Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РИСКАМИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕДЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РИСКАМИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕДЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
РИСК / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олимова Нодира Хамракуловна, Суфиев Рустам Абдурахмонович, Гуломова Имона Расуловна

Финансовая безопасность, управление бюджетной политикой и повышение эффективности ее организации, является одним из наименее изученных направлений в структуре налогово-бюджетной политики Узбекистана. Не правильная организация и управление бюджетными рисками может привести к высоким отражениям бюджетного дефицита. На этом основании в данной работе выдвигается мнение о том, что управление бюджетными рисками является одним из приоритетов фискальной политики страны, а также даются предложения и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олимова Нодира Хамракуловна, Суфиев Рустам Абдурахмонович, Гуломова Имона Расуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF BUDGET RISKS AS A PRIORITY DIRECTION OF FISCAL POLICY

Financial security, management of budgetary policy and improving the efficiency of its organization, is one of the least studied areas in the structure of the fiscal policy of Uzbekistan. Improper organization and management of fiscal risks can eventually lead to high budget deficit reflections. On this basis, this paper puts forward the opinion that the management of budgetary risks is one of the priorities of the country's fiscal policy, and provides suggestions and recommendations for its further improvement.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РИСКАМИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕДЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

возникновение «экономических выходных». Иными словами, он напрямую связан со снижением совокупного потребления и прекращением совокупного предложения [5].

Основным симптомом этого экономического кризиса является экономическая бездеятельность. В этом контексте основной задачей государств должно стать обеспечение минимальной экономической активности. В настоящее время обострение конкуренции на международной арене влияет и на усиление борьбы каждой страны за укрепление своих позиций в международном разделении труда, обеспечение его стабильности. Список использованной литературы:

1. Axunova, O., Teshabaeva, O., & Yulchiev, A. (2021). Analysis of the status, movement and level of funding of fund funds in foreign enterprises. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 450-460.

2. Олимова, Н.Х., & Ортиков, А.Б. (2018). Внешняя торговля как основной аспект развития экономики Узбекистана. // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия (pp. 216-219).

3. Олимова, Н.Х., & Эргашев, А.Х. (2017). Особенности оценки инвестиционной привлекательности реального сектора экономики. www. issledo. ru Редакционная коллегия, 120.

4. Olimova, N.K., & Ergashev, A.K. (2021). Prospects for effective use of marketing strategies to increase investment activity of Fergana region. Ceteris Paribus, (2), 11-14.

5. Эргашев, А.Х. (2019). Приоритетные направления повышения роли инвестиций в реализации и модернизации комплексной программы промышленного развития страны. // Тенденции развития мировой торговли в XXI веке (pp. 424-427).

© Нематова Ш., Тухтасинова С., Тоиржонова Ш., 2022

УДК: 336.144(575.1)

Олимова Нодира Хамракуловна, Суфиев Рустам Абдурахмонович, Гуломова Имона Расуловна

Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан

УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РИСКАМИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕДЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

Финансовая безопасность, управление бюджетной политикой и повышение эффективности ее организации, является одним из наименее изученных направлений в структуре налогово-бюджетной политики Узбекистана. Не правильная организация и управление бюджетными рисками может привести к высоким отражениям бюджетного дефицита. На этом основании в данной работе выдвигается мнение о том, что управление бюджетными рисками является одним из приоритетов фискальной политики страны, а также даются предложения и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова

Риск, финансовая безопасность, фискальная политика, управление рисками, бюджетный дефицит

Olimova Nodira Kh., Sufiev Rustam A., Gulomova Imona R.

Fergana State University, Fergana, Uzbekistan

MANAGEMENT OF BUDGET RISKS AS A PRIORITY DIRECTION OF FISCAL POLICY

Annotation

Financial security, management of budgetary policy and improving the efficiency of its organization, is one of the least studied areas in the structure of the fiscal policy of Uzbekistan. Improper organization and management of fiscal risks can eventually lead to high budget deficit reflections. On this basis, this paper puts forward the opinion that the management of budgetary risks is one of the priorities of the country's fiscal policy, and provides suggestions and recommendations for its further improvement.

Key words

Risk, financial security, fiscal policy, risk management, budget deficit

Повышение эффективности управления и организации бюджетной политики, бюджетный риск является практически неизученной областью в структуре налогово-бюджетной политики Узбекистана. Есть много случаев, непосредственно связанных с возникновением убытков на финансовом рынке.

При изучении вопросов финансовой безопасности, в частности бюджетной безопасности, необходимо анализировать сущность финансовой безопасности, состояние финансовой безопасности национальной экономики на основе показателей финансовой безопасности страны, разрабатывать научные выводы к устранить факторы, негативно влияющие на финансовую безопасность. На наш взгляд, при обеспечении финансовой безопасности государства целесообразно обратить внимание на следующее:

- неотъемлемая связь с конкурентоспособностью страны;

- выступать единым элементом экономической безопасности страны;

- изучить выявление проблем финансовой безопасности, а также сходных с ними проблем экономики в целом.

На сегодняшний день фискальная политика как звено финансовой безопасности изучается с макроэкономической точки зрения, ориентируясь на обеспечение ее устойчивости через показатели безопасности.

При этом с принятием 30 декабря 2019 года Налогового кодекса Республики Узбекистан реформы в налоговой системе вышли на новый этап. На основе опыта передовых стран будет запущена программа анализа (Анализ рисков) по 42 критериям. Этот процесс осуществляется без учета человеческого фактора, и на его основе хозяйствующие субъекты делятся на 3, т.е. зеленый, желтый и красный коридоры, в зависимости от уровня риска. При выявлении недостатков может быть проведена камеральная проверка налоговой проверки, новая выездная проверка, налоговая проверка. Налоговые проверки никогда не проводятся в отношении предприятий, своевременно уплативших налоги и находящихся в зеленом коридоре [1].

Следует отметить, что внедрение практики анализа налоговых рисков в управление доходами бюджета, наряду с повышением эффективности работы, упрощает управление средствами. В связи с этим внедрение управления бюджетными расходами остается актуальной задачей.

На наш взгляд, безусловно, большую роль в оценке бюджетного риска играют доходы бюджета. Однако в стране существуют следующие проблемы с бюджетным финансированием: бюджетный риск

до конца не изучен учеными; отсутствие правовых норм применения бюджетного риска на практике; отсутствие изучения и отработки теоретико-методологических основ навыков оценки бюджетных рисков в бюджетной системе и др.

Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, принятый 26 декабря 2013 года, также не содержит правил выявления, оценки и обеспечения бюджетного риска (или безопасности). В законодательстве также отсутствуют взгляды на эту категорию. На наш взгляд, наличие данных кейсов вызывает необходимость создания научно-теоретической базы бюджетного риска и укрепления его правовой базы. Еще одной проблемой с категорией бюджетного риска является низкий уровень бюджетной грамотности, что, во-первых, не позволяет организовать бюджетный процесс на высоком уровне, а во-вторых, становится невидимым препятствием для правильного применения существующих бюджетных правил на практике.

Вышеупомянутый опыт можно рассматривать как пример появления подходов к бюджетному риску и проделанной работы по их реализации на практике. А это значит, что пора проводить в нашей стране эксперименты по выявлению и оценке бюджетного риска.

В результате действия внутренних факторов бюджетной системы могут возникнуть следующие виды рисков: несоблюдение сроков исполнения бюджетного процесса и неосуществление расходов; невозможность покрытия расходов в связи с несвоевременным поступлением доходов бюджета; уровень бюджетной грамотности сотрудников бюджетной системы; противоречия в бюджетном законодательстве.

Следует отметить, что тот факт, что расходы бюджета меньше запланированных, не означает экономии. Наоборот, это означает, что результат, который должен был быть достигнут за счет этих затрат, не достигнут или качество снизилось. На наш взгляд, в данном случае имеет место бюджетный риск, который трудно поддается количественной оценке. Поэтому усилия по экономии бюджетных расходов не отражают жесткой экономии, а создают условия для снижения социально-экономических результатов.

На наш взгляд, целесообразно ввести механизм контроля учета сотрудников через программу ИСУГФ. Считаем, что введением этих критериев в программу ИСУГФ будет важно проверить бюджетную грамотность каждого сотрудника бюджетной системы и обеспечить его участие в программах повышения квалификации в зависимости от того, кто имеет наибольший бюджетный риск.

Еще одним макроэкономическим фактором, влияющим на бюджетный риск, является наличие инфляции и девальвации. Известно, что в бюджете средства запланированы на текущий финансовый год. В 2020 году объявленный Центробанком уровень инфляции составил около 15 процентов. Это создало условия для неспособности оплатить полную стоимость товара или вынужденного приобретения некачественного товара при осуществлении государственных закупок, запланированных на текущий год.

В связи с этим целесообразно использовать практику оценки чистой приведенной стоимости (или дисконта, ЧПС, net present value), позволяющую учитывать инфляцию и волатильность курсовых колебаний для обеспечения ценовой стабильности при осуществлении бюджетных расходов на импортные товары (услуги). Применяя его на практике, достигаются следующие положительные стороны: будет предотвращен дефицит расходов бюджета; отсутствие ценовой нестабильности в государственных закупках; повысится качество бюджета; будет предусмотрен механизм учета влияния инфляции на расходы бюджета; снижается доля бюджетных рисков, возникающих из-за нехватки средств.

На основании проведенного исследования можно сказать, что внедрение практики управления бюджетными рисками позволит еще больше повысить эффективность бюджетного финансирования.

Список использованной литературы:

1. Шеров А.У. Узбекистонда бюджет сиёсати йуналишларини такомиллаштириш. Диссертация автореферати, 08.00.07 - Молия, пул муомаласи ва кредит.

2. Олимова, Н.Х., & Сотволдиев, Н.Н. (2021). Денежно-кредитная политика государства в обеспечении пропорционального развития реального и финансового секторов экономики. Cognitio rerum, (7), 35-39.

3. Олимова, Н.Х., & Суфиев, Р.А. (2021). Перспективные направления перехода отечественных предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Cognitio rerum, (7), 39-42.

4. Йулдашева, Г.И., & Тешабаева, О.Н. (2020). Развитие цифровой экономики Республики Узбекистан. Universum: экономика и юриспруденция, (7 (72)), 4-6.

© Олимова Н., Суфиев Р., Гуломова И., 2022

УДК: 332+338.1/336.02

Ортиков Авазбек Бахром угли, Собиржонов Исломжон Иброхимжон угли, Бозоров Бустонбек Давронбек угли

Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Как известно, уровень экономического развития страны напрямую связан с развитием инвестиционной деятельности. Важно эффективно использовать рыночные механизмы для создания необходимых условий для привлечения инвестиций в национальную экономику.

На этой основе в данной статье исследуется современное состояние использования инвестиций в Ферганской области, проводится подробный анализ и предлагаются предложения и рекомендации по использованию маркетинговых стратегий в привлечении инвестиций в экономику региона.

Ключевые слова

Инвестиции, маркетинг, стратегии, регион, экономика, экспорт, рынок

Ortikov Avazbek B., Sobirzhonov Islomzhon I., Bozorov Bustonbek D.

Fergana State University, Fergana, Uzbekistan

ANALYSIS OF THE STATE OF INVESTMENT ATTRACTION AND RESEARCH OF THE POSSIBILITIES OF USING

MARKETING STRATEGIES IN THE FERGANA REGION

Annotation

As you know, the level of economic development of the country is directly related to the development of investment activities. It is important to effectively use market mechanisms to create the necessary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.