Научная статья на тему 'Динамика и масштабы государственного, корпоративного и частного долга в современной России'

Динамика и масштабы государственного, корпоративного и частного долга в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / КОРПОРАТИВНЫЙ ДОЛГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ / NATIONAL DEBT / CORPORATE DEBT / GOVERNMENT BORROWING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабалин А.

В 2010-2012 гг. в России возобновился быстрый рост долгов государства, корпораций и населения. При сохранении современных тенденций совокупный национальный долг России в 2021 г. превысит 200% ВВП. В статье анализируются угрозы экономике, возникающие в связи с ростом долгового бремени, и предлагаются меры по его снижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics and a scope of the public, corporate and private debt in modern Russia

A rapid growth of the public, corporate and private debt was resumed in 2010-2012 in Russia. In case of the current trends saving the total national debt in 2021 may exceed 200% of GDP. This paper analyzes the Economy's threats which arise from the debt burden increasing and suggests measures for its decrease.

Текст научной работы на тему «Динамика и масштабы государственного, корпоративного и частного долга в современной России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2013

ФИНАНСЫ

А. ШАБАЛИН доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИЭ РАН

ДИНАМИКА И МАСШТАБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО, КОРПОРАТИВНОГО И ЧАСТНОГО ДОЛГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В 2010-2012 гг. в России возобновился быстрый рост долгов государства, корпораций и населения. При сохранении современных тенденций совокупный национальный долг России в 2021 г. превысит 200% ВВП. В статье анализируются угрозы экономике, возникающие в связи с ростом долгового бремени, и предлагаются меры по его снижению.

Ключевые слова: государственный долг; корпоративный долг; государственные займы.

Классификация 1БЬ: G 300, G 380, H 600, H 630, H 690.

В посткризисный период в России резко ускорился рост совокупного национального долга (СНД), включающего государственный долг, корпоративный долг и долг физических лиц. Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.», внешний и внутренний государственный долг составит в 2015 г. более 14% ВВП. Корпоративный внутренний долг, учитывая начинающийся в посткризисный период рост корпоративных кредитов и займов, составит в 2015 г. 68% ВВП. Корпоративный долг нерезидентам составит в 2015 г., при сохранениитенденции 2010-2012 гг., 40% ВВП. Долг населения вырастет до 23% ВВП. Весь совокупный национальный долг по отношению к ВВП составит к началу 2016 г. около 146% ВВП, а уже к концу 2021 г. Россия будет иметь совокупный государственный и корпоративный долг в размере более 200% ВВП. Это почти равно федеральному и корпоративному долгу, а также долгу домашних хозяйств США в начале ХХ1 в. Именно тогда начался процесс стремительного роста долгов в развитых странах, что явилось одной из главных причин финансового кризиса. В свою очередь, рост СНД в России происходит в условиях экономической нестабильности, в период выхода из кризиса, неразвитости финансового рынка, высокой зависимости бюджета и экономики в целом от цен на углеводороды, что может привести к новым кризисным явлениям уже в ближайшей перспективе.

Государственный долг

В 2002-2008 гг. государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации снизился с 42,2% ВВП до 6,5% ВВП. Однако с 2009 г. госдолг начал расти. На начало апреля 2009 г. он составил 29,9 млрд долл., а на начало января 2013 г., по предварительным оценкам Банка России, достиг 59,5 млрд долл. При этом долг органов государственного управления вырос с 27,4 до 44,7 млрд долл. Основная часть прироста долга получена за счет выпуска государственных ценных бумаг на внешнем рынке. За рассматриваемый период он вырос с 16,2 до 39,5 млрд долл. Долг же по кредитам сократился с 9,9 до 4,9 млрд долл.

Задолженность органов денежно-кредитного регулирования за период с апреля 2009 г. по январь 2013 г. возросла с 2,5 до 14,8 млрд долл. В основном это произошло за счет роста прочей задолженности - распределения специальных прав заимствования /СДР/ (табл. 1).

Таблица 1

Динамика внешнего госдолга РФ в 2009-2012 гг., млрд долл.

Внешний долг РФ 01.04. 2009 01.04. 2010 01.04. 2011 01.04. 2012 01. 01. 2013

1. Органы государственного 27,4 31,3 35,4 34,8 44,7

управления

1.1. Ценные бумаги 16,2 22,4 27,5 28,5 39,5

1.2. Кредиты 9,9 8,7 7,5 5,3 4,9

1.3. Прочая задолженность 1,3 0,2 0,4 1,0 0,3

2. Органы денежно-кредитного 2,5 12,2 12,5 11,5 14,8

регулирования

2.1. Наличная национальная 2,5 3,6 3,5 2,7 6,0

валюта, кредиты и депозиты

2.2. Прочая задолженность (распределение СДР) - 8,6 9,0 8,8 8,8

3. Всего внешний долг РФ 29,9 43,5 47,9 46,3 59,5

Источник: рассчитано по данным сайта Банка России: http://www.cbr.ru/statistics.

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» предусматривается продолжить практику внешних заимствований. В результате новых кредитов и займов внешний госдолг составит к концу 2013, 2014 и 2015 гг., соответственно: 66,2; 75,8 и 83,8 млрд долл. Основная часть прироста внешнего госдолга будет получена за счет выпуска государственных ценных бумаг на внешнем рынке. В итоге внешний госдолг увеличится в 2009-2015 гг. в 2,8 раза. По отношению к ВВП госдолг составит около 3,5%. Это в 9 раз ниже порогового значения экономической безопасности по внешнему госдолгу, равному 30% ВВП.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» не дает достаточного обоснования необходимости увеличения внешнего госдолга. В последнее время золотовалютные резервы имеют тенденцию к росту. Минимальное значение золотовалютных резервов в период кризиса было зафиксировано на 13 марта 2009 г. - 376 млрд долл. К 1 октября 2012 г. они увеличились до 529,9 млрд долл., в том числе валютные резервы - до 476,4 млрд долл.

В настоящее время объем валютных резервов России приблизился к объему валютных резервов стран Еврозоны вместе взятых (основная часть золотовалютных резервов Германии, Франции и Италии приходится на золото). Кроме этого имеются валютные резервы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не входящие в золотовалютные резервы. В этих условиях новые крупные внешние заимствования могут привести к перенакоплению иностранной валюты. В результате еще более усилится происходящий в 2011-2012 гг. процесс вытеснения капиталов из страны. Они будут во все большей мере вкладываться в иностранные финансовые инструменты. Увеличится и давление на бюджет расходов на обслуживание внешнего госдолга. Эти расходы в 20132015 гг. возрастут более чем на 50%.

В последнее время усиливается угроза сбоев в бюджетном процессе в связи с ростом внутреннего государственного долга. Перед кризисом в 2008 г. внутренний госдолг составлял 1804,2 млрд руб. К 1 августа 2012 г. он возрос до 4,5 трлн руб. В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2013-2015 гг., внутренний госдолг составит в 2013, 2014, и 2015 гг., соответственно, 6,6; 7,6 и 8,3 трлн руб. По сравнению с 2008 г. он вырастет в 4,6 раза. По отношению к ВВП внутренний госдолг составит 10%. Это значительно ниже порогового значения экономической безопасности по внутреннему госдолгу - 30% ВВП.

Рост внутреннего госдолга в 2013-2015 гг. будет осуществляться, как и в 2011-2012 гг., за счет широкомасштабного выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Министерство финансов РФ предлагает разместить в 2013-2015 гг. государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в беспрецедентном объеме - на сумму 3231,8 млн руб. Между тем рынок госбумаг еще окончательно не вышел из кризисного состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась с 2104 дней в предкризисный период до 1385 дней в настоящее время. Средняя доходность по всем выпускам ОФЗ выросла с 5,25% в мае 2008 г. до 8,18% на начало июля 2012 г., т.е. на 56 процентных пункта. Масштабный выпуск госбумаг в 2013-2015 гг. придется осуществлять за счет эмиссии более краткосрочных бумаг с высокой доходностью.

Гигантские заимствования на внутреннем рынке уже привели к сбоям в размещении государственных ценных бумаг. Если в первом полугодии 2012 г. план размещения госбумаг был выполнен, то уже в

третьем квартале столь огромное изъятие ликвидности с рынка привело к срыву размещения госзаймов. Сентябрьский аукцион по размещению ОФЗ серии 25080 иначе как провальным не назовешь: было предложено к размещению облигаций на сумму 10 млрд руб., а размещено всего на 2,6 млрд руб.

Для расширения числа участников рынка ОФЗ Минфин в разработанных им «Основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.» предусматривает ряд мер для облегчения доступа на рынок нерезидентам. К середине 2011 г. российские банки (включая Центробанк, ВЭБ и Сбербанк) владели 85% ОФЗ, прочие российские инвесторы -12%, нерезиденты - 3%. К декабрю 2012 г. нерезиденты владели уже почти 10% госбумаг.

В итоге современный рынок госбумаг, на наш взгляд, развивается по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в 1994-1998 гг.: погашение ценных бумаг будет производиться за счет увеличения выпусков менее долгосрочных и более дорогих для бюджета облигаций. Наконец, все большую роль на внутреннем рынке будут играть нерезиденты.

Направленность бюджетной политики на резкое увеличение госдолга приведет к существенному росту расходов на его обслуживание. Расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга вырастут с 198 млрд руб. в 2007 г. до 383,3 млрд руб. в 2012 г. и до 508,0 млрд руб. в 2015 г. Доля расходов федерального бюджета на обслуживание госдолга в общих расходах федерального бюджета в 2007-2015 гг. увеличится с 1,7% до 3,3%.

Следует учитывать также то обстоятельство, что особенностью бюджета на 2013-2015 гг. является резкий рост государственных гарантий. По экспертным оценкам, стремительный рост государственных гарантий может привести к лавинообразному росту расходов на их исполнение. По этим оценкам, бюджетные ассигнования, направляемые на возможное исполнение государственных гарантий, могут в 2015 г. достигнуть 100%-120% от затрат на обслуживание госдолга. В этом случае доля расходов на обслуживание госдолга и на исполнение государственных гарантий в общих расходах федерального бюджета составит в 2015 г. 7,2%. Это в 3,5 раза больше, чем в 2007 г. Следовательно, возникла крайне негативная тенденция в области госдолга. Государственный бюджет во все большей степени переориентируется с финансирования экономики и социальной сферы на финансирование кредиторов.

Корпоративный долг

Помимо государственного долга важное влияние на бюджетный процесс и экономику в целом оказывает корпоративный долг. Часть корпоративных кредитов выдается под государственные гарантии. Причем

объем госгарантий все возрастает. В 2015 г. расходы по государственным гарантиям могут превысить расходы на обслуживание госдолга по кредитам и займам. Кроме того, события 2008-2009 гг. показали, что в период кризиса государство выделяет огромные средства для поддержки предприятий и банков, имеющих крупные долги. Это тяжелым бременем ложится на государственный бюджет.

Особенно острое положение сложилось в области внешнего корпоративного долга. За период 1999-2008 гг. он вырос более чем в 16 раз. На начало октября 2008 г. он составлял 504,9 млрд долл. Экономический кризис привел к изменению тенденций в области корпоративного долга. В течение октября 2008 г. - марта 2009 г. его величина уменьшилась до 416,5 млрд долл. Во втором квартале 2009 г. предприятия реального сектора возобновили внешние заимствования, а с 2011 г. начался настоящий бум внешних заимствований: если с апреля 2009 г. по январь 2011 г. они выросли на 28,2 млрд долл., то за январь 2011 г. - декабрь 2012 г., по предварительным данным ЦБ РФ, рост составил 122,1 млрд долл. В результате внешний долг предприятий достиг 356,1 млрд долл., значительно превзойдя докризисный уровень (307,0 млрд долл.).

Задолженность российских банков перед нерезидентами до середины 2010 г. продолжала снижаться. На 1 июля 2010 г. она составила 122,1 млрд долл., сократившись по сравнению с докризисным уровнем на 75,1 млрд долл. Однако за январь 2011 г. - декабрь 2012 г. она выросла на 64,2 млрд долл. и достигла 208,4 млрд долл., превысив уровень докризисного периода.

По предварительным оценкам Банка России, к началу января 2013 г. внешний корпоративный долг предприятий и банков составил 564,5 млрд долл. Весь внешний долг - государственный и корпоративный - достиг к началу января 2013 г. 624,0 млрд долл. Это существенно выше максимального предкризисного значения государственного и корпоративного внешнего долга на начало 4 квартала 2008 г. - 548,3 млрд долл.

Следует также обратить внимание на особенности роста внешней задолженности нефинансовых предприятий. Из табл. 2 видно, что с января 2011 г. по апрель 2012 г. внешний долг предприятий нефинансового сектора вырос с 298,2 млрд долл. до 354,6 млрд долл., т.е. на 18,9%. Прирост долга был обеспечен прежде всего стремительным ростом долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования. Их объем вырос на 45,9%. В то же время кредитная задолженность выросла всего на 11,1%, а прочие виды задолженности - на 19,6%. Таким образом, докризисная тенденция изменилась: в последнее время кредиты растут наименее быстрыми темпами, а драйвером роста внешней задолженности предприятий выступают долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования.

Таблица 2

Изменение задолженности нефинансовых предприятий в 2011-2012 гг., млрд долл.

Вид задолженности 01.01. 2011 01.04. 2011 01.07. 2011 01. 10. 2011 01. 01. 2012 01.04. 2012

Долговые обязательства

перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования 63 216 73 271 79 010 80 716 85 206 92 193

Кредиты 218 611 220 850 227 851 225 866 233 770 242 874

Долговые ценные бумаги 10 609 11 935 13 685 11 627 12 062 12 813

Торговые кредиты 2 155 2 706 2 704 2 418 2 418 2 418

Задолженность по финансовому лизингу 2 283 2 242 2 444 2 425 2 357 2 376

Прочая задолженность 1 280 1 689 6 272 2 239 2 038 1 889

Нефинансовые предприятия всего 298 155 312 693 331 967 325 290 337 852 354 563

Источник: рассчитано по данным сайта Банка России: http://www.cbr.ru/statistics.

Увеличивается напряженность на рынке внутреннего корпоративного долга. В 1999-2000 гг. внутренний корпоративный долг составлял 18,0%-18/5% ВВП. В 2012 г. задолженность по внутренним корпоративным кредитам и займам превысила 51% ВВП. Наиболее динамично растет задолженность по корпоративным облигациям, обращающимся на внутреннем рынке: в 1999-2012 гг. она возросла с менее 0,2% ВВП до 8,0% ВВП.

В октябре 2008 г. - феврале 2009 г. рынок корпоративных облигаций находился в состоянии стагнации. С весны 2009 г. он начал быстро оживать. В декабре 2009 г. было размещено рекордное за 2000-2009 гг. количество облигаций на сумму 194 млрд руб. В 2010 - первой половине 2012 г. подъем на рынке продолжался. На банки и финансовые институты пришлось 33% от общего объема размещения, а на металлургические, машиностроительные и энергетические компании - 29%.

Несмотря на рост выпуска облигаций, их рынок продолжает лихорадить: в рассматриваемый период произошло 237 случаев невыплаты процентов по облигациям, отказа эмитентов от погашения облигаций в срок, неисполнению оферт (предусмотренной в проспекте эмиссии облигаций возможности их досрочного погашения). Это привело к неисполнению обязательств на сумму 90,2 млрд руб.

В целом рынок внутреннего корпоративного долга продолжает оставаться неустойчивым, что еще больше дестабилизирует весь долговой рынок.

Долг населения

В двухтысячные годы в стране стремительно рос и долг населения. За 2001-2008 гг. долги населения (в основном банковские кредиты) выросли с 1% ВВП до 10% ВВП. Во время кризиса эти долги сократились до 8% ВВП. К ноябрю 2012 г. долг населения достиг почти 15% ВВП (см. рис.).

1 1,5 2,3 4 5 6,5 8,8 10,2 8,8 8,1 12,1 14,9 Рис. Рост долгов населения в 2001-2012 гг., % ВВП.

Источник: рассчитано по данным сайта Банка России: http://www.cbr.ru/statistics.

Некоторые виды кредитования населения - ипотечное, автокредитование и т.п. - стали активно развиваться в стране только в предкризисные годы. Поэтому задолженность населения России крайне невелика по сравнению с другими странами.

По отношению к ВВП долг населения России уступает Германии в 5,8 раза, Великобритании - в 7,7 раза, США - в 8,5 раза. Странам Восточной Европы Россия уступает в 2,4 (Чехия) - 4,5 (Эстония) раза, Китаю - в 3,1 раза, Индии - в 1,3 раза.

Уступает Россия многим странам и по величине кредитов на душу населения. В настоящее время задолженность на душу населения в России примерно в 5 раз ниже, чем в Чехии и почти в 1,4 раза ниже, чем в Китае. Развитым странам Россия уступает в 20-45 раз. Учитывая резкое отставание в кредитовании населения России, а также то, что в 2001-2008 гг. долг населения страны по отношению к ВВП вырос в 10 раз, можно ожидать высокие темпы роста задолженности и в ближайшей перспективе.

Пороговые значения экономической безопасности

в области СНД

Для преодоления угроз экономической безопасности, возникающих в результате роста долгового бремени, прежде всего необходимо установить пороговые значения в области государственного и корпоративного долга1. При этом необходимо ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере совокупного национального долга.

Основой такой системы является существующее в соответствии с Маастрихтскими соглашениями, пороговое значение экономической безопасности в области госдолга - 60% к ВВП. Учитывая, что в России дефолт 1998 г. произошел при уровне внутреннего госдолга в 28% ВВП, целесообразно ввести пороговые значения отдельно для внутреннего и внешнего госдолга:

- объем государственного внутреннего долга, в процентах к ВВП - 30%;

- объем государственного внешнего долга, в процентах к ВВП - 30%.

Вместе с тем, выдвигая данные индикаторы в качестве основных в

системе пороговых значений в области внешнего и внутреннего долга, следует иметь в виду, что в настоящее время корпоративный долг в несколько раз превышает госдолг. В связи с этим систему индикаторов экономической безопасности необходимо дополнить пороговыми значениями по корпоративному внутреннему долгу, корпоративному долгу нерезидентам и по совокупному национальному долгу.

При расчете величины пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- в современной России корпоративный долг появился лишь в начале 90-х гг. ХХ в. При этом масштабный корпоративный долг сформировался в 2005-2008 гг.;

- величина внутреннего корпоративного долга в своей подавляющей части определяется состоянием банковской системы России. Коммерческие банки предоставляют основную массу кредитов предприятиям, а также являются главными покупателями корпоративных облигаций. Между тем банковская система России имеет узкую ресурсную базу;

- быстрый рост корпоративного долга перед нерезидентами связан с конъюнктурой мирового рынка - резким падением процентных ставок в 2001-2004 гг. и в период кризиса. Причем паде-

1 Что касается долга населения, то в настоящее время, как мы отмечали, показатель долга населения к ВВП в России существенно ниже, чем в развитых странах. Поэтому устанавливать пороговое значение по долгу населения пока нецелесообразно.

ние ставок было столь сильным, что не только позволило многим российским компаниям брать кредиты за рубежом, но и сделало эти кредиты существенно более выгодными, чем кредиты на внутреннем рынке. Однако с ростом в перспективе процентных ставок рефинансирование внешнего корпоративного долга будет затруднено;

- возможность федерального бюджета по обслуживанию государственного долга в значительной мере определяется мировыми ценами на нефть.

Очевидно, что в этих условиях при определении пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу России нельзя пользоваться опытом стран с развитой рыночной экономикой. Учитывая сказанное, индикаторы экономической безопасности по корпоративному долгу могут быть определены следующим образом.

Пороговое значение по внутреннему корпоративному долгу. Учитывая, что отношение совокупных активов банковской системы к ВВП должно составлять не менее 100-120%, а доля кредитного портфеля в активах -не менее 45-60%, объем банковских кредитов корпоративному сектору должен находиться в пределах 70-75% к ВВП2. С учетом корпоративных займов данное пороговое значение составит 90% ВВП.

Пороговое значение по корпоративному долгу нерезидентам. Важность этого показателя определяется тем, что он вводит ограничение на трансформацию внешнего госдолга в гораздо менее надежный корпоративный долг нерезидентам. При определении величины данного порогового значения надо иметь в виду, что в современных условиях далеко не все российские предприятия могут брать кредиты за рубежом, а тем более размещать там свои облигации. Следовательно, ресурсная база для погашения корпоративного долга нерезидентам гораздо меньше ресурсной базы для погашения внутреннего корпоративного долга. Кроме того, возможность внешних корпоративных заимствований зависит от конъюнктуры мирового рынка (величины процентных ставок, спроса и предложения на кредиты и облигации). Учитывая это, пороговое значение корпоративного долга нерезидентам должно составлять 50-60 процентов от порогового значения по внутреннему корпоративному долгу, то есть находиться в пределах 50% ВВП.

Пороговое значение по совокупному внешнему государственному и корпоративному долгу, ставит предел совокупным внешним заимствованиям. Здесь целесообразно пользоваться международным критерием - совокупный внешний государственный и корпоративный долг не должен превышать 90% экспорта страны.

2 Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 334-335.

Пороговое значение по внешним корпоративным облигационным займам Ставит предел формированию наиболее неустойчивой пирамиды ценных бумаг (с учетом того, что все долговые обязательства находятся у нерезидентов). Исходя из того, что, во-первых, крах пирамиды ГКО-ОФЗ произошел при ее величине в 28% от ВВП, во-вторых, это была пирамида государственных, а не менее надежных корпоративных ценных бумаг и, в-третьих, у нерезидентов на момент дефолта было менее 25% ГКО-ОФЗ, пороговое значение по внешним корпоративным займам должно составлять 10% ВВП.

Пороговое значение по совокупному национальному долгу. Данное пороговое значение равно сумме пороговых значений по внутреннему государственному долгу, внешнему государственному долгу, корпоративному внутреннему долгу и корпоративному долгу нерезидентам и составляет 200% ВВП.

Использование данного порогового значения особенно актуально для современной России. В ближайшие годы возможна ситуация, когда объемы государственного внешнего и внутреннего долга будут в пределах соответствующих пороговых значений. В то же время пороговые значения по корпоративному долгу будут резко превышены. Если при этом будет превышено и пороговое значение по совокупному национальному долгу, то возникнут трудности не только в сфере корпоративного долга, но и для бюджетной системы. Федеральный бюджет вынужден будет расплачиваться по государственным гарантиям по корпоративному долгу. Одновременно, в результате возможного кризиса в корпоративном секторе, резко уменьшатся налоговые поступления в бюджет. Это приведет к сбоям в обслуживании и погашении государственного внешнего и внутреннего долга.

Контроль за индикаторами пороговых значений экономической безопасности в сфере совокупного национального долга должны осуществлять Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам.

При достижении пороговых значений по внешнему и внутреннему государственному долгу заимствования на внешнем и внутреннем рынках должны быть прекращены.

При достижении пороговых значений по корпоративному долгу необходимо:

- прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках;

- повысить норму обязательных резервов коммерческих банков;

- повысить ставку рефинансирования;

- ввести ограничения по короткой валютной позиции коммерческих банков.

Комплекс мер по снижению долгового бремени

Помимо установления пороговых значений в области СНД необходимо также выработать комплекс мер, позволяющих снизить долговую нагрузку на экономику. Важное значение здесь может иметь использование части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. К началу кризиса совокупные средства этих фондов составляли 225,4 млрд долл. Во время кризиса средства Резервного фонда использовались для покрытия дефицита государственного бюджета. В 2009-2010 гг. из них было потрачено 111,7 млрд долл. Средства Фонда национального благосостояния сохранились практически на предкризисном уровне. За вычетом потраченных в кризис средств в этом фонде осталось 113,7 млрд долл. Даже в кризис они оставались вне российской экономики.

К началу октября 2012 г. совокупные средства фондов достигли почти 150 млрд долл., которые могут частично использоваться для погашения внешнего госдолга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего целесообразно досрочно (до погашения) скупать обращающиеся на внешнем рынке российские госбумаги. В первую очередь это относится к еврооблигациям, выпущенным при реструктуризации задолженности Лондонскому клубу кредиторов. Это позволит не только увеличить объем погашения внешнего государственного долга, но и стабилизировать рынок российских корпоративных еврооблигаций в период, когда их котировки стали заметно снижаться.

Кроме еврооблигаций на внешнем рынке обращаются ценные бумаги государственного внешнего валютного займа (ОГВЗ), а также ценные бумаги, номинированные в рублях - ОФЗ и облигации, выпущенные субъектами Российской федерации. Эти ценные бумаги также могут досрочно погашаться из средств Резервного фонда.

Необходимо обратить пристальное внимание на чрезвычайно быстрый рост внутреннего госдолга. В 2013-2015 гг. предусматривается выпустить федеральных и субфедеральных бумаг на сумму более 3,2 трлн руб. Доходы от эмиссии ОФЗ должны использоваться для финансирования бюджетного дефицита. В Резервный фонд эти деньги могут поступить только в конце года в случае отсутствия дефицита бюджета. В результате деньги скапливаются на казначейских счетах в ЦБ РФ. Лишь небольшую часть их Минфин временно (в период обострения положения с банковской ликвидностью) размещает на депозитах коммерческих банков. Фактически полученные от эмиссии госбумаг деньги изымаются из экономики. Планы по выпуску ОФЗ необходимо скорректировать в сторону уменьшения эмиссии этих облигаций. В то же время большое значение для стабилизации фондового рынка и диверсификации внутреннего госдолга имеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Эти ценные бумаги не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах.

Их главное предназначение - сохранять сбережения населения. Важные потенциальные ресурсы рынка сберегательных ценных бумаг - накопления населения в наличной иностранной валюте. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создает определенную альтернативу сбережениям в иностранной валюте.

Важное значение для стабилизации фондового рынка и диверсификации эмиссии государственных ценных бумаг имеет выпуск облигаций нерыночных займов. Их особенностью является то, что они не могут обращаться на рынке и должны храниться у их владельцев до момента погашения. Это делает данные бумаги практически независимыми от изменения ситуации на рынке. Нерыночные облигации являются важнейшим инструментом повышения стабильности портфеля ценных бумаг у различных инвесторов. О значимости подобных бумаг говорит тот факт, что в США объем нерыночных долговых бумаг приближается к 5 трлн долл. Это составляет примерно треть всего федерального долга США. Данные бумаги выпускаются для государственных фондов (включая пенсионный) и местных бюджетов. В России облигации нерыночных займов должны быть рассчитаны на Государственный пенсионный фонд, Резервный фонд, государственные банки, субфедеральные и муниципальные бюджеты.

Предложенные меры позволят, на наш взгляд, снизить темпы роста совокупного национального долга. Так, создание системы пороговых значений в области СНД и использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для погашения внешнего госдолга даст возможность уменьшить долговую нагрузку на экономику. Выпуск облигаций сберегательных и нерыночных займов позволит снизить эмиссию ОФЗ и стабилизировать рынок внутреннего госдолга. В целом указанные меры дадут возможность в большей степени синхронизировать темпы роста долга и темпы роста ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.