Научная статья на тему 'Пути улучшения управления государственным долгом'

Пути улучшения управления государственным долгом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
876
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДИНАМИКА / ТЕНДЕНЦИИ / БЮДЖЕТ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закирова Л. И., Яруллин Р. Р.

На современном этапе развития России и других стран можно отметить тенденцию непрерывного роста объемов государственного долга в связи с дефицитом бюджетов и в последние месяцы ростом военных расходов, в связи с нестабильной политической ситуацией в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути улучшения управления государственным долгом»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 336.64

Закирова Л.И. студент, УГАТУ

Яруллин Р. Р., д.э.н., профессор ИНЭФБ, БашГУ

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Аннотация

На современном этапе развития России и других стран можно отметить тенденцию непрерывного роста объемов государственного долга в связи с дефицитом бюджетов и в последние месяцы ростом военных расходов, в связи с нестабильной политической ситуацией в мире.

Ключевые слова

Государственный долг, динамика, тенденции, бюджет, управление финансами,

внешний и внутренний долг.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что проблема долговой зависимости государств перед внешними и внутренними кредиторами ограничивает независимость государства в проведении своей политики. Поэтому очень важно минимизировать объемы государственного долга, особенно на современном этапе в России. На современном этапе государственный долг таит две опасности для экономики: повышение вероятности банкротства государства и опасность увеличения долга для будущих поколений.

Государственный долг выступает как один из ключевых макроэкономических параметров, объект и инструмент финансово-экономической политики государства. Рост государственного долга оказывает значительное отрицательное влияние на реальный и финансовый секторы экономики государства. В связи с этим управление государственным долгом на современном этапе подразумевает разработку и реализацию собой стратегии, которая направлена на привлечение требующихся объемов финансовых ресурсов, чтобы снизить параметры госдолга и создать эффективный рынок внутреннего долга.

Государственный долг Российской Федерации - это различные долговые обязательства физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным организациям и прочим субъектам международного права, по займам, предоставленным РФ. Учет и регистрацию государственного долга ведет Министерство Финансов РФ. Государственный долг подразделяют на внешний и внутренний.

Государственный внешний долг - это долговые обязательства Правительства РФ юридическим и физическим лицам, которые номинированы в основном в долларах США и евро.

Государственный внутренний долг РФ сложился из обязательств, которые носят нерыночный характер и обязательства, которые возникли от размещения ценных бумаг на организованном рынке, которые номинированы в рублях. В объемы внутреннего государственного долга входят также задолженности по государственным краткосрочным обязательствам, облигациям федерального займа, облигациям государственного сберегательного займа, реструктурированная задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа, а также просроченная задолженность, сложившаяся в рамках кредитования сельского хозяйства и регионов Севера.

Министерство Финансов РФ выступает эмитентом государственного займа, а владельцами облигаций по государственному сберегательному займу могут быть как юридические, так и физические лица, которые являются как резидентами, так и нерезидентами в соответствии с действующим законодательством.

ЦБ РФ производит обслуживание государственного внутреннего долга. Также отчеты о состоянии внутреннего государственного долга подлежат публичному обнародованию.

По данным Министерства финансов РФ внутренний долг составлял: на 1.03.2012 г. - 3083,2 млрд руб.; на 1.06.2013 г. - 3795,5 млрд руб.; на 1.01.2014 г. - 4064,3 млрд руб.; на 1.01.2015 г. - 5 722,239 млрд руб.; на 1.10.2016 г. - 7 383 563,4 млрд. руб.

Таким образом, анализ данных показывает, что в период с 2012 по 2016 гг. наблюдается усиление

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

тенденции роста внутреннего государственного долга РФ.

Государственный внешний долг РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на начало года; миллиардов долларов США)

2006 2011 2012 2013 2014 2015

Государственный внешний долг (включая обязательства бывш. СССР, принятые РФ в том числе: 76,5 40,0 35,8 50,8 55,8 54,4

задолженность перед официальными двухсторонними кредиторами - членами Парижского клуба 25,2 0,8 0,5 0,3 0,2 0,0

задолженность перед официальными двухсторонними кредиторами -не членами Парижского клуба 5,7 2,8 2,4 2,1 2,0 1,8

задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 5,7 3,1 2,5 2,0 1,6 1,2

задолженность по внешним облигационным займам 31,5 30,5 29,2 34,9 40,7 39,3

задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) 7,1 1,8 0,0 0,0 0,0 0,0

прочая задолженность 1,1 0,1 0,1 0,0 0,0 0,0

государственные гарантии РФ в иностранной валюте 0,3 0,9 1,0 11,4 11,4 12,1

Следует отметить, что объемы внешнего долга России постоянно увеличивается в последние годы. Если говорить об относительных показателях, то внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны.

Ожидается, что в 2016 г. общий долг России составит 599 млрд долларов, большая часть которого -долги частных компаний и банков. В 2016-2017 гг. по прогнозам Минфина РФ российский внешний государственный долг составит приблизительно 32 млрд долларов. Внутренний долг на 2016 г. ожидается порядка 7,4 трлн руб. В проекте бюджета заложено его возрастание до 7,9 трлн рублей в 2017 г.

С целью оптимизации государственного долга можно предложить следующие методы управления:

- Унификация государственных займов, что предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, в результате чего упрощается работа и сокращаются расходы государства по системе государственного кредита.

- Конверсия государственного долга - замена внешнего долга на другие виды обязательств как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Конверсия является одним из наиболее оптимальных способов управления государственным долгом, поскольку создает возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в наиболее выгодные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки и т. д.;

- Консолидация - сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств и снижение доходности по государственным ценным бумагам. Для экономики зарубежных стран, таких как Франция, Испания и Италия последовательная консолидация остается основным способом обеспечения среднесрочной финансовой стабильности, а для ряда других европейских экономик с высоким государственным долгом (Португалия, Греция, Венгрия, Словения, Кипр), в том числе зависящих от внешнего финансирования, это, практически, единственная опция.

Таким образом, выше изложенные методы позволят: достичь организацию прозрачного и полного учета государственного долга по всем видам обязательств и операциям с ними; создать единую базу данных и единую систему управления государственным долгом, систему мониторинга и управления частной и корпоративной задолженностью, действенную систему оценки и предупреждения негативного воздействия рисков, которые присутствуют в процессе управления государственным долгом; разработать систему ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении заимствований и управления государственным долгом, а также выделить пределы полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

Список использованной литературы: 1. Яруллин Р. Р. Финансы: учебное пособие/ Часть 1. Уфа: Мир печати, 2009. -356 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

2. Яруллин Р. Р. Финансы: учебное пособие/ Часть 2. Уфа: Мир печати, 2009. -356 с.

3. Яруллин Р. Р., Мухамедьярова Л. А. Дефицит бюджета и причины его возникновения// Современные проблемы финансово-кредитной системы: Сборник научных трудов/ под общ. ред. проф. Р. Р. Яруллина. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - С. 35-38.

4. Яруллин Р. Р. О необходимости модернизации финансовой системы в России// Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: Материалы IV Международной научно-практической конференции (19-20 апреля 2012 г.). Часть II/ Под общ. ред. Ф. Б. Мухаметшина. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2012. - с. 30-32.

5. Яруллин Р. Р., Нурисламова А. Ф. Государственный долг Республики Башкортостан// Современные проблемы финансово-кредитной системы: сборник научных статей / под общ. ред. профессора Р. Р. Яруллина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 16-20.

6. Яруллин Р. Р. Нецелевое использование бюджетных средств России в условиях противодействия коррупции// Личность, общество, государство: проблемы взаимодействия: сборник статей по материалам Всероссийской научно- практической интернет-конференции. / отв. ред. И. Ю. Рассолова. - Уфа: Аэтерна, 2016. -С. 62-63.

7. Яруллин Р. Р., Калимуллина Ю. А. Роль финансов в экономической безопасности государства// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 66 - 68.

8. Яруллин Р. Р., Муниров Д. Д. Финансовая безопасность России// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №10. Ч. 1. С. 83 - 85.

9. Яруллин Р. Р., Синцов В.О. Проблемы финансового оздоровления экономики РФ//Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №10. Ч. 1. С. 114 - 116.

10. Яруллин Р. Р., Шпаковская А.Е. Актуальные проблемы государственной финансовой политики в современных условиях// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №10. Ч. 1. С. 176 - 178.

© Закирова Л.И. Яруллин Р.Р. 2016.

УДК 69.01

А.М. Захарова

студент Р.Г. Абакумов

К.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты оценки эффективности управленческих решений при реконструкции объектов недвижимости.

Ключевые слова

Эффективность, управленческие решения, недвижимость.

В условиях современной экономики одним из важнейших аспектов развития рынка недвижимости является проведение реконструкции объектов недвижимости, направленное на создание благоприятных условий эффективного использования потенциала зданий.

С точки зрения органов власти - муниципалитета реконструкция зданий и сооружений должна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.