Таким образом, вышеуказанные взгляды позволят Узбекистану эффективно участвовать в мировом экономическом сообществе, своевременно решать вопросы, препятствующие совершенствованию и дальнейшему развитию географической структуры внешнеэкономических связей.
Список использованной литературы:
1. Олимова, Н.Х., & Каримов, Ш.Х. (2020). Реал сектор корхоналарида инновацион янгиликларни жорий цилишнинг ташкилий-ицтисодий механизмини такомиллаштириш. // Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хуцуций ва инновацион жихатлари (pp. 423-427).
2. Akhunova, O.E., Kh, O.N., & Kh, E.A. (2019). Role of innovative technologies in ensuring competitiveness of export products in Uzbekistan. Process management and scientific developments.
3. Олимова, Н.Х., & Джурабаев, У.Б. (2020). Мамлакатимизда инновацион фаолиятнинг ривожланиши ва реал сектор корхоналарининг технологик инновацияларга булган талабини белгиловчи омиллар тахлили. // Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хуцуций ва инновацион жихатлари (pp. 445-449).
4. Эргашев, А.Х., & Олимова, Н.Х. (2020). Инновацияларни яратиш ва уларни саноат корхоналари фаолиятига жорий этишнинг асосий масалалари. // Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хуцуций ва инновацион жихатлари (pp. 487-490).
5. Тешабаева, О.Н. (2020). Механизмы организации предпринимательской-инвестиционной деятельности экономики Узбекистана. // Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хуцуций ва инновацион жихатлари (pp. 537-540).
© Тешабаева О., Тоиржонова Ш., Тухтасинова С., 2022
УДК: 336.144(575.1)
Хазраткулов Сохибжон Соибович, Бозоров Бустонбек Давронбек угли, Собиржонов Исломжон Иброхимжон угли
Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
Обеспечение социально-экономического развития Узбекистана, повышение конкурентоспособности экономики напрямую связано с совершенствованием государственного управления. Оптимизация государственного управления отразится на выводе методологии распределения бюджета на новый уровень. С этой точки зрения в данном исследовании рассматривается современное состояние бюджетной политики в стране и намечаются современные тенденции ее формирования.
Ключевые слова
Конкурентоспособность, государственное управление, бюджетная политика, финансирование
Khazratkulov Sohibjon S., Bozorov Bustonbek D., Sobirzhonov Islomzhon I.
Fergana State University, Fergana, Uzbekistan
MODERN DIRECTIONS FOR THE FORMATION OF BUDGET POLICY
Annotation
Ensuring the socio-economic development of Uzbekistan, increasing the competitiveness of the economy is directly related to the improvement of public administration. The optimization of public administration will be reflected in bringing the methodology of budget allocation to a new level. From this point of view, this study examines the current state of budget policy in the country and outlines current trends in its formation.
Key words
Competitiveness, public administration, budget policy, financing
Одной из важных задач, стоящих перед государством, является планирование бюджетных средств и усиление его влияния на реализацию бюджетной политики. В связи с этим практика бюджетирования, ориентированного на результат, имеет свои приоритеты. Следует отметить, что бюджетные средства будут направлены на финансирование отдельных задач.
В настоящее время принимается множество мер по управлению государственными финансами, в частности, государственным бюджетом. К ним относятся: Адаптация государственного сектора к Международным стандартам финансовой отчетности (IPSAS), внедрение концепции бюджета для граждан, среднесрочное бюджетное прогнозирование, бюджетирование, ориентированное на результат, «Государственные расходы и финансовый учет (PEFA)» для оценки эффективности управления государственными финансами. Взаимное обучение и обмен опытом в области управления финансами» (PEMPAL). В связи с этим важно дальнейшее повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение их целесообразности. В связи с этим бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), формирование среднесрочного бюджета и усиление прозрачности бюджета для граждан должны стать первоочередным фактором той же бюджетной политики.
В методологии БОР, выделяют прямой (объем бюджетных услуг, оказанных населению) и конечный (социальный эффект бюджетных услуг) процесс, ориентированный на результат. При этом бюджетные средства будут направлены на финансирование в рамках государственных целевых программ, которые охватывают цели, задачи и результаты бюджетной деятельности.
Таблица1
Принципы показателей качества государственных услуг [1]
№ Принципы Сущность принципов
1 Точность Целевой показатель, имеющий (четкий) критерий качества, который может быть достигнут в рамках деятельности бюджетного учреждения
2 Социальная результативность Поощрять деятельность бюджетного учреждения, которая отражает социальную ответственность и охватывает опросы потребителей.
3 Экономическая результативность Обеспечение повышения экономической эффективности при использовании бюджетных средств
4 Отсутствие необходимости для дополнительного финансирования Отсутствие необходимости в предоставлении государственных услуг и субсидий в рамках предусмотренного бюджета
На наш взгляд, применение практики БОР в налогово-бюджетной политике играет важную роль в обеспечении использования бюджетных средств, во-первых, целесообразности, во-вторых, эффективности, в-третьих, измеримости и, в-четвертых, подотчетности. В связи с этим, считаем, что использование бюджетирования, ориентированного на результат, при планировании бюджетных расходов в нашей стране имеет особое значение. Для этого целесообразно обратить внимание на следующие факторы: создание системы целевых программ по функциональным функциям расходов бюджета; разработка итоговых критериев эффективности, определяющих цели деятельности министерств, государственных органов и других бюджетных учреждений; разработка методики, позволяющей оценить разработанные критерии результата; разработка механизма отчетности за использование бюджетных средств по результатам деятельности и др. [1]
На наш взгляд, БОР представляет собой систему бюджетного процесса, направленную на планирование, формирование и распределение расходов бюджета в соответствии с поставленной задачей, целью выполнения функциональных функций государства. Тем не менее, БОР имеет следующие преимущества: универсальный метод одновременного осуществления бюджетного планирования, исполнения и контроля; обеспечивает осуществление расходов в соответствии с этими аспектами, позволяющими четко определить цели, задачи и функции при распределении бюджетных средств; требует признания обществом важности эффективности расходования бюджетных средств и др. При сравнительном анализе бюджетирования, упомянутом выше, было установлено, что практика БОР отражает конкретные цели и требует эффективности. Примечательно, что основное законодательство бюджетной политики страны также уделяет особое внимание таким факторам, как целенаправленность, самостоятельность и эффективность [2].
Однако сложившийся в нашей практике бюджетный процесс отражает тот факт, что бюджетные учреждения могут самостоятельно расходовать запланированные в смете средства на конкретные цели. Здесь целесообразно различать целесообразность расходной статьи и целевые результаты, которые должны быть достигнуты в рамках бюджета.
На наш взгляд, принцип цели, изложенный в Бюджетном кодексе, отражает промежуточную цель, т.е. не отражает конечный результат. Поэтому целесообразно разработать критерии показателей, отражающих результаты деятельности бюджетных учреждений и системы. Поэтому важно принять конкретные меры по усилению роли и места бюджетных средств в реализации социально-экономической политики.
Согласно Указа Президента Республики Узбекистан УК-№5614, принятому 8 января 2019 года «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию экономики и повышению эффективности экономической политики», система работает во взаимодействии с такими международными системами, как PISA, TIMSS и PIRLS. Важно обеспечить эффективность использования бюджетных средств, предусмотрев реализацию результатов деятельности бюджетных учреждений, а не выполнение расходов бюджета по статьям. Он отражает преимущества внедрения практики бюджетирования, ориентированного на результат [5]. Они выражаются в следующем:
- определение объема финансирования с точки зрения достижения социально-экономических результатов, а не осуществления финансовой деятельности в рамках расходов бюджета;
- ввести определение конечных целей в использовании бюджетных средств, наряду с промежуточными целями;
- разработка методики оценки показателей эффективности на основе критериев эффективности бюджетных учреждений
- совершенствование взаимодействия бюджетоприемных систем в формировании результатов.
Резюмируя, можно сказать, что практика составления бюджета, ориентированного на результат,
служит обеспечению эффективного использования бюджетных средств.
Список использованной литературы:
1. Шеров А.У. Узбекистонда бюджет сиёсати йуналишларини такомиллаштириш. Диссертация автореферати, 08.00.07 - Молия, пул муомаласи ва кредит.
2. Олимова, Н.Х., & Сотволдиев, Н.Н. (2021). Денежно-кредитная политика государства в обеспечении пропорционального развития реального и финансового секторов экономики. Cognitio rerum, (7), 35-39.
3. Олимова, Н.Х., & Суфиев, Р.А. (2021). Перспективные направления перехода отечественных предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Cognitio rerum, (7), 39-42.
4. Olimova, N.K., & Sotvoldiev, N.N. (2021). Prospects for the transition of domestic enterprises to international financial reporting standards (IFRS). Ceteris Paribus, (2), 14-17.
5. Эргашев, А.Х., & Миножидинов, А.А. (2018). Формирование доходов населения в Узбекистан. // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования (pp. 85-87).
6. Axunova, O., Teshabaeva, O., & Yulchiev, A. (2021). Analysis of the status, movement and level of funding of fund funds in foreign enterprises. Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 450-460.
© Хазраткулов С., Бозоров Б., Собиржонов И., 2022
УДК: 338.98.675+339.138
Эргашев Алижон Хожимаматович, Холиков Худоберди Абдурахим угли, Мирзарахимов Саиджон Мухторжонович
Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ И ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА
Аннотация
Как известно, обеспечение высокого уровня конкурентоспособности отраслей реального сектора на ряду с другими факторами, зависит в том числе и от инвестиций, в работе рассматриваются вопросы эффективного использования инвестиционного потенциала регионов и решения вопросов инвестиционных потребностей в развитии отраслей реального сектора Ферганского региона. В статье на основе статистических данных раскрыта роль инвестиций и сущность обеспечения экономической стабильности регионов, а также приведён анализ инвестиционного потенциала отдельного региона.
Ключевые слова
Регионы, потенциал, маркетинг, стратегии, инвестиции, перспектива.
Ergashev Alijon Kh., Kholikov Khudoberdi A., Mirzarakhimov Saidjon M.
Fergana State University, Fergana, Uzbekistan
INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGIONS AND ISSUES OF SUPPORTING THE INVESTMENT NEEDS OF THE REAL SECTOR
Abstract
As you know, ensuring a high level of competitiveness of the sectors of the real sector, along with other