Научная статья на тему 'Пути структуризации крупных кварталов исторической части Москвы с коррекцией градостроительных ошибок'

Пути структуризации крупных кварталов исторической части Москвы с коррекцией градостроительных ошибок Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структуризация / крупные кварталы / плотность улично-дорожной сети / градостроительные нарушения / уплотнение застройки / транзитные проезды / structuring / large quarters / density of the road network / urban planning failures / building compaction / transit

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сиротин Владислав Ильич

В статье рассмотрен ход структуризации исторической части Москвы, описываются стратегии развития территорий крупных кварталов, которые содержат элементы пагубного градостроительного вмешательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of structuring large quarters of the historical part of Moscow with the correction of urban planning failures

The article examines the course of structuring the historical part of Moscow, describes the development strategies of the territories of large quarters, which contain elements of destructive urban planning intervention.

Текст научной работы на тему «Пути структуризации крупных кварталов исторической части Москвы с коррекцией градостроительных ошибок»

В. И. Сиротин 10.24412/cl-35672-2022-1-0019

V. I. Sirotin

Пути структуризации крупных кварталов исторической части Москвы с коррекцией градостроительных ошибок

Ways of structuring large quarters of the historical part of Moscow with the correction of urban planning failures

Ключевые слова: структуризация, крупные кварталы, плотность улично-дорожной сети, градостроительные нарушения, уплотнение застройки, транзитные проезды.

Keywords: structuring, large quarters, density of the road network, urban planning failures, building compaction, transit. Аннотация: В статье рассмотрен ход структуризации исторической части Москвы, описываются стратегии развития территорий крупных кварталов, которые содержат элементы пагубного градостроительного вмешательства.

Abstract: The article examines the course of structuring the historical part of Moscow, describes the development strategies of the territories of large quarters, which contain elements of destructive urban planning intervention.

Проблема больших кварталов и коррекция содержащихся в них градостроительных ошибок предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

- структуризация крупных кварталов с их возможным делением;

- снижение влияния фигурантов градостроительных экспансий на окружение.

Сегодняшнее положение планировочной структуры Москвы стоит рассматривать, базируясь на закономерностях ее градостроительного развития. Из-за отмены частной собственности в советский период было остановлено естественное уплотнение города, основанное на имущественных правах отдельных домовладений как единиц развития городской ткани и сопровождавшееся делением кварталов и их структурированием. Средняя плотность застройки в начале XX века доросла естественным путем до 12 тыс. м2/га, затем город уплотнялся искусственно, причем уплотнение происходило неравномерно и непропорционально возможностям кварталов. При увеличении плотности среды не уплотнялась транспортная сеть - процесс уплотнения улично-до-рожной сети (УДС) был остановлен революцией 1917 года на рубеже 9,3 км/км2 (схема 1). Поэтому обеспеченность УДС Москвы в два-три раза ниже, чем у любого другого европейского столичного города, что уже фигурировало во многих градостроительных исследованиях.

Совокупность идеологических составляющих социализма, отсутствие правовой градостроительной базы и рынка недвижимости стали причиной малой плотности, несовершенной и редкой транспортной системы, огромных площадей кварталов и низкого качества благоустройства дворовых территорий, которые не имели конкретного собственника. В советское время и постсоветский период был допущен целый ряд ошибок по внедрению несоразмерных объектов и сооружений, нарушающих масштаб существующей застройки и различные формы коммуникаций в исторической части города. В ходе такого укрупнения происходила утрата старомосковских приемов размерности при формировании среды, нарушалась ее целостность и ориентация человека в новом пространстве. В глубине кварталов возникли новые функции, которые являются трудно-

доступными и выпадают из функционального профиля и контекста застройки.

Анализ центральной части Москвы позволил выявить и систематизировать ряд градостроительных нарушений, требующих исправления:

- глухое, непроницаемое экранирование видов;

- неоправданный отступ от красной линии;

- несоразмерность внутриквартального масштаба человеку;

- укрупнение застройки внутри квартала;

- нарушение естественных коммуникационных связей.

Вышеописанные проблемы крупных кварталов уже не раз поднимались на градостроительном уровне. Требуется переосмысление взаимодействия капиллярной и распределительной сетей города с возможным транспортным делением и последующим уплотнением с переходом к структурированной квартальной застройке. Это также подразумевает под собой коррекцию чрезмерного влияния укрупненных объектов на их окружение.

Схема 1. График зависимости плотности застройки от плотности УДС

Практика

105

В ходе исследования жилых кварталов центра Москвы сделана подборка 10 крупных кварталов (от 8 до 17 Га), содержащих наиболее показательные примеры пагубного вмешательства в городскую ткань. На примере этих кварталов демонстрируется концепция структуризации и уменьшения влияния ошибок при оперировании крупным элементом в исторической среде (схема 2).

В качестве наиболее показательного участка детально рассмотрен квартал на Долгоруковской, площадью 16.8 Га. Данный крупный квартал ранее обладал более богатой городской структурой. Согласно «Атласу столичного города Москвы» 1852 года А. Хотева, территория была представлена множеством мелконарезанных отдельных домовладений, с проходящим по диагонали Косым переулком. Впоследствии переулок был перегорожен протяженным цековским домом 1986 года постройки, укрупнившим масштаб по отношению к человеку и нарушившим трассу Косого переулка в структуре города. Здание было поставлено с большим неоправданным отступом от красной линии, что стало причиной крайне неэффективного использования этой территории сегодня. Наряду с этим, значительный элемент градостроительного нарушения в виде многофункционального комплекса «Оружейный» создает ряд дополнительных проблем как транспортно-инфраструктурных, так и объемно-пространственных. Появление огромного бизнес-центра увеличило нагрузку на несовершенную транспортную систему и разрушило существовавшие перспективы и красные линии со средовой точки зрения. Объем выделяется своим крупным корпусом и несоразмерным масштабом среди исторической застройки.

Предлагаемая концепция структуризации предусматривает два этапа и заключается в следующем: первый этап предполагает поквартальное транспортное «дренирование» и переосмысление транзитных перемещений внутри квартала, что на втором этапе позволяет обеспечить обслуживание внутренних территорий и частично уплотнить «рыхлую» существующую застройку, зафиксировав новые проезды строительными объемами (схема 3). Диаграмма уплотнения демонстрирует приращение в 26%, чем достигается нормальная плотность в 23.0 тыс. м2/га. Плотность УДС квартала с 7 км2/км возрастает почти в три раза до 18 км/км2. Согласно нормативам, на прибавленное население потребуется дополнительно 85 мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях. Предполагается проектирование 4 встроенных детских садов. Структуризация данного квартала предусматривает создание его вну-триквартальной целостности в рамках единого ансамблевого построения внутренней улицы с возникающими на ней зданиями и объектами обслуживания.

При решении проблем крупных неструктурированных пространств, включающих объекты очевидных градостроительных нарушений, и несовершенств улично-дорожной сети требуется комплексное рассмотрение транзитных перемещений вокруг квартала и его сре-довой масштабности.

В качестве основных приемов организации структурированной квартальной застройки в существующем контексте могут выступать:

- различные варианты оперирования «малым блоком» в виде односекционных домов разнообразных конфигураций, совмещающих жилые и общественные функции;

Схема 2: а - Классификация градостроительных нарушений; б - 10 крупных кварталов исторической части Москвы

- введение промежуточного градообразующего масштаба для снижения воздействия градостроительных экспансий на историческую среду;

- «местное» поднятие уровня земли с размещением обслуживающих объектов для разделения общественных и приватных зон квартала;

- прокладка новых проездов с перераспределением движения по разным сторонам периметра квартала, разделение транспортных и пешеходных потоков.

Схема 3. Структуризация квартала на Долгоруковской

В ходе уплотнения территорий возникают городские мизансцены - оформленные сюжеты, создающие интерес и богатство городской ткани. Дифференциация территорий помогает создать гуманизированную среду, а внутриквартальная застройка формирует участвующие в структуре города улицы как новые полноценные общественные пространства. Результаты проводимого исследования могут позволить сформулировать методы и пути структуризации кварталов, а также разработать рекомендации к проектированию с новыми требованиями к жилым, общественным зданиям и благоустройству.

Список цитируемой литературы:

1. Белоусов, В. Н. Генеральному плану реконструкции Москвы - 70 лет / В. Н. Белоусов // Архитектура и строительство Москвы. - 2005. - № 4.

2. Бокова, А. Формируя городскую ткань: Будущее жилой единицы / А. Бокова // Проект Россия. - 2009. - No 52.

3. Гутнов, А. Э. Эволюция градостроительства / А. Э. Гутнов. -Москва : Стройиздат, 1984.

4. Кожаева, Л. Ю. Морфотипы застройки - в теории и на практике / Л. Ю. Кожаева // Архитектурный вестник. - 2011. - № 2.

5. Юдинцев, В. П. Москва в точке перехода: Анкета «АВ» / В. П. Юдинцев // Архитектурный вестник. - 2010. - № 6(117).

6. Юдинцев, В. П. «Невидимый город» / В. П. Юдинцев // Архитектурный Вестник. - 2022. - №1(182).

7. L'amenagement de l'est de Paris // Paris Projet /Num. 27.28. -Paris, 1987.

С. Р. Сунгатуллин, К. А. Щербакова 10.24412/cl-35672-2022-1-0020

S. R. Sungatullin, K. A. Shcherbakova

Исследование градостроительного потенциала Московской агломерации Research the potential and need of the development of the Moscow agglomeration

Ключевые слова: городская агломерация, мегаполис, городской потенциал, ткань и каркас, стратегия развития, грузовой двор.

Keywords: urban agglomeration, metropolis, planning potential, fabric and frame,development strategy, freight yard. Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей пространственного развития Московской агломерации, рассматривается потенциал ее развития, а также возможные принципы формирования нового мастер-плана мегаполиса.

Abstract: The article considers the characteristics of the spatial development of Moscow agglomeration, the potential and need of the development and possible principles of formation of a new master plan for the metropolis.

Человеческий капитал - глобальный фактор, влияющий на вектор прогресса любой агломерации мира, поэтому гонка за умы стала главной во влиянии на городское планирование.

Рассматривая термин «человеческий капитал», хотелось бы отметить, что это нематериальный актив, находящийся в центре глобальной мировой стратегии развития, и он относится к экономической ценности, включающий в себя такие активы, как: образование, обучение, интеллект, навыки, здоровье и другие ценности, в которые люди инвестируют и которые накапливают на протяжении всей своей жизни. Именно

они способствуют реализации их собственного потенциала в качестве продуктивных членов общества. Без укрепления собственного человеческого капитала крупнейшие мировые агломерации и страны в целом не способны достичь устойчивого развития и быстрого экономического роста. Впоследствии у них может не быть рабочей силы, подготовленной для высококвалифицированных рабочих мест, что помешает эффективной конкурентной борьбе в мировой экономике. Бездействие в борьбе за человеческий капитал может привести к серьезным последствиям в экономическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.