видам интерактивных услуг. Если в 2013-2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано чуть более 102 тысяч услуг, то только за 2015 год их количество превысило 420 тысяч. Сегодня 100 % налоговой и статистической отчетности сдается в электронном виде через сеть Интернет.
С 1 января 2016 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» начали функционировать во всех регионах республики, внедрен также абсолютно новый механизм подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям, предусматривающий передачу территориальным предприятиям эксплуатационных организаций полномочий по осуществлению всех процедур на условиях «под ключ», начиная от получения технических условий до подключения к инженерно - коммуникационным сетям.
В связи с этим, в целях недопущения необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей, законом предусмотрен запрет на установление дополнительных видов отчетности, которые не определены законодательством. Следует отметить, что за истребование статистической отчетности и других документов, не предусмотренных законодательством, либо истребование предусмотренной отчетности вопреки установленным срокам представления предусмотрена административная ответственность.
В целом, прослеживается положительная тенденция сокращения отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, Так, в частности, законодательством установлено, что малые предприятия, микрофирмы представляют отчетность только в органы государственной статистики и налоговые органы на местах по установленным ими формам и ежеквартально. Не допускается ежемесячное запрашивание отчетности у микрофирм и малых предприятий.
Литература
1. Доклад Президента РУз И. А. Каримова на заседании кабинета Министров, посвященному итогам экономического и социального развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям развития экономики страны на 2016год. «Народное слово»15.01.2016.
The role of foreign investment in modernization of economy of Uzbekistan
Kayimova Z. , Temirov Sh. (Republic of Uzbekistan)
Роль иностранных инвестиций в модернизации экономики республики Узбекистан Кайимова З. А.1, Темиров Ш.2 (Республика Узбекистан)
1Кайимова Зумрад Абдуллаевна / Kayimova Zumrad -старший преподаватель,
кафедра экономики;
2Темиров Шохжахон / Temirov Shoxjaxon - студент, социально-экономический факультет,
Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрыта роль иностранных инвестиций в развитии экономики Узбекистана. Выделена группа факторов привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны.
Abstract: it is stated in the article that share of foreign investments in Uzbekistan. Highlighted a group offacts in attracting foreign investments in country economy.
107
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат.
Keywords: foreign investment, straight foreign investment, investment climate.
Иностранные инвестиции играют важную роль в экономике любой страны, так как обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве. Иностранные инвестиции способствуют ускорению социально-экономического развития, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации технологического процесса, развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению занятости и развитию конкурентоспособности продукций и государства в целом. Иностранные инвестиции являются важнейшим ресурсом для модернизации экономики. В условиях модернизации экономики высокие темпы экономического роста предполагают активизацию инвестиционных процессов в приоритетных отраслях, в том числе в промышленности, являющихся локомотивом национальной экономики. [1]
За годы независимости в этом направлении в Узбекистане проведена большая работа по привлечению иностранных инвестиций. В целом за прошедшие годы независимости в экономику страны было вложено 136 млрд. долл. США, из которых более 36 млрд. долл. составляло иностранные инвестиции. На сегодняшний день с периода приобретения независимости, вложенные в экономику страны инвестиции, выросли: инвестиции внутренние в 3,2 раза; иностранные инвестиции - в 20 раз. Только за последние десять лет объём инвестиций привлечённые в экономику составили более 80 млрд., в том числе 23 млрд. долл. США приходится на иностранные инвестиции. Привлечённые прямые иностранные инвестиции были направлены в такие приоритетные отрасли, как электроэнергетика, нефтегазовая, машиностроения, химическая, железнодорожная и сельскохозяйственная.
Особенно следует отметить о прямых иностранных инвестициях, доля которых составляет 70 % в общих привлечённых иностранных инвестициях. В 2015 году только банковские кредиты составляли 5,6 трлн. сумов, а на производственное, технологическое обновление на модернизации производства вложено 5,7 трлн. сумов инвестиций. Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны.
В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 % всех инвестиций - это иностранные инвестиции, из которых 73 % составляют прямые иностранные инвестиции. 67,1 % всех инвестиций направлены на производственное строительство.
Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов. В их числе -строительство парогазовой установки мощностью 370 МВт на Ташкентской ТЭС, модернизация гидрогенераторов Чарвакской ГЭС, расширение производства кальцинированной соды на Кунградском содовом заводе, организация производства новых сложных удобрений в АО «Самаркандкимё» мощностью 240 тысяч тонн, тракторных прицепов, в том числе с увеличенной емкостью, компонентов для бытовой техники на базе бездействующих производственных площадей АО «Моторный завод» и другие. Среди введенных в строй объектов особо хотел бы отметить построенный совместно с южнокорейскими инвесторами и специалистами Устюртский газохимический комплекс на базе месторождения Сургиль.
108
Этот комплекс стоимостью свыше 4миллиардов долларов является одним из самых современных высокотехнологичных и крупных производств в мире. Его ввод в эксплуатацию позволит получать ежегодно 83 тысячи тонн полипропилена, который до этого импортировался в республику, увеличить объем производства полиэтилена в 3,1 раза, трудоустроить более 1 тысячи высококвалифицированных специалистов. АО «GM Uzbekistan» в Хорезмской области запущено серийное производство мини-грузовика «Шевроле Лабо», общая стоимость проекта составляет около 6миллионов долларов, а годовая мощность - 5 тысяч машин, необходимых для фермеров и частных предпринимателей. Следует отметить, что это третья модель, выпускаемая на новом заводе «Хорезм Авто», где уже налажено производство автомобилей «Дамас» и «Орландо».
В целом на развитие, модернизацию и структурные преобразования в 2016 году намечено направить инвестиции в эквиваленте 17,3 миллиарда долларов с темпом роста 109,3 %, из которых свыше 4 миллиардов долларов - иностранные инвестиции с приростом против 2015 года на 20,8 % [2].
Опыт, проведённых крупнейших модернизаций, особенно в части высоких технологий свидетельствует обязательным условием осуществления модернизации. Здесь уместно отметить опыт Узбекистана, адресность привлечения прямых иностранных инвестиций. И при этом в полной мере успешными могут считаться только те модернизации, в которых ведущую роль играли прямые иностранные инвестиции. Вместе с тем, на наш взгляд, не надо переоценивать роль иностранных инвестиций. Так как для улучшения инвестиционного климата в стране другим важнейшим условием привлечения прямых иностранных инвестиций выступает наличие уже инвестированных внутренних ресурсов. В этом плане роль «общественно полезного» инвестирования сбережений населения могут стать тем якорем, который притянет прямых иностранных инвестиций. А сбережения населения в настоящее время составляет более 6 трлн. сумов [2].
В целях дальнейшего стимулирования притока прямых иностранных инвестиций следует изучить факторов формирующих привлечения прямых иностранных инвестиций. Процесс стимулирования притока прямых иностранных инвестиций можно рассматривать на национальном уровне, а также на уровне отдельной компании (предприятия) или конкретного инвестиционного проекта.
Стимулирование притока прямых иностранных инвестиций на национальном уровне связано, в основном, с макроэкономической политикой финансовой стабилизации и реструктуризации экономии страны. Обеспечение притока инвестиций на уровне предприятия предлагает учет множества субъективных факторов, среди которых важное место занимает интересы собственников.
Стимулирование притока прямых иностранных инвестиций связанных с инвестиционным проектом предполагает деятельность в самых различных направлениях от развития производства до формирования транспортной и деловой инфраструктуры и развития социально-культурной среды, соединяя в себе микро и макроэкономические факторы принятие решений иностранным инвесторами относительно направлений вложений. Следовательно, анализ факторов привлечения прямых иностранных инвестиций. В условиях глобальной экономики большое внимание заслуживают такие факторы как:
а) индикатор прогресса рыночных реформ; б) степень риска вложений в страну, состоящего из трансфертного риска, риска макроэкономической нестабильности, законодательно-правового риска; в) политическая стабильность; г) доступ к дешёвым фактором производства (прежде всего дешёвой рабочей силе); д) возможность доступа к информации о локальных рынках; е) способность контролировать объекты интеллектуальной собственности, стратегию продаж и качество продукции.
В Узбекистане особое внимание должно быть уделено значению локальных (местных) преимуществ как факторов, определяющих решения инвесторов
109
относительно направлении и масштабов капиталовложений.
На уровне предприятий значение размещения ФАКТОРОВ ТРУДНО переоценить. Это первое что рассматривает и оценивает инвестор после того как он осознал необходимость интернационализации своей деятельности. В этом случае преимущество предприятий могут выступать в самых различных формах: в виде наличий ресурсов, частного налогового и таможенного режима, значительных размеров потребительского рынка, развитий инфраструктуры, социально культурной близости и др.
Таким образом, локальные преимущества на уровне предприятий предлагается формализовать в виде шести групп факторов привлечения прямых иностранных инвестиций. К числу этих групп факторов можно перечислить: организационные, технологические, экономические, развитость, инфраструктуры, открытость рынка, ресурсные, географические. Чем благоприятнее ситуация с перечисленными факторами, тем более вероятно осуществление прямых иностранных в деятельность предприятий.
Литература
1. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. Учебное пособие. -М.: Книгодел, 2010.
2. Доклад Президента РУз И.А. Каримова на заседание кабинета Министров посвященному итогам экономического и социального развития страны за 2015 год и утверждение важнейших приоритетов развития экономики страны на 2016 год. «Народное слово»15.01.2016
The ways of development family business in the rural Turobova H.1, Turayev M.2 (Republic of Uzbekistan)
Пути развития семейного бизнеса в сельской местности Туробова Х. Р.1, Тураев М.2 (Республика Узбекистан)
1Туробова Хулкар Рустамовна / Turobova Hulkar - старший преподаватель, кафедра экономики;
2Тураев Миршод / Turayev Mirshod - студент, соцально-экономический факультет,
Бухарский государственый унверситет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Abstract: in this article highlighted the importance of family businesses in the economy and directions of development them.
Аннотация: в статье раскрыта необходимость развития семейного бизнеса. В сельской местности можно развивать семейный бизнс посредством усовершенствования агротуризма и кооперации.
Keywords: family business, small business, agrotourism, cooperation relations.
Ключевые слова: семейный бизнес, малый бизнес, агротуризм, кооперационные отношения.
The development of small business and private entrepreneurship is the decisive strategic factor of social and economic development of the country.
In particular, in recent years, the creation of small businesses and family businesses and its stimulation considered as an important factor in changes in the structure of the economy. Today, the establishment and expansion of family businesses necessary for the elimination their common problems and obstacles which one of the main directions of development of
110