития мировой торговли в XXI веке: Материалы VIII, 536.

6. Olimova, N. K., & Kamoldinov, D. I. (2021). Development of industrial enterprises and analysis of the factors of their competitiveness. Ceteris Paribus, (2), 5-8.

7. Олимова, Н. Х., & Джурабаев, У. Б. (2020). Мамлакатимизда инновацион фаолиятнинг ривожланиши ва реал сектор корхоналарининг технологик инновацияларга булган талабини белгиловчи омиллар тах,лили. In Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-х,уцуций ва инновацион жих,атлари (pp. 445-449).

© Олимова Н., Ташматова Н., Абдуллаева М., 2022

УДК: 338/65+338.1/2/4+338.45

Олимова Нодира Хамракуловна, Холбекова Дилдорахон Ахатжон кизи, Ташматова Насибахон Хасановна

Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье обсуждается роль промышленного сектора Узбекистана в национальной экономике, в частности автомобилестроения, ее устойчивое развитие и оценка экономической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.