ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УЗБЕКИСТАНЕ
Мухаммадхон Яхёхон угли Муйдинов
Магистр, направления экономика (отрасли и сектора), Ферганский
государственный университет
АННОТАЦИЯ
Привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику требует от любого государства разработки собственной инвестиционной политики. Эта политика определяет конкретные направления привлечения иностранных инвестиций, а также систему стимулирования их привлечения и определяет правовой порядок инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: инвестиции, капитал, проект, ресурс
Приток инвестиций в любое государство напрямую зависит от факторов, влияющих на инвестиционный климат в этой стране. Инвестиционная среда является общим критерием размещения инвестиционных ресурсов, в первую очередь за счет обеспечения доходности капитальных фондов. Проще говоря, инвестиционный климат-это реальность, которая отражает комплекс возможностей и удобств, с помощью которых могут быть реализованы инвестиционные отношения. Целью улучшения инвестиционного климата является создание необходимых и приемлемых условий для повышения потенциала нвестиции, ускорения инвестиционной деятельности и, в конечном счете, создания возможности для подъема экономики, решения социальных проблем, повышения эффективности производства [1]. Инвестиционный климат в каждой стране в первую очередь зависит от ее политической стабильности. Этот же фактор дает иностранным инвесторам возможность въезжать в страну на основе долгосрочных контрактов. Такая среда очень важна при реализации долгосрочных инвестиционных планов.
Главной особенностью инвестиционного климата в Узбекистане является то, что он является самой стабильной страной в Центральной Азии. Это, конечно, напрямую связано с проводимой в стране инвестиционной политикой. Сегодня будущее развитие экономики каждой страны во многом зависит от инвестиций. Инвестиции имеют особое значение, особенно в социальном, экономическом и политическом развитии стран.
Своеобразность инвестиционной политики, реализуемой в Узбекистане, проявляется в том, что приоритетное значение придается инвестиционным проектам, направленным на организацию новых производств на основе высоких
технологий, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов.[2] На самом деле нетрудно понять, что инвестиционная политика, проводимая с целью привлечения более широкого круга инвестиций в экономику нашей страны, связана с тем, что она стала важной основой для обеспечения эффективной реализации экономических реформ.
В результате проводимой в нашей стране рациональной инвестиционной политики объем инвестиций с каждым годом увеличивается. Согласно распределению прямых иностранных инвестиций, прямые иностранные инвестиции-1,7 миллиарда долларов и иностранные кредиты — составили 831 миллион долларов. Темпы роста за аналогичный период 2019 года составили 1,6 раза, а доля освоенных прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций увеличилась на 26%.
Сообщается, что за отчетный период было запущено 336 проектов: 8 крупных производственных предприятий и 328 промышленных объектов регионального значения. В то же время в определенный период Россия, Китай, Германия и Южная Корея были странами, которые больше всего инвестировали в Узбекистан, а общее количество стран, инвестирующих в экономику страны, составило 37.
В распределении отраслей наиболее привлекательными для инвесторов являются электротехническая промышленность (рост по сравнению с аналогичным периодом 2019 года — в 24 раза), химическая промышленность (рост — в 13 раз), кожевенно — обувная промышленность (рост - в 2,5 раза), также можем отметить, что хорошие показатели роста продемонстрировали н ефтегазовая промышленность (рост -в 2,3 раза) и производство
строительных материалов (рост — в 1,6 раза).
"Отмечается тенденциозность роста иностранных инвестиций и кредитов в конструктивизм территориальных проектов, за отчетный период их общая стоимость составила 958 млн долларов и увеличилась в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Было отмечено, что согласно инвестиционной программе, утвержденной президентом Узбекистана на 2020 год, планируется, что за счет всех источников финансирования объем составит 233,2 трлн сумов, в том числе прямых иностранных инвестиций - 7,1 млрд долларов, иностранных инвестиций и кредитов под государственную гарантию - 2,7 млрд долларов. В частности, в 2020 году планируется задействовать более 2 тыс. объектов социальной, инфраструктурной и промышленной сферы: 206 новых крупных производственных объектов, 240 производственных объектов территориального значения и 1,6 тыс. объектов социальной и инфраструктурной сферы. [14]
Доля децентрализованных ресурсов в общем объеме инвестиций в прошлом году составила 79,9 процента. Доля инвестиций в ВВП составила 23,3 процента. (Рисунок 1).
За 2019 год объем инвестиционных ассигнований за счет всех источников финансирования увеличился на 220,7 трлн. сумов и увеличился в 2 раза по сравнению с утвержденным прогнозом на год. Отмечается, что объем инвестиций в основной капитал составил 189,9 трлн. сумов, при этом темпы роста по сравнению с показателями за 2018 год составили 1,3 раза. Большая часть инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте увеличилась с 30 процентов в 2018 году до 36,2 процента в 2017 году (доля общих инвестиций в валовом внутреннем продукте по итогам 2019 года составила 42,1 процента).
Рисунок 1
Доля инвестиций в валовом внутреннем продукте
За отчетный период введено в эксплуатацию более 2,8 тыс. объектов социальной, инфраструктурной и производственной сферы: 145 крупных производственных объектов, 167 крупных региональных проектов, более 2,5 тыс. объектов социальной и инфраструктурной сферы. Значительный рост инвестиционной активности составил 13,3 млрд. это напрямую связано с потоком и ассимиляцией иностранных инвестиций, составляющих доллар, в котором: прямые иностранные инвестиции и кредиты - 9,3 млрд долларов США (из них основной капитал-6,6 млрд долларов США). долл.); иностранные инвестиции и кредиты под государственную гарантию - 4,0 млрд. долл. США (из которых основной капитал составляет 3,2 млрд. долл. доллар) освоен. Доля использованных здесь прямых иностранных инвестиций и кредитов в общем объеме инвестиций составила 37 процентов (для сравнения, в 2018 году этот показатель составлял 10,5 процента) [13].
В то время как рост иностранных инвестиций в странах Центральной Азии составил в среднем 8-10%, в Республике Узбекистан этот показатель достиг аналогичного периода 2018 года (2,9 млрд. долл.). (9,3 млрд. долл., из которых основной капитал - 6,6 млрд. долл.) и обеспечил республиканское лидерство по темпам роста среди стран Центральной Азии.
Основными зарубежными партнерами по привлечению иностранных инвестиций в республику стали Китай, Россия и Германия. Общее количество стран, инвестирующих в экономику Узбекистана, превысило 50. Доля крупных государств-инвесторов в прямых иностранных инвестициях и кредитах, которые, как правило, привлекаются, снизилась до 34 процентов.
Что касается показателей за 2018 год, то активный рост привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов наблюдался в секторах производства электротехнической продукции (рост-в 7,5 раза), металлургии (рост - в 4,6 раза), текстильной промышленности (рост - в 2,5 раза), кожевенно - обувной (рост-в 2,1 раза) и нефтегазовой (рост-в 2 раза). Темпы роста прямых иностранных инвестиций и кредитного потока также усилились в проектах регионального значения, общий объем которых в 2019 году составил 4,8 млрд. долларов (из них в основной капитал-4,2 млрд. долларов), что в 4 раза больше, чем в соответствующем периоде 2018 года и в 24 раза больше, чем в 2017 году. Только с участием иностранного капитала в регионах было введено в эксплуатацию 167 проектов на сумму 858,5 миллиона долларов.
В соответствии с инвестиционной программой, основной капитал с учетом всех источников финансирования в 2020 году составляет около 233,2 трлн. сумма планируемых к освоению капитальных вложений, прямых иностранных инвестиций и кредитов-7,1 млрд. долларов, иностранные инвестиции и кредиты под госгарантию - 2,7 млрд. планируется выделить доллары. В 2020 году планируется передать в пользование более 2 тыс. объектов социального, инфраструктурного и производственного значения: 206 крупных производственных мощностей, 240 региональных производственных объектов, 1,6 тыс. объектов социального и инфраструктурного значения.
Экономика в условиях глобализации и рыночных отношений жестко конкурирует за глобальные инвестиции из-за своих требований борьба продолжается последовательно. Дерегулирование внешнеэкономической деятельности, улучшение правовых, социально-экономических и других условий, обеспечивающих привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику нашей страны, проведение политики открытых дверей в отношении иностранных инвестиций, приоритетные направления, обеспечивающие экономическую независимость страны, воплощение средств в направлениях, связанных с
производством конкурентоспособной продукции, являются основными принципами инвестиционной политики [3,9].
Наряду с успехами, достигнутыми в Республике, существуют и проблемы, связанные с привлечением инвестиций, решение которых имеет большое значение в дальнейшем развитии Узбекистана [4,7].
В заключение отметим, что Узбекистан на практике доказывает, что является надежным и платежеспособным партнером и что в нашей стране созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.
Поэтому сами вышеперечисленные моменты доказывают, что модернизация, техническое и технологическое перевооружение, ориентация иностранных инвестиций в экономику нашей страны является одним из важнейших вопросов современной эпохи. Для этого в нашей стране есть огромный потенциал и широкие возможности.
REFERENCES
1. Умаров Ф. У. Настоящее и будущее инновационного инвестирования в повышение экономической эффективности.
2.Мустафакулов Ш.И. Привлекательность инвестиционного климата. Научно-практическое руководство. -Ташкент: Бактрия пресс, 2017.-320 с.
3.Вахабов А.В., Хаджибакиев Ш.Х., Муминов Н.Г. Иностранные инвестиции. Методическое пособие. - Т .: «Финансы», 2010. - Б. 153.
4.Тешабаева, О. Н., Мухаммадов, И. Б. О., & Джамолиддинов, Д. Р. (2020). O'zbekiston respublikasida qishloq xo'jaligi kompleksi iqtisodiyotni rivojlanishida investitsiyalarning o'rni. In минтака иктисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хукукий ва инновацион жихатлари (pp. 600-603).
5.Тешабаева, О. Н. (2020). Механизмы организации предпринимательской-инвестиционной деятельности экономики Узбекистана. In Минтака иктисодиётини инвестициялашнинг молиявий-хукукий ва инновацион жихдтлари (pp. 537-540).
6.Тешабаева, О. Н., Абдуллаева З. (2021). Создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана.^^^).
7.Тешабаева, О. Н., Нишонбоев Д.(2021) Ways to use advanced foreign experience to increase the attractiveness of the investment environment in Uzbekistan.(pp.962-972).
8.Тешабаева, О. Н., Йулдашева, М. (2021). Эффективное управление инвестиционной деятельностью информационно-коммуникационных технологий Узбекистана. (pp. 11-13). https://elibrary.ru/item.asp?id=44683389
9.Тешабаева, О. Н., & Ахунова, О. Э. (2020). Привлечение инвестиций в развитие экономики агропромышленного комплекса республики Узбекистан. In Развитие
регионального АПК и сельских территорий: современные проблемы и перспективы (pp. 241-243).
10.Тешабаева, О. Н. (2018). Тукимачилик саноати ривожида хорижий инвестицияларнинг урни. In "Реал сектор ва хизмат курсатиш тармокларини модернизациялаш ёрдамида минтакаларни мувозанатли ривожлантириш масалалари" (pp.51-53).
11.Тешабаева, О. Н. (2021). Mamlakatni modernizatsiya qilish sharoitida mashinasozlik korxonalari investitsion jozibadorligni oshrish. In Uzacademia ilmiy jurnali.(pp.75-79).
12. Тешабаева, О. Н. (2017). Корхоналарнинг инвестицион лойих,алар ва инновацион гоялардан фойдаланиш тизимини такомиллаштириш йуналишлари. In "Education In The Process Of Globalization: Problem and Tasks" International scientific conference, (pp.41-44).
13. http://lex.uz, Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.
14. https://lex.uz/docs/4664142