Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / КОНКУРЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олимова Нодира Хамракуловна, Холбекова Дилдорахон Ахатжон Кизи, Ташматова Насибахон Хасановна

В данной статье обсуждается роль промышленного сектора Узбекистана в национальной экономике, в частности автомобилестроения, ее устойчивое развитие и оценка экономической эффективности развития сектора. Также рассматриваются вопросы системы управления и ее совершенствования в условиях глобализации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олимова Нодира Хамракуловна, Холбекова Дилдорахон Ахатжон Кизи, Ташматова Насибахон Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT SYSTEM IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY AND THE MAIN DIRECTIONS OF ITS IMPROVEMENT

This article discusses the role of the industrial sector of Uzbekistan in the national economy, in particular the automotive industry, its sustainable development and the assessment of the economic efficiency of the sector's development. The issues of the management system and its improvement in the context of the globalization of the economy are also considered.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

4. Объем реализации продукции под разными торговыми марками (брендами);

5. Использование дизайна упаковки и этикетки;

6. Отношение цены продукции отечественных производителей к цене импортной продукции и другие виды информации, необходимые для обеспечения конкурентоспособности предприятий отрасли.

Обобщая вышеизложенные пункты, можно сделать вывод, что грамотно организованная работа по стандартизации и сертификации на предприятиях оказывает большое положительное влияние на повышение качества продукции, что является важным фактором повышения конкурентоспособности продукции.

Список использованной литературы:

1. Olimova, N. K., & Yulchiev, A. O. (2021). Prospects for the food industry development of Uzbekistan. Ceteris Paribus, (2), 8-11.

2. Олимова, Н. Х. (2021). Анализ развития и факторов конкурентоспособности промышленных предприятий региона. Cognitio rerum, (7), 32-35.

3. Olimova, N., Teshabaev, O., & Usmonaliev, I. (2022). Possibilities of choosing the strategy of anti-crisis and competitive management based on the own economic potential of the enterprise. International journal of social science & Interdisciplinary research ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429, 11, 179-182.

4. Мамажанова Т. Мева-сабзавот мах,сулотлари ишлаб чицариш корхоналарининг рацобатбардошлигини оширишда маркетинг тадцицотларини самарали ташкил этиш йуллари. // "BIZNES - ЭКСПЕРТ" . 27.02.2017 | Номер: №1(109)-2017

5. Олимова, Н. Х. (2019). Пути формирования и эффективного развития стратегии управления персоналом предприятия. Тенденции развития мировой торговли в XXI веке: Материалы VIII, 536.

6. Olimova, N. K., & Kamoldinov, D. I. (2021). Development of industrial enterprises and analysis of the factors of their competitiveness. Ceteris Paribus, (2), 5-8.

7. Олимова, Н. Х., & Джурабаев, У. Б. (2020). Мамлакатимизда инновацион фаолиятнинг ривожланиши ва реал сектор корхоналарининг технологик инновацияларга булган талабини белгиловчи омиллар тах,лили. In Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-х,уцуций ва инновацион жих,атлари (pp. 445-449).

© Олимова Н., Ташматова Н., Абдуллаева М., 2022

УДК: 338/65+338.1/2/4+338.45

Олимова Нодира Хамракуловна, Холбекова Дилдорахон Ахатжон кизи, Ташматова Насибахон Хасановна

Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье обсуждается роль промышленного сектора Узбекистана в национальной экономике, в частности автомобилестроения, ее устойчивое развитие и оценка экономической

эффективности развития сектора. Также рассматриваются вопросы системы управления и ее совершенствования в условиях глобализации экономики.

Ключевые слова

Производство, промышленность, менеджмент, конкуренция, качество, автомобилестроение,

предприятие, стратегия, управление.

Olimova Nodira Kh., Kholbekova Dildorakhon A., Tashmatova Nasibakhon Kh.

Fergana state university, Fergana, Uzbekistan

THE MANAGEMENT SYSTEM IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY AND THE MAIN DIRECTIONS

OF ITS IMPROVEMENT

Abstract

This article discusses the role of the industrial sector of Uzbekistan in the national economy, in particular the automotive industry, its sustainable development and the assessment of the economic efficiency of the sector's development. The issues of the management system and its improvement in the context of the globalization of the economy are also considered.

Keywords

Production, industry, management, competition, quality, automotive, enterprise, strategy, management.

Внедрение системных демократических рыночных реформ, дальнейшее углубление процесса экономической либерализации, поэтапное осуществление структурных преобразований в отраслях промышленности, продолжение процесса модернизации и диверсификации являются ключевыми факторами успеха Узбекистана. Промышленность является одной из основных отраслей экономики республики. Развитие промышленного сектора приведет к устойчивому развитию национальной экономики. За счет переработки всех добываемых и культивируемых ресурсов в промышленном секторе, производства из них новой продукции, увеличения ассортимента и номенклатуры будет совершенствоваться процесс диверсификации.

В Указе Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», принятом Ш.М. Мирзиёевым, говорится, что «...задача национальной экономики заключается в повышении ее конкурентоспособности за счет модернизации и диверсификации всех отраслей» [1].

Совершенствование системы управления производством является важной задачей для каждого предприятия, независимо от формы собственности, результата деятельности и полученной организационной структуры. Успешное решение этой задачи позволит предприятиям, во-первых, повысить эффективность системы управления, во-вторых, снизить издержки и улучшить экономические показатели производственной деятельности.

На сегодняшний день в области совершенствования системы управления намечаются следующие тенденции: усиление целевой характеристики управленческой деятельности; создания гибких структур управления и улучшения функционирования аппарата управления, в том числе за счет сокращения дублирующих звеньев управления; возрастающая роль команд в управлении производством и их нацеленность на достижение высоких результатов; улучшение социальных

условий трудовой деятельности.

На основе этих тенденций также определены направления совершенствования управленческих структур предприятий, исходя из качественных показателей. К этим показателям относятся:

Оптимальность - это рациональное установление взаимодействий между структурными подразделениями с наименьшим количеством звеньев управления. Поэтому сокращение многосвязности является одним из основных требований к совершенствованию системы управления.

Оперативность - взаимодействие всех функциональных подразделений, при необходимости, производственных подразделений, для обеспечения своевременного и качественного выполнения управленческих решений.

Надежность - обеспечивает своевременное получение информации и своевременное доведение управленческих решений до исполнителей и мест исполнения. Надежность и скорость являются важными факторами эффективности текущей и будущей системы управления.

Экономия заключается главным образом в сокращении аппарата управления и его затрат, т. е. в повышении эффективности производства при достижении максимальной эффективности в системе управления.

Следует отметить, что универсального подхода к совершенствованию коллектива предприятия и управления производством не существует.

Эта задача возникает и решается в зависимости от определенных условий, ситуаций и возможностей. Однако существует неизменное правило, согласно которому каждое изменение, улучшение и деформация должны быть заранее продуманы и научно обоснованы.

Одним из важных направлений совершенствования системы управления является координация деятельности функциональных служб и отделов предприятия за счет ликвидации дублирующих структурных подразделений, оптимизации сервисных подразделений, первичного учета и упрощения учетных и других управленческих процедур.

Психологическая среда — редкое и необратимое состояние. Как не бывает двух одинаковых сообществ, так и не может быть совместимой психологической среды: каждый человек в коллективе обогащает коллектив и в то же время обогащает себя, придавая ему редкость и необратимость. Через психологическую среду формируется необходимый производственный дух и успешно решаются целевые задачи управления.

Эффективность программ, направленных на увеличение доли малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике в целях развития перерабатывающей промышленности в промышленном комплексе Узбекистана и рост спроса на продукцию промышленности на мировом рынке, в том числе продовольственную, легкую и машиностроительную, привело к дальнейшему росту промышленного производства. Например, за последние 5 лет в стране были проведены значительные реформы в автомобильной промышленности. В частности, были достигнуты следующие успехи:

- объем производства автомобилей увеличился втрое, до 280 000;

- устранены длинные очереди на покупку автомобилей;

- в отрасли внедрена «вакцина честности» и ликвидирована укоренившаяся коррупция;

- в целях усиления конкуренции в отрасли в Джизакской области начато производство крупнейших мировых брендов - немецких автомобилей Volkswagen.

В 2019 году «Узавтосаноат» реализовало инвестиционных проектов на сумму 70,2 млн.долл. США. В частности, успешно реализован инвестиционный проект по организации производства двух- и трехколесных мотоциклов в Нарынском районе Наманганской области. Кроме того, в целях расширения номенклатуры предлагаемых покупателям грузовых автомобилей на базе ООО «JV MAN Auto - Uzbekistan» в сотрудничестве с китайской компанией Sinotruk с привлечением иностранных

инвестиций в размере около 12 млн. долларов США в стране налажено производство новых типов грузовых автомобилей. Кроме того, в целях расширения производства на базе ООО «СамАвто» японскими компаниями Isuzu Motors и Itochu Corporation эффективно привлечены прямые инвестиции в размере 15,26 млн. долл. США.

В 2020 году «Узавтосаноат» реализовало инвестиционных проектов на сумму 114,6 млн. долл. США. В частности, была эффективно налажена деятельность логистической компании ООО «Узлогистика», а также расширена производственная деятельность совместного предприятия ООО «СамАвто» [6].

Если принять во внимание стоимость иностранного импорта в автомобильной промышленности, Всего в 2020 году было ввезено автомобилей на сумму 1 838,3 млн. долл. США, что в свою очередь показывает, что по сравнению с 2016 годом объем импорта увеличился в 2,1 раза и подтверждает снижение импорта на 13 процентов по сравнению с 2019 годом.

Темпы роста в отраслях промышленности зависят от масштабов внутреннего и внешнего спроса на продукцию, создаваемую в этих отраслях. Резкое расширение и совершенствование системы потребительского кредита при дальнейшем повышении реальных доходов и покупательной способности населения страны характеризуется увеличением доли внутреннего спроса в промышленном комплексе, что увеличивает объемы производства [5].

Мы предлагаем следующие направления, обеспечивающие развитие промышленности страны:

- развитие инвестиционного производства, разработка наукоемких проектов, направленных на удовлетворение широкого круга потребностей;

- повышение инновационного потенциала предприятий, создание новых предприятий, требующих науки и высоких технологий, и выпуск продукции, способной конкурировать с импортной продукцией;

- ускорить политику импорта современного оборудования и технологий промышленных производителей развитых стран;

- увеличение доли частного сектора и малого бизнеса в промышленности;

- необходимо улучшить диверсификационную деятельность, обеспечить полное использование внутренних ресурсов и имеющихся возможностей.

Словом, все проводимые и реализуемые в стране реформы, наряду с повышением макроэкономической стабильности страны, положительно сказываются на благосостоянии населения, а сам период требует их продолжения.

Список использованной литературы:

1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2017 йил 7 февралдаги "Узбекистан Республикасини янада ривожлантириш буйича Х,аракатлар стратегияси ту€рисида"ги ПФ-4947-сонли фармонининг 1-иловаси. Lex.uz.

2. Олимова, Н. Х. (2022). Зарубежный опыт оценки эффективности корпоративного управления в акционерных обществах. Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences, 2(2), 93-99.

3. Olimova, N. K. (2021). Improvement of the human resources management strategy in the enterprises of the real sector. Cognitio rerum, (7), 25-28.

4. Олимова, Н. Х. (2019). Пути формирования и эффективного развития стратегии управления персоналом предприятия. Тенденции развития мировой торговли в XXI веке: Материалы VIII, 536.

5. Мамаджонов Д.Г. Узбекистонда саноат тармо€и ривожланишининг ицтисодий самарадорлигини бах,олаш. "Ицтисодиёт ва инновацион технологиялар" илмий электрон журнали. № 3, май-июнь, 2018 йил

6. Мир Ах,мадова М. Ицтисодий тадк,ик,отлар ва ислох,отлар маркази шарх,и: 5 йил ичида Узбекистонда

автомобилсозлик саноатининг ривожланиши. // https://review.uz/oz/post/obzor-centra-ekonomicheskix-issledovaniy-i-reform-razvitie-avtomobilnoy-promshlennosti-uzbekistana-za-5-let 18.06.2021

© Олимова Н., Холбекова Д., Ташматова Н., 2022

УДК: 338.45/46

Олимова Нодира Хамракуловна, Саидмахмудов Сардорхон Хамидхон угли, Хакимов Одилбек Баходир угли

Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан

МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В организации службы маркетинга на предприятиях Республики Узбекистан в условиях международного разделения труда основным звеном комплекса внешнеэкономических связей являются производители экспортных товаров и потребители импортных товаров. Безусловно, чтобы сегодня на международном рынке организовать работу на основе принципов маркетинга а основе сетевых особенностей легкой промышленности, организационной структуры, видов деятельности, в каждом конкретном случае необходимо выбрать конкретную модель маркетинга. И на основании вышеизложенного, в исследовании рассматриваются и анализируются вопросы развития конкурентной среды на промышленных предприятиях страны, перехода местных предприятий на рыночные отношения и нового подхода к организации и управлению товарной политикой, направленных на удовлетворение потребностей покупателей.

Ключевые слова

Маркетинг, стратегии, потребность, совершенствование, товарная политика, промышленность, предприятия

Olimova Nodira Kh., Saidmakhmudov Sardorkhon Kh., Khakimov Odilbek B.

Fergana state university, Fergana, Uzbekistan

MARKETING STRATEGIES TO SATISFY THE NEEDS OF BUYERS IN IMPROVING THE COMMODITY POLICY

OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Annotation

In the organization of the marketing service at the enterprises of the Republic of Uzbekistan in the conditions of the international division of labor, the main link in the complex of foreign economic relations is the producers of export goods and consumers of imported goods. Of course, in order to organize work on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.