Научная статья на тему 'Государственный кредит и государственный долг России'

Государственный кредит и государственный долг России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7230
961
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА / ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакова О.Н., Лыкова Т.К.

Обоснована роль и значение государственного кредита для Российской экономики, проанализирована динамика государственного внешнего и внутреннего долга, сформулированы проблемы управления госдолгом и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный кредит и государственный долг России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 336.27

О.Н. Пакова

к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита,

Т.К. Лыкова

студент направления подготовки «Экономика»

ФГАОУ ВО

«Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Российская Федерация

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ

Аннотация

Обоснована роль и значение государственного кредита для Российской экономики, проанализирована динамика государственного внешнего и внутреннего долга, сформулированы проблемы управления госдолгом и пути их решения.

Ключевые слова

Функции государственного кредита, внутренний долг, внешний долг, управление государственным долгом.

В современных условиях в решении проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное место принадлежит государственному кредиту

Рассматривая государственный кредит как сложную экономическую категорию, следует отметить, что он находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, при этом совмещая их отличительные особенности. Характеризуя государственный кредит с точки зрения финансов, следует отметить, что он занимает важное место в системе финансовых отношений, вобрав в себя их механизмы, направления и аспекты.

С другой стороны, государственный кредит, сохраняя основные свойства кредита, основывается на следующих принципах кредитования: срочность, платность (возмездность), возвратность, обеспеченность, целевая направленность государственных кредитных средств, добровольность.

Сущность государственного кредита реализуется в трех основных функциях: распределительной, регулирующей и контрольной. Распределительная функция государственного кредита позволяет осуществить перераспределение денежных ресурсов в соответствии как с необходимостью поддержки конкретных направлений социально-экономической деятельности, так и с потребностями экономики в целом. Регулирующая функция проявляется в воздействии государства на денежное обращение, производство, занятость, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Контрольная функция обусловлена как самой природой кредита, так и функциями государства.

Государственный кредит подразделяется на внешний (международный) и внутренний. Внутренний государственный кредит получает преимущественное развитие в сравнении с внешним, так как основная доля расходов государства реализуется в национальной валюте. Однако в современных условиях международного разделения труда, активной взаимопомощи государств, обмена научно-техническими достижениями и технологиями способствуют развитию международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте.

Внешний (международный) государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.

Следует отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами.

В соответствии со ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации правительство реализует управление государственным долгом [1]. С целью оптимизации управления осуществляется разработка программ государственных внешних и внутренних заимствований (таблица 1).

Таблица 1

Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

01.01.1993 г. 3,57 0,08

01.01.1994 г. 15,64 0,33

01.01.1995 г. 88,06 2,14

01.01.1996 г. 187,74 7,46

01.01.1997 г. 364,46 17,24

01.01.1998 г. 490,92 3,47

01.01.1999 г. 529,94 0,88

01.01.2000 г. 578,23 0,82

01.01.2001 г. 557,42 1,02

01.01.2002 г. 533,51 0,02

01.01.2003 г. 679,91 8,62

01.01.2004 г. 682,02 5,58

01.01.2005 г. 778,47 12,93

01.01.2006 г. 875,43 18,86

01.01.2007 г. 1064,88 31,23

01.01.2008 г. 1301,15 46,68

01.01.2009 г. 1499,82 72,49

01.01.2010 г. 2094,73 251,36

01.01.2011 г. 2940,39 472,25

01.01.2012 г. 4190,55 637,33

01.01.2013 г. 4977,90 906,6

01.01.2014 г. 5722,24 1289,85

01.01.2015 г. 7241,17 1765,46

01.01.2016 г. 7307,61 1734,52

По данным Министерства финансов Российской Федерации, государственный внутренний долг России на первое ноября 2016 г. составляет 7 422 921,1 млн. руб., в том числе:

- государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составляет 5 909 597, 801 млн. руб.;

- государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации составляют 1 513 323, 2 млн. руб. [2].

Внешний долг представляет собой часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящуюся на иностранных кредиторов. В 1985 г. внешний долг СССР был равен 22,5 млрд. USD, в 1991 г. — 65,0 млрд. USD. Внешний долг России, включая долг СССР, на 1 января 2003 г. составлял 124,5 млрд. USD.

Динамика внешнего долга приведена на рисунке 1.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) на первое ноября 2016 г. составил 51 442,1 млн. USD [2].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070

70 Внешний государственный долг России (в млрд. долларов)

60 50 -

40 30 20 10 0 — I ■ ■

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1 Внешний государственный долг России (в млрд. долларов) 1

Рисунок 1 - Динамика внешнего государственного долга России

Наибольшая задолженность в структуре государственного внешнего долга России отмечается по внешним облигационным займам, она составляет 37 636,8 млн. USD, наименьшая задолженность - по облигациям внутреннего государственного валютного займа, она равна 5,3 млн. USD.

В ходе управления государственным долгом между заемщиком и кредитором могут быть достигнуты следующие соглашения: о новации; конверсии; унификации; консолидации; реструктуризации.

Следует отметить, что в последние годы в странах с развитой экономикой наметилась тенденция передачи оперативного управления государственным кредитным долгом негосударственным структурам, представляющим собой более эффективные и мобильные рыночные институты. Так, в Германии, Португалии, Ирландии и Австрии долгами государства занимается частная инвестиционная компания, а не Центральный банк.

Создание единой системы управления государственным долгом с учетом соотношения величины внутренней и внешней задолженности с ресурсами страны позволит осуществлять активную долговую политику, диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности, реализация которых обеспечит целостное и эффективное управление государственным кредитом и государственным долгом.

Список использованной литературы:

1. Информационно-правовая система Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www .consultant .ru.

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru.

© Пакова О.Н., Лыкова Т.К., 2017

УДК 336

Е.С. Рылова

студентка 3 курса кафедры корпоративных финансов и управления, Новосибирский государственный университет экономики и управления,

г. Новосибирск, Российская Федерация

СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье инвестиции рассматриваются как важнейшее условие эффективности национальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.