экономического развития и оценки уровня бизнес-среды. Эта ситуация включает в себя систему основных показателей, отражающих сформировавшуюся на предприятиях маркетинговую среду.
По общим показателям оценки состояния бизнес-среды и показателям уровня социально-экономического развития Ферганской области оценка каждого фактора дается по шкале из 4-х критериев, максимум 4 балла по каждому случаю, минимум 1 балл, высший балл показателей уровня развития установлен на уровне 96 баллов. Выбранная система факторов оценивается по характеристикам, определенным по 5 направлениям, таких как равновесная оценка макроэкономических показателей; показатели уровня модернизации и диверсификации экономики; индекс развития конкурентной среды; показатели развития частного сектора; показатели состояния социального развития предприятий.
По результатам оценки маркетинговой среды Ферганской области наивысший результат зафиксирован в 2019 году с общим баллом 13,66. Это, в свою очередь, явилось ключевым фактором снижения способности предприятия привлекать инвестиции. По результатам проведенного анализа следует отметить, что реализацию инвестиционных проектов в Ферганской области следует рассматривать как ключевой фактор обеспечения макроэкономической устойчивости и улучшения социального развития предприятий.
Список использованной литературы:
1. Обращение Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева к Олий Мажлису. // https://president.uz/uz/lists/view/4057, 29.12.2020
2. Olimova, N.X., & Axunova, O.E. (2020). Evaluation of the investment environment of Fergana region and investment activity of real sector enterprises in it. // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития, 102-109.
3. Khamrakulovna, O.N., Khojimamatovich, E.A., & Nasridinovna, T.O. (2021). Description of organizational and economic activity of the society in the Republic of Uzbekistan and marketing activity in its foreign economic relations. Psychology and Education Journal, 58(2), 5014.
4. Государственный комитет Республики Узбекистан, "Макропоказатели-2021"
© Ортиков А., Собиржонов И., Бозоров Б., 2022
УДК: 338.012+338.1+338.45
Тешабаева Одина Насридиновна, Тоиржонова Шахнозахон Шавкатжон кизи, Тухтасинова Саидахон Дилшоджон кизи
Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ УГЛУБЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Аннотация
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Узбекистан предусматривает рост экономики страны на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для
производства конкурентоспособной продукции и экспорта товаров.
В связи с этим необходимо наличие хорошо разработанных программ для страны и их постоянный мониторинг, в котором ключевыми факторами также являются такие важные показатели, как качество и себестоимость продукции. На этой основе в данной научной статье анализируется инновационный подход к развитию промышленного сектора республики, состояние его либерализации и делаются выводы, приводятся предложения и рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.
Ключевые слова
Инновации, экономика, развитие, промышленность, структурные изменения, товар, экспорт.
Teshabaeva Odina N., Toirjonova Shakhnozakhon Sh., Tukhtasinova Saidakhon D.
Fergana State University, Fergana, Uzbekistan
INNOVATIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL SECTOR OF UZBEKISTAN IN CONDITIONS OF DEEP STRUCTURAL CHANGES
Annotation
The strategy of industrial and innovative development of the Republic of Uzbekistan provides for the growth of the country's economy based on the diversification and modernization of the economy, creating conditions for the production of competitive products and the export of products.
In this regard, it is necessary to have well-designed programs for the country and their constant monitoring, in which such important indicators as quality and cost of production are also key factors. On this basis, this scientific article analyzes an innovative approach to the development of the industrial sector of the republic, the state of its liberalization and draws conclusions, provides suggestions and recommendations for its further improvement.
Key words
Innovations, economy, development, industry, structural changes, product, export.
Сегодня углубление реформ в различных отраслях экономики, процесс либерализации, охватывающий все сферы, предъявляют новые требования к сфере внешнеэкономической деятельности. Создание современных предприятий, оснащенных передовым оборудованием, послужит развитию новых производств, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции на внешних рынках и, в конечном счете, увеличению экспорта.
Одним из приоритетов перехода к рыночной экономике является модернизация инновационных реформ в экономике, коренная модернизация, в основе которой лежит обеспечение макроэкономической стабильности, оснащение предприятий новыми технологиями, увеличение доли частного сектора в экономике. Производство конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции в промышленности и других отраслях экономики играет ключевую роль в государственной индустриально-инновационной политике. Однако высокие темпы экономического роста в стране в последние годы достигнуты в основном за счет бурного развития ресурсного производства и экспорта,
что позволило преодолеть производственный кризис национальной экономики. На этом основании Узбекистан признан мировым сообществом страной, основанной на рыночной экономике. В соответствии с принятым стратегическим планом Узбекистан формируется как открытая экономика, ориентированная на экспорт, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве и конкуренции со всеми странами мира. В то же время Узбекистан, как страна с большим топливно-минеральным потенциалом, менее привлекателен для инвестиций в обрабатывающую промышленность. Это делает экономику страны более чуткой и чувствительной к изменениям на рынке сырья [1].
Детализированными приоритетами индустриально-инновационной политики структурных преобразований в экономике Узбекистана являются:
- рост доли негосударственного сектора за счет дальнейшей реформы собственности, приватизации и разгосударствления крупных объектов основных секторов;
- изменить структуру экономики с учетом имеющегося природного и экономического потенциала и эффективного использования опыта зарубежных стран;
- ускоренное внедрение современных технологий, повышение конкурентоспособности продукции на основе переработки местного сырья, расширение экспортного потенциала и локализация;
- активизация инновационной деятельности, развитие базовых отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса;
- ускоренное развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, в частности телекоммуникаций и информационных технологий, транспортной системы [3].
В целом целесообразно реализовать следующие предложения по либерализации внешнеэкономических связей республики:
- на основе более полного использования имеющихся у нас возможностей, использования практического опыта развитых стран и своевременной реализации предложений мы можем еще больше увеличить свой экспортный потенциал и укрепить свои позиции в международной торговле;
- разработка и реализация государственных программ, направленных на развитие экспортного потенциала;
- развитие системы экспортного страхования и деятельности экспортно-кредитных агентств;
- новым рынкам будет важно заключать торговые соглашения в новом духе и вступать во Всемирную торговую организацию;
- расширение создания совместных предприятий в различных регионах страны с целью привлечения прямых иностранных инвестиций и производства продукции, соответствующей международным стандартам и конкурентоспособной на мировом рынке, и т.д. [2]
В целях эффективной организации внешнеэкономических связей нашей страны и дальнейшего развития экспортного потенциала рекомендуется:
- прежде всего, для создания и прогнозирования стабильных макроэкономических условий для стимулирования экспорта обменный курс должен быть одинаковым;
- введение краткосрочных субсидий для стимулирования экспортного потенциала, наиболее удобной формой стимулирования экспорта являются свободные экономические зоны;
- благоприятные климатические условия и традиционные навыки населения должны широко использоваться в развитии экспортного потенциала страны.
- необходимо провести углубленное исследование механизма совершенствования привлечения иностранных инвестиций в экспортоориентированные предприятия [5].
Таким образом, вышеуказанные взгляды позволят Узбекистану эффективно участвовать в мировом экономическом сообществе, своевременно решать вопросы, препятствующие совершенствованию и дальнейшему развитию географической структуры внешнеэкономических связей.
Список использованной литературы:
1. Олимова, Н.Х., & Каримов, Ш.Х. (2020). Реал сектор корхоналарида инновацион янгиликларни жорий цилишнинг ташкилий-ицтисодий механизмини такомиллаштириш. // Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хуцуций ва инновацион жихатлари (pp. 423-427).
2. Akhunova, O.E., Kh, O.N., & Kh, E.A. (2019). Role of innovative technologies in ensuring competitiveness of export products in Uzbekistan. Process management and scientific developments.
3. Олимова, Н.Х., & Джурабаев, У.Б. (2020). Мамлакатимизда инновацион фаолиятнинг ривожланиши ва реал сектор корхоналарининг технологик инновацияларга булган талабини белгиловчи омиллар тахлили. // Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хуцуций ва инновацион жихатлари (pp. 445-449).
4. Эргашев, А.Х., & Олимова, Н.Х. (2020). Инновацияларни яратиш ва уларни саноат корхоналари фаолиятига жорий этишнинг асосий масалалари. // Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хуцуций ва инновацион жихатлари (pp. 487-490).
5. Тешабаева, О.Н. (2020). Механизмы организации предпринимательской-инвестиционной деятельности экономики Узбекистана. // Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хуцуций ва инновацион жихатлари (pp. 537-540).
© Тешабаева О., Тоиржонова Ш., Тухтасинова С., 2022
УДК: 336.144(575.1)
Хазраткулов Сохибжон Соибович, Бозоров Бустонбек Давронбек угли, Собиржонов Исломжон Иброхимжон угли
Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
Обеспечение социально-экономического развития Узбекистана, повышение конкурентоспособности экономики напрямую связано с совершенствованием государственного управления. Оптимизация государственного управления отразится на выводе методологии распределения бюджета на новый уровень. С этой точки зрения в данном исследовании рассматривается современное состояние бюджетной политики в стране и намечаются современные тенденции ее формирования.
Ключевые слова
Конкурентоспособность, государственное управление, бюджетная политика, финансирование