Научная статья на тему 'От энтропии реновации к градостроительной структуризации. Пространственный симбиоз транспортной системы города и городской ткани'

От энтропии реновации к градостроительной структуризации. Пространственный симбиоз транспортной системы города и городской ткани Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
101
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история градостроительства / градостроительная реконструкция / транспортные коридоры / транспорт будущего / ткань и каркас / большие ансамбли / градостроительные линейные структуры / history of urban planning / urban reconstruction / transport corridors / transport of the future / fabric and frame / large ensemble / urban linear structures

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.К. Моргунов, С.Ф. Муратов, А.Д. Алексеев, П.А. Гук

Статья посвящена анализу пространственной структуры города с позиций дуальной пары ткань-каркас и сопоставлению провокативных проектов, увеличивающих потенциал неоднородности городской ткани и ее структурированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — А.К. Моргунов, С.Ф. Муратов, А.Д. Алексеев, П.А. Гук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the entropy of renovation to urban structuring. Spatial symbiosis of the city's transport system and the urban fabric

The article analyzes the spatial structure of the city from the point of view of the dual pair fabric frame and compares provocative projects that increase the potential of heterogeneity of the urban fabric and its structure.

Текст научной работы на тему «От энтропии реновации к градостроительной структуризации. Пространственный симбиоз транспортной системы города и городской ткани»

А.К. Моргунов, С.Ф. Муратов, А.Д. Алексеев, П.А. Гук DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0014

A.K. Morgunov, S.F. Muratov, A.D. Alekseev, P.A. Guk

От энтропии реновации к градостроительной структуризации. Пространственный симбиоз транспортной системы города и городской ткани

From the entropy of renovation to urban structuring. Spatial symbiosis of the city's transport system and the urban fabric

Ключевые слова: история градостроительства, градостроительная реконструкция, транспортные коридоры, транспорт будущего, ткань и каркас, большие ансамбли, градостроительные линейные структуры. Keywords: history of urban planning, urban reconstruction, transport corridors, transport of the future, fabric and frame, large ensemble, urban linear structures.

Аннотация: Статья посвящена анализу пространственной структуры города с позиций дуальной пары ткань-каркас и сопоставлению провокативных проектов, увеличивающих потенциал неоднородности городской ткани и ее структурированности.

Abstract: The article analyzes the spatial structure of the city from the point of view of the dual pair fabric frame and compares provocative projects that increase the potential of heterogeneity of the urban fabric and its structure.

Проблемам неоднородности городской ткани градостроительная наука уделяет большое и постоянное внимание. Этой теме посвящено много работ, начиная с докторской диссертации основоположника - Алексея Эльбрусовича Гутнова, закрепившего в научном обороте эти термины, и заканчивая современными «молодыми» докторами, такими как Юрий Михайлович Моисеев, исследующими проблемы взаимоотношений плотности, пустоты и неопределенности.

Как правило, при этом анализируется уже функционирующая городская ткань и делается традиционный вывод: высокий потенциал неоднородности свидетельствует о нормальном устойчивом развитии системы, а низкий - о стремлении к замедлению, энтропии и деградации.

В условиях свободного рынка по умолчанию подразумевается, что регулирование этого процесса осуществляется автоматически рыночными способами, создающими точки роста активности и концентрации характерных для каркаса функций. Более того, в российской градостроительной практике эти постулаты закреплены законодательно. Упоминание об Архитекторе-Градостроителе исключено из посвященного регулированию этой отрасли Градостроительного кодекса. А процессом регулирования плотности и структурированности ткани занимаются девелоперы от стройинду-стрии, напрямую финансирующие чиновников, принимающих решения без учета мнений профессионалов.

При посредстве ПЗЗ, фактически вытеснившего Генеральные планы, они легко добиваются выгодных им решений по увеличению плотности жилой ткани до немыслимых пределов. Развитие инфраструктуры при этом, в значительной степени, ложится на местные бюджеты, которых традиционно на это не хватает. В результате городская ткань стремится к монофункциональной энтропии, сметающей на своем пути все завоеванные социализмом санитарно-гигиенические нормы, да и просто здравый смысл. Застраивается все: транспортные коридоры, ООПТ, сносятся ОКН, детские площадки. При помощи манипуляций с кадастром новые правила позволяют строить здания вплотную друг

к другу перерезая коммуникации, ведущие к другим ранее возведенным объектам. И при этом этот процесс ханжески называется устойчивым развитием.

К счастью, социальные науки дарят нам спасительный циклический круг. Следовательно, есть надежда найти примеры выхода из энтропийного тупика на предыдущих витках цивилизации.

Из истории градостроительства мы знаем, что на протяжении тысячелетий существования городских цивилизаций отданные на откуп рынка города быстро превращались в воплощение хаоса - максимально плотно, насколько позволяла существующая на тот момент технология, застроенную территорию, стремящуюся к энтропийной однородности. Древние ближневосточные, индийские, китайские, средневековые европейские города наглядно свидетельствуют об этом.

И только возникновение иерархических структур в обществе и развитие науки позволяло преобразовать хаотичный город в упорядоченный и противостоять энтропии. Каждая цивилизация противостояла по-своему, но в основе всего были, как правило, линейные структуры: аллеи сфинксов, оси зиккуратов, гипподамова система, кардо и декуманус, их китайские и индийские аналоги, оси и трехлучия классицизма и барокко, линейные города конструктивизма.

Классическим вариантом возникновения новых линейных структур в стремящейся к энтропии ткани города являются преднамеренно созданные уплотнения городских функций и, соответственно, ткани. Яркими примерами такого рода являются объекты из классической истории архитектуры и градостроительства, такие как Римское трехлучие улиц (Дель Бабуино - Корсо -Рипетта), реконструкция Парижа Э. Османом, Венский Ринг, послепожарная реконструкция Лондона Кристофера Рена и другие.

Достаточно широко этот прием распространен и в новое время вплоть до современности: реконструкции Мадрида (арх. А. Сориа-и-Мата), Гавра (О. Пер-ре), Филадельфии; ул. Горького и Новый Арбат в Москве и многие другие. Часто этот прием используется и в студенческих дипломных проектах на кафедре Гра-

достроительства МАРХИ. Ново-Невский канал и проспект в Санкт Петербурге, Новое Калинино в Краснодаре, Уфимская диагональ, Казанская рокада - далеко не полный их перечень.

Интересно, что новые научные исследования изменения плотностных характеристик исторических городов, реконструированных в результате работы комиссии И. Бецкого, показали возможность непреднамеренного возникновения новых более плотных линейных структур в однородной в целом городской ткани Екатерининского города.

Анализ планировочной структуры городов показал, что в центрах крупных городов европейской части России располагаются кварталы индивидуальной жилой застройки, в которой есть проблемы с бытовыми отходами, инженерной инфраструктурой и разнообразием культурных, спортивных, социальных и бытовых зданий. Первоначально предлагалось, что эти проблемы связаны с плохой связанностью кварталов исторического центра в границах второй половины XVIII века с кварталами, достроенными позднее, в советский период. Для поиска решения данных проблем был проведен анализ развития европейских городов того времени, однако это не привело к желаемому результату. Российские и европейские города слишком сильно отличаются друг от друга по ряду характеристик:

Таблица 1

Характеристики представлены в границах городов XVIII века. Взяты средние значения.

Исходя из данной статистики, был сделан вывод, что сравнивать эти образования некорректно. Для того чтобы понять, почему европейские города настолько сильно отличаются от российских, было решено обратиться к истории их развития.

Европейские города развивались постепенно. В раннем Средневековье они представляли собой крупные укрепленные деревни с феодальными отношениями внутри. Жителями города были те же самые крепостные. В крупных городах даже были феодальные системы управления, когда отдельные районы принадлежали разным собственникам (видамам, виконтам, шателе-нам). А сам город являлся крупной деревней, окруженной фортификациями, где «жители распахивают одну

половину города, а в другой живут». Благодаря более безопасной среде, города стали местами сосредоточения промыслов, ремесел и торговли, из-за чего они стали уплотняться в границах своих стен.

К XVI веку европейские города полностью избавились от аграрной деятельности, оставив эти функции деревне. Города стали очагами развития технологий, культуры, науки; ввиду высокого уровня разделения труда, они стали проводниками перехода от феодальной к рыночной экономике.

Внутри российских городов феодальные отношения преобладали до середины XIX века, а некоторые черты сохранялись и до XX века, и соответственно сохранялась средневековая структура города. Несмотря на то, что во второй половине XVIII века для многих городов были разработаны новые генеральные планы, предполагающие создание целостной формы городов, четкой планировочной структуры, основных осей дорог с цельными фронтами улиц, большая часть территорий осталась занятой индивидуальными участками, парцелляция которых в некоторых местах до сих пор остается прежней.

В работе мы рассматриваем крупные города России (в подкатегории от 250 тыс. до 500 тыс. жителей), реконструированные в XVIII веке. Из 39 крупных городов реконструированы были 19, 17 из которых сейчас являются административными центрами. Во всех рассмотренных городах в большей или меньшей мере были обнаружены территории, застроенные индивидуальными жилыми зданиями с прилегающими участками. Зачастую территории такого рода находятся в исторической центральной части города, границу которой можно определить границей города XVIII века. Качество застройки этих территорий неоднородно. В основной массе застройка представлена старыми деревянными зданиями с пристройками, половина перестроена с использование керамических или газобетонных блоков, половина находится в аварийном состоянии. Малая часть застройки этих кварталов отреставрирована, часть перестроена в индивидуальные двух- и трехэтажные дома. За редким исключением территории индивидуальной жилой застройки не благоустроены: дороги, если имеют твердое покрытие, то находятся в неудовлетворительном состоянии, нет разделения уровней автомобильных, пешеходных дорог и общественных озелененных территорий. Также есть ряд проблем с инженерной инфраструктурой. На подавляющей части территорий нет ливневой канализации, а также снабжения горячей водой. Те инженерные сети, которые сейчас действуют, имеют до 60% износа основных фондов, что часто приводит к авариям.

Но у данных территорий есть один неоспоримый «плюс» - это их уровень озеленения. Если не учитывать проблемы с твердыми бытовыми отходами в некоторых городах, то кварталы индивидуальной жилой застройки можно назвать самыми экономичными районами. Города с низкой плотностью застройки, такие как Орел, можно назвать «зелеными» или «городами-садами», так как даже в зонах многоквартирной квартальной застройки уровень озеленения остается высоким.

Показатели Россия Италия Германия

Население (тыс. чел) 30 80 70

Плотность расположения городов (ед./100 кв. км) 0,009 17 20

Плотность улично-дорожной сети (тыс. кв. м/га) 1,3 1,9 2,3

Плотность застройки (тыс. кв. м/га) 6 35 32

Плотность зеленых насаждений (тыс. кв. м/га) 8 1 0,5

Процент общественных озелененных пространств 5% 85% 95%

Процент частных озелененных пространств 95% 15% 5%

Встает вопрос: почему территории в центре города остаются слабо развитыми и не используются городом как новые точки роста? Ввиду обширности территорий России, города располагаются на большом удалении друг от друга и сами занимают большие территории при малой плотности. Первой причиной такого явления можно назвать большое количество свободных территорий. Также можно заметить, что крупные города с большим процентом территорий индивидуальной жилой застройки по большей части находятся южнее Москвы (кроме Чебоксар), что может указывать на их более выгодное положение в вопросе обработки земли.

Города Украины в данной работе не рассматриваются, но если к ним обратиться, то схожие особенности можно найти и там (например, в Днепре, Донецке, Мелитополе, Херсоне, Николаеве и других южных городах). Также в 9 городах были выявлены линейные уплотнения городской ткани, которые идут либо вдоль основных автомагистралей, либо вдоль железных дорог. Такие уплотнения были сформированы еще в XVIII веке и являются характерными чертами генеральных планов, разработанных комиссией Бецкого. Некоторые уплотнения сформированы значительно позднее, в середине и конце XX века, и обусловлены увеличением количества промышленных территорий и жилых кварталов, которые располагались вдоль железных дорог. Взаимодействие их разнообразно. Некоторые линейные структуры шириной в 2-3 квартала, пересекаясь, создают большие зоны плотной застройки, оставляя небольшие «островки» зон частной застройки, некоторые - создают крупные составные линии, перетекающие друг в друга (из железнодорожно-промышленной в автомобильно-историческую и обратно).

Можно сказать, что такая структура городов - естественные уплотнения вдоль основных транспортных артерий и уменьшение плотности к границам города -является характерной для городов южной части России.

Еще один существенный фактор, влияющий на эффективность линейных градостроительных структур, это взаимодействие функциональных и морфологических элементов городской структуры с транспортным каркасом. Взаимодействие транспортной системы города и городской ткани влияет на все аспекты жизни города: выразительность, потенциал, развитие, энергоэффективность. Усложнение транспортной системы города, особенно в периоды взрывного роста и перехода на новые виды транспорта, часто приводит к раз-балансировке гармоничной взаимосвязи морфологии пространства и транспортной функции.

В ранние периоды развития цивилизации в городских пространствах гармонично существовали смешанные функции: перемещение пешеходов, транспорта, торговля, проведение светских и религиозных мероприятий. Рост городов, появление новых видов транспорта, рост интенсивности, снижение экологичности и безопасности обусловили все возрастающую тенденцию к разделению транспорта и других городских функций. Этот процесс, в свою очередь, обусловил снижение интермодальности и связанности с обслуживае-

мыми транспортом функциями, приведя к появлению пространственного разграничения транспортной сети и городской ткани.

Классифицировать взаимоотношения транспортной инфраструктуры с тканью города можно следующим образом:

- Взаимодействие - транспортные коммуникации в одном уровне гармонично соседствуют и обслуживают другие городские функции, являясь равноправным формообразующим участником создания городской среды.

Примеры: традиционные городские улицы и площади.

- Изоляция - транспортные структуры изолированы или дистанцированы от городской ткани и не входят в морфологию города, осуществляя взаимодействие с городской тканью только как транспортный обмен в контактных узлах.

Примеры: эстакады, тоннели, объездные дороги, зеленые ограждающие посадки, перфорированные барьеры.

- Интеграция - транспортная сеть выступает каркасом, обрастающим функциями и пространственно проницаемым, что в свою очередь позволяет данной структуре получить возможность к интермодальности перемещения.

Примеры: многоуровневые многофункциональные транспортные коридоры и интермодальные пересадочные транспортно-коммуникационные узлы.

Требуется создать такую структуру с иерархической системой рационального взаимодействия (на примере структуры металлических канатов с цельным сердечником), но имеющей взаимную проницаемость, для интеграции ее в городскую ткань и рассмотрения ее рентабельности, с целью освоения территорий с неблагоприятными условиями.

Библиография:

1. Бунин А.В. История градостроительного искусства. В двух томах. Том 2: Градостроительство ХХ века в странах капиталистического мира / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - Москва: Стройиздат, 1971. - 412 с.: ил.

2. Глазычев В.Л. Урбанистика. Часть 1 / В.Л. Глазычев. - Москва: Европа, 2008. - ISBN 978-5-9739-0148-6. - URL: http://science. totalarch.com/book/0606.rar (дата обращения: 17.04.2021). -Текст: электронный.

3. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев. - Москва: Мол. гвардия, 1990. - 350 с.

4. Колхас, Р. Мусорное пространство / Рем Колхас; пер. с англ. -Москва: Арт Гид, 2015. - ISBN: 978-5-9905612-1-2.

5. Коротаев В.П. Использование подземного пространства в Москве / В.П. Коротаев // Архитектура и строительство Москвы. - 2009. - №1(543). - C. 40-44.

6. Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. -СПб.: Тип. 2-го Отделения Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Книга чертежей и рисунков: (планы городов). - 1839. - [3], IV с., 416 л. план. // Государственная публичная историческая библиотека России: [сайт]. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/229kniga-chertezhey-i-risunkov-plany-gorodov-1859#mode/inspect/page/5/ zoom/4 (дата обращения: 25.04.2021).

7. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменениями N 1, 2) // Техэк-сперт: Консорциум Кодекс: [справочная система]. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200095524 (дата обращения: 06.12.2020).

8. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями № 1, 2) // Техэк-

сперт: Консорциум Кодекс: [справочная система] - URL:http:// docs.cntd.ru/document/564259464 (дата обращения: 06.12.2020).

9. Швидковский О.А. Многообразие и постоянство красоты / О.А. Швидковский // Эстетическая выразительность города / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. О.А. Швидковский. - Москва: Наука, 1986. - 156 с.: ил.

10. Dazu, G. Franz. Der Dreißigjährige Krieg und das deutsche / G. Franz Dazu. - Stuttgart: Volk, 1974.

11. Erbe, M. Deutsche Geschichte 1713-1790: Dualismus und Aufgeklärter Absolutismus / Michael Erbe. - Stuttgart: Kohlhammer, 1985. - ISBN 3-17-008351-1.

А.Б. Зайцев DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0015

A.B. Zaytsev

Историко-цивилизационный код градостроительства Керченского полуострова Historical and civilizational code of urban planning of the Kerch peninsula

Ключевые слова: Крым, Керченский полуостров, системы расселения, городская среда, эколого-эстетика, сельские поселения, градостроительство.

Keywords: Crimea, Kerch, settlement systems, urban environment, environmental aesthetics, rural settlements. Аннотация: Статья посвящена геоинформационному методу изучения пространственно-временных процессов расселения. На примере Керченского региона рассматриваются важность развития приграничных и исторических центров как ключевых в развитии государства. Исследование базируется на новейших инструментах цивилизационного анализа посредством геоинформационных моделей. Такие исследования могут быть востребованы для принятия решений в сфере культуры, образования и обеспечения безопасности государства. Abstract: The article is devoted to the method of studying space-time processes. On the example of the Kerch region, the article considers the importance of the development of border and historical centers as key in the development of the state. The research is based on the latest tools of civilizational analysis by means of geoinformation models. Such studies can be used for decision-making in the field of culture, education and state security.

К одному из главных направлений современной региональной политики государства можно отнести приоритетное развитие приграничных, в том числе акватори-альных регионов. Они имеют особо важное значение для экономики страны и реализации ее геополитической стратегии. Особым типом охраняемых территорий могут стать исторические регионы. Сохранение отдельных объектов не может быть эффективным без системного регионального подхода. Однако в современном мире их значение приобретает иной смысл и масштаб. От степени сохранности и изученности исторических регионов порой зависит ход мировой геополитики и будущего мира [6].

Имеющая международное и общероссийское значение историко-культурная среда все в большей мере становится не только потенциальным объектом познавательного туризма, но способствует формированию направления развития и укрепления национальной безопасности [5].

Одним из древнейших регионов нашей страны был Крым и, следовательно, Керченский полуостров с древнейшим городом Керчь. Находящийся на «золотой середине Евразии» - на пересечении сухопутных, морских и речных путей, - он стал фокусом транспортных коридоров, которые сходились в Керченском проливе. Связующим звеном отечественной самобытной культуры с древними цивилизациями была Керчь. Поэтому Керченский полуостров - особое пространство, ключевое место на стыке цивилизаций. Именно здесь исторически сложился особый цивилизационный код. В историко-культурном и геополитическом плане данный регион

становится важнейшим международным перекрестком. Его уникальность может стать своеобразной основой для разработки инновационных подходов в исследовании пространственно-временной динамики процессов, таких как миграции, эпидемии, расселение и так далее. К перспективным подходам можно отнести разработку информационных систем моделирования пространственно-временной динамики процессов как уникального опыта [1].

Историческое наследие должно рассматриваться в единой системе целостности страны. Важным становится анализ историко-временного фактора развития. Такой подход к анализу позволит не утратить целостность и исторические связи в освоении территории.

Особого внимания требует разработка методов и подходов цивилизационного анализа и сохранения культурного наследия на глобальном уровне. Отечественная система расселения в ее динамике является культурным достоянием нации.

Базисом развития любой цивилизации является занимаемая ею территория и ее свойства. Судьба народа тесно связана с природными условиями, территориальной структурой системы расселения и качеством обустройства поселений. С освоением новых территорий происходит постепенный процесс приобретения новых условий жизни, элементов материальной и духовной культуры. Наоборот, с потерей территории происходит процесс утраты этих элементов.

В основном социокультурные взаимодействия и процесс развития и трансляции культуры происходит в городской среде. Именно поэтому в Указе президента от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.