М.Е. Сергеева DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10082
M.E. Sergeeva
Регенерация исторических кварталов на примере города Костромы Regeneration of historical quarters on the example of the city of Kostroma
Ключевые слова: кварталы исторической застройки; морфотип; реконструкция. Keywords: blocks of historic buildings, morphotype, reconstruction.
Аннотация: В статье изучены основные морфотипы города Костромы. Сформулированы основные проблемы исторических кварталов города. Предложены принципы и приемы реконструкции и уплотнения исторического квартала без искажения существующей исторической среды.
Abstract: The article examines the main morphotypes of the city of Kostroma. The main problems of historical quarters of the city are formulated. The principles and techniques of reconstruction and compaction of the historical quarter without distorting the existing historical environment.
Тема уплотнения и застройки исторических городов давно является важной проблемой в градостроительстве. Все чаще из-за повышенных требований к наиболее эффективному использованию исторических центральных территорий застройщик в погоне за максимальной прибылью от построенного здания допускает самые грубые ошибки, которые приводят к искажению и уничтожению уникальной среды города. Если в крупных городах это как-то регулируется, то наиболее уязвимыми в этом процессе оказываются именно территории исторических центров небольших провинциальных городов. Тенденция к искажению их исторического облика говорит о необходимости формирования нового подхода при проектировании и реконструкции кварталов.
Город Кострома - это старинный русский город, входящий в состав Золотого кольца России. Он расположен у впадения р. Костромы в р. Волгу. Это уникальный город, который сохранил свою историческую планировку представляющую собой радиально-веер-ную структуру, полученную в XVIII веке от «Комиссии о каменном строении». Также он содержит большое количество сохранившихся памятников культурного наследия XVII-XVIII веков. Сегодня вся эта территория относится к зоне охраны исторического центра г. Костромы, которая в свою очередь содержит три зоны, на которых действуют определенные регламенты при строительстве.
Для успешной реконструкции кварталов Костромы, находящихся в исторических зонах, была проанализирована существующая городская среда и по итогам анализа составлена карта морфотипов застройки 1 (рис. 1).
Кварталы города, находящиеся в этих зонах, имеют достаточно пеструю структуру внутреннего наполнения и содержат дома и строения, принадлежащие к различным эпохам, вследствие чего выстраивание единой универсальной классификации морфотипов оказалось сложным.
Было выявлено, что основная часть исторического центра города - это в основном частная дисперсная застройка (рис. 1), основу которой составляют несколько типологий жилых домов:
1 Морфотип - это эволюционно сложившаяся разновидность
планировочно-пространственной организации городской застройки. Впервые это понятие было введено в 1980-х годах в работах В.П. Юдинцева, А.Э. Гутнова и Л.Б. Кожаевой.
- купеческие дома-усадьбы XVIII-XIX вв. (каменные и деревянные) и доходные малоэтажные дома (деревянные и кирпичные), являющиеся архитектурным наследием, большая часть которых находится на стадии разрушения. Памятники культурного наследия разбросаны по всей территории зоны Охраны исторического центра города Костромы и являются основным ценностным каркасом;
- деревянные дома XX в.;
- современные дачные дома и коттеджи;
- многосекционные малоэтажные дома современного строительства (от 3-5 этажей), чаще всего построенных точечно.
Элементы «слипания» малоэтажного старокостромского морфотипа встречаются единично в самом центре города и представлены в основном каменными усадьбами со служебными зданиями XIX века. Автором зафиксировано, что город Кострома находится практически на начальном этапе капиталистического развития.
Помимо вышеперечисленных типологий жилых домов в Костроме также находятся дома советского строительства (1922-1991 гг.). Их отличает укрупненная пространственная планировка квартала, которая соответствует монотонности и невыразительности внешнего облика домов. К этому типу относятся панельные, кирпичные и крупноблочные дома от 5-9 этажей, дома «сталинского» классицизма, деревянные и каменные двухэтажные бараки, построенные при заводах 1930-х годов.
Зеленым цветом (рис. 1) обозначена современная многоэтажная застройка, тяготеющая к пространственной организации по типу советской, но характеризующейся еще большей укрупненностью квартала.
Также на карте города была выделена еще одна особая зона, в которую входят многие из вышеперечисленных типологий домов. Она представляет собой контрастно-этажную застройку. Отличается от предыдущих тем, что рядом с частным сектором возводятся дома с минимальным количеством этажей от девяти.
На основе изученных морфотипов и типологий жилой застройки были сформулированы основные проблемы исторических кварталов города:
1) Рыхлость кварталов.
Средний размер квартала г. Костромы составляет 5,3 га, средняя плотность 5150 м2/га. Из-за низкой
плотности происходит вторжение в историческую среду, вследствие чего искажается ее облик в виде резкого завышения этажности и не соблюдения сложившейся структуры квартала (оптимальные подъезды к домам, размер домовладений и пр.), которая была потеряна после событий 1917 года.
2) Аварийное состояние деревянной застройки. Дачные дома внутри города.
Большая часть частного сектора доведена до состояния трущоб и не имеет даже подведенной канализации. Большинство деревянных домов имеет срок жизни более 85 лет, что приводит к образованию грибка и плесени, вследствие чего эти дома становятся не пригодны для жизни человека.
Из всех представленных морфотипов именно желтая зона, которая занимает наибольший процент на карте, является наиболее привлекательным резервом ин-
весторов для строительства новой крупномасштабной застройки. Она содержит большое количество частных деревянных строений, которые могут легко выкупаться девелоперами.
3) Потеря культурного наследия.
События 1917 года привели к тому, что градостроительный комплекс застройки центральной части г. Костромы уже понес значительные потери. Наиболее существенной из них было уничтожение почти всех церквей и часовен, расположенных в центральной территории. В 1920-х годах были снесены Георгиевская и Вознесенская церкви. В разные годы были снесены и другие храмы. В результате город лишился ценнейших памятников культурного зодчества ХУП-Х1Х веков, а панорама Костромы была значительно обеднена, утратив почти все вертикальные доминанты.
Рис. 1. Карта морфотипов Костромы
В настоящее время ситуация с сохранением культурного наследия Костромы не стала лучше. В городе существует немалое число памятников, которые уже превратились в руины, а огромное их количество требует немедленной реставрации. Только в отличие от варварского разорения архитектурного наследия в XX веке, исчезновение исторической ценности в наше время происходит медленно и постепенно, но неуклонно.
4) Крупномасштабность.
Постепенное заполнение «внутриквартальных» пустот происходит в основном в крупномасштабной семи-девятиэтажной застройке, резко диссонируя со сложившимся обликом окружения. Даже при установленных нормах ограничения этажности в городе Костроме есть примеры игнорирования правил землепользования и застройки. Такие зоны обозначены на карте как «контрастно-этажные». Они являются вторым «искушающим» резервом для «вторжения» новой высотной застройки.
5) «Расползание» города.
В 2014 г. на генеральном плане Костромы от 2008 года были утверждены новые зоны под новую жилую застройку, в основном расположенные в Заволожье (на правом берегу реки Волги) на периферии города Костромы. Это вызвало сильное беспокойство граждан. Вместо использования огромных резервов, существующих в центре города, идет «расползание» территорий и «отрезание» людей от центральной части, где находится основное количество рабочих мест.
Автором были выбраны два квартала с различными характеристиками, наиболее характерными для Костромы, и на основе их разработаны принципы и приемы их реконструкции.
Первый квартал находится в самом центре города в зоне историко-архитектурной заповедной территории, на которой действуют особые правила землепользования и застройки с ограничением этажности до пяти этажей. Это исторически насыщенное архитектурными памятниками место, не имеющее четкой внутриквартальной структуры. Площадь участка равна 5,6 га. Квартал имеет 16 памятников культурного наследия регионального значения, один из которых находится на стадии разрушения. Здесь находятся частные деревянные дома, построенные еще в начале XX века, часть из них постепенно разрушается. Внутренняя структура квартала постепенно застраивается жилой малоэтажной многосекционной застройкой, которая полностью игнорирует исторически сложившуюся структуру квартала. Плотность квартала составляет 5 895 м2/га, 8 существующей жилой застройки - 12 110 м2.
Задача заключалась в том, чтобы, не меняя масштабность, но уплотняя улично-дорожную сеть, найти подходы для реконструкции и уплотнения квартала.
В Костромском государственном историко-архитек-турном и художественном музее-заповеднике была найдена карта 1847 года с придомовыми участками, по которой можно проследить развитие до событий отмены частной собственности.
При работе в зонах Охраны исторического наследия необходимо уходить от крупномасштабного типового строительства и применять исключительно индивидуальные проекты.
Первым этапом квартал делится новой УДС на более мелкие по 0,3-0,6 га. При этом происходит сгущение улично-транспортной сети. Формируются дворы разной степени открытости, что обеспечивает их приватность. Передний фронт квартала, который в основном содержит памятники культурного наследия максимально сохраняется, где нужно уплотняется в основном блокированными двух-трехэтажными домами с соблюдением красных линий. Застройка для нового строительства в основном использует второй фронт, - это односек-ционные дома с максимальной этажностью до пяти этажей. Пластика домов при этом должна быть кратна размеру квартиры или комнаты, а не только секции. Благодаря этому мы получаем застройку более сомасштаб-ную размеру памятников культурного наследия (рис. 2).
Детские сады располагаются в первых этажах или пристроенных к жилому дому зданиях и рассредоточены по всему кварталу на более мелкие, чем принято сегодня. Площадь на 1 ребенка в условиях реконструкции берется 25 м2, максимальное количество групп в детском саду не более трех, с количеством детей в одной группе 12-15 человек. Благодаря уменьшенным детским садам возможно сделать более дробную городскую среду и не занимать ими целый квартал. Также такие маленькие группы способствуют меньшей заболеваемости детей.
В первых этажах, где нет детского сада, располагаются магазины, кафе, различные объекты инфраструктуры. Ранее квартал имел только один небольшой продуктовый магазин. Инфраструктура обслуживания становится рассредоточенной по всему кварталу, а не только по его периметру.
Все парковочные стоянки для постоянного хранения автомобилей вытесняются из внутренних пространств дворов и «убираются» в подземные стоянки, расположенные почти под всеми новыми зданиями, исключая пространство под детскими садами.
Итоговая плотность квартала с новыми проектируемыми домами составляет 9 134 м2, площадь новой жилой застройки вместе с существующей равна 30 208 м2. Итоговое число жителей квартала - 836 человек.
Рассмотрим второй реконструируемый квартал в зоне контрастно-этажной застройки. По Правилам землепользования и застройки г. Костромы максимальное количество этажей на данной территории - девять. Общая площадь квартала равна 4,8 га. Существующая плотность равна 7084 м2/га. Жилая площадь составляет 24 479 м2. Данный квартал сочетает в себе типовую жилую застройку от 5 до 9 этажей, на фоне частного сектора, который занимает четверть территории. Помимо этого, в центре данного участка находятся четыре деревянных барака постройки 1930-х годов.
Первым этапом является членение квартала на более мелкие подкварталы площадью 0,4-0,6 га. Далее заполняются «пустоты» новой жилой застройки, куда из дере-
Рис. 2. Реконструируемый квартал в исторической среде
Существующая застройка
Рис. 3.
вянных бараков переселяются жители. Именно территория отживших бараков является потенциально опасным участком, который подвергается сносу с последующей застройкой крупномасштабными зданиями.
Частный сектор имеет территорию домовладений, которая не позволит, постепенно выкупая территорию, застраивать ее крупномасштабными домами. Поэтому именно он является вторым резервом для нового строительства.
На месте частного сектора автором предлагаются блокированные и секционные жилые дома до 7 этажей. В результате итоговая жилая площадь составляет 46 934 м2. Число жителей - 1300 чел. В первых этажах секционных домов располагаются детские сады, общая площадь которых составляет 2 470 м2, где на 1 ребенка необходимо 35 м2.
Итоговая плотность квартала составляет 13 150 м2. Площадь жилого фонда - 46 940 м2.
В ходе исследования было выявлено, что большинство провинциальных городов находятся только на первой начальной стадии развития: малые города имеют достаточно рыхлое внутреннее наполнение кварталов, в основном дисперсную застройку. Это способствует варварскому внедрению девелоперов внутрь исторической среды.
Было доказано существование потенциала развития города за счет внутреннего наполнения исторических кварталов, вместо развития периферийных районов «коробками» массового строительства.
Предлагаемая в данном исследовании методика проектирования кварталов исторической части Костромы опирается на следующие составные моменты:
1) Устанавливается типология кварталов исторической Костромы по основным признакам: зоне исторического наследия и по форме вторжения в дисперсную застройку.
2) Реконструирование квартала происходит уплотнением от дисперсной частной застройки к «слипшимся» многоэтажным или малоэтажным (в зависимости от правил регулирования застройки) фрагментам квартально-периметральной застройки. (Это то наследие, что досталось Костроме от начала капиталистического развития.)
3) Сгущение улично-дорожной сети как основы для последующего структурного освоения квартала. Для
трассировки новых проездов используются уже существующие проезды и проходы между домами, которым впоследствии может быть придан статус городских переулков и тупиков. Это повышает коммуникативность квартала как основы для будущей застройки.
4) Закрепление внутренней УДС квартала домами. Застройка происходит по системе малого блока с переменной этажностью, - это характерно для всех типологий кварталов. Пластика домов должна быть кратна квартирам и комнатам.
5) Важнейшим моментом, способствующим уменьшению сомаштабной среды, являются детские сады, встроенно-пристроенного типа, которые не требуют отдельного внутриквартального пространства. Максимальное число детских групп до трех. Для малых городов является важным наличие дворов и малых детских учреждений, - это система контроля за детьми и развитие коммуникативности с соседями.
6) Использование подземных парковок под новым строительством, в целях исключения хранения автомобилей в дворовых пространствах. Обеспечение максимальной безопасности для жителей квартала.
В итоге, мы восстанавливаем историческую структуру при частном или полном ее отсутствии, сохраняем исторический облик квартала, получаем уютные пешеходные дворы и создаем полноценную среду в пластически богатом и сомаштабном человеку дворе.
Список цитируемой литературы:
6. Белоусов В.Н. Реконструкция центров исторических городов: Сов.-фр. науч.-техн. сотрудничество / В.Н. Белоусов [и др.], Ж. Шабо [и др.]; Центр. н.-и. и проект. ин-т по градостроительству, М-во градостроительства, жилища и трансп. Франции, Техн. упр. по градостроительству. - Москва: Стройиздат, 1987. - 223 с.: ил.
7. Кожаева Л.Б. Морфотипы застройки - в теории и на практике / Л.Б. Кожаева. - Текст: электронный // Архитектурный вестник. - 2011. - №2(119). - URL: https://archi.ru/ press/russia/37667. - №4(121). - URL: https://archi.ru/press/ russia/39489/morfotipy-zastroiki-v-teorii-i-na-praktike-chast-2 (дата обращения: 17.04.2020).
8. Юдинцев В.П. Квартал на Цветном бульваре. Опыт внеидео-логической реконструкции / В.П. Юдинцев // Архитектурный вестник. - 1996. - №3.
9. Юдинцев В.П. Что это было и куда грести? / В.П. Юдинцев. -Текст: электронный // Архитектурный вестник. - 2010. -№2 (113). - URL: https://archi.ru/press/announce_present. html?id=350. - №4(115). - URL: https://archi.ru/press/announce_ present.html?id=363 (дата обращения: 15.04.2020).
Ю.А. Лобастова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10083
Yu.A. Lobastova
Поиск новых решений для реабилитация жилой среды в городах России на примере Великого Новгорода
The search for new solutions for the rehabilitation of the living environment in Russian cities using the example of Veliky Novgorod
Ключевые слова: жилая среда, двор, городское сообщество, контекст, жилая территория, Великий Новгород, плотность, общественное пространство.